безразличие, отсутствие интереса, безучастие, холодность, косность души. Типичная реакция – негативная.
Кочегар не смеялся, не осуждал, ничто не обижало его и не радовало заметно; он говорил как равнодушный свидетель перед судьей, как человек, которому одинаково чужды обвиняемые, обвинители, судьи… (М. Горький, В людях)
В страстных мечтах я перебрала в своем воображении все оттенки твоего нерасположения ко мне, твоей холодности, твоего равнодушия (С. Цвейг, Письмо незнакомки).
Равнодушие
Равнодушие
Равнодушие
апатия, — отношение к кому-либо, чему-либо, характеризующееся низкой чувствительностью, отстраненностью, безразличием, безучастием, низкой интенсивностью эмоций, отсутствием желаний и побуждений. Р. может наблюдаться при органических поражениях головного мозга, но возникает и как следствие перевозбуждения при чрезмерном количестве впечатлений (когда напряжение исчезло) или, напротив, как реакция на однообразие впечатлений. При переутомлении и однообразии (монотонности) появляется Р. к тому делу, которое ранее было интересным, пропадает желание работать. Р. к тому, что ранее волновало, появляется при углубляющейся психологической зависимости (алкоголизме, наркомании, игромании и др.).
Литература
Куликов Л. В. Психогигиена личности. СПб., 2004.
Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
Литература
Куликов Л. В. Психогигиена личности. СПб., 2004.
Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
РАВНОДУШИЕ
(ИНДИФФЕРЕНТИЗМ) / АБЫЯКАВАСЦЬ / INDIFFERENCE– психическое состояние, для которого характерно притупление интереса к другим людям, к окружающей действительности, к различным сферам общественной жизни (индифферентизм философский, этический, религиозный и политический). Причинами Р. могут быть тяжелая болезнь, переутомление, эмоциональное выгорание у специалистов профессий группы «человек– человек», потеря близкого человека и др. Для преодоления Р. нужно отвлечь внимание от психической травмы, привести примеры стойкого поведения в аналогичных ситуациях, обратиться к актуальным для человека ценностям и возможности их реализации в текущей жизни. Эффективным средством может являться логотерапия В. Франка. Во многом Р. обусловлено общими идеалами и ценностными ориентациями, пропогандируемыми в обществе. Толерантность (терпимость), пропогандируемая в рамках тенденций глобализации, может при определенных условиях трансформироваться в Р.Р. может рассматриваться как социально-деструктивное качество, препятствующее построению гармоничных межличностных отношений, способствующее возникновению семейных дисгармоний, снижающее эффективность обучения, качество и результат профессиональной деятельности. В процессе воспитания необходимо не только развивать социально полезные качества личности, но и помогать молодежи избавиться от социально-деструктивных качеств, в том числе и от Р.С. Л. Кандыбович
Равнодушие
«Жизнь со всеми своими горестями и страданиями лучше смерти сердца, называемой равнодушием» (Бальзак). Быть любимым, быть ненавистным – и то, и другое состояние создают чувство непрерывности нашего существования. Психическая хрупкость человека, доходящая до неуверенности в идентичности, также является преимущественно следствием равнодушия. Трудно существовать, сложно быть и чувствовать себя живым, если не был инвестирован в достаточной степени. Быть – это аббревиатура от «быть любимым» или «быть ненавистным». Равнодушие могут испытать вновь и вновь только те, кто однажды уже столкнулся с равнодушием в раннем детстве, для других оно ничего не значит; для тех, от кого оно «исходит» (родитель-меланхолик?), равнодушие – это не аффект, это отсутствие аффекта. И это тем удивительней, что равнодушие возобновляется при каждой новой клинической встрече: пациента ничего не трогает, не цепляет, не волнует, не связывает, ничего не задевает, ничего не удерживает, даже не сковывает, ибо ничего не захватывает больше, чем не – инвестиция, «объектом» которой, как ни парадоксально, он являлся! Родительское ничто для ребенка является всем. И это пронизывает настолько глубоко, что, взрослея, он на всю жизнь остается привязан к устам, которые так и не разомкнулись, к губам, которые ничего не произнесли, и именно потому, что они ничего не произносят. Пронизывает вплоть до того, что, будучи уже взрослыми, в качестве «компаньона» или партнера такие люди выбирают себе спутника, для которого они не существуют. Так, Эмили, зайдя на псарню с мыслью присмотреть себе щенка, выбирает самого одинокого, самого уродливого, на которого никто не смотрел и которого никто даже не замечал, которого никто не хотел… и никогда не захотел бы. И поскольку щенок из-за отсутствия инвестиций довольно быстро погибает, попав под машину, девочка равнодушно возвращается на псарню и с легкостью находит ему замену в виде такого же несчастного двойника.