ЭМПАТИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ЭМПИЕМА , ПИОТОРАКС

Эмпатия: механизмы

Найдено 1 определение:

Эмпатия: механизмы

это системная работа психич. процессов и свойств личности, к-рая обеспечивает возникновение эмоционального понимания или эмоционального отклика на переживания др. человека, т. е. эмпатию. Психол. механизмы эмпатии (Э.) зависят от функций, к-рые Э. выполняет в процессе познания, О. и взаимоотношений людей. Главными функциями Э. являются синхронизация и идентификация эмоциональных переживаний общающихся людей. Синхронизация и идентификация реализуются на разных психол. уровнях, и потому механизмы Э. могут включать в себя и когнитивный, и аффективный, и конативный компоненты, а соответствующими способами и механизмами, вызывающими Э., могут являться подражание, заражение, идентификация, социальная рефлексия и децентрация. По-видимому, каждый из этих способов и механизмов может быть основой того или иного вида Э., среди к-рых чаще всего выделяют рациональную и аффективную Э. Ввиду того, что существуют разные виды Э., в психологии имеются и разные концепции, касающиеся механизмов Э. П. Фресс различает 2 типа заражения эмоциями, и соответственно, 2 типа Э. Первый возникает в том случае, когда ситуация вызывает у одного, а затем у неск. индивидов одинаковую реакцию страха, гнева или радости. Второй тип более специфичен и проявляется в том, что эмоции овладевают человеком, хотя ситуация его не затрагивает. Все, что облегчает идентификацию, по мнению П. Фресса, усиливает заразительность эмоций, в т. ч. и типичные или видотипичные схемы внеш. выражения опр. переживаний. Типичные схемы могут быть заученными, социализированными способами проявления чувств, подлежащих произвольному контролю. Однако механизм заражения не обеспечивает адекватность эмпатического отреагирования и оправдывает себя только в случае неразвитости более сложных форм эмпатии, как, напр., у маленьких детей. У них имеют место сравнительно простые и ярко выраженные эмоции, внешне подобные эмоциям переживающего. Согласно Н. Н. Обозову, в основе Э., возникающей и формирующейся во взаимодействии людей, в О., лежит механизм осознанной и неосознанной идентификации. Сама идентификация выступает результатом фундаментального свойства человека: сравнить себя, свою личность, поведение и состояние с др. людьми. Эмоциональная реакция в силу идентификации возникает, как правило, при непосредственном переживании другого, и в ситуации его неблагополучия переживается в виде жалости, печали, сострадания. Однако факт частого сохранения собственной линии поведения сочувствующего или сопереживающего нетипичен для случая идентификации, поэтому механизм идентификации, по крайней мере, не единственный механизм Э. Е. Я. Басин полагал, что в основе Э. находятся проекция и интроекция, а идентификацию он считал итогом данных процессов. Проекцией автор называл мысленное перенесение реального или воображаемого Я в ситуацию объекта, что приводит к идентификации. Интроекция же, по его мнению, представляет собой процесс переноса воображаемого Я на реальные обстоятельства субъекта, к-рая существует одновр. с проекцией и неразрывно с ней связана. Н. И. Сарджвеладзе к механизмам Э. относит и заражение, и идентификацию, и проекцию и интроекцию, но приоритет оставляет за механизмами заражения и идентификации. Т. П. Гаврилова и Ю. А. Менджерицкая выстраивают механизмы Э. по мере возникновения их в онтогенезе, связывая их с изменениями эмпатических форм реагирования в таком порядке: эмоциональное подражание и заражение, идентификация, понимание эмоций других и рефлексия. В. К. Вилюнас выдвинул гипотезу о роли в Э. механизма «ответных» эмоций. Возникновение «ответной» эмоции описывается им след. образом. Опр. эмоциональное переживание человека нам приятно или неприятно, поэтому мы опр. образом к нему относимся. Вследствие «ответного» эмоционального прогресса сопереживание охватывает неск. взаимосвязанных друг с другом переживаний одного и того же субъекта. Эмоция, возникшая вследствие сопереживания, может затем переключиться на нек-рый предмет-причину, что создает возможность индивиду воспринимать мир глазами др. людей: любить и ненавидеть что-либо в нем соответственно чувствам друзей и наперекор чувствам врагов. В этом механизме имеют значение сопереживаемые оценки вещей. Они корригируют наши собственные оценки и благодаря сопереживанию каждое наше действительное эмоциональное отношение к вещам является в опр. степени суммарным, поскольку включает в себя наше собственное отношение и отношение тех лиц, к-рых мы любим или ненавидим. Если в случае «заражения» нам, напр., приятно или весело, потому что приятно и весело окружающим, то в случае сопереживания нам приятен именно тот факт, что другим приятно и весело. В первом случае эмоциональное переживание другого является своего рода образцом для нашего переживания, то во втором - его предметом, т. е. тем, на что наше переживание направлено и что оно специфически окрашивает. Вероятно, существует ряд механизмов, действующих в зависимости от ступени онтогенетического и индивидуально специфического развития эмпатических способностей человека. Т. к. специфика эмпатии заключается в ее эмоциональной природе, а содержанием эмоций является непосредственное отношение человека (к себе, своей деятельности, др. людям, предметам, ситуациям, их свойствам и т. д.), то содержанием Э. можно считать отраженное отношение переживающего к чему-либо, выраженное у наблюдателя в чувствах, идентичных чувствам этого переживающего человека. Отражение отношения человека к объективной действительности опосредуется познавательными процессами эмпатирующей личности. Эмпатические реакции могут быть адекватны переживаниям другого в том случае, если у наблюдателя этих переживаний развита сенситивность восприятия к настроениям людей. Для понимания характера и причин переживаний объекта Э. воспринятой вербальной и невербальной информации обычно бывает недостаточно, поэтому более способными к эмпатии бывают люди, к-рые имеют развитое воображение, позволяющее дополнить с помощью представлений недостаток этой информации и составить целостную картину о ситуации переживания и самом переживающем индивиде. Благодаря воображению возможно эмоциональное соучастие в прошлых переживаниях рассказчика или героев литературных произведений. Кроме того, необходима заинтересованность наблюдателя в ситуации, вызывающей эмоции объекта наблюдения и опр. к нему отношение. В этом случае формирующийся образ наблюдаемого и (или) воображаемого может настолько чувственно захватить человека, что он, представляя себя на месте того, чей образ у него создается, начинает испытывать состояния, подобные тем, к-рые он видит или представляет. В возникновении эмпатического отклика задействованы не только эмоциональные, но и рефлексивные процессы и воображение. Если эмпатический отклик минует контроль со стороны социально-рефлексивных процессов, то возникает «псевдоэмпатия», т. е. неадекватность эмпатического отклика и соответствующих реакций индивида действительным чувствам объекта эмпатии. Особое значение в механизме Э. имеет децентрация, к-рая осуществляется благодаря изменению представлений. Воображение позволяет осуществить децентрацию на основе перегруппировки представлений, что способствует перестройке исходной системы эгоцентрических отношений на децентрированные, соответствующие системе отношений др. человека. Механизм децентрации развивается на опр. этапах онтогенеза. Он лежит в основе способности человека представить себя на месте другого, благодаря чему человек оказывается в состоянии понять и прочувствовать переживания др. человека. Когнитивные и эмоциональные свойства и механизмы психики в процессе возникновения эмоциональной отзывчивости не обособлены и являются качественно определенными сторонами социальной перцепции. Это доказывается исследованиями, результаты к-рых свидетельствуют о связи эмпатийности с опр. свойствами мышления и воображения, что позволяет уточнить их роль в механизме Э. Лит.: Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976; Пашукова Т. И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983; Пашукова Т. И., Троицкая Е. А. Механизмы и функции эмпатии // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та. Сер.: Психол. науки. М., 2010; Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология эмоций. Вып. 5. М., 1975. Т. И. Пашукова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Эмпатия как психологический механизм развития этнического самосознания личности

Петрова Ксения Александровна
В статье раскрывается сущность психологического механизма эмпатии, предлагается авторская модель эмпатии как механизма развития этнического самосознания личности, выделяются функции данного механизма. Высказанные теоретические положения особо значимы для психологов и педагогов Омского региона, который по своему составу относится к полиэтничным, и потому проблема развития этнического самосознания для него является крайне актуальной.
Скачать PDF

Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала

Бражникова Антонина Николаевна, Зюзя Анна Алексеевна
В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что эмпатия как, безусловно, положительное отношение к другому, является одной из составляющих нравственности человека. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что будущие профессионалы обладают ограниченным диапазоном эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.
Скачать PDF

Толерантность и эмпатия как проявление духовности личности у принимающей стороны в поликультурном пр

Чхиквадзе Тинатин Владимировна
В работе анализируются проявления духовности российских студентов: толерантность и эмпатия, которые являются основой создания благоприятной атмосферы для адаптации иностранных студентов. Так же анализируются их взаимосвязи, особенности проявления у девушек и юношей, у студентов естественнонаучного и гуманитарного направлений.
Скачать PDF

Эмпатия как профессионально значимое свойство личности педагога высшей школы

Сутурина Юлия Викторовна
В публикации рассказывается об исследовании, посвященном изучению эмпатии как профессионально значимого свойства педагога высшей школы.
Скачать PDF

Эмпатия в тексте радионовостей

Артишевский С. Э.
Автор статьи размышляет над проблемой восприятия новостных выпусков на радио разными группами радиослушателей, делает выводы относительно предпосылок такого рода восприятия.
Скачать PDF

Эмпатия как один из инструментов понимания психического состояния другого человека

Алаева Марина Васильевна
В статье рассмотрены определения термина «эмпатия», описаны основные подходы к исследованию эмпатии в зарубежной и отечественной психологии, раскрыт эмпатический процесс и значение феномена эмпатии для процесса понимания другого человека.
Скачать PDF

Эмпатия в структуре ценности личности

Хлебодарова Ольга Борисовна
В исследовании, по мнению автора, впервые раскрыты новые положения о том, что эмпатию необходимо рассматривать как неотъемлемую часть, механизм внутри структуры ценности личности. Составлена авторская модель эмпатии в структуре ценности личности. Полученные результаты исследования помогают глубже изучать феномен эмпатии, под влиянием которого выстраиваются иерархии ценностей. Основным мотивом к тому, чтобы предпринять данное исследование, явилось желание разрешить следующую проблемную ситуацию: с одной стороны, феномен эмпатии (вчувствования) длительное время является предметом изучения в психологии и вызывает интерес в научном мире. Но, с другой стороны, данный феномен не стал предметом всестороннего и глубокого исследования связи с ценностями, в общей психологии и психологии личности.
Скачать PDF

Смысложизненные ориентации, эмпатия и креативность у представителей групп разной профессиональной на

Артамонов Денис Геннадьевич
В статье приводятся особенности ценностных подходов к анализу факторов смысловой содержательности, варианты теоретических направлений изучения аспектов эмпатии и креативности. Затрагиваются темы ценностных понятий в структуре субъективного опыта, особенностей психологических исследований типологии личностных смыслов, восприятия как проблемы образа мира. Рассматриваются существующие или потенциальные модели взаимодействия психологии и эстетики. Описываются вопросы соотношения структуры субъективного опыта и ценностного бытия, психологические характеристики ценностных ориентаций, эмпатии и креативности.
Скачать PDF

Эмпатия как фактор мотивации успеха в педагогической деятельности

Сибилёва Л.В., Прохорова А.А.
Скачать PDF

Эмпатия как фундаментальное измерение работы психолога-консультанта

Сизикова М.В.
В статье рассматривается зависимость степени проявления эмпатии психологами-консультантами от стажа их практической деятельности. Выявлено отсутствие роста проявления данного качества психологом-консультантом по мере увеличения его профессионального опыта, что может быть объяснено переходом эмпатии из личностного качества в технику, инструмент работы с клиентом. Определяются перспективные направления исследования эмпатии в деятельности психологов-консультантов.
Скачать PDF

Эмпатия, нейротизм, экстраверсия

Валиуллина Евгения Викторовна
В статье представлены результаты исследования уровня развития эмпатических способностей, эмоциональной устойчивости и степени выраженности экстраверсии-интроверсии в юношеском возрасте. Нейротизм увеличивает рациональную и эмоциональную составляющие эмпатии, но препятствует созданию благоприятной атмосферы общения. Экстраверсия способствует развитию общих эмпатических способностей, интроверсия опирается на установки в эмпатии.
Скачать PDF

Эмпатия как форма отражения другого человека

Шнайдер Марина Ивановна
В статье анализируется понятие эмпатии с точки зрения отечественных и зарубежных авторов разных направлений психологии. Рассматривается структура и механизм действия эмпатии. Поднимаются вопросы развития эмпатии и нравственного уровня развития личности, актуальность развития эмпатических способностей представителей разных профессий для гармонизации межличностных отношений и точного восприятия другого человека.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!