Рибо Теодюль

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Рибо Теодюль | Ribot, Theodule (1839-1916)
Рибо, вместе с Альфредом Бинэ и Пьером Жане, является основателем современной французской психологии. Он придавал особое значение мотивационным силам в развитии личности, разрабатывая концепцию, которую сегодня мы могли бы назвать динамической психологией.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

РИБО ТЕОДЮЛЬ
(Ribot Theodule) (1839—1916)-французский психолог, основатель опытной клинической психологии во Франции. Имеет научные труды по психологии воли, воображения, памяти, мышления. С его именем связана аффективно-моторная теория воли.
Соч.:Болезни памяти. СПб., 1881; Память в ее нормальном и болезненном состояниях. СПб., 1894; Психология внимания. Киев-Харьков. 1897; Психология чувств. СПб., 1898; Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901. См. воля.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Рибо Теодюль
18.12.1839 – 9.12.1916, Париж) — французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии. Автор книг „Болезни памяти“ (1881), „Болезни воли“ (1883), „Болезни личности“ (1885). Разрабатывал проблемы внимания, воображения, понятий. На основе применения патопсихологического метода строил модель нормального развития психики. Сформулировал закон регрессии памяти, получивший название закона Рибо. В своих поздних работах обратился к проблемам аффекта и эмоций.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Рибо Теодюль
(Ribot Theodule, 18391916, фр. философ и психолог). Рибо - первый французский теоретик экспериментальной психологии. Его исследования ориентированы на патофизиологию личности, что позволило ему сделать открытие Закона о разложении (см. Разложение (Диссолюция); Закон Рибо), который схематично может быть представлен следующим образом: последние, сложнейшие, без аффективного значения запомненные вещи забываются скорее, чем старые, простые, нагруженные эмоциями воспоминания. При восстановлении, наоборот, они восстанавливаются позднее всех.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Рибо (Ribot) Теодюль

(18.12.1839, Генган - 9.12.1916, Париж) - французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии.
Биография. После окончания Эколь Нормаль преподавал философию (1865-72).Профессор философии в лицеях Везуля и Лаваля, затем - профессор общей и экспериментальной психологии в Коллеж де Франс (1883) и Сорбонне (1885). С 1889 г. - директор первой во Франции психологической лаборатории в Коллеж де Франс. Основатель первого во Франции психологического журнала "Revue philosophique".
Исследования. Самостоятельные экспериментальные исследования он не проводил, являясь чистым теоретиком. Разрабатывал проблемы внимания, воображения, понятий. На основе применения патопсихологического метода строил модель нормального развития психики. Сформулировал закон регрессии памяти, получивший название закона Рибо. В своих поздних работах обратился к проблемам аффекта и эмоций. Разработал учение об эмоциональной памяти.
Сочинения. Болезни личности. М., 1887;
Психология внимания. СПб., 1897;
Эволюция общих идей. М., 1898;
Психология чувств. СПб., 1899;
Аффективная память. СПб., 1899;
Характер. СПб., 1899;
Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901;
Логика чувств. СПб., 1905;
О страстях. Одесса, 1912;
Память в ее нормальном и болезненном состояниях. СПб., 1912
Воля в ее нормальном и болезненном состояниях. СПб., 1916

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

РИБО Теодюль

РИБО (Ribot) Теодюль Арман (1839— 1916) — французский психолог, основоположник совместно с И. Тэном концепции природного эксперимента (опытного направления) во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором первой французской психологической лаборатории (1889). Основатель и редактор первого во Франции психологического журнала Философское обозрение (1876). Председатель 1-го Международного психологического конгресса (Париж, 1889). После окончания Нормальной школы в Париже (Ecole Normale Superieure) и получения степени по философии (agrege de philosophie) преподавал в лицее. Много читал и переводил английских и немецких философов, в особенности Г. Спенсера. В 1870 г. опубликовал работу Современная английская психология (La psychologie anglaise contemporaine; рус. пер. в 1881), в которой с позиций английского ассоциа-низма критиковал господствующую в то время во Франции спиритуалистическую психологию, в особенности так наз. эклектическую школу В. Кузена. В этой книге и последующей работе Современная германская психология (1879; рус. пер. в 1895) сформулировал проект психологии как эмпирической науки, использующей данные психической патологии для изучения нормы. Идея естественного эксперимента , или эксперимента, поставленного природой, была вдохновлена работами К. Бернара. Она стала специфичной для французской психологии конца XIX—начала XX в. Клинический метод в своей теоретической работе использовали такие психологи, как П. Жане, Ж. Дюма, Ш. Блондель, А. Валлон, Д. Лагаш и др. Душевная болезнь или гипноз рассматривались как эксперимент более валидный, надежный и репрезентативный (в особенности для исследования высших психических функций), чем зарождавшийся в те годы в Германии психофизический эксперимент (Г. Фехнер, Г. Гельм-гольц, В. Вундт), который, как считали сторонники клинической парадигмы, давал возможность изучать только низшие процессы ощущения и памяти. Последователь Г. Спенсера, Р. был вдохновлен идеей эволюции (которую он смешивал с идеями развития и прогресса) и считал, что психология не может дольше оставаться наукой о взрослом, белом, образованном человеке. Вслед за Э. Ренаном предлагал в качестве объекта новой психологии триаду душевнобольной, дикарь, ребенок. Как и И. Тэн (у которого, в отличие от Р., не было ссылок на эволюцию), считал, что болезненные нарушения работы организма, аномалии, психологические монстры тем ценнее для изучения нормы, чем более редкими они являются. В 1872 г. Рибо оставил преподавание на 13 лет и посвятил все время литературной работе. В этот период были написаны книги, посвященные болезни памяти, болезни воли, болезни личности, в которых Р. стремился реализовать свою программу, привлекая собранный психиатрами обширный материал по психологической патологии. По аналогии с исследованиями английского хирурга Дж. X. Джексона, который показал, что функции тех анатомических структур, которые в эволюции сформировались позднее других, при поражении страдают первыми, Р. сформулировал свой закон нарушения памяти. Согласно ему забывание идет от более поздних к более ранним воспоминаниям (как при старческой амнезии). В 1876 г. Р. основал журнал Философское обозрение (Revue philosophique), ставший органом сторонников эмпирической парадигмы. В 1888 г. специально для него в самом престижном высшем учебном заведении Франции, Коллеж де Франс (College de France), была создана кафедра экспериментальной и сравнительной психологии, которую Р. занимал до 1902 г. (и которую после него унаследовал П. Жане). Ученик Р. Ж. Дюма адресовал ему латинское изречение: Мы все вышли из тебя, подчеркивая роль Р. в институционализации французской психологии. В рус. пер. опубликованы книги Р.: Наследственность душевных свойств, СПб., 1884; Болезни личности, СПб., 1895; Психология внимания, СПб., 1897; Эволюция общих идей, М., 1898; Характер, СПб., 1899; Философия Шопенгауэра, СПб., 1899; Аффективная память, СПб., 1899; Опыт исследования творческого воображения, СПб., 1901; Психология чувств, СПб., 1898; Логика чувств, СПб., 1905; О страстях, Одесса, 1912; Память в ее нормальном и болезненном состояниях, СПб., 1912; Воля в ее нормальном и болезненном состояниях, СПб., 1916. И.Е. Сироткина

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Проблема личности в трудах Теодюля Рибо и Пьера Жане

Лялина Я.И.
В статье определен вклад представителей Французской психологии конца XIX начала XX века Теодюля Рибо и Пьера Жане в разработку проблемы личностной сферы психики. Автором рассмотрены две теории: физиологическая (Т.