ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПСИХОТЕРАПИИ ИНТЕРЕС К ЛЮДЯМ

ИНТЕРЕС

Найдено 15 определений термина ИНТЕРЕС

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ИНТЕРЕС

эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форма проявления познавательной потребности.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь психологических терминов

интерес

(от лат. interest – иметь значение) – эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к данной деятельности или объекту.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

ИНТЕРЕС

эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ИНТЕРЕС

англ. interest) - потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично - как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. И. (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.

И. классифицируются по содержанию, т. е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т. е. по их укорененности в системе потребностных отношений личности; по устойчивости; по силе; по длительности. И. занимает промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения {желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность. (А. Б. Орлов.)

Добавление ред.: А. Ребер в своем "Словаре психологии" (1995) честно признается в невозможности дать полноценное определение слову "И.", которое, по его мнению, используется почти всеми чисто интуитивно. Он ограничивается лишь перечнем слов, которые ассоциируются с И.: от внимания до желания. В то же время иногда делаются попытки придать понятию И. большое теоретическое значение.

Некоторые авторы трактуют И. как одну из эмоций, близкую к удивлению, любознательности. Напр., К. Изард включает И. в число базальных (первичных) эмоций, имеющих, помимо прочего, и мотивационное значение. И. описывается в таких терминах как увлеченность содержанием и вовлеченность в процесс деятельности.

Л. С. Выготский трактовал И. как специфически человеческий уровень в развитии потребностей, для которого характерна сознательность и свобода: "И. предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением в себе". И. - это "высшие культурные потребности", являющиеся движущими силами поведения. В "Психологическом словаре" (1931) Б. Е. Варшавы и Л. С. Выготского И. определяется как "эмоционально окрашенная установка, направленность на к.-л. деятельность или на к.-л. объект, вызванная положительным отношением к предмету".

Само слово "И.", хотя и имеет лат. основу, но к классическому лат. языку не принадлежит; оно появилось в капиталистическую эпоху как технический, специальный (а именно бухгалтерский) термин, означавший ожидаемый доход (выгоду) от каких-то затрат. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Интерес

Словообразование. Происходит от лат. interest - важно.

Категория. Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы.

Специфика. Форма побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности, ориентированной на окружающий мир. Среди других видов функциональных мотивов (на основе потребностей в игре, в общении, в творчестве) особое место занимают познавательные мотивы. Сопровождается специфической эмоцией захваченности, зачарованности, которая презентирует индивиду предметы, с которыми оказываются связаны его предметно-функциональные потребности, субъективная приятность которой является фактором постоянного воспроизведения соответствующей деятельности.

Исследования. В лабораторно-экспериментальных исследованиях интерес рассматривается как проявление ориентировочной деятельности, направленной на адаптацию к многозначности окружающего мира и связанной с чувством удовлетворения при оптимальном уровне стимуляции (Д.Е.Берлайн, Д.О.Хебб). При таком, получившим обозначение "экологического", подходе, определяются внешние условия интереса (новизна, сложность), но теряется возможность рассматривать индивидуальную специфичность интересов, их ориентацию на разные предметы. В большей степени эта возможность реализуется при опоре на анализ онтогенетического развития. Так, при анализе проблемы интересов в рамках возрастной и педагогической психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский), были выявлены основные закономерности и этапы формирования интересов при освоении культуры, их роль в продуктивной деятельности и стимулирующее влияние на внимание, память, мыслительные процессы, самореализацию личности.

Частные интересы интегрируются в интересе к жизни, противоположном психологической апатии, который характеризует уровень психологического здоровья индивида и выражает собой широту и глубину его предметных интересов, легкость их возникновения, устойчивость в неблагоприятных условиях. Интерес к жизни является достаточно независимым от жизненной активности, другого признака психологического здоровья, основанного, в значительной степени, на мотивации достижения.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ИНТЕРЕС

Один из тех терминов, которые оставались незамеченными в профессиональном словаре психологии, особенно педагогической психологии. Его значение очень свободное, и в то или иное время этот термин употреблялся для обозначения всех следующих понятий: внимание, любопытство, мотивация, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность и желание. Большинство авторов просто следуют своей интуиции при его использовании; его сложно употребить неправильно.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Интерес

эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к ним; форма проявления познавательной потребности.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г. Словарь основных терминов

ИНТЕРЕС

от лат. interest – иметь значение, важно) – 1. В социологии, экономике: реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, ценностей, идей и т. п. – участвующих в них индивидов, социальных групп. Объективное основание И. – экономические отношения данного общества, при этом материальные классовые (групповые) И. являются коренными, обусловливающими др. И. Столкновение И. индивидов и социальных групп часто приводит к конфликтам. И. различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по направленности (экономические, политические, духовные), по характеру субъекта (классовые, национальные), по степени осознанности (стихийные и выраженные в программе), по возможности их осуществления (реальные и недостижимые), по отношению к прогрессу общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные) (А. Г. Здравомыслов, 2001). 2. В психологии: отношение человека к предмету как к чему-то ценному, привлекательному. Целенаправленное формирование И. имеет значение в воспитании и обучении. Многие СМИ в погоне за прибылью активизируют низменные интересы человека, вызывая деградацию общества и провоцируя конфликты. 3. Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на ознакомление с новыми фактами, более полное, глубокое и разностороннее отражение действительности. Противоречие И. создает условия для их конфликта. Конфликты И. многочисленны, различаются по содержанию и форме.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Интерес

эмоционально окрашенное, повышенное Внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Интерес

от лат. interesse, что буквально значит «быть между», а также «присутствовать, участвовать»; interest «имеет значение, является важным») – внимание к чему-л., кому-л. привлекательному. Возможные проявления – поворот головы к объекту, бросание на него незаметного взгляда (взгляд украдкой), наклонение набок головы во время слушания (ср. благосклонность); индивид сидя обхватывает подбородок и щеку кистью руки с полусогнутыми пальцами, при этом голова чуть наклонена к руке. Ср. в «Мертвых душах» Н. Гоголя интерес многих к Чичикову; в «Евгении Онегине» А. Пушкина – интерес помещиков к Онегину.

Жизнь вдруг сделалась страшно интересной: у нее была тайна, была область, ей одной принадлежащая, куда никто не смел даже заглянуть (Г. Манн, Гретхен).

Ср. заинтересованность.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Интересы

ощущение индивидом важности или пользы чего-л. для себя. Ср. соблюдать свои интересы, узкий круг интересов, столкновение интересов. Интересы могут быть материальными (в частности, денежными), духовными, связанными с продвижением по службе, с увлечением любимым делом и др. Типичная реакция на чьи-то обнаруживаемые или известные интересы – стремление сыграть на них в своих интересах, может быть также перенимание интересов, заражение чужими интересами. Ср. как сыграл на примитивных интересах Плюшкина Чичиков в «Мертвых душах» Н. Гоголя; д’Артаньян – на желании Портоса стать бароном в романе «Двадцать лет спустя» А. Дюма.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Интерес

ср.-лат. interesse – иметь значение) - произвольная и стойкая направленность внимания к объекту, цели, результату деятельности, которые субъективно рассматриваются индивидом как имеющие для него значительный или глубокий смысл. Интерес может быть болезненным, отражающим влияние или даже доминирование аномальных эмоций и патологических потребностей личности пациента. Например, пациента с гебоидным синдромом при подростковой шизофрении более всего интересуют проявления жестокости, насилия, садизма.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

интерес

одна из форм направленности личности , заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к обьекту. И.личности обычно является социально обусловленным.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

ИНТЕРЕС

форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Интересы

целенаправленные мысли и действия, отражающие материальные и духовные потребности отдельных людей, социальных групп и общества в целом. Чаще проявляются в виде стремлений, влечений, носящих субъективный характер, часто противоречат друг другу. В современном мире, где угроза существования Живого чрезвычайно велика, часто говорят об общих интересах человечества, создают условия для слияния, взаимодействия общечеловеческих интересов - жизни, свободы, равенства, собственности, достоинства, индивидуальности, неприкосновенности частной жизни.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений. – Ставрополь, изд-во СтГМА, - 2011

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Познавательный интерес в структуре общей способности к учению у младших школьников с задержкой психи

Булатова Ольга Владимировна
Представлены данные экспериментального изучения индивидуально-типических особенностей познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с задержкой психического развития.
Скачать PDF

Социально-психологический уровень анализа понятия «Интерес учителя»

Шадрина Ирина Михайловна
В данной статье обосновывается, что своим возникновением интерес учителя к духовному обновлению общества обязан потребности людей в жизни сообща, в жизни, достойной человека; потребности общества в нравственном, добродетельном человеке; потребности человека в других людях; потребности в объединяющих людей ценностях.
Скачать PDF

Профессиональный интерес как комплексный показатель отношения студентов к осваиваемой профессии

Эбзеев Мурат Магометович
В статье рассмотрены теоретико-эмпирические аспекты процесса формирования профессионального интереса, который представляет собой системный эффект процесса профессиональной подготовки студентов в вузе и которому отводится особое место в общей системе интересов человека, так как от степени заинтересованности профессией, активности и желания ее освоить зависит эффективность будущей трудовой деятельности. Исследованы и охарактеризованы структурные компоненты профессионального интереса как комплексного показателя отношения студентов к осваиваемой профессии, обоснована необходимость формирования данного качества у студентов в период обучения в вузе. В статье представлены результаты экспериментального исследования динамики отношения студентов к осваиваемой профессии посредством анализа изменений интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов профессионального интереса как основного показателя сформированности готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности, как нравственного свойства личности студента, наличие которого способствует формированию и развитию профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста.
Скачать PDF

Мотивы, определяющие интерес к учебной деятельности студенток технического вуза по дисциплине «Физич

Богданова Татьяна Владимировна
Практика показывает, что двигательная деятельность пока ещё не стала насущной потребностью для студентов, многие из которых отличаются достаточно высоким уровнем самооценки своего физического развития и подготовленности. Предлагаемые во многих вузах стандартные программы занятий физической культурой, недостаточное и устаревшее оборудование спортивных залов также сказываются на снижении интереса к целенаправленным занятиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом Часто участие студентов сводится к формальному присутствию без активной осознанной деятельности. Для преодоления противоречия между требованиями, предъявляемыми к студентам учебной программой по физической культуре для вузов, и личными потребностями студентов в двигательной активности всё шире используются новые нестандартные виды оздоровительной физической культуры и спорта, повышающие их интерес к занятиям.
Скачать PDF

Интерес студентов инженерно-педагогического факультета к изучению предмета «Детали машин»

Лысенко Екатерина Евгеньевна, Нестерова Ольга Сергеевна
Интерес к учебному предмету формируется в процессе его изучения и превращается в сильный мотивационный фактор. В статье анализируются результаты эмпирического исследования факторов формирования интереса к предмету «Детали машин», дается оценка реального уровня сформированности этого интереса, и раскрываются механизмы его формирования в учебном процессе.
Скачать PDF

Интерес к ассессмент центру со стороны Заказчика

Базаров Тахир Юсупович
Широкое распространение технологии Ассессмента Центров как системы работы с персоналом современных организаций обернулось неожиданной стороной. У Заказчиков возникает вопрос о выборе лучшей для себя программы из тех, которые предлагаются консультантами. В связи с тем, что в последнее время подобных вопросов, обращенных к консультантам Центра кадровых технологий 21 век, становится все больше, и не всегда есть возможность лично на них ответить, предлагаем вашему вниманию обращение профессора Т.Ю. Базарова к Заказчикам услуг, связанных с проведением Ассессмента Центра для своих компаний. Автор предпринимает попытку сориентировать возможных потребителей консультационных услуг, связанных с применением данной технологии, в основных возможностях и ограничениях метода. Данный текст позволяет понять следующее. Какие вопросы помогут определиться с качеством предоставляемых услуг? Чего можно ожидать от использования данной технологии? Насколько квалифицированны консультанты, предлагающие данный тип услуги?
Скачать PDF

Познавательный интерес младших школьников с задержкой психического развития в контексте регуляционно

Булатова О.В.
В статье излагаются результаты экспериментального изучения развития познавательного интереса у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в аспекте регуляционной составляющей формирующейся у них общей способности к учению. Познавательный интерес выявлялся по методикам «Вербальный выбор»; «Выбери задачу»; «Соедини значки и найди предмет». Установлено, что познавательный интерес у младших школьников с ЗПР в условиях актуализации регуляционного компонента общей способности к учению характеризуется низким уровнем развития: нейтральным эмоциональным отношением к принятию задачи, ориентацией на общую цель деятельности, не осознанностью правил выполнения задания во всем предложенном объеме; некритическим оцениванием своего труда. В период обучения потенциал развития познавательного интереса у младших школьников с ЗПР остается нереализованным, не происходит полноценного формирования младших школьников с ЗПР как субъектов познавательной деятельности, что, безусловно, не обеспечивает внутренних условий для их субъектного вхождения в учебную деятельность.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса

Меньшикова Елена Александровна
Статья посвящена выявлению сущности феномена познавательного интереса. Автор анализирует различные научные позиции исследователей, закономерности развития познавательного интереса, факторы, влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной деятельности.This article is devoted to the exposure of the essence of the phenomenon of cognitive interests. The author analyses various scientific positions of research workers, discovers the law-governed nature of the development of cognitive interests, regards the factors, influencing the strivings of a child to cognitive activities.
Скачать PDF

Категория интереса как структурный элемент познавательной потребности: определение, функции, диффере

Афонина Н.Ю.
Посвящена проблеме трактовки познавательного интереса как явления врожденного и универсального. Предпринимается попытка провести теоретические дефиниции и характеризовать познавательный интерес в контексте его взаимосвязи с структурой познавательной деятельности и, глубже, умственным развитием ребенка.
Скачать PDF

Особенности профессиональных интересов у лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Якоцуц Ольга Леонидовна
Раскрывается специфика основных теоретических подходов в изучении профессиональных интересов молодежи на современном этапе развития общества, представлены результаты исследования особенностей профессиональных интересов лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Скачать PDF

Становление стойкого интереса к профессиональной деятельности

Буякас Татьяна Марковна
В статье представлены результаты исследования, проведенного автором на основе студенческих работ, выполненных в рамках спецкурса «Психология самоопределения личности» на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Предметом данного исследования является стойкий интерес к профессиональной деятельности. Предложена методика становления профессионального самосознания.
Скачать PDF

Совмещение интересов организации, коллектива и работников при планировании карьеры

Зайцева Татьяна Вячеславовна
В статье рассматриваются факторы, влияющие на развитие карьер сотрудников в организации. Обосновывается необходимость совмещения интересов организации, работников и коллектива при построении карьер сотрудников. Выявляются источники потерь в случае ошибок при осуществлении профессионального развития и служебных перемещений сотрудников.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16