ВНЕШНЯЯ ЦЕЛЬ ВНИМАНИЕ ВНЕШНЕЕ

ВНИМАНИЕ

Найдено 21 определение термина ВНИМАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Внимание

старославян. имати - брать) - избирательность восприятия определенных аспектов действительности или сосредоточенность на определенной деятельности, которые индивид почему-либо считает для себя более значимыми.

Оцените определение:

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ВНИМАНИЕ

состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

ВНИМАНИЕ

— оптимальное состояние сознания его направленность и организованность определенные значимые объекты. Различают следующие виды внимания: - произвольное — связанное с целенаправленными волевыми усилиями — непроизвольное непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция; - постпроизвольное выполнение действия осуществляется без волевых усилий.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.296

ВНИМАНИЕ

сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание - динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это - своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:

1) избирательность - связана с возможностью успешной настройки - при наличии помех - на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;

2) объем (широта, распределение внимания) - определяется количеством "одновременно" (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 - 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления (-> тахистоскоп) множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);

3) распределение - характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;

4) концентрация (интенсивность, уровень внимания) - выражается в степени сосредоточения на объекте;

5) устойчивость - определяется длительностью концентрации внимания на объекте;

6) переключаемость (скорость переключения) - динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Выделяются три вида внимания:

1) внимание непроизвольное - самое простое и генетически исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей;

2) внимание произвольное - обусловленное постановкой сознательной цели;

3) внимание послепроизвольное. В зависимости оттого, где находится объект внимания - во внешнем мире или в субъективном мире человека - выделяются внимание внешнее и внутреннее. В ходе обучения, воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания и его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания - индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также типом системы нервной. В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование (-> концепция формирования поэтапного действий умственных), позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например рассеянность. Эксперименты с рассеченными полушариями мозга головного показывает, что процессы внимания тесно связаны с работой тела мозолистого; при этом полушарие левое обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ВНИМАНИЕ

сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

ВНИМАНИЕ

Направленность психической деятельности в данный момент времени на какой-нибудь объект. Различают В. активное, то есть способность сознательно, целенаправленно сосредоточиваться на определенном объекте, и пассивное, являющееся автоматической, рефлекторной реакцией на раздражитель. При патопсихологическом и психопатологическом исследовании придают значение таким характеристикам В., как его избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

ВНИМАНИЕ

англ. attention) - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально В. (настройка) характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью (см. Избирательность восприятия, Эффект Струппа, Селекция информации), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.

Для исследования В. разработано большое множество методик: тахистоскопическая методика для определения объема В. (Д. Кеттел, В. Вундт); разнообразные варианты корректурного теста для определения концентрации и устойчивости В. (1-й вариант предложил в 1895 г. фр. психолог Б. Бурдон); метод таблиц Шульте для определения скорости переключения В.; метод дихотического прослушивания (К. Черри; см. также Дихотическое слушание); методы селективного чтения и селективного наблюдения (У. Найссер и Р. Беклин); тест Струппа (см. Эффект Струппа) и т. д. Распределение В. изучается в экспериментах, в которых к выполнению одной задачи добавляют выполнение др. задачи. Об успешном распределении говорят в том случае, если дополнительная задача не ухудшает выполнение первой (основной). Показано, в частности, что ухудшение двигательной активности рук и ног наступает при одновременном произнесении бессвязного набора слов и не наступает - при многократном произнесении фразы "Быть или не быть?". Вполне понятный интерес к распределению В. проявили инженерные психологи, которые к тому же существенно обогатили фактографию В. многочисленными работами по бдительности (vigilance) и помехоустойчивости операторов.

Наряду с т. н. произвольным вниманием выделяют и его непроизвольную форму - ориентировочную реакцию, возникающую при воздействии неожиданных ("новых") раздражителей. С этой рефлекторной реакцией, однако, не следует путать непроизвольные и автоматические процессы настройки, включенные во всякий процесс произвольной деятельности.

В современных экспериментальных исследованиях делаются попытки разделить в процессах В. внутренние (идеальные) компоненты и внешнедвигательные. Напр., установлено, что независимо от движений глаз фокус В. может перемещаться в поле зрения со скоростью 125 угл. град/с.

В. П. Зинченко и Н. Ю. Вергилес (1969) изучали восприятие в условиях стабилизации изображения на сетчатке глаза и пришли к выводу о существовании т. н. "идеального В." (см. Викарные перцептивные действия). В зарубежной психологии используется термин "аттенциональный рефлекс", или рефлекс Пилтза (Piltz's reflex), для обозначения изменения размера зрачка при обращении В. на объект. Изучение дефектов В. у пациентов с рассеченными (разъединенными) полушариями мозга предполагает, что мозолистое тело - важная часть системы, ответственной за В., и что левое полушарие связано с селективным В., а правое - с поддержанием общего уровня настороженности (подробнее о нейрофизиологии В. см. Внимания физиологические механизмы).

В последние десятилетия когнитивная психология интенсивно разрабатывала и проверяла разнообразные объяснительные модели В. (см. Модель аттенюатора, Модель с фильтрацией),/которые в своем развитии все дальше уходят от грубых механистических аналогий и неуклонно приближаются к пониманию огромной роли В. в сложных формах внутренней деятельности, о чем писал еще Гегель: "Без В. для духа ничего нет... В. образует поэтому начало образования". См. Внимания объем, Инертность, Тахистоскоп. (Б. М.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Внимание

attention) В. можно определить как готовность со стороны организма к восприятию окружающих его стимулов. Исторически сложилось так, что понятие В. заняло центральное место в области психологии. В к. XIX - нач. XX вв. представители функционалистских и структуралистских школ психологии считали В. центральной проблемой, хотя и подчеркивали разные его аспекты. Функционалисты ставили в центр избирательный характер В. как активной функции организма, осн. на его мотивационном состоянии. Т. о., признавая, что В. иногда м. б. пассивным и рефлекторным, они сосредоточивались на его произвольных аспектах и на том обстоятельстве, что именно В. определяет содержание получаемого организмом опыта. Структуралисты, напротив, рассматривали В. как состояние сознания, к-рое заключается в повышенной концентрации и имеет следствием ясность впечатлений. Тем самым они сделали выбор в пользу изучения условий, приводивших к макс, выделенности объекта сознания или ясности восприятия. Гештальт-психологи, ассоцианисты, бихевиористы и психоаналитики были склонны вообще игнорировать В. при построении своих теорий, в лучшем случае отводя ему малозначительную роль. К сожалению, за все эти годы непримиримой борьбы между теорет. направлениями в психологии для исслед. В. было сделано сравнительно немного. Совр. российские психологи стали первыми изучать ориентировочный рефлекс, или ориентировочную реакцию, к-рая состоит из кластера физиолог. изменений, происходящих в организме в ответ на изменения в его окружении. Считается, что эти изменения являются физиолог. коррелятами внимания. Эти корреляты включают изменения электрической активности мозга и электрической активности кожи, расширение зрачка, напряжение скелетных мышц, усиление мозгового кровотока и перемены позы. Ориентировочный рефлекс ведет к повышенной рецепции стимуляции и улучшенному научению. Работа, начатая российскими психологами, была продолжена в США. В частности, проведены исслед., посвященные индивидуальным различиям в силе ориентировочной реакции и сопутствующим обстоятельствам таких различий. В рез-те работы нейрофизиологов и нейроанатомов, таких как Эрнандес-Пеон и др., в стволе головного мозга была обнаружена диффузная структура, назв. ретикулярной формацией, к-рая, по-видимому, опосредует процессы возбуждения, В. и отбора стимулов. Исслед. ретикулярной формации, к-рую еще наз. ретикулярной активирующей системой, а тж ее связей с др. важными регуляторными системами мозга, обеспечили основу для физиолог. объяснений влияния мотивации, сна, сенсорного входа, научения, а тж эндогенных и экзогенных хим. веществ на процесс В. См. также Устойчивость внимания, Обработка информации, Восприятие, Избирательное внимание С. П. Урбина

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Внимание

Attention) —процесс сознательной сосредоточенности на отдельных аспектах нашего окружения или самих себе.

Источник: «Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ» (проект psyland.msk.ru)347

Внимание

Термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения склонности организма сосредоточиваться на отдельных чертах окружающей обстановки. Внимание обычно подразделяется на сосредоточенное и разделенное. Пользуясь сосредоточенным вниманием, организм выбирает (или сосредоточивается) лишь на одном стимуле из окружающей обстановки. Сосредоточенному слуховому вниманию было посвящено больше экспериментальных работ, чем сосредоточенному визуальному вниманию. Согласно ранней теории фильтрации, при сосредоточенном слуховом внимании для непосредственной обработки выбирается лишь один стимул, а остальные ожидают своей очереди в «сенсорном буфере». В более поздних теориях предполагается обработка всех стимулов, однако те из них, которые не прошли через фильтр сосредоточенного внимания, обрабатываются в ослабленном (затухающем) режиме. Иногда сосредоточенное внимание сравнивают с лучом прожектора. Материал, попадающий в этот луч, подвергается детальной обработке, в то время как другие визуальные стимулы, которые находятся за его пределами, почти не обрабатываются. В зависимости от рода задачи «луч внимания» может быть либо широким, либо очень узким. Согласно теории интеграции внешних признаков, те объекты, которые находятся вне «луча внимания», обрабатываются ограниченным образом. Обработка может сводиться к физическим характеристикам объектов, но их значение не оценивается. Разделение внимания происходит, когда мы пытаемся заниматься несколькими делами одновременно. Все мы знакомы с неудобствами разделенного внимания — например, когда приходится одновременно управлять автомобилем и поддерживать разговор. Опытные водители без труда справляются с этой задачей, в то время как для начинающих водителей она представляет значительную трудность. Эффективность разделенного внимания определяется следующими характеристиками: 1. Сходство задач. Если задачи несходны, как в вышеприведенном примере, то возрастает вероятность их успешного одновременного выполнения. Если обе задачи имеют одинаковую сенсорную модальность (т. е. обе визуальные или обе слуховые), они выполняются хуже из-за ограниченной обрабатывающей способности организма. 2. Трудность задачи. Как можно ожидать, трудность является главным фактором, влияющим на возможность успешного выполнения обеих задач. Успех особенно проблематичен, когда одна из задач требует усиленного использования ресурсов организма. Рассмотрим приведенный выше пример о разговоре за рулем автомобиля. В нормальных условиях обе задачи могут быть выполнены успешно. Если условия становятся более жесткими (например, при обгоне или на скользкой дороге), водителю гораздо труднее поддерживать связную беседу. 3. Опытность. Чем опытнее мы становимся, тем лучше можем выполнять оба вида деятельности одновременно. Это происходит в силу нескольких причин. Мы можем разработать лучшую стратегию выполнения задач, когда одно дело не мешает другому (например, разговаривать лишь во время поездки по прямому участку дороги). Требования, выдвигаемые к уровню нашего внимания, снижаются по мере того, как задачи становятся более привычными. Когда обработка информации происходит в автоматическом режиме, нам почти не приходится привлекать дополнительные ресурсы (сравните напряженность начинающего водителя с гораздо более спокойным поведением опытного водителя).

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Внимание

Категория. Когнитивный процесс.

Специфика. Упорядочивание поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности.

Свойства. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

Диагностика. Существует ряд методик:

- для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д.Кеттела, В.Вундта;

- для определения концентрации и устойчивости - корректурный тест Б.Бурдона;

- для определения скорости переключения внимания - метод таблиц Шульте.

Виды.

- произвольное внимание обусловлено постановкой сознательной цели;

- непроизвольное представлено ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей.

Источник: Психологический словарь

ВНИМАНИЕ

Общий термин, употребляющийся в отношении аспектов избирательности восприятия, проявляющихся в том, что в любой момент организм сосредоточивается на конкретных признаках окружающей среды при (относительном) отвлечении от других. Внимание может быть осознанным, когда какие-то элементы стимула активно отбираются из общего количества

воздействий, хотя, вообще говоря, мы явно не сознаем те факторы, которые заставляют нас воспринимать только какую-то малую часть общего массива стимула. 2. Сосредоточение на поведении и требованиях других, обычно детей или относительно беспомощных людей, которые нуждаются в том, чтобы кто-то обратил внимание на их потребности. 3. (Устаревш.) Термин Титчне-ра для обозначения состояния ясного сознания, при котором один аспект осознается более четко, чем другие.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Внимание

направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Внимание

Психическая деятельность, в процессе которой в сознании происходит избирательное выделение информации об отдельных субъектах, объектах, событиях и т.д. Внимание может быть активным – следствие интеллектуального, волевого усилия, или пассивным, обусловленным ориентировочными рефлексами (внимание в таком случае нередко фиксируется не на важном, значимом, а на ярком, неординарном, необычном).

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

ВНИМАНИЕ

состояние сосредоточенности субъекта в данный момент времени на каком-л. реальном или идеальном объекте (см. Внимания виды, Внимания свойства)

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

ВНИМАНИЕ

сосредоточенность сознания и направленность психической деятельности человека на определенные объекты. Субъективно внимание выражается в большей или меньшей углубленности в деятельность, поглощенность ею. Различают непроизвольное и произвольное В. Непроизвольное В. обусловливается новизной, физической интенсивностью, контрастностью, значимостью объекта для личности. Произвольное В. производится преднамеренно в результате специального волевого усилия. Основные характеристики В.: избирательность, устойчивость, объем, возможность распределения и переключения. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Устойчивость В. определяется временем сохранения концентрации В. на определенном объекте; она поддерживается либо усилием воли, либо интересом к данной деятельности. Объем В.— количество объектов, одновременно воспринятых за один акт восприятия. Этот показатель практически не отличается от объема кратковременной памяти и равен 5 — 7 объектам. Оценка объема В. производится с помощью тахистоскопа. Под распределением В. понимается способность одновременного выполнения двух или большего числа действий, не допускающих возможности их выполнения путем быстрого последовательного переключения В. Переключение В. оценивается способностью более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому. Частое переключение В. вызывает утомление, особенно когда виды деятельности сильно различаются между собой. Однако если человек длительное время занят какой-то работой, для него переключение В. на другую деятельность может быть отдыхом. Воспитание В. связано с общим воспитанием личности, с формированием ее потребностей, интересов, стремлений и убеждений. Важное значение имеет воспитание произвольного и непроизвольного В., достигаемое путем управления в процессе деятельности.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Внимание

Процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Произвольное внимание – способность по своему желанию фокусировать внимание на определенном объекте. Непроизвольное – фиксация внимания вне желания субъекта как древняя защитная реакция на опасные или неожиданные сигналы. Сенсорное внимание (зрительное, слуховое и др.) направлено вовне и связано с деятельностью анализаторов. Интеллектуальное внимание направлено вовнутрь и связано с мыслительными процессами. Из нарушений В. выделяют: сужение объема (восприятие небольшого числа объектов) и неустойчивость (нарушена концентрация В.).

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Внимание

С реактологической точки зрения внимание следует понимать не иначе, как известную систему реакций установки, т.е. таких подготовительных реакций организма, которые приводят тело в нужное положение и состояние и подготавливают его к предстоящей деятельности. (3.1, 145) Благодаря ритмичности нашего внимания мы склонны вносить ритм и приписывать его всем внешним раздражениям независимо от того, обладают они на самом деле или нет. Иначе говоря, мы воспринимаем мир не в его расчлененном, хаотическом виде, но как связанное и ритмическое целое, объединяя более мелкие элементы в группы, группы в новые, большие образования. (3.1, 147 – 148) внимания как особого единого акта не существует. Существует столько вниманий, сколько деятельностей. Внимание есть регулирующая сторона каждой реакции. Оно выражается в ее доминантности, в целом ряде вспомогательных и сопутствующих реакций установки и т.д. (13.1, 124) См. Деятельность, Реакция, Установка

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

внимание

психический по знавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный обьект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. к числу чарактеристик в. относятся ряд свойств и качеств: концентрация, распределение, обьем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность. Выделяют три вида в.: в. непроизвольное, в. произвольное, в. послепроизвольное.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

внимание

психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной направленности сознания на определенный объект, в результате чего он отображается полнее и четче.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

внимание

Способность продолжительного сосредоточения на определенном раздражителе или деятельности. Нарушение внимания может проявляться в легкой РАССЕЯНОСТИ или в трудностях при завершении задач или возможности сконцентрироваться.

Источник: Глоссарий. Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

Показать все [+18] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Разложение на независимые компоненты вызванных потенциалов в тесте на внимание у детей 7-15 лет с ди

Евдокимов С.А., Кропотов Ю.Д., Мюллер А., Терещенко Е.П., Пономарев В.А.
Целью настоящей работы было изучение отличий компонент вызванных потенциалов (ВП), полученных методом разложения на независимые компоненты (ICA) в зрительном двустимульном тесте на селективное внимание у группы детей с диагнозом синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) по сравнению с нормативной базой данных практически здоровых детей. Для исследований были использованы электроэнцефалограммы (ЭЭГ) детей в возрасте от 7 до 15 лет. Также изучались параметры когнитивных функций количество ошибок, время реакции на значимый GO-стимул, вариация времени реакции. Различия компонент ВП для детей с диагнозом СДВГ и нормы были выявлены в пробе NOGO с локализацией в Cz и T5 (по международной системе "10-20"). Различия в параметрах когнитивных функций были выявлены для количества пропусков значимого стимула и вариации времени реакции. Использовался дискриминантный анализ, который выявил верные классификации в ~70% случаев при классификации отдельно по компонентам ВП и параметрам когнитивных функций. При дискриминантном анализе как компонент ВП, так и параметров успешности прохождения теста, количество верных классификаций увеличивалось до ~80%. Данная работа показывает, что анализ компонент ВП, полученных методом разложения на независимые компоненты, в дополнении к анализу когнитивных функций способен улучшить точность диагноза СДВГ.
Скачать PDF

Внимание как опосредующий фактор креативного мышления в процессе переработки информации

Дорфман Леонид Яковлевич, Гасимова Вера Александровна
Анализируется внимание (фокусированное и дефокусированное) как посредник между креативным мышлением и процессом переработки информации (количество и точность). В условиях фокусированного внимания с усилением выраженности креативного мышления информация обрабатывалась более точно, но ее количество не изменялось. В условиях дефокусированного внимания с усилением выраженности креативного мышления информация обрабатывалась менее точно, но ее количество возрастало. Полученные результаты в одних отношениях поддерживают теорию креативности Айзенка, а в других теорию креативности Мартиндейла.
Скачать PDF

Внимание и компьютер: психолого-педагогический аспект проблемы

Серёжкина А. Е.
Дан обзор работ, посвященных психологии внимания в процессе работы за компьютером, и проанализированы особенности внимания обучающихся в компьютеризированной учебной деятельности. Исследование позволит преподавателю актуализировать и поддерживать внимание обучающихся в процессе занятий с использованием компьютера
Скачать PDF

Внимание и память как детерминанты слепоты к изменению

Гусев Алексей Николаевич, Михайлова Ольга Андреевна, Кремлев Александр Евгеньевич
В статье представлены результаты экспериментального исследования, обнаружившего влияние свойств внимания и рабочей памяти на выраженность феномена «слепота к изменению». При использовании парадигмы «мерцания» 93 испытуемых решали задачу поиска изменений в двух последовательно предъявлявшихся изображениях. Группы испытуемых разделялись по величине индексов концентрации и распределения внимания, оцененных с помощью теста «Корректурная проба Бурдона», а также по точности и времени опознания целевого стимула в тесте DMS на оценку рабочей памяти. Обнаружено позитивное влияние способности к концентрации и распределению внимания на время поиска изменений. Эффекты влияния двух показателей рабочей памяти различались: повышение точности опознания целевого стимула приводило к увеличению времени поиска, а уменьшение скорости опознания - к его снижению. Делается предположение о специфической роли ресурсов внимания и памяти в выраженности феномена «слепота к изменению».
Скачать PDF

Сознание и внимание: петли научения в мозге ( доклад)

Клирманс Аксель
Мы осознаём тот или иной аспект окружающей среды, когда знаем, что можем реагировать на него. Например, мы можем видеть гориллу, но не осознавать этого, если наш мозг, помимо гориллы, не репрезентирует также и факт того, что мы сейчас видим гориллу. Таким образом, существует очень важное различие между чувствительностью (способностью реагировать) и осознанностью: я могу проявлять чувствительность к определённому содержанию и вести себя соответствующим образом, но не осознавать это содержание. Это различие между неосознанностью из-за снижения качества стимула (пример подпороговое восприятие) и неосознанностью из-за снижения внимания (пример мигание внимания). Очень важно, что внимание модулируется опытом, который сам по себе есть результат научения. В лекции обсуждаются теоретические и эпистемологические следствия описанного различия в когнитивной и социальной психологии, а также развивается теоретический подход, призванный дать ему объяснение. Библиогр. 14 назв. Ил. 1. Табл. 1.
Скачать PDF

Кое-что о переживаниях ребенка, расстающегося с мамой в детском саду: внимание к невербальным коммун

Калина Олег Геннадьевич
Наступает момент, и родители решают, что их ребенок должен пойти в детский сад. Для кого-то это волнующее и тревожное событие, а для кого-то обычное, само собой разумеющееся. Кажется, что если малыш не плачет, ведет себя в группе спокойно, хорошо кушает, не обижает других детей, то он – «хороший» и «все с ним в порядке, все ему в садике нравится». Другое дело – дети, которые явно выражают свои чувства (грусть, злость, отчаяние), плачут, часто болеют, дерутся: их трудности адаптации к новой для себя социальной ситуации очевидны. Вместе с тем, и те и другие могут очень сильно переживать разлуку с мамой. Просто в случае первых упомянутых детей это не всегда очевидно, и именно они зачастую выпадают из поля особого внимания психологов и воспитателей, поскольку просто не могут выразить свои переживания. В такой ситуации мы должны ориентироваться на язык невербальных коммуникаций ребенка, чтобы понять, все ли в порядке во внутреннем мире малыша и какими средствами он обладает, чтобы справиться с расставанием и найти для себя интересное занятие в детском саду. Как показывают современная клиническая психотерапевтическая и консультативная практики, сепарационные проблемы у детей в наше время стоят особенно остро. Наблюдается существенный рост эмоциональных и поведенческих расстройств, ребенку оказывается чрезвычайно трудно отпустить маму и полноценно адаптироваться к детскому саду и начальной школе, а мамам выйти на работу и обрести прежнюю независимость. Ребенок часто оказывается беспомощным перед своими сильными чувствами, связанными с отделением от матери, и не получает какой-либо поддержки, чтобы с ними совладать. Все это вызывает целый ряд важных вопросов, на которые я постараюсь кратко ответить в этой статье.
Скачать PDF

Развиваем произвольность и внимание - важнейшие новообразования дошкольного возраста

Денисенкова Н.С., Нисская А.К.
Активные, импульсивные, невнимательные, непослушные, непоседливые, неорганизованные, моторные, гиперактивные далеко неполный перечень определений, которые взрослые (педагоги и родители) дают детям, имеющим проблемы с вниманием и произвольностью, т. е. умением контролировать себя, следовать правилам.
Скачать PDF

Особенности моделирования когнитивных агентов формирования внимания ЛПР

Горбатюк Н.В.
Скачать PDF

Реорганизация паттерна ЭЭГ у подростков с дефицитом внимания и токсикоманией в процессе комплексного

Яковлев Н.М., Косицкая З.В., Пинчук Д.Ю., Моховикова И.А., Русановский В.В., Русановский Г.В.
У 29 пациентов с токсикоманией и дефицитом внимания проводили анализ ЭЭГ, на основании которого пришли к выводу, что для них характерно снижение бета-активности. Использование биоуправления с обратной связью и методов микрополяризации мозга позволило стабилизировать состояние пациентов и сформировать у них ремиссию. Наиболее значимым было биоуправление, направленное на повышение бета-активности мозга.
Скачать PDF

Недостаточность управляющих функций у детей с синдромом дефицита внимания и детей с нарушениями речи

Канжин А.В., Емельянова Т.В.
В статье анализируются и сопоставляются особенности когнитивной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и у детей с задержкой речевого развития. Показано, что как у детей с СДВГ, так и у детей с недоразвитием речи наблюдаются проявление несформированности функций управления и контроля деятельности. Мы предполагаем, что механизмы, обуславливающие симптомы вышеуказанных состояний у детей младшего школьного возраста во многом сходны и обуславливаются незрелостью функциональных систем мозга, отвечающих за функции управления и контроля деятельности.
Скачать PDF

Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гип

Семенова О.А., Кошельков Д.А.
Исследовалось состояние функций произвольной регуляции деятельности (управоляющих функций) у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности (ДВГ) по сравнению с детьми того же возраста, не имеющими дефицита внимания и нарушений поведения. Бфли обнаружены особенности управляющих функций у детей с признаками ДВГ. Дети этой группы испытывали существенные трудности при программировании произвольных действий: хуже усваивали инструкции и алгоритмы действий, были менее последовательны при выработке стратегии деятельности. Также для них были характерны особенности избирательной регуляции произвольных действий: повышенная импульсивность, трудности переключения с одного элемента действия на другой (персеверации), неустойчивость усвоенной программы под воздействием побочных влияний. Состояние некоторых компонентов управляющих функций, таких как возможности переключения с одной программы деятельности на другую, возможности опосредования действий и возможности контроля за протеканием собственных действий, не отличалось у детей основной и контрольной группы, что обусловлено их возрастной незрелостью у всех детей 5-6 лет.
Скачать PDF

Роль учителя в валеолого-педагогическом сопровождении детей с синдромом дефицита внимания и гиперакт

Власова О. А.
Новый подход в работе педагога требует изменения содержания образования, структуры учебного процесса, принципов обучения. Этот подход обеспечивает ва-леолого-педагогическое сопровождение, рассматриваемое как системное знание, обеспечивающее методы безболезненной передачи специальных умений как в области индивидуального здоровья, так и обеспечения безопасности педагогического процесса.
Скачать PDF