Избирательное внимание

Найдено 5 определений термина Избирательное внимание

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Избирательное внимание

selective attention) В экспериментах по научению животных часто обнаруживается, что поведение организма контролируется к.-л. одним элементом сложного раздражителя, состоящего из множества элементов. Такая демонстрация рассматривается как свидетельство существования И. в. Теории И. в. часто исходили из допущения, что вероятность уделения внимания одному раздражителю связана обратно пропорционально с вероятностью уделения внимания другому. Но открытие Леоном Камином феномена "блокировки" заставило теоретиков внести изменения в это исходное допущение. Исслед. Камина побудили Н. Дж. Макинтоша предложить новую теорию внимания. Согласно Макинтошу, животные "научаются игнорировать" раздражители, если эти раздражители не предсказывают изменения вероятности безусловных раздражителей (БРЗ), предсказываемого др. раздражителями. Эту идею научения игнорировать раздражители впоследствии развили Пирс и Холл, к-рые высказали предположение о том, что УРЗ "теряет ассоциативную способность" по мере того, как его приобретенная путем обусловливания сила приближается к асимптоте рассматриваемого БРЗ. См. также Теории научения Дж. Дж. Айрис
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Избирательное внимание

процесс, посредством которого мы фильтруем многие из стимулов, бомбардирующих наши органы чувств, тем самым получая более содержательный, ограниченный набор информации, который мы можем затем обработать.

Источник: Д. Мацумото. Психология и культура: глоссарий к книге

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Процесс, возникающий в ситуациях, когда человек сталкивается с действием множественных стимулов и должен выбрать только один их аспект и сосредоточить внимание на нем. В некотором смысле этот термин избыточен, так как простой термин внимание содержит значение избирательности, однако часто используется эта составная форма.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Избирательное внимание

1. характеристика активного внимания; 2. чрезмерная сосредоточенность внимания на чем-либо, препятствующая адаптивному поведению. Например, сосредоточенность внимания ипохондрика на своем самочувствии. Синоним: патологическая рефлексия.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Тенденция обращать внимание только на те факты, которые бросаются в глаза, или подтверждают нашу точку зрения.

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. Прайм-Еврознак, 2004 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности моделирования когнитивных агентов формирования внимания ЛПР

Горбатюк Н.В.
Скачать PDF

Реорганизация паттерна ЭЭГ у подростков с дефицитом внимания и токсикоманией в процессе комплексного

Яковлев Н.М., Косицкая З.В., Пинчук Д.Ю., Моховикова И.А., Русановский В.В., Русановский Г.В.
У 29 пациентов с токсикоманией и дефицитом внимания проводили анализ ЭЭГ, на основании которого пришли к выводу, что для них характерно снижение бета-активности. Использование биоуправления с обратной связью и методов микрополяризации мозга позволило стабилизировать состояние пациентов и сформировать у них ремиссию. Наиболее значимым было биоуправление, направленное на повышение бета-активности мозга.
Скачать PDF

Недостаточность управляющих функций у детей с синдромом дефицита внимания и детей с нарушениями речи

Канжин А.В., Емельянова Т.В.
В статье анализируются и сопоставляются особенности когнитивной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и у детей с задержкой речевого развития. Показано, что как у детей с СДВГ, так и у детей с недоразвитием речи наблюдаются проявление несформированности функций управления и контроля деятельности. Мы предполагаем, что механизмы, обуславливающие симптомы вышеуказанных состояний у детей младшего школьного возраста во многом сходны и обуславливаются незрелостью функциональных систем мозга, отвечающих за функции управления и контроля деятельности.
Скачать PDF

Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гип

Семенова О.А., Кошельков Д.А.
Исследовалось состояние функций произвольной регуляции деятельности (управоляющих функций) у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности (ДВГ) по сравнению с детьми того же возраста, не имеющими дефицита внимания и нарушений поведения. Бфли обнаружены особенности управляющих функций у детей с признаками ДВГ. Дети этой группы испытывали существенные трудности при программировании произвольных действий: хуже усваивали инструкции и алгоритмы действий, были менее последовательны при выработке стратегии деятельности. Также для них были характерны особенности избирательной регуляции произвольных действий: повышенная импульсивность, трудности переключения с одного элемента действия на другой (персеверации), неустойчивость усвоенной программы под воздействием побочных влияний. Состояние некоторых компонентов управляющих функций, таких как возможности переключения с одной программы деятельности на другую, возможности опосредования действий и возможности контроля за протеканием собственных действий, не отличалось у детей основной и контрольной группы, что обусловлено их возрастной незрелостью у всех детей 5-6 лет.
Скачать PDF

Разложение на независимые компоненты вызванных потенциалов в тесте на внимание у детей 7-15 лет с ди

Евдокимов С.А., Кропотов Ю.Д., Мюллер А., Терещенко Е.П., Пономарев В.А.
Целью настоящей работы было изучение отличий компонент вызванных потенциалов (ВП), полученных методом разложения на независимые компоненты (ICA) в зрительном двустимульном тесте на селективное внимание у группы детей с диагнозом синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) по сравнению с нормативной базой данных практически здоровых детей. Для исследований были использованы электроэнцефалограммы (ЭЭГ) детей в возрасте от 7 до 15 лет. Также изучались параметры когнитивных функций количество ошибок, время реакции на значимый GO-стимул, вариация времени реакции. Различия компонент ВП для детей с диагнозом СДВГ и нормы были выявлены в пробе NOGO с локализацией в Cz и T5 (по международной системе "10-20"). Различия в параметрах когнитивных функций были выявлены для количества пропусков значимого стимула и вариации времени реакции. Использовался дискриминантный анализ, который выявил верные классификации в ~70% случаев при классификации отдельно по компонентам ВП и параметрам когнитивных функций. При дискриминантном анализе как компонент ВП, так и параметров успешности прохождения теста, количество верных классификаций увеличивалось до ~80%. Данная работа показывает, что анализ компонент ВП, полученных методом разложения на независимые компоненты, в дополнении к анализу когнитивных функций способен улучшить точность диагноза СДВГ.
Скачать PDF

Роль учителя в валеолого-педагогическом сопровождении детей с синдромом дефицита внимания и гиперакт

Власова О. А.
Новый подход в работе педагога требует изменения содержания образования, структуры учебного процесса, принципов обучения. Этот подход обеспечивает ва-леолого-педагогическое сопровождение, рассматриваемое как системное знание, обеспечивающее методы безболезненной передачи специальных умений как в области индивидуального здоровья, так и обеспечения безопасности педагогического процесса.
Скачать PDF

Алкоголизм и созависимость как общественная проблема и объект внимания правоохранительных органов

Обухова Е.С., Караваева Т.А.
Скачать PDF

Моделирование динамики распределения внимания в процессах целеполагания

Глазунов Юрий Трофимович
Рассматривается роль и механизм распределения внимания в процессе формулирования человеком цели. Показана связь между развитием эмоционального переживания, остротой внимания и величиной зоны возбуждения, содержащей стимул. Разработана и исследована математическая модель изменения остроты внимания в зависимости от интенсивности эмоции и величины расстояния между стимулом и текущей точкой пространства психических образов. Модель опирается на функцию Гаусса и закон изменения интенсивности эмоционального переживания.
Скачать PDF

Методы формирования саморегуляции у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивнос

Цветков Андрей Владимирович
Нейропсихологическое обследование младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности показало нарушение у них действий, требующих последовательного совершения многих операций и сохранность произвольных действий, состоящих из одной операции. На этом основании предложены методы развития саморегуляции познавательных процессов, опирающиеся на смысловой компонент мнестической деятельности. Предложенные методы позволяют сформировать у детей произвольную саморегуляцию в разных сферах познавательной деятельности, что приводит к улучшению поведения и обучения. Предложенные методы прошли апробацию в Центре интеллектуального развития ребенка Московского психологосоциального университета и показали свою эффективность в работе с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Достоинством методов является их включенность в общую познавательную активность ребенка, а также совместимость с учебными видами деятельности.
Скачать PDF

Автоматизация исследований свойств внимания человека-оператора в системе «Человек-дисплей»

Новикова Н.М., Александров А.С.
В данной статье рассматривается возможность автоматизации измерения свойств внимания оператора. Внимание измеряется с помощью таблиц Шульте-Платонова. Дано описание программы для автоматизации экспериментов. Приведены формулы расчета условных показателей свойств внимания. Экспериментальные данные получены с группой из 15 операторов
Скачать PDF

Исследование внешней детерминации процесса социализации подростков с синдромом дефицита внимания и г

Глушкова Валентина Павловна
Изучение влияния внешних детерминант на процесс социализации у подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Верификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и выявление его сопряженности с другими типами нарушенного развития у подростков. Исследование внешних детерминант процесса социализации у подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Скачать PDF

Сравнительно-психологический анализ нарушений психического развития: синдрома дефицита внимания с ги

Никишина Вера Борисовна, Глушкова Валентина Павловна
На основании феноменологического анализа были выделены общие особенности нарушений (синдрома дефицита внимания и гиперактивности и задержанного типа психического развития), в эмоционально-волевой сфере отмечается замедленное эмоционально-волевое созревание, в когнитивной сфере проявляются трудности освоения школьных навыков, нарушение концентрации внимания, в поведенческойнарушение согщальной адаптации, проблемы во взаимоотношениях с окружающими и специфические особенности проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, импульсивность, нарушение концентрации, избирательности и объема внимания, двигательная расторможенность.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!