Роль это что такое Роль: определение — Психология.НЭС
Ролипрам Роль больного или роль пациента

РОЛЬ

Найдено 17 определений термина РОЛЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Роль

Социальная функция личности; способ поведения, соответствующий общепринятым нормам в зависимости от социального статуса и межличностных отношений, подразумевающий наличие определенных прав и обязанностей, связанных с общественными ожиданиями. К примеру, человек может играть роль отца, учителя, друга или доверенного лица. Жаждая из этих ролей связана со сложившимися представлениями о ней. Иногда роли определяются характером взаимоотношений (врач-пациент, учитель-ученик), а иногда распределяются по договоренности между участвующими сторонами (лидер-последователь, муж-жена).
Оцените определение:

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

РОЛЬ

поведение, которое предписывает человеку занимаемая им социальная позиция. (Словарь, с. 249)

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

РОЛЬ

франц. role) - социальная функция личности; понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т. п.).

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

РОЛЬ

в психологии социальной - социальная функция личности; соответственный принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе отношений межличностных. Понятие роли ввел Д. Мид (-> интеракционизм).

Индивидуальное исполнение роли человеком имеет определенную "личностную окраску", зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли; от ее значимости для него, от стремления больше или меньше соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество ролей определяются многообразием групп социальных, видов деятельности и отношений, в кои включена личность, и ее потребностями и интересами.

Различаются:

1) роли социальные, обусловленные местом индивида в системе отношений социальных - роли профессиональные, социально-демографические и пр.;

2) роли межличностные, определяемые местом индивида в системе отношений межличностных - лидер, отверженный и пр.

Выделяются также роли активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляемые в данной ситуации. Кроме того, различаются:

1) роли институционализованные - официальные, конвенциональные; связаны с официальными требованиями организации, куда входит субъект;

2) роли стихийные - связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

В западной социологии и психологии распространены различные ролевые концепции личности, методологически склонные игнорировать социально-исторические условия, определяющие требования и ожидания к ролевому поведению человека. Порой личность предстает как набор мало взаимосвязанных ролевых масок, определяющих ее внешнее поведение безотносительно ее внутреннего мира, при этом игнорируются своеобразие личности, ее активное начало и целостность.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

РОЛЬ

от франц. role) - социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

Роль

Role) . Набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

Источник: Психологические теории и концепции личности краткий справочник Под ред. Горностай П., Титаренко Т., 2001 г.49

РОЛЬ

Слово, происходящее из раннего французского театра, где ролью назывался рулон бумаги, на котором была написана партия актера. В социальной психологии это обычно относится к любой модели поведения, включающей некоторые права, обязательства и обязанности, которые ожидаются от индивида, которым его обучают и поощряют выполнять в данной социальной ситуации. Фактически можно зайти настолько далеко, чтобы утверждать, что роль человека это то, что ожидается от него другими и в конечном счете после того, как определенная роль будет полностью усвоена и самим человеком. Роли могут иметь довольно разнообразные проявления. Они могут быть кратковременными – например, победитель в игре; они могут быть неопределенными по времени – например ребенок, родитель, супруг; или они могут быть фактически постоянными – например, мужчина, женщина, чернокожий. Этот термин также используется некоторыми специальными способами, как показано в следующих статьях. См. статус и стереотип, которые употребляются таким образом, что их значения пересекаются со значением термина роль.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Роль

паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации.

Источник: Психология общения. Глоссарий по книге

Роль

Role) — набор норм, определяющих, как должны вести себя люди, занимающие определенное социальное положение.

Источник: Социальная психология. Интенсивный курс. Глоссарий по книге

Роль

Role) — Образец действий, ожидаемых от индивида при выполнении имеющей отношение к другим людям деятельности.

Источник: Организационное поведение. Глоссарий по книге

Роль

в социальной психологии)— социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид. Индивидуальное исполнение человеком Р. имеет определенную "личностную окраску", зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной Р., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество Р. определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, с ее потребностями и интересами. Различают Р. социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (Р. профессиональные, социально-демографические и др.), и Р. межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.). Выделяют также Р. активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляющиеся в данной ситуации. Кроме того, различают Р. институционализированные (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности. Н.Н. Богомолова

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

РОЛЬ

фр. rфle) – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе (группе), в системе межличностных отношений. Разнообразие ролей, обусловленное включенностью индивида в состав различных социальных групп, их неравнозначность для индивида порождает ролевой конфликт. В социальной группе Р. м. б. формальными и неформальными. Неформальные Р. членов социальной группы различаются по уровню конфликтности. Наиболее конфликтными являются такие Р., как «организатор», «мастер», «генератор идей», «учитель»; среднеконфликтными – «поборник справедливости», «проходимец», «пересмешник», «критик», «бунтарь», «хранитель традиций»; низкоконфликтными – «миротворец», «исполнитель», «лентяй», «администратор». Эти Р. соответствуют доминирующим целевым ориентациям и стилям поведения их исполнителей в конфликтных ситуациях (Е. Г. Баранов, 1995).

Источник: Словарь конфликтолога

Роль

способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Понятие «роль» и понятие «статус» еще в 1936 году введены и описаны американским психологом Р. Линтоном, который рассчитывал, опираясь на них, построить модель поведения людей в различных ситуациях. Традиционно различают роли социальные, детерминированные положением индивида в обществе в целом и потому являющиеся социальной функцией объективных социальных отношений (эта категория ролевой принадлежности и соответствующей ролевой активности находится в поле зрения, прежде всего, социологии, демографии и т. д.), и межличностные, или групповые роли, обусловленные положением личности в системе межличностных отношений конкретного сообщества (лидер, ведомый, изолянт, среднестатусный и т. д.). Помимо этого, как правило, различают институализированные (либо официальные, формальные, либо «договорные», конвенциональные) роли, а также роли «спонтанные», возникающие в рамках актуально складывающихся неформальных обстоятельств совместной деятельности и общения. Если роль в определенном смысле «безлична», а ролевые предписания неизменны вне зависимости от конкретного носителя роли, то индивидуальным способом ее реализации является ролевое поведение. Именно это понятие характеризует личностные особенности конкретного носителя роли. Ролевое поведение учитывает уникальные индивидуально-психологические характеристики личности и неповторимые конкретные условия реализации ею социальной роли, в которых эта личность функционирует. Сколько исполнителей роли, столько и вариантом ее исполнения.

В зависимости от решаемых задач и методологической базы того или иного направления, либо школы, встречаются самые разнообразные определения понятий «роль» и типологии ролей. В собственно социально-психологических исследованиях, роль чаще всего связывают с установками личности и процессом их изменений. Экспериментально зафиксировано, что роли и установки находятся в соотношении взаимозависимости. С одной стороны, личностные установки обусловливают как процесс ролевого самоопределения (например, индивид может осознанно отказаться от должности, связанной с контролем за другими людьми, поскольку данная ролевая функция противоречит его установкам), так и индивидуальные особенности ролевого поведения (в зависимости от установок индивид в роли руководителя может придерживаться того или иного стиля руководства).

В то же время, если в силу каких-либо причин личность оказывается вынужденной исполнять роль, не отвечающую наличным установкам, это приводит к изменению последних. Ф.Зимбардо и М.Ляйппе описывают ряд экспериментов по изучению изменения установок под влиянием исполнения ролей, проведенных в середине прошлого века И. Джанисом: «В первых исследованиях на эту тему сопоставлялось изменение установок испытуемого в результате произнесения им импровизированной речи в защиту позиции, к которой он первоначально относился негативно, с изменением установок под влиянием прослушивания или чтения стенограммы уже подготовленной речи, из которой следуют такие же выводы. Выяснилось, что в тех случаях, когда речь была импровизированной, когда испытуемые выстраивали ее сами, тенденция к “потеплению” отношения к чужой и изначально неприемлемой установке проявлялась ярче. Это было верно даже тогда, когда студенты колледжа приводили аргументы в пользу призыва студентов на военную службу. Позднее... было проведено исследование, имеющее более прямое практическое значение: как добиться того, чтобы у курильщиков сформировалось более негативные установки по отношению к курению и чтобы в конце концов они вовсе отказались от своей вредной привычки?

Для этого исследования были отобраны студентки колледжа, каждая из которых выкуривала по крайней мере 15 сигарет в день; случайным образом их разделили на две группы: группу разыгрывания ролей и контрольную. Каждую студентку из первой группы просили сыграть роль пациентки: она лечится “от сильного кашля, который никак не проходит” и пришла к врачу уже в третий раз... Во время этого третьего визита она узнает, что у нее обнаружен рак легких и необходима срочная операция... Конечно же, она должна немедленно бросить курить...

Затем были разыграны минипьесы, в которых экспериментатор исполнял роль доктора, а испытуемая выступала в роли женщины, узнавшей, что она может умереть из-за того, что много курит. Студентки из контрольной группы не принимали столь активного участия в исполнении этой малоприятной, даже устрашающей роли, а просто прослушивали магнитофонную запись одного из сеансов активной ролевой игры...»1.

Как выяснилось впоследствии, «по сравнению с испытуемыми из контрольной группы, участницы ролевой игры выражали более глубокую убежденность в том, что курение вызывает рак легких, и опасения, что оно причинит вред их собственному здоровью. Кроме того, участницы ролевой игры уверенно сообщали о своем твердом намерении бросить курить. ... Результаты телефонного опроса, проводившегося через две недели после сеансов эксперимента, показали, что студентки из контрольной группы ежедневно выкуривали на 4,8 сигарет меньше, чем прежде... Но при активном “погружении” в эту ситуацию посредством исполнения роли сила эффекта удваивалась: по сообщениям студенток из первой, «ролевой» группы, они в среднем за день выкуривали на 10, 5 сигарет меньше прежнего»2.

Для понимания характера влияния роли на установки имеет смысл использовать типологию, разработанную С. Дэниэлс на базе ролевой теории Дж. Морено. В рамках данной типологии выделяются три вида ролей, с точки зрения их функциональности и влияния на личность: прогрессивные (функциональные), роли совладания и регрессивные (дисфункциональные).

Прогрессивные, или функциональные роли способствуют не только формированию позитивных установок, но и личностному развитию в целом. При этом они совершенно не обязательно носят внешне привлекательный характер. Так, в приведенном примере отказу от вредной и, более того, смертельно опасной привычки способствовало пребывание испытуемых в эмоционально тяжелой и, попросту говоря, страшной роли онкологического больного.

Роли совладания в наименьшей степени влияют на установки, поскольку, как правило, представляют собой крайне ригидный, доведенный до автоматизма поведенческий паттерн, обычно усвоенный в детстве и направленный на обеспечение, прежде всего, физического выживания индивида. Примером такого рода может быть роль чистоплотного ребенка, который, не дожидаясь родительского напоминания, дважды в день чистит зубы, моет руки перед едой и т. д.

Наконец, регрессивные, или дисфункциональные роли приводят к формированию деструктивных, разрушительных установок, а, в конечном счете, к деградации личности. Более чем красноречивое подтверждение этому было получено в ходе имеющего скандальную известность (был даже снят художественный фильм) эксперимента, проведенного Ф. Зимбардо в 1971 г. в Стэнфордском университете в США. Как пишет Д. Майерс, «Зимбардо, также как многих других, давно интересовал вопрос: являются ли тюремные зверства порождением порочных преступников и злобных охранников или сами роли охранника и заключенного ломают и ожесточают даже жалостливых людей? Приносят ли жестокость в заведение сами люди или же заведение делает людей жестокими?»1.

Для этого Ф. Зимбардо предложил студентам-добровольцам в течение двух недель исполнять роли охранников и заключенных в импровизированной тюрьме. Для понимания социально-психологической подоплеки дальнейших событий существенно важно, что в описываемый период Стэнфордский университет представлял собой, по сути дела, закрытое учебное заведение для выходцев из богатых англосаксонских семей. Студенты с детства воспитывались на принципах протестантской морали и этики и воспринимали друг друга как членов единой привилегированной касты. Вот что произошло дальше: «Кинув монетку, Зимбардо выбрал охранников из числа студентов. Он выдал им униформу, дубинки, свистки и проинструктировал, как поддерживать дисциплину. Оставшихся студентов заперли в камерах и заставили надеть унизительную робу. После веселого первого дня, когда все «вживались» в свои роли, охранники, заключенные и даже экспериментаторы оказались пленниками ситуации. Охранники стали унижать заключенных, некоторые из них придумали жестокие и оскорбительные правила. Заключенные не выдержали, взбунтовались, а потом впали в апатию. Так возникло, писал Зимбардо “все растущее несоответствие между реальностью и иллюзией, между выполнением роли и самоидентичностью.... Эта тюрьма, которую мы сами создали, стала поглощать нас как созданий своей собственной реальности”. Углядев опасность социальной патологии, Зимбардо вынужден был уже через шесть дней прекратить эксперимент, рассчитанный на две недели»2.

Эксперимент Ф. Зимбардо, ставший на долгие годы объектом жесточайшей критики, не только продемонстрировал опасность дисфункциональных ролей для личности и общества, но одновременно еще раз убедительно подтвердил феноменальную эффективность ролевой симуляции не только как метода изменения установок и модификации поведения, но и как средства обучения. В самом деле участники эксперимента не только стали разделять установки, свойственные охранникам и заключенным, являвшимся для данного контингента испытуемых «людьми с другой планеты», но и очень быстро освоили предметную сторону деятельности, знакомой им разве что по кинофильмам.

В результате, ролевые игры получили самое широкое распространение не только в социально-психологической и психотерапевтической практике, но и в смежных областях деятельности, например, при обучении иностранным языкам методом «погружения».

В практической работе социального психолога различные модификации ролевых игр используются для решения самых разнообразных задач. Но, пожалуй, наиболее часто к ролевой симуляции и, так называемой, технике обмена ролями обращаются при работе с конфликтными ситуациями.

Эффект данной техники основан, прежде всего, на возможности для каждого из участников взглянуть на ситуацию глазами другого. Это чрезвычайно важно с точки зрения продуктивного разрешения конфликта, поскольку, по справедливому замечанию Г. Лейтц, «тем самым повышается ролевая гибкость, значение которой мы оценим верно только тогда, когда учтем тот факт, что деструктивный потенциал в отношениях напрямую зависит от степени фиксации контрагентов на прежней своей точке зрения. Но поменявшись ролями, они воспринимают ту же самую ситуацию с позиции другого. Благодаря этому сознание обоих расширяется». Как следствие, каждому из участников конфликта, «...знакома уже не только половина реальности своей ситуации, то есть “реальность со своей точки зрения”; оба теперь осознают реальность в полном объеме. Это всеобъемлющее сознание складывается из переживания в собственной роли и из переживания в роли визави. Такой целостный опыт обеспечивает более объективную оценку ситуации “по ту сторону добра и зла”»1.

Таким образом, использование ролевой симуляции и техники обмена ролями для разрешения конфликта позволяет отсечь личностные проекции участников, обусловливающих и усиливающих такие искажения восприятия, как предубеждение в пользу самих себя, тенденции к самооправданию, фундаментальную ошибку атрибуции, негативные стереотипы, от сути разногласий, а также минимизировать искажения восприятия, связанные с коммуникативным процессом. Тем самым, ситуация освобождается от подлинно деструктивных составляющих конфликта, поскольку, с точки зрения современной социальной психологии, «во многих конфликтах содержится лишь небольшое ядро подлинно несовместимых целей; главная проблема — искаженное восприятие чужих мотивов и целей»2.

Понятия «роль» и «ролевое поведение» для практического социального психолога выступают и в качестве первостепенного предмета изучения, и в качестве своеобразного интерпретационного «ключа» при характеристике и содержательном объяснении психологической сути процессов группообразования и личностного развития в условиях конкретных сообществ людей.

Источник: Азбука социального психолога-практика

Роль

нормативно заданный или коллективно Одобряемый образец поведения личности в группе.

Источник: Словарь по конфликтологии

Роль

фр. role - рулон бумаги, на которой в раннем французском театре была написана партия актера) - 1. в социальной психологии – любая модель поведения, включающая определенные права, обязательства и обязанности, ожидаемая индивидом от самого себя и/или окружающими от него; 2. в психопатологии - воображаемая и нередко реализуемая модель поведения, в которой отражаются болезненные потребности, желания и опасения пациента. Слишком глубокие игровые перевоплощения у детей (и не только детей), длящиеся иногда годами, рассматриваются одними авторами как признак патологического фантазирования, другими авторами - продуктивного аутизма, что, в общем-то суть одно и то же. Присвоение роли, «срастание» с нею, то есть абсолютно полное отождествление себя с нею взрослыми индивидами определенно не связано со зрелостью личности, которая по каким-то в внутренним и/или внешним причинам дистанцирутся от всего того, что является ее самостью, а указывает, скорее, на высокую самовнушаемость, то есть на предрасположенность к развитию нарушений самоосознавания. Некоторые актеры, особенно работающие по системе К.С.Станиславского, сообщают, например, о том, что им бывает очень трудно выходить из сценической роли, другие говорят даже о том, что какие-то детали из играющимися ими ролей (манера говорить, ходить, образ мышления и др.) навсегда остаются с ними, включаются в структуру их Я, потому, вероятно, что такие детали соответствуют изначальной или изменившейся в ходе личностного развития внутренней сущности этих деятелей искусства; 2. литературный образ, созданный драматургом в пьесе; 3. текст, произносимый актером.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

РОЛИ

Совокупность ожиданий, предъявляемых к человеку, который занимает то или иное положение. Например, роль учителя предполагает (помимо прочего), что человек должен стоять перед классом и вести занятие.

Источник: Социальная психология групп

Роль

ролевое функционирование личности, занимающей определенное положение в своем социальном окружении.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге

Найдено рефератов по теме РОЛЬ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Мировоззренческие детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании

Гареева Р. Г., Хуснутдинова З. А., Хамитов Э. Ш.
Исследована ситуация наркотизации учащейся молодежи подросткового возраста, осуществлен обзор существующих программ антинаркотического воспитания. Раскрыта структура и содержание ценностного сознания, отношения и поведение подростков как комплекс мировоззренческих детерминант при формировании здорового образа жизни. Описана авторская программа антинаркотического воспитания учащихся начального профессионального образования.We have studied the situation of drug habit among teenage and surveyed the existing programs of anti-drug upbringing. We have disclosed the structure and contents of value consciousness, teenagers' attitude and behavior as a complex of world outlook determinants when forming the healthy way of life. We have also described a genuine program for students' anti-drug upbringing in initial vocational training.
Скачать PDF

Индивидуальные особенности цветопредпочтений и их роль в изучении иностранных языков

Хохлова Лариса Александровна, Дерягина Лариса Евгеньевна
В статье представлены результаты исследования особенностей функционирования мозга в условиях цветового воздействия. Установлено, что именно диапазон альфа ритма наиболее вовлекается в процесс восприятия цвета. Изучается влияние четырех цветов (красный, черный, синий, зеленый) на процессы памяти и внимания. Анализируется роль цветопредпочтений студентов левои правополушарного типа в овладении иностранными языками.
Скачать PDF

Роль центрального серотонина в регуляции полового поведения самцов

Амстиславская Т.Г.
На основе собственных и литературных данных обсуждается роль центральной серотониновой (5-НТ) системы в регуляции мужского полового поведения. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно раннем включении 5-НТ системы в регуляцию мужского полового поведения и дают основание предполагать, что для осуществления стереотипа полового поведения уже на мотивационной стадии необходимо определенное соотношение активирующих и ингибирующих влияний 5-НТ системы мозга. Установлено, что 5-НТ-рецепторы вовлечены в регуляцию поведенческой и гормональной составляющих полового мотивационного возбуждения самцов мышей и крыс. Через 5-НТ2А-подтип, 5-НТ3-тип опосредуются активирующие влияния серотонина, а 5-НТ1А-, 5-НТ1В-, 5-НТ2С-рецепторы вовлечены в ингибирующие механизмы, препятствующие возникновению полового возбуждения. Сделан вывод о модулирующей роли серотонергической системы в реализации полового поведения самцов с самых ранних его этапов.
Скачать PDF

Роль психорегулирующей тренировки в реализации индивидуальной программы подготовки стрелка к соревно

Находкин Василий Васильевич
Раскрывается значение психорегулирующей тренировки в процессе учебно-тренировочных сборов спортсмена-стрелка из лука по индивидуальной программе к главным соревнованиям. Успешность психологической подготовки стрелка к ответственным соревнованиям зависит от комплексной организации учебно-тренировочных сборов и умелого использования психорегулирующей тренировки (ПРТ) и обеспечивает надежность.
Скачать PDF

Роль инструментально-динамического аспекта инициативности в формировании профессиональных качеств со

Сафина Р. Б., Карамова Э. И., Муратшина Я. Б.
В статье рассматривается проблема формирования регуляторно-динамического аспекта инициативности как системного свойства личности. Проведено исследование корреляционных связей между переменными динамического, регуляторного и эмоционального компонентов инициативности, выявлены особенности структуры изучаемого свойства у разных групп сотрудников в зависимости от опыта работы. Анализ индивидуальных особенностей инициативности сотрудников с разным стажем профессиональной деятельности позволил вскрыть специфику проявления, взаимодействия и внутренней структуры изучаемого свойства личности.
Скачать PDF

Роль гендерных характеристик личности в социальной адаптации спортсменов

Дамадаева Анжела Сергеевна
В статье представлены данные, показывающие, что гендерные характеристики личности, оказывающие существенное влияние на показатели социальной адаптации спортсменов мужского и женского пола, затрагивая преимущественно социальный аспект психологического благополучия. Маскулинность является фактором социальной адаптированности у мужчин и дезадаптированности у женщин. Гендерная идентичность и гендерная роль в их оптимальных значениях оказывают позитивное, а гендерная стереотипизированность мышления отрицательное влияние на социальную адаптацию спортсменов обоего пола. Специфика влияния гендерных характеристик на удовлетворенность различными аспектами жизни в некоторой степени опосредована полом спортсменов.
Скачать PDF

Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков

Корнилова Ирина Геннадиевна
Статья посвящена изучению роли зрительного дефекта в формировании когнитивных и эмоциональных компонентов «Образа Я» подростков. В работе рассматриваются результаты исследования системы эмоционально-ценностных отношений подростков, в которых зрительный дефект и его последствия играют роль индивидуально-психологических и социально значимых детерминант.
Скачать PDF

Роль ментальности в развитии произвольной активности личности

Шабаловская Марина Владимировна
В статье рассматривается влияние ментальности на произвольную активность человека. Ментальность рассматривается как социально-личностное образование, выступающая в качестве критериальной основы развития произвольной активности и являющаяся детерминантой содержательной стороны и динамических особенностей регуляторных процессов. Выделяются базовые компоненты в структуре ментальности, которые непосредственно связаны с развитием произвольной активности личности. Выдвигается гипотеза о том, что сформированность компонентов ментального опыта определяет уровень развития произвольной активности личности
Скачать PDF

Роль этнокультурной компетентности менеджера в условиях полинационального региона

Хаштыров Я.М.
Скачать PDF

Роль тренинга креативности в развитии параметров самоактуализации личности студентов

Быкова А. В.
Целью работы является выявление роли тренинга креативности в развитии особенностей самоактуализации личности студентов. Креативность рассматривается как неотъемлемая характеристика личностного роста и самоактуализации. Результаты исследования свидетельствуют о значимости развития особенностей самоактуализации личности посредством занятий тренинга креативности.
Скачать PDF

Роль ценностей в саморегуляции психических состояний студентов

Мухрыгина Ольга Ивановна
Проведено исследование роли ценностей в саморегуляции психических состояний студентов (на примере психологических факультетов вузов г. Самары): по типу мотивационной цели, по ценностям-целям и ценностям-средствам
Скачать PDF

Роль глюкокортикоидных рецепторов мозга в изменении активности гипофиз-адренокортикальной системы и

Ордян Н.Э., Пивина С.Г., Акулова В.К., Галеева А.Ю.
Многочисленными исследованиями было показано, что пренатальные стрессорные воздействия оказывают существенное влияние на активность гипофиз-адренокортикальной системы (ГАС) и поведение взрослых животных. Последствия стрессирования беременных матерей проявляется в нарушении регуляции ГАС по механизму отрицательной обратной связи, повышении тревожности и выраженной депрессивности поведения со снижением двигательной и исследовательской активности. Сразу после рождения у пренатально стрессированных крысят обнаруживается повышение уровня кортикостерона в крови и снижение экспрессии глюкокортикоидных рецепторов в головном мозге, наиболее значительное в гиппокампальной области, однако значение таких гормональных и рецепторных перестроек для последующего формирования ГАС и поведения животных остается неизвестным. В связи с этим в настоящем исследовании изучали влияние повышенного уровня глюкокортикоидных гормонов (введение гидрокортизона) и торможения экспрессии соответствующих рецепторов мозга (введение блокатора глюкокортикоидных рецепторов RU 486) в первую неделю после рождения на активность ГАС и поведение взрослых крыс-самцов в тестах «открытое поле» и «приподнятый крестообразный лабиринт». Показано, что введение гидрокортизона в ранний неонатальный период не изменяет функциональную активность ГАС и поведение взрослых животных, хотя повышает чувствительность ГАС к сигналам обратной связи, увеличивает двигательную активность и снижает уровень тревожности у неполовозрелых самцов. Блокада глюкокортикоидных рецепторов в неонатальный период развития вызывает ослабление эффективности контура обратной связи в регуляции ГАС, снижает двигательную активность и увеличивает тревожность половозрелых самцов, что в целом совпадает с эффектами пренатального стресса у крыс. Таким образом, в раннем неонатальном онтогенезе крыс глюкокортикоидные рецепторы выполняют определенную функциональную роль, и снижение рецепторного пула более значимо для развивающегося головного мозга, чем избыток глюкокортикоидных гормонов.
Скачать PDF