Диагностика эмоционального развития Язык эмоций ДИАГНОСТИКА ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Диагностика эмпатийности детей Звездный мальчик. Л. П. Стрелкова

Найдено 1 определение:

Диагностика эмпатийности детей «Звездный мальчик». Л. П. Стрелкова

Предназначена для фиксации эмпатических сдвигов у детей 4-6 лет под влиянием разл. воздействий: с помощью игр по сюжету и по поводу сюжета сказок. Основой методики является факт, что в альтернативной игровой ситуации ребенок, оставаясь самим собой (не в роли) вступает в тесный контакт с персонажем. Такое сближение детей и персонажей позволяет, во-первых, выявить то, что переживалось дошкольниками во внутр. плане, во-вторых, определить, что закрепилось в их эмоциональном опыте. Материалом служит сказка О. Уайльда «Звездный мальчик» (музыкальный спектакль, записанный на пластинку). Детям предлагается прослушать только 1-ю часть сказки, к-рая заканчивается эпизодом, когда звездный мальчик, прекрасный и нарядный, забрасывает камнями свою мать-нищенку, проискавшую его по белому свету 10 лет. Сын отказывается принять свою мать и прогоняет ее с удивительной жестокостью. Процедура состоит из 3 этапов. 1-й этап: дети дважды прослушивают сказку. Внеш. эмоциональные проявления - застывшие позы, вскрикивания, вопросы, мимика и т. д. - показывают, что дети с большим интересом слушают эту незнакомую им сказку, при этом сопереживают, сочувствуют и внутренне содействуют персонажам сказки. 2-й этап: выбор - предпочтение одного персонажа из двух полярных, изображенных на панно (мать и звездный мальчик). Детям дается инструкция, в к-рой им напоминается метафорическое выражение: «отдать кому-то свое сердце» и доступно объясняется его смысл. Затем каждый ребенок получает вырезанное из красной бумаги сердечко чтобы «отдать его» тому персонажу, к-рый больше всего ему понравился, показался самым хорошим. Процедура «дарения своего сердца» проводится индивидуально, дети по одному подходят к большому красочному панно, на к-ром изображены 2 нравственно полярных персонажа: сын (звездный мальчик) и мать-нищенка. Ребенок в кармашек одного из них должен вложить «свое сердце». Затем каждый ребенок рассказывает о том, кому он «отдал свое сердце» и почему. Беседа записывается на магнитофонную ленту. Сопоставляются выборы детей на основе числа предпочтений: отдали «свое сердце» матери-нищенке (положительный персонаж); отдали «свое сердце» звездному мальчику (отрицательный персонаж). 3-й этап. Детям предлагается еще раз «встретиться» с теми же персонажами, однако на этот раз сами герои сказки якобы желают подарить детям что-то на память, но принять подарок можно только от одного. Экспериментатор напоминает дошкольникам, что подарки обычно принимают от тех, кто им нравится и дорог. Этот опыт, также представляющий одну из форм игры-драматизации, должен проверить глубину и устойчивость чувств, вызванных событиями сказки, т. к. здесь требуется устоять перед «ценным подарком», предложенным отрицательным персонажем, и предпочесть ничем не привлекательный подарок положительного персонажа. Результаты третьего этапа заносятся в протокол. Каждый ребенок, «принимая подарок» от лучшего, по его мнению, персонажа, должен обосновать свой выбор. Сопоставляются выборы детей на основе числа предпочтений: приняли подарок от положительного или отрицательного персонажа. Интерпретация результатов. Анализируются как сама эмпатогенная ситуация (эмоциональное состояние другого); эмоциональное заражение «запускает» эмоциональную идентификацию с другим (объектом эмпатии), к-рая репрезентирована субъекту эмпатии в кач. сопереживания, т. е. переживания (в большей или меньшей степени) аналогичных эмоций другого, так и сочувствие через включение когнитивных компонентов - желанием разобраться в ситуации. Сочувствие и анализ ситуации вызывают импульс к содействию, к «помогающему» поведению, а результатом эмпатийного процесса, по к-рому можно судить о характеристиках отдельных его звеньев, является реальное содействие и О. Лит.: Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985. Л. П. Стрелкова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин. Возникновение его в начале 1990-х гг. подтвердилось в настоящее время во всех современных армиях, ему придается особая роль в возрастающем значении боевой готовности силовых структур Российской Федерации, способности их к защите национальных интересов и безопасности государства.The article reviews the essence and diagnostics of military personnel moral and psychological status. It is stated that moral and psychological status is a historically stable term. The term originates back from the 1990-ies and is now recognized in all modern armies. It is given a particular role in the increasing importance of alertness of Russian Federation force structures, their ability to defend national interests and state security.
Скачать PDF

Диагностика значимых отношений женщины в период беременности

Перекатиева М.О.
Скачать PDF

Философские аспекты графической диагностики

Севостьянов Д. А.
Представлен философский анализ графических тестов, которые в настоящее время широко распространены. Рисуночные тесты представляют собой важнейший объект философских исследований как модель иерархических взаимоотношений и инверсий в психической структуре. Эта модель позволяет узнать многое об иерархических системах. Автор опирался на факт наличия иерархической структуры в активности человека, согласно выдающемуся российскому физиологу Н. А. Бернштейну.
Скачать PDF

Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе

Пакулина Светлана Алексеевна
Предлагаемая методика разработана для диагностики ценности мотивов успеха и их иерархии, входящих в факторную структуру мотивации достижения, тесно связанной с мотивацией учения и адаптацией личности. Дедуктивная стратегия в конструировании методики базируется на теоретических представлениях об успехе и мотивации достижения Л. И. Божович, С. И. Ефремовой, Ю. М. Орлова, Г. А. Тульчинского, Х. Хекхаузена. Методика может быть полезна для изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха, мотивации учения и адаптации студентов в вузе, ценностных установок студентов в процессе обучения в вузе, психодиагностике в мотивационном тренинге и в целом для построения прогноза социального развития личности.
Скачать PDF

Методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта

Безумова Лариса Геннадьевна, Капцов Александр Васильевич
Рассматриваются понятия субъектности индивида и группы, коллективного субъекта, показана специфика малой группы как объекта социально-психологических исследований, предложена методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта, определена ее валидность.
Скачать PDF

Методика для диагностики актуальных потребностей личности

Капцов Александр Васильевич
Описана методика, в основу которой положена модель потребностей Л.М.Фридмана и И.Ю.Кулагиной. Методика диагностирует 15 потребностей методом попарного сравнения (ипсативный формат). Приведены данные психометрического исследования и стандартизации шкал
Скачать PDF

Методы диагностики самопознания у неуспевающих школьников

Курочкина Е.В.
Скачать PDF

Диагностика чувства темпа и одновременности движений у спортсменок в синхронном плавании

Bespalov Boris Ivanovich, Leonov Sergey Vladimirovich
The method of diagnostics of the sense of the musical tempo, pace of internal count and concurrent execution of movements of sportswomen in synchronized swimming is described. The results of testing of Russian youthful synchronized swimming team are presented at this article.
Скачать PDF

Некоторые результаты диагностики корпоративной культуры как фактора организационного развития (на пр

Быков Сергей Владимирович, Корокошко Игорь Олегович
В статье рассматривается явление корпоративной культуры как фактор организационного развития. Представлены предварительные результаты исследования типов корпоративной культуры рабочих групп в условиях структурных изменений на современном предприятии
Скачать PDF

Психологические типы личности в контексте обучения визуальной диагностике

Артемцева Наталья Георгиевна
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Информативность экспертных оценок и самооценок в задачах профессиональной диагностики

Бовин Борис Георгиевич, Лебедев Артур Николаевич, Литвинова Татьяна Ильинична, Раков Алексей Михайлович
В опытах с участием 266 испытуемых показано, что экспертные оценки восьмидесяти личностных особенностей испытуемых позволяют с высокой точностью прогнозировать заключение эксперта о профессиональной востребованности испытуемого в качестве работника. В опытах с участием 261 студента ВУЗа показано, что самооценки испытуемыми своих личностных особенностей достаточны для прогноза профессиональной направленности каждого конкретного человека с указанием вероятности реализации такого прогноза. В обоих экспериментальных ситуациях использовался аппарат множественных линейных регрессий. Одна половина испытуемых служила для расчета параметров диагностических уравнений, другая половина служила для проверки точности диагностики вслепую. Доказана высокая информативность экспертных оценок и самооценок в задачах профессиональной диагностики
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: