ТЕКСТ это что такое ТЕКСТ: определение — Психология.НЭС
Текила Текстовая схема

ТЕКСТ

Найдено 2 определения термина ТЕКСТ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕКСТ

законченное, целостное содержательно и структурно речевое произведение; продукт порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего); в свою очередь, является основным объектом ее восприятия и понимания. Нередко под текстом понимается только текст письменный - продукт речи письменной; но и структурные - в частности, языковые (лингвистические) - закономерности построения текста, и закономерности его социального функционирования принципиально общи для речи устной и письменной.

Любой текст, воспринимаемый как "нормальный", обладает признаками цельности и связности. Под связностью понимается семантическая, синтактическая, интонационная и прочие взаимозависимости отдельных компонент текста (высказываний), обеспечиваемая в разных языках (и разных текстах) разными средствами. Обычно связность реализуется в пределах 7 + 2 последовательных высказываний (один абзац текста письменного).

Цельность текста - характеристика психолингвистическая. Цельным можно считать текст, реализующий единую речевую программу говорящего (пишущего) и ощущаемый слушателем (читателем) как законченная единица общения. Цельный, текст обладает своей содержательно-композиционной структурой, различной для текстов разной функциональной направленности и включающей основной предикат (главную мысль) и дерево вторичных, третичных и прочих предикатов.

Компрессия (сжатие) текста сводится к "обрубанию" этих периферийных "ветвей" его содержательной структуры. В патологических случаях (например, при некоих видах шизофрении) порождаемый больным текст теряет цельность, сохраняя связность.

Функциональная направленность текста определяется его местом и ролью в процессах общения: художественный (особенно поэтический), учебный, информационный, юридический и пр.

Тексты взаимно отличаются цельностью (содержательно-композиционной структурой), связностью (например, поэтический текст отличается от учебного ритмом, рифмой и пр.), а также отбором лексических и стилистических средств. Восприятие текста предполагает выделение в нем структурно-смысловых опор. Любой текст также удовлетворяет требованиям конситуативности (соотнесенности с ситуацией общения) и контекстуальности (соотнесенности с другими текстами); с другой стороны, он служит контекстом для входящих в его состав отдельных высказываний. В предельном случае текстом может быть и изолированное высказывание - вплоть до однословного.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Текст

лат. textum – связь, соединение) - 1. все, что угодно, содержащее в себе некое содержание. Весь мир – это бесконечный текст, их которого исследовали черпают информацию о человеке, обществе, природе; 2 обычно – написанное кем-либо в той или иной последовательности. В целом такой текст является контекстом для отдельных его частей, а также средством общения (конситуативности); 3. основной материал какого-либо сообщения, документа в отличие от примечаний и комментариев; 4. слова к музыкальному сочинению; 5. типографский шрифт.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ТЕКСТ — 0

Найдено научных статей по теме — 8

Экстремистский текст и свойства личности

Анализируются особенности личности в связи с восприятием экстремистского текста деструктивной направленности. Обсуждаются результаты эмпирического исследования фанатических, националистических, ксенофобических и авторитарных психологических установок и их связи с экстремистскими высказываниями. Приводится регрессионное уравнение прогноза согласия с экстремистским текстом.
Скачать PDF

Текст пословиц - особый способ передачи оценочной семантики в русском языке

Рвачева Оксана Юрьевна
В статье рассматривается роль текста пословиц как способа передачи оценочной семантики, исследуется краткая и выразительная форма данной языковой единицы, способствующей увеличению объема информации и скорости языковой коммуникации.
Скачать PDF

Хореографическое произведение как художественный текст

Малинина Вера Ивановна
Скачать PDF

Смысловыявляющий текст как инструмент гуманистического мышления журналиста

Артишевская Татьяна Михайловна
В статье рассматривается идея формирования ценностных ориентаций журналиста посредством создания смысловыявляющего текста. Когнитивные и психологические характеристики этого текста составляют основу социальной зрелости будущих журналистов. Статья отражает противоречивость восприятия студентами практического опыта в создании текстов в гуманистической парадигме мышления.
Скачать PDF

Сетевой текст как показатель трансформированного сознания

Кузнецова Н. А.
В этой статье рассматривается связь очередного перехода общества на новый этап развития с сетевым текстом как показателем трансформированного сознания. А так же ставится вопрос, связанный с феноменом сетевого текста, который в теории представлен как отдельный вид, однако на самом деле способен включать в себя содержание всех остальных видов текстов, выступая в качестве формы выражения мысли.
Скачать PDF

Содержание учебного процесса как семиотически неоднородный текст: взаимодействие схемы и фона

Абакумова Ирина Владимировна, Макарова Елена Александровна
На протяжении нескольких десятилетий когнитивные и смысловые компоненты сознания анализировались достаточно дискретно, но уже в целом ряде отечественных работ показана возможность интроекции этих подходов (А.Ю.Агафонов, В.Ф. Петренко). Сопоставление методологических основ когнитивизма и отечественных последователей А.Н. Леонтьева, показывает их общность, особенно в проблематике связанной с познанием текстовых компонентов культуры, с идеей опосредующей роли языка (категоризации) в структурировании сознания и бытия человека. Схема как паттерн психологического конструкта синтезирующего когнитивное и смысловое в единую архитектуру индивидуального сознания, в единое субъективное семантическое пространство, позволяет увидеть дидактический ракурс принятия учебного содержания учеником как семиотически неоднородного текста. Схема, синхронизируя внешнее и внутреннее поле познающего субъекта, выступает как универсальный остов, определяющий границы всех контуров психики, а значит, и интенции смыслообразования, развития сознания и самосознания.
Скачать PDF

Размышления о будущем (неакадемический Текст на академические темы)

Зеличенко А.И.
Автор осмысляет современное содержание психологии, ее методологические основы. Статья представляет собой размышления опытного специалиста-психолога в письмах к молодому поколению психологов. Обсуждаются современные проблемы психологии. Излагается авторский подход к решению некоторых методологических вопросов психологической науки.
Скачать PDF

Клинико-феноменологический метод и текст

Мещерякова Эмма Ивановна
В статье описано применение клинико-феноменологического метода в сочетании с психолингвистическим при анализе текста персонального мифа в комплексном психологическом консультировании студентов. Анализ текста персонального мифа осуществляется через семиотическую интеграцию тематики и дотекстового анализа наиболее психологически функциональных частей речи глатла и местоимения.
Скачать PDF