Вознаграждения ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ, ОЖИДАНИЕ

Вознаграждения и собственный интерес

Найдено 1 определение:

Вознаграждения и собственный интерес

rewards and intrinsic interest) Обычно предполагают, что В. за выполнение задачи повышает будущую мотивацию и интерес к такой деятельности. Это предположение поддерживается рез-тами многочисленных исслед. Однако недавние исслед. показали, что иногда возникает противоположный эффект: при нек-рых условиях внешние В. за выполнение деятельности, к-рая сама по себе ("внутренне") интересна субъекту, подрывают последующий интерес к задаче. Одно из объяснений такого разрушающего эффекта В. называют гипотезой "сверхоправдания" (overjustification): если за выполнение изначально привлекательной задачи предлагается и дается к.-л. внешнее вознаграждение, эта деятельность воспринимается чел. как излишне оправдываемая, потому что В. за нее, вообще говоря, не требуется, на основании чего он делает вывод, что занятие данной деятельностью "по существу мотивировалось сложившейся внешней ситуацией, а не каким-то внутренним интересом к самой деятельности". Влияющие условия В. в целом не снижают мотивацию. Эффект подрыва мотивации возникает лишь при наличии определенных условий. Уровень интереса В исслед. показано, что В. могут снижать высокий первоначальный уровень собственного интереса, но если задача вызывает меньший первоначальный интерес, В. повышают мотивацию. Факторы вознаграждения В. не всегда подрывают высокий собственный интерес. Важным фактором при этом оказывается тип В. Словесная похвала за выполнение задачи не только не снижает, но может повышать мотивацию, тогда как более конкретные или материальные В., такие как конфета или деньги, приводят к разрушению интереса. Эти различные эффекты В. обычно интерпретировались в рамках теорий восприятия субъектами а) личной компетентности и б) источника контроля собственного поведения. Похвала свидетельствует о компетентности субъекта в выполнении задачи и тем самым может усиливать мотивацию; материальные В. представляют очевидное свидетельство того, что поведение субъекта контролируется сторонними силами, и этот недостаток "личного контроля" может оказывать подавляющий эффект на интерес к выполнению задачи. Тж важными оказываются два др. фактора В. Во-первых, снижение собственного интереса происходит тогда, когда В. даются в зависимости от выполнения целевой деятельности и не происходят в условиях отсутствия связи между В. и выполнением задачи. Во-вторых, внутренняя мотивация разрушается с большей вероятностью, если В. слишком выделяется, т. е, когда на нем фокусируется внимание субъекта. Теории Для разрушающего эффекта В. приводилось множество объяснений, но лишь нек-рые нашли свое подтверждение в исслед. Среди наиболее широко принятых теорий можно упомянуть те, к-рые подчеркивают опосредующую роль когнитивных процессов в разрушающем эффекте, в частности, атрибутивных процессов. В основе атрибутивных теорий (к к-рым относится и гипотеза сверхоправдания) лежит предположение о том, что разрушающий эффект является рез-том сложных когнитивных умозаключений, включающих в себя оценку субъектом внутренних и внешних причин занятия целевой деятельностью. Приложения Актуальность разрушающего воздействия В. на мотивацию в практ. сфере деятельности представляется очевидной, и обсуждение его в литературе фокусируется в основном на трудовой и учеб. деятельности, а тж на процедуре В., получившей название "жетонной системы", предусматривающей В. желательного поведения жетонами, к-рые в дальнейшем можно обменивать на понравившиеся товары или виды активности. Однако его проявление в условиях повседневной действительности осложнено множеством переменных, к-рые еще требуется изучить. Так, в одном из исслед. обнаружилось, что В. снижают мотивацию только в том случае, если существует некая норма не давать В. Для определения того, как освободиться от отрицательных эффектов В. и как лучше всего применять его в целях побуждения к эффективному поведению, необходимы дальнейшие исслед. См. также Мотивация, Теория реактивного сопротивления, Вознаграждения Э. П. Серафино
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Психология нарушения собственной безопасности

Краснянская Т.М.
Скачать PDF

Детский опыт матери и ее отношение к собственному ребенку

Борисова Анна Егоровна, Ижванова Елена Михайловна
Данная статья посвящена изучению особенностей связи детского опыта женщины с отношением к собственному ребенку в контексте материнско-детского взаимодействия. Кроме того, в рамках данного исследования рассматривается возрастная динамика влияния детского опыта на взаимоотношения с ребенком.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса

Меньшикова Елена Александровна
Статья посвящена выявлению сущности феномена познавательного интереса. Автор анализирует различные научные позиции исследователей, закономерности развития познавательного интереса, факторы, влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной деятельности.This article is devoted to the exposure of the essence of the phenomenon of cognitive interests. The author analyses various scientific positions of research workers, discovers the law-governed nature of the development of cognitive interests, regards the factors, influencing the strivings of a child to cognitive activities.
Скачать PDF

Актуализация стремления к значимости собственной личности как ресурса совладающего поведения в преод

Кочкарева Ирина Валерьевна
С точки зрения рефлексивно-регулятивного подхода рассматривается проблема мобилизации ресурса совладающего поведения, в качестве которого выступает стремление к значимости собственной личности. На основании факторного анализа выделены и описаны четыре механизма мобилизации ресурсов совладающего поведения.
Скачать PDF

Феноменология эмоциональной настроенности инвалидов на понимание собственного жизненного опыта

Шульмин Максим Петровичи
Представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования феномена эмоциональной настроенности всех людей на понимание собственного жизненного опыта. Потребности респондентов, актуализирующие переживание своих возможностей и ограничений, были структурированы в соответствии с уровнями Я-идентификации личности.
Скачать PDF

Нарративный анализ отношения молодежи к собственному возрасту

Курышева О.В., Пахтина Е.А.
В статье реализован нарративный подход к исследованию отношения молодежи к собственному возрасту. Представленные результаты исследования показывают специфику и типологию отношения к собственному возрасту современной молодежи.
Скачать PDF

Опыт исследования образа отца и представлений о собственном отцовстве у молодых мужчин

Левченко Анна Викторовна
В статье рассматривается актуальная проблема исследования психологической готовности к отцовству среди юношей и молодых мужчин. Представлена оригинальная авторская проективная методика расстановки фигур, описан опыт применения метода.
Скачать PDF

Различия представлений о профессиональной деятельности сотрудников организаций разных форм собственн

Воскресенская Наталья Геннадьевна
Исследованы представления сотрудников организаций государственной и частной формы собственности с точки зрения особенности осознания своих профессиональных обязанностей. Показано, что высокий уровень осознания своей профессии является необходимым условием социально ответственного профессионального поведения.
Скачать PDF

Развитие толерантности молодежи к собственному старению посредством включения в практики межпоколенн

Петрова Татьяна Алексеевна
Скачать PDF

Категория интереса как структурный элемент познавательной потребности: определение, функции, диффере

Афонина Н.Ю.
Посвящена проблеме трактовки познавательного интереса как явления врожденного и универсального. Предпринимается попытка провести теоретические дефиниции и характеризовать познавательный интерес в контексте его взаимосвязи с структурой познавательной деятельности и, глубже, умственным развитием ребенка.
Скачать PDF

Познавательный интерес в структуре общей способности к учению у младших школьников с задержкой психи

Булатова Ольга Владимировна
Представлены данные экспериментального изучения индивидуально-типических особенностей познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников с задержкой психического развития.
Скачать PDF

Модель личностного развития подростков и юношей с учетом переживаемого ими чувства собственной безоп

Богомаз С.А., Козлова Н.В.
Представлена модель личностного развития подростков и юношей с учетом переживаемого ими чувства собственной безопасности в условиях трансформации российского общества. Показано, что психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и находятся во взаимодействии.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: