ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ это что такое ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ: определение — Психология.НЭС
ВНИМАНИЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ ОТВЛЕКАЕМОСТЬ

ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ

Найдено 11 определений термина ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Объем внимания

одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов.

Оцените определение:

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ

англ. attention span) -один из первых показателей, которые пыталась измерить экспериментальная психология. Выделяются 2 основные традиции. 1. Интроспекционис-ты интерпретировали В. о. в терминах содержания сознания и определяли его как количество объектов, которые одновременно обладают атрибутом ясности. Так, в эксперименте Гленвилла и Далленбаха (1929) испытуемые сообщали, видят ли они предъявляемое скопление точек одинаково отчетливо или какую-то часть яснее. Т. о. измеряемый В. о. м. б. равен 18 точкам. 2. Более распространено отождествление В. о. с объемом восприятия (и даже с объемом кратковременной памяти): за В. о. принимается то количество объектов, которые м. б. правильно восприняты при кратковременном одновременном предъявлении. В. о. зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала, опыта субъекта. При экспозиции зрительных стимулов в 0,1 с средний В. о. составляет ок. 7 отдельных объектов. При наличии смысловой связи или возможности группировки объектов В. о. возрастает. При этом упражняемость В. о. на разрозненные элементы ограничена, а на смысловые сочетания - высока. Величины В. о. будут существенно отличаться при разных задачах (определить количество элементов, назвать их, назвать их и указать цвет и т. д.). Подавляющее большинство экспериментов по В. о. выполнено на зрительном восприятии: при осязании помехой является различная чувствительность участков кожи, при слухе - маскировка одного звука др. при одновременном их предъявлении.

По меткому замечанию Р. Вудвортса, "то, что м. б. нами измерено, не является даже объемом восприятия. Это объем восприятия и сообщения о воспринятом". Действительно, измерение В. о. усложняется активным вмешательством процессов памяти, речи. В. о. м. б. определен и как площадь настройки, что вытекает из одной трактовки самого внимания. Т. о., с теоретической т. зр., понятие В. о. достаточно спорно, что, однако, не мешает его использованию, напр., в психодиагностике. См. Внимание, Оперативное поле зрения. (И. А. Мещерякова.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ

Одно из свойств внимания, характеризующееся количеством элементов, которые человек может одномоментно воспринять. Упражняемость О.в. на разрозненные элементы незначительная, тогда как на ассоциируемые по смыслу может быть чрезвычайно высокой. В значительной мере это обстоятельство играет роль при тренировке лиц, обладающих феноменальной памятью и демонстрирующих на эстраде "чудеса запоминания".

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

Объем внимания

Категория. Характеристика внимания.

Специфика. Показывает, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Объем внимания зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. В частности, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. в среднем объем внимания эквивалентен 7+- 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов, объем внимания существенно возрастает.

Источник: Психологический словарь

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ

1. Специальное значение – число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного короткого представления. См. объем восприятия. 2. Количество времени, в течение которого человек может удерживать внимание на одном и том же типе объектов. Это последнее употребление не специальное.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ВНИМАНИЯ ОБЪЁМ

количество элементов, одновременно отчетливо воспринятых за один акт восприятия; при восприятии множества простых объектов (букв, фигур и т.п.) в течение 0,1секунды В. о. у взрослого человека равен в среднем 5-9 элементов

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ

одно из индивидуальных качеств внимания, определяемое максимальным количеством объектов, которое человек может воспринять одновременно в связи с выполнением какой-либо задачи. О. в. зависит от опыта, обученности и навыков практической работы. Напр., для неграмотного человека буква «ы» представляет два объекта, а для грамотного слово «сын» — один объект. О. в. в нормальных условиях колеблется у разных людей в зависимости от их индивидуальных особенностей от 4 до 8 объектов. О. в. имеет большое значение в тех видах операторской деятельности, которые связаны с наблюдением, информационным поиском, работой в условиях потока сигналов и др. В ряде этих случаев О. в. входит в структуру профессионально 3 56 важных (значимых) качеств оператора.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Объем внимания

Под объемом внимания понимают число объектов, которые могут быть одновременно охвачены нашим сознанием. На основании многочисленных экспериментальных данных установлено, что человек способен одновременно воспринять от четырех до шести объектов. Это зависит от опыта в восприятиях и от того, насколько связаны между собой объекты.

Важнейшим средством для увеличения объема внимания является выработка умения воспринимать предметы комплексами, а именно видеть группу предметов как одно целое.

Источник: Полный справочник психотерапевта

Объем внимания

1. число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть приняты во внимание, замечены за время одного короткого представления или экспозиции (обычно это 5-9 объектов). Упражняемость объема внимания на разрозненные стимулы невелика, тогда как на ассоциируемые по смыслу она может быть высокой. Синонимы: Объем восприятия, уст. Объем сознания; 2. количество времени, в течение которого человек может удерживать внимание на одном и том же типе объектов – неспециальное употребление термина.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

обьем внимания

количество однородных предметов, воспринимаемых одновременно: при этом допускается движение глаз для пересчета предметов. О.в. у большинства людей колеблется от 3 до 12 едениц воспринимаемых обьектов, чаще от 4 до 6.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние способов воспроизведения на объем воспроизводимых движений

Гончаров В.И.
Скачать PDF

Объем памяти как фактор креативности дошкольников

Дудорова Екатерина Валерьевна
Особенности кратковременной и долговременной образной памяти дошкольников анализируются в связи c параметрами креативности. В исследовании приняли участие 52 ребенка. Обнаружены корреляции показателей объема кратковременной памяти и параметров креативности (беглости и гибкости), по данным эксплораторного факторного анализа определена их совместная структура. По итогам применения дисперсионного анализа выявлены значимые эффекты кратковременной памяти на беглость и гибкость.
Скачать PDF

Воспитание подростка: объем проблемы

Кондратюк О.Е., Куликова Н.Г.
Рассмотрены проблемы психических новообразований подросткового возраста. Поставлена проблема анализа причин неустойчивости психики подростка вследствие эмоциональных изменений в его подсознании, вступающих в конфликт с сознательными установками, желаниями и мотивами. Показана связь духовного кризиса общества с актуальностью проблемы социализации подростка.
Скачать PDF

Особенности моделирования когнитивных агентов формирования внимания ЛПР

Горбатюк Н.В.
Скачать PDF

Реорганизация паттерна ЭЭГ у подростков с дефицитом внимания и токсикоманией в процессе комплексного

Яковлев Н.М., Косицкая З.В., Пинчук Д.Ю., Моховикова И.А., Русановский В.В., Русановский Г.В.
У 29 пациентов с токсикоманией и дефицитом внимания проводили анализ ЭЭГ, на основании которого пришли к выводу, что для них характерно снижение бета-активности. Использование биоуправления с обратной связью и методов микрополяризации мозга позволило стабилизировать состояние пациентов и сформировать у них ремиссию. Наиболее значимым было биоуправление, направленное на повышение бета-активности мозга.
Скачать PDF

Недостаточность управляющих функций у детей с синдромом дефицита внимания и детей с нарушениями речи

Канжин А.В., Емельянова Т.В.
В статье анализируются и сопоставляются особенности когнитивной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и у детей с задержкой речевого развития. Показано, что как у детей с СДВГ, так и у детей с недоразвитием речи наблюдаются проявление несформированности функций управления и контроля деятельности. Мы предполагаем, что механизмы, обуславливающие симптомы вышеуказанных состояний у детей младшего школьного возраста во многом сходны и обуславливаются незрелостью функциональных систем мозга, отвечающих за функции управления и контроля деятельности.
Скачать PDF

Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гип

Семенова О.А., Кошельков Д.А.
Исследовалось состояние функций произвольной регуляции деятельности (управоляющих функций) у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности (ДВГ) по сравнению с детьми того же возраста, не имеющими дефицита внимания и нарушений поведения. Бфли обнаружены особенности управляющих функций у детей с признаками ДВГ. Дети этой группы испытывали существенные трудности при программировании произвольных действий: хуже усваивали инструкции и алгоритмы действий, были менее последовательны при выработке стратегии деятельности. Также для них были характерны особенности избирательной регуляции произвольных действий: повышенная импульсивность, трудности переключения с одного элемента действия на другой (персеверации), неустойчивость усвоенной программы под воздействием побочных влияний. Состояние некоторых компонентов управляющих функций, таких как возможности переключения с одной программы деятельности на другую, возможности опосредования действий и возможности контроля за протеканием собственных действий, не отличалось у детей основной и контрольной группы, что обусловлено их возрастной незрелостью у всех детей 5-6 лет.
Скачать PDF

Разложение на независимые компоненты вызванных потенциалов в тесте на внимание у детей 7-15 лет с ди

Евдокимов С.А., Кропотов Ю.Д., Мюллер А., Терещенко Е.П., Пономарев В.А.
Целью настоящей работы было изучение отличий компонент вызванных потенциалов (ВП), полученных методом разложения на независимые компоненты (ICA) в зрительном двустимульном тесте на селективное внимание у группы детей с диагнозом синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) по сравнению с нормативной базой данных практически здоровых детей. Для исследований были использованы электроэнцефалограммы (ЭЭГ) детей в возрасте от 7 до 15 лет. Также изучались параметры когнитивных функций количество ошибок, время реакции на значимый GO-стимул, вариация времени реакции. Различия компонент ВП для детей с диагнозом СДВГ и нормы были выявлены в пробе NOGO с локализацией в Cz и T5 (по международной системе "10-20"). Различия в параметрах когнитивных функций были выявлены для количества пропусков значимого стимула и вариации времени реакции. Использовался дискриминантный анализ, который выявил верные классификации в ~70% случаев при классификации отдельно по компонентам ВП и параметрам когнитивных функций. При дискриминантном анализе как компонент ВП, так и параметров успешности прохождения теста, количество верных классификаций увеличивалось до ~80%. Данная работа показывает, что анализ компонент ВП, полученных методом разложения на независимые компоненты, в дополнении к анализу когнитивных функций способен улучшить точность диагноза СДВГ.
Скачать PDF

Роль учителя в валеолого-педагогическом сопровождении детей с синдромом дефицита внимания и гиперакт

Власова О. А.
Новый подход в работе педагога требует изменения содержания образования, структуры учебного процесса, принципов обучения. Этот подход обеспечивает ва-леолого-педагогическое сопровождение, рассматриваемое как системное знание, обеспечивающее методы безболезненной передачи специальных умений как в области индивидуального здоровья, так и обеспечения безопасности педагогического процесса.
Скачать PDF

Алкоголизм и созависимость как общественная проблема и объект внимания правоохранительных органов

Обухова Е.С., Караваева Т.А.
Скачать PDF

Моделирование динамики распределения внимания в процессах целеполагания

Глазунов Юрий Трофимович
Рассматривается роль и механизм распределения внимания в процессе формулирования человеком цели. Показана связь между развитием эмоционального переживания, остротой внимания и величиной зоны возбуждения, содержащей стимул. Разработана и исследована математическая модель изменения остроты внимания в зависимости от интенсивности эмоции и величины расстояния между стимулом и текущей точкой пространства психических образов. Модель опирается на функцию Гаусса и закон изменения интенсивности эмоционального переживания.
Скачать PDF

Методы формирования саморегуляции у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивнос

Цветков Андрей Владимирович
Нейропсихологическое обследование младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности показало нарушение у них действий, требующих последовательного совершения многих операций и сохранность произвольных действий, состоящих из одной операции. На этом основании предложены методы развития саморегуляции познавательных процессов, опирающиеся на смысловой компонент мнестической деятельности. Предложенные методы позволяют сформировать у детей произвольную саморегуляцию в разных сферах познавательной деятельности, что приводит к улучшению поведения и обучения. Предложенные методы прошли апробацию в Центре интеллектуального развития ребенка Московского психологосоциального университета и показали свою эффективность в работе с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Достоинством методов является их включенность в общую познавательную активность ребенка, а также совместимость с учебными видами деятельности.
Скачать PDF