Эмпатическое слушание

Найдено 1 определение:

Эмпатическое слушание

подразумевает совмещение понимания и сочувствия-сопереживания. Противоположным является бесчувствие, равнодушное слушание собеседника или выступающего. Эмпатия во время коммуникативного акта – это понимание эмоционального состояния речевого партнера, которое он проявляет через свою речь, его переживаний и выражение ему в своих репликах этого понимания, какого-то сочувствия, хотя и не обязательно согласия со всем, что он говорит, духовно-нравственного принятия. Можно, например, слушая, понять затруднительность, трагичность положения человека, его радость от каких-то жизненных успехов, но все же не быть согласным со всем его поведением – состояние студента, исключенного из института, трагизм положения алкоголика, радость школьника по случаю отмены занятий. Это и есть эмпатия, а если вы вашими репликами даете о ней знать собеседнику, то это эмпатическое слушание. Связано с понятием «чуткость», подчас имеет немало общего с речевой тактичностью.

Оцените определение:

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г

Найдено научных статей по теме — 12

Проблема формирования эмпатических установок младших школьников средствами техники НЛП – метафоры

Нагорнова Анна Юрьевна
В статье раскрывается проблема формирования эмпатических установок у младших школьников средствами техники НЛП – метафоры, при метафорой могут служить прямая аналогия, история, личный опыт, притча, анекдот, пословица, поговорка, легенда, сказка. Подчеркивается эффективность использования простых и сложных метафор как средств активизации ресурсных механизмов возраста при работе с детьми. Проводится различие между литературной и терапевтической метафорой, главной функцией которой является погружение ребенка в мир, созданный педагогом. Делается акцент на необходимости формирования трехсторонней эмпатической связи между ребёнком, педагогом и повествованием, что позволяет ребёнку отождествлять себя с его персонажами и событиями. Подчеркивается, что одной из целей метафоры в терапевтическом процессе НЛП является сбор информации о ребёнке для понимания его карты мира, для выяснения существующих проблем. Указывается, что метафорой может служить и речь младшего школьника, когда он облекает свой опыт в словесные высказывания.
Скачать PDF

Структура эмпатических переживаний и социальная позиция делинквентных подростков в проявлении эмпати

Мельникова Евгения Леонидовна
Рассматривается содержательный аспект компонентного состава эмпатии делинквентных подростков; обозначена проблема социальной позиции подростков-правонарушителей в сфере проявления эмпатии; выявлены факторы, препятствующие проявлению эмпатического отзыва у делинквентных подростков; установлена направленность их эмпатических переживаний; описаны имеющиеся ресурсы подростков, эмоционально значимые аспекты, включенные в систему ценностей.
Скачать PDF

Динамика изменения показателей эмпатических способностей студентов педагогических специальностей в р

Зайтметов Хусан Авасхонович
В статье рассматривается проблема эмпатиче-ских способностей, а также национальная литература в качестве ее фактора. Автор демонстрирует динамику изменения показателей эм-патических способностей после влияния национальной литературы. Также предлагает про-грамму развития эмпатических способностей средствами национальной литературы.
Скачать PDF

Особенности агрессивности подростков с различным уровнем развития эмпатических способностей

Кольцов Максим Викторович
В статье дается определение понятий «агрессивность» и «эмпатия», рассматривается развитие эмпатических способностей в подростковом возрасте и их взаимосвязь с агрессивностью, а также приводятся результаты исследования, проведенного с целью выявления особенностей агрессивности подростков с различным уровнем эмпатии.
Скачать PDF

Изучение влияния уровня эмпатических способностей на выбор матерями, воспитывающими умственно отстал

Моисеева Светлана Николаевна
Настоящая статья посвящена исследованию совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня эмпатических способностей на выбор родителями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, стратегий совладания.
Скачать PDF

К вопросу о развитии эмпатического потенциала как условии эффективного разрешения конфликтов в проце

Петров Сергей Владиславович
Статья посвящена взаимосвязи категорий и феноменов «конфликт» и «педагогический конфликт», с одной стороны, и «эмпатия» и «эмпатический потенциал», с другой, применительно к студентам ВУЗов. Представлен авторский взгляд на развитие эмпатического потенциала как условие эффективного разрешения конфликтов в процессе учебной деятельности
Скачать PDF

Респонзивная динамика эмпатической активности

Федоров Игорь Валерьевич
Представлены результаты теоретико-практического исследования динамики эмпатической активности. В русле системноантропологической психологии основанием эмпатической активности предполагается респонзивность способность человека находить и реализовывать смысл в ответе, изменяться и развиваться в отвечании. В исследовании предполагается, что эмпатическая активность представляет собой одну из форм общей активности человека, связанной с избирательностью восприятия, которая проявляется в сфере взаимодействия человека с другими людьми. Переход эмпатического потенциала в эмпатическую активность связан с необходимостью сохранения устойчивости в отклонениях. Представлена модель динамики эмпатической активности, определяемая тремя психологическими измерениями инициативностью, рефлексивностью и реактивностью.
Скачать PDF

Особенности межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников

Шамухаметова Елена Сафиулловна
Период младшего школьного возраста является значимым для психического развития детей, так как в это время происходит изменение самосознания, переоценка ценностей, закладываются основы школьной дружбы, перестраивается мотивационная сфера каждого ребенка, большую значимость начинают приобретать чувства сопереживания и эмпатии, развиваются и совершенствуются умения взаимодействовать в коллективе.Эмпатия является неотъемлемой частью общения и выполняет ряд функций, которые способствуют более эффективному познанию людьми друг друга и уменьшают эффект искажения восприятия другого. В процессе общения младшие школьники начинают приобретать начальные эмпатические чувства, путем «прочувствовывания» партнера по общению.В статье освещается теоретический анализ проблемы нравственных (эмпатических) чувств и переживаний младшего школьника, возникающих в процессе межличностного взаимодействия и описано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей эмпатического взаимодействия младших школьников.
Скачать PDF

Влияние рефлексивных и эмпатических способностей на развитие профессиональной компетентности учителя

Шилова Тамара Александровна, Харитонова Галина Вячеславовна
В статье представлены исследования влияния рефлексивных и эмпатических способностей на развитие профессиональной компетентности учителя. Рассмотрена концепция моделей психологических особенностей рефлексии и эмпатии. Выявлено влияние рефлексии и эмпатии на становление профессиональной компетентности. Показаны пути развития рефлексии и эмпатии.
Скачать PDF

Эмпатические способности специалистов психиатрического профиля и их динамика в ходе обучения в систе

Городнова М.Ю.
Рассмотрены структура и динамика эмпатии у 270 специалистов, работающих в системе оказания психиатрической помощи взрослому и детскому населению, в ходе последипломного об­учения. Выделены ведущие эмпатические каналы и гендерные особенности эмпатических способ­ностей специалистов. Показаны динамика коррекции эмпатии и ее каналов в ходе обучения.
Скачать PDF

Специфика эмпатического процесса в консультативной деятельности психолога

Солтанбекова Бурлият Абдуллабековна
В статье раскрывается специфика эмпатического процесса в психологическом консультировании. Эмпатия характеризуется как многоканальный и многоступенчатый феномен. Проанализированы особенности и условия эффективного эмпатического взаимодействия консультанта и клиента.
Скачать PDF

Профили эмпатических компетенций будущих специалистов системы дошкольного образования

Яценко Татьяна Евгеньевна, Олифирович Наталья Ивановна
В статье актуализирована проблема овладения студентами эмпатическими компетенциями, профессиональное обучение которых осуществляется по специальности «Дошкольное основание». Констатируются результаты эмпирического изучения уровневых и функциональных характеристик трех эмпатических компетенций будущих специалистов системы дошкольного образования, находящихся на этапе профессионализации: быть способным к эмпатическому пониманию, быть способным к эмоциональному отклику, уметь оказывать эмпатическую заботу. За основание взяты данные, полученные с помощью авторского диагностического инструментария (опросник «Эмпатические компетенции») и обработанные с применением методов математической статистики (критерий различий Стьюдента, апостериорный критерий Дункана). Установлены гармоничный и негармоничный типы владения будущими педагогами эмпатическими компетенциями. Сделан вывод о преобладании среди будущих специалистов системы дошкольного образования лиц с негармоничным типом владения эмпатическими компетенциями. Констатируется отсутствие будущих педагогов, на высоком уровне владеющих тремя эмпатическими компетенциями. Функциональные характеристики эмпатических компетенций определены на основе построения профилей поведенческих индикаторов, являющихся показателями наличия у будущих педагогов умений, составляющих содержание операционального компонента компетенции. Диагностированы наименее сформированные эмпатические умения: прояснение потребностей ребенка, стоящих за выражаемыми им эмоциями и чувствами, правильности понимания его эмоционального фона, идентификация смешанных и амбивалентных эмоций и чувств, открытое выражение эмпатического гнева, демонстрация принятия эмоциональной реакции ребенка, регуляция эмпатического дистресса и эмоционального заражения негативными чувствами ребенка, оказание помощи, соответствующей потребностям ребенка.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!