ВНИМАНИЕ, СВОБОДНО ПАРЯЩЕЕ ВНИМАНИЯ ВИДЫ

ВНИМАНИЕ: ОБЪЕМ

Найдено 1 определение:

ВНИМАНИЕ: ОБЪЕМ

одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания - это определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. Так, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. объем внимания в среднем равен 7 +/- 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов объем внимания заметно возрастает.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние способов воспроизведения на объем воспроизводимых движений

Гончаров В.И.
Скачать PDF

Объем памяти как фактор креативности дошкольников

Дудорова Екатерина Валерьевна
Особенности кратковременной и долговременной образной памяти дошкольников анализируются в связи c параметрами креативности. В исследовании приняли участие 52 ребенка. Обнаружены корреляции показателей объема кратковременной памяти и параметров креативности (беглости и гибкости), по данным эксплораторного факторного анализа определена их совместная структура. По итогам применения дисперсионного анализа выявлены значимые эффекты кратковременной памяти на беглость и гибкость.
Скачать PDF

Воспитание подростка: объем проблемы

Кондратюк О.Е., Куликова Н.Г.
Рассмотрены проблемы психических новообразований подросткового возраста. Поставлена проблема анализа причин неустойчивости психики подростка вследствие эмоциональных изменений в его подсознании, вступающих в конфликт с сознательными установками, желаниями и мотивами. Показана связь духовного кризиса общества с актуальностью проблемы социализации подростка.
Скачать PDF

Разложение на независимые компоненты вызванных потенциалов в тесте на внимание у детей 7-15 лет с ди

Евдокимов С.А., Кропотов Ю.Д., Мюллер А., Терещенко Е.П., Пономарев В.А.
Целью настоящей работы было изучение отличий компонент вызванных потенциалов (ВП), полученных методом разложения на независимые компоненты (ICA) в зрительном двустимульном тесте на селективное внимание у группы детей с диагнозом синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) по сравнению с нормативной базой данных практически здоровых детей. Для исследований были использованы электроэнцефалограммы (ЭЭГ) детей в возрасте от 7 до 15 лет. Также изучались параметры когнитивных функций количество ошибок, время реакции на значимый GO-стимул, вариация времени реакции. Различия компонент ВП для детей с диагнозом СДВГ и нормы были выявлены в пробе NOGO с локализацией в Cz и T5 (по международной системе "10-20"). Различия в параметрах когнитивных функций были выявлены для количества пропусков значимого стимула и вариации времени реакции. Использовался дискриминантный анализ, который выявил верные классификации в ~70% случаев при классификации отдельно по компонентам ВП и параметрам когнитивных функций. При дискриминантном анализе как компонент ВП, так и параметров успешности прохождения теста, количество верных классификаций увеличивалось до ~80%. Данная работа показывает, что анализ компонент ВП, полученных методом разложения на независимые компоненты, в дополнении к анализу когнитивных функций способен улучшить точность диагноза СДВГ.
Скачать PDF

Внимание как опосредующий фактор креативного мышления в процессе переработки информации

Дорфман Леонид Яковлевич, Гасимова Вера Александровна
Анализируется внимание (фокусированное и дефокусированное) как посредник между креативным мышлением и процессом переработки информации (количество и точность). В условиях фокусированного внимания с усилением выраженности креативного мышления информация обрабатывалась более точно, но ее количество не изменялось. В условиях дефокусированного внимания с усилением выраженности креативного мышления информация обрабатывалась менее точно, но ее количество возрастало. Полученные результаты в одних отношениях поддерживают теорию креативности Айзенка, а в других теорию креативности Мартиндейла.
Скачать PDF

Внимание и компьютер: психолого-педагогический аспект проблемы

Серёжкина А. Е.
Дан обзор работ, посвященных психологии внимания в процессе работы за компьютером, и проанализированы особенности внимания обучающихся в компьютеризированной учебной деятельности. Исследование позволит преподавателю актуализировать и поддерживать внимание обучающихся в процессе занятий с использованием компьютера
Скачать PDF

Внимание и память как детерминанты слепоты к изменению

Гусев Алексей Николаевич, Михайлова Ольга Андреевна, Кремлев Александр Евгеньевич
В статье представлены результаты экспериментального исследования, обнаружившего влияние свойств внимания и рабочей памяти на выраженность феномена «слепота к изменению». При использовании парадигмы «мерцания» 93 испытуемых решали задачу поиска изменений в двух последовательно предъявлявшихся изображениях. Группы испытуемых разделялись по величине индексов концентрации и распределения внимания, оцененных с помощью теста «Корректурная проба Бурдона», а также по точности и времени опознания целевого стимула в тесте DMS на оценку рабочей памяти. Обнаружено позитивное влияние способности к концентрации и распределению внимания на время поиска изменений. Эффекты влияния двух показателей рабочей памяти различались: повышение точности опознания целевого стимула приводило к увеличению времени поиска, а уменьшение скорости опознания - к его снижению. Делается предположение о специфической роли ресурсов внимания и памяти в выраженности феномена «слепота к изменению».
Скачать PDF

Управление вниманием в задачах, индуцирующих слепоту по невниманию (комментарий к дискуссии)

Кувалдина Мария Борисовна, Ямщинина Полина Александровна
Анная статья посвящена обзору дискуссии на тему объединения двух эффектов внимания: слепоты по невниманию и перенаправления внимания. Вопросы, поставленные в дискуссии (относительно влияния ожиданий, релевантности дополнительного стимула, а также контроля распределения и перенаправления внимания), являются важными не только для решения конкретного вопроса о разнице эффектов, но и для определения границ феноменов функциональной слепоты. Проведенное нами исследование ставило своей целью попытку объединения экспериментальных парадигм перенаправления внимания и слепоты по невниманию. В экспериментах Г. Куна и Б. Татлера показано, что манипулирование пространственно-ориентированным вниманием, так же как социальная подсказка (зрительный контакт) могут существенно улучшить показатели обнаружения объекта. В нашем исследовании наличие/отсутствие зрительного контакта повлияло на вероятность ошибки обнаружения объекта, релевантного задаче, но не отразилось на субъективных оценках испытуемого. Тем не менее, данное исследование может быть включено в дискуссию в качестве примера, на основании которого можно ответить на часть вопросов и расширить границы эффекта слепоты по невниманию.
Скачать PDF

Сознание и внимание: петли научения в мозге ( доклад)

Клирманс Аксель
Мы осознаём тот или иной аспект окружающей среды, когда знаем, что можем реагировать на него. Например, мы можем видеть гориллу, но не осознавать этого, если наш мозг, помимо гориллы, не репрезентирует также и факт того, что мы сейчас видим гориллу. Таким образом, существует очень важное различие между чувствительностью (способностью реагировать) и осознанностью: я могу проявлять чувствительность к определённому содержанию и вести себя соответствующим образом, но не осознавать это содержание. Это различие между неосознанностью из-за снижения качества стимула (пример подпороговое восприятие) и неосознанностью из-за снижения внимания (пример мигание внимания). Очень важно, что внимание модулируется опытом, который сам по себе есть результат научения. В лекции обсуждаются теоретические и эпистемологические следствия описанного различия в когнитивной и социальной психологии, а также развивается теоретический подход, призванный дать ему объяснение. Библиогр. 14 назв. Ил. 1. Табл. 1.
Скачать PDF

Кое-что о переживаниях ребенка, расстающегося с мамой в детском саду: внимание к невербальным коммун

Калина Олег Геннадьевич
Наступает момент, и родители решают, что их ребенок должен пойти в детский сад. Для кого-то это волнующее и тревожное событие, а для кого-то обычное, само собой разумеющееся. Кажется, что если малыш не плачет, ведет себя в группе спокойно, хорошо кушает, не обижает других детей, то он – «хороший» и «все с ним в порядке, все ему в садике нравится». Другое дело – дети, которые явно выражают свои чувства (грусть, злость, отчаяние), плачут, часто болеют, дерутся: их трудности адаптации к новой для себя социальной ситуации очевидны. Вместе с тем, и те и другие могут очень сильно переживать разлуку с мамой. Просто в случае первых упомянутых детей это не всегда очевидно, и именно они зачастую выпадают из поля особого внимания психологов и воспитателей, поскольку просто не могут выразить свои переживания. В такой ситуации мы должны ориентироваться на язык невербальных коммуникаций ребенка, чтобы понять, все ли в порядке во внутреннем мире малыша и какими средствами он обладает, чтобы справиться с расставанием и найти для себя интересное занятие в детском саду. Как показывают современная клиническая психотерапевтическая и консультативная практики, сепарационные проблемы у детей в наше время стоят особенно остро. Наблюдается существенный рост эмоциональных и поведенческих расстройств, ребенку оказывается чрезвычайно трудно отпустить маму и полноценно адаптироваться к детскому саду и начальной школе, а мамам выйти на работу и обрести прежнюю независимость. Ребенок часто оказывается беспомощным перед своими сильными чувствами, связанными с отделением от матери, и не получает какой-либо поддержки, чтобы с ними совладать. Все это вызывает целый ряд важных вопросов, на которые я постараюсь кратко ответить в этой статье.
Скачать PDF

Развиваем произвольность и внимание - важнейшие новообразования дошкольного возраста

Денисенкова Н.С., Нисская А.К.
Активные, импульсивные, невнимательные, непослушные, непоседливые, неорганизованные, моторные, гиперактивные далеко неполный перечень определений, которые взрослые (педагоги и родители) дают детям, имеющим проблемы с вниманием и произвольностью, т. е. умением контролировать себя, следовать правилам.
Скачать PDF

Управление вниманием в процессах принятия решений

Соснин Петр Иванович, Вербиченко Д.С.
В процессах принятия решений в человеко-компьютерных средах особое место занимает решение задачи адекватного и эффективного представления и восприятия информации с экрана дисплея
Скачать PDF