ИНТЕРЕС НАЦИОНАЛЬНЫЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИНТЕРЕС НАЦИОНАЛЬНЫЙ
совокупность объективно возникающих потребностей этносоциальных общностей (от социально-экономических до культурно-языковых). И. н. является первичной «клеточкой», «атомарным» субстратом межнационального противоречия. Субстанциальный компонент И. н. – потребность в политической суверенности, полновластии в решении вопросов исторического развития. Блокирование реализации И. н., их игнорирование со стороны властных структур или доминирующего этноса ведут к возникновению межнациональных противоречий и конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
общественно-политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Н.и. проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, чувствах симпатии по отношению к представителям своей нации и являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных личностей, так и нации, государства в целом. Попытка ущемить национальные интересы всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права. Обладая развитым национальным самосознанием, представители этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возможными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем. Столкновение коренных интересов различных национальных общностей трудно поддается регулированию и часто приводит к возникновению вооруженных конфликтов и войн. Особенно часто подобного рода ситуация возникает в периоды обострения межнациональных противоречий.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Интерес национальный
Национальный интерес - объективно возникающая осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Таким образом, к коренным национальным интересам относятся вопросы целостности культурной, геополитической, национальной и конфессиональной идентичности, безопасности, а также контроль и возможность использования важнейших природных ресурсов. Блокирование реализации или игнорирование национальных интересов приводит к возникновению межнациональных противоречий и конфликтов.
Необходимо различать понятия национального интереса и национальной идеи. Национальный интерес можно определить как результат общенационального консенсуса, т.е. это результирующая величина, получающаяся при согласовании различных устремлений групп интересов общества и интересов органов власти. Национальная идея отличается в первую очередь ярко выраженной ценностной окраской и механизмами мифологизации, срабатывающими при внедрении данной идеи в массовое сознание. Помимо этого ряд исследователей различают «национальный интерес» и «общественный»: последний регулируется системой законов, определяющих внутригосударственную политику, в то время как понятие «национальный интерес» относится также и к сфере внешней политики государства.
В качестве конструкта и системообразующей основы формирования национальных интересов выступают действующие в том или ином государстве политические механизмы по выработке и артикуляции этих интересов. Политические механизмы отражают очень сложный комплекс, состоящий из агентов и сетей, влияния среды и модуля целеполагания, ценностных ориентиров и нормативных регулятивов, знаний и эмоций, процедур и операций, институциональных форм и типов коммуникаций и т. д. [1].
Одна из самых оригинальных теоретических моделей механизма формирования национального интереса методом принадлежит известному немецкому социологу Н. Луману, который предложил свою концепцию социальной власти как способа создания, воспроизводства и координации различных общественных структур, интересов, норм, ценностей и смыслов. Модель социальной власти состоит из двух элементов: во- первых, символической генерализации вышеуказанных общественных структур, интересов, норм, ценностей и смыслов, ведущей к обобщению социальных ожиданий; во- вторых, редукции поведения индивидов и их групп к определенным образцам действия. Совокупность этих двух компонентов образует ценностно-инструментальный код по отношению к целям социальной координации поведения. Подобный код и есть, по мнению Лумана, социальная власть.
Выделяют ряд сущностных характеристик национального интереса:
1. Наличие строгой иерархии, предполагающей достижение главной цели. На ее основе строятся все остальные элементы системы национальных интересов [2];
2. Осознанность, что превращает национальные интересы в важнейший ориентир текущей деятельности государства;
3. Целеполагание, что предполагает выдвижение конкретных целей для разработки алгоритма действий по решению проблем достойного, соответствующего историческому периоду и сложившимся представлениям о таком существовании, бытия нации;
4. Интегративность, т.е. наличие определенной системы сдерживающих сил и противовесов, гарантированное признание прав меньшинства, гласный демократический контроль за деятельностью всех ветвей власти в процессе реализации национальных интересов.
Зрелая система национальных интересов предполагает общественный консенсус по поводу высокозначимых основных представлений, а также освоение базовым субъектом общества мышления в категориях интереса. Вместе с тем она есть единство процесса и результата. Концепция национальных интересов неотделима от сложившейся системы механизмов формулирования интересов отдельных социальных групп, их согласования и перевода интересов общества на уровень государства как субъекта международной политики. Концепция национальных интересов предполагает сложившуюся традицию обсуждения на довольно высоком уровне, а также вовлеченность в эту дискуссию социально активных слоев общества.
В российском обществе на данном этапе отсутствует единая мировоззренческая система вследствие его этносоциальной, культурной и религиозной фрагментированно- сти и расколотости. Наше общество находится на стадии осознания своих национальных интересов.
Национальные интересы - высокоинерционная структура. Они задаются устойчивыми (географическое положение, цивилизационная идентичность, стадиальное состояние общества) либо медленно поддающимися изменению факторами (качественные характеристики экономики, доля в мировом хозяйстве, наличие значимых ресурсов). Важные изменения национальных интересов происходят в эпохи переструктурирования крупного региона или мирового сообщества в целом, когда контекст существования конкретного общества стремительно изменяется, что требует переосмысления всей системы интересов. Россия, равно как и мировое сообщество, сейчас переживает именно такой период. Но наша специфика в том, что речь идет не о переосмыслении, а о формировании интересов. Отсюда высокая степень манипулируемости массовым сознанием со стороны элит, значительные колебания общественного настроения, наличие в нем противоположных, исключающих друг друга позиций [3].
Одним из заметных процессов последних лет, охватывающих все общество, стал отход от прозападнических ориентаций начала 1990-х годов. В общественнном сознании доминируют негативные настроения вплоть до различных форм антизападничества.
Эти изменения, обусловленные комплексом факторов, а также конкретными событиями (финансовый кризис августа 1998 г., военные конфликты в Косово и Чечне и пр.), выражают существенные изменения в социокультурном контексте и сказываются на трактовке национальных интересов. Если исходить из доминирующих в обществе и в политической элите настроений, Россия склоняется к стратегии баланса между Западом и Востоком с акцентом на манипулятивном использовании противоречий между центрами сил.
Таким образом, Россия находится в поле слабо осознанных, меняющихся настроений, зависящих от очень подвижной конъюнктуры, изменения которой в любой момент могут привести к «скачкам» и даже инверсии общественных настроений и поотношению к Западу, и по отношению к Востоку. Консенсус по поводу национальных интересов в России с точки зрения большинства аналитиков - дело будущего.
Литература
1. Дегтярев А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин // Политические исследования. 2002. № 2. С. 120-121.
2. Проскурин С.А. Национальные интересы и внешнеполитические приоритеты России // Власть. 1996. № 8. С. 52.
3. Материалы круглого стола «Национальный интерес versus государственный интерес: теоретические понятия и политическая реальность» // Политические исследования. 2000. № 1.

Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.