КОНЦЕПТ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОНЦЕПТ
содержание некоего понятия.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

концепт

(от лат. conzeptus – мысль, представление, понятие) – формулировка, умственный образ, общая мысль.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Концепт
лат. conceptus – мысль, понятие) – содержание понятия, то констатация неких свойств, качеств какого-либо объекта, явления, процесса.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КОНЦЕПТ
совокупность объектов, имеющих некоторые общие свойства (атрибуты). К.-это также внутренняя, психологическая репрезентация, мысленное представление общих свойств соответствующих объектов.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОНЦЕПТ
concept; Konzept) – единица ментальных или психических ресурсов нашего сознания; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. В процессах мышления человек оперирует концептами, которые отражают содержание результатов человеческой деятельности и познания мира в виде неких «квантов» знания. Концепты возникают в процессе структурирования информации как об объективном положении дел в мире, так и о воображаемых мирах и возможном положении дел в этих мирах. Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику, и позволяют хранить знания о мире. Когнитивистика еще не может ответить на вопрос о том, как возникают концепты, кроме как указав на процесс образования смыслов в самом общем виде. Считается, что лучший доступ к описанию и определению природы концептов обеспечивает язык. При этом одни ученые считают, что в качестве простейших концептов следует рассматривать концепты, представленные одним словом, а в качестве более сложных – те, которые представлены в словосочетаниях и предложениях. По мнению некоторых (А. Вежбицка), анализ лексических систем языков может привести к обнаружению небольшого числа «примитивов» (типа НЕКТО, НЕЧТО, ВЕЩЬ, МЕСТО и пр.), комбинацией которых можно описать далее весь словарный состав языка. Другие полагают, что часть концептуальной информации имеет языковую «привязку», т.е. способы их языкового выражения, но часть этой информации представляется в психике принципиально иным образом, т.е. ментальными репрезентациями другого типа – образами, картинками, схемами и т.п. Мы, например, знаем различие между елкой и сосной не потому, что можем представить их как совокупности разных признаков или же как разные концептуальные объединения, но скорее потому, что легко их зрительно различаем и что концепты этих деревьев даны прежде всего образно. Для образования концептуальной системы необходимо предположить существование некоторых исходных, или первичных концептов, из которых затем развиваются все остальные, – они организуют само концептуальное пространство и выступают как главные рубрики его членения. Многие разделяют сегодня точку зрения Р.Джекендоффа на то, что основными составляющими концептуальной системы являются концепты, близкие «семантическим частям речи» – концепты ОБЪЕКТА и его ЧАСТЕЙ, ДВИЖЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ, МЕСТА или ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ, ПРИЗНАКА и т.п. Совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение называется концептуальной системой. Следует предположить, что способность к образованию концептов является врожденной, что частью этой способности является знание неких правил образования концептуальных структур и что одновременно развитие этих структур зависит в определенной степени от человеческого опыта, в том числе и языкового. Конструирование концептуальной системы, как считают многие, происходит еще на доязыковой стадии существования индивида и вся она приобретает невербальный характер, почему и должна рассматриваться в терминах ментальных репрезентаций (представлений).  

Источник: Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова и соавт. 1997

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Идеология как концепт

Хмылев В. Л.
Кратко обозначена ситуация, сложившаяся в науке и философии относительно роли идеологии в современном обществе.
Читать PDF

Концепт "архетипа" как культурологическое понятие

Гура В. В.
Читать PDF

Концепт «Эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных явлений

Федосина Светлана Сергеевна
В статье анализируется содержание субконцептов понятийного и прототипического компонентов концепта «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений.
Читать PDF

Концепт буддизма в аналитической психологии К. Г. Юнга

Сидорова Елена Геннадиевна
Статья посвящена рассмотрению западной концепции буддизма, впервые представленной в юнговской аналитической психологии.
Читать PDF

Концепт внутреннего мира человека в русских былинах

Клыпа Ольга Викторовна
В статье дан психологический анализ русских былин, которые представляют собой особый вид исторических источников изучения обыденных психологических воззрений и отражают широкий спектр психологических представлений и переживаний че
Читать PDF

Концепт идентичности как инструмент социального исследования

Кимберг А.Н., Макаровская Ю.Э.
Читать PDF

Концепт — дискурс — дискурсивно-идеологический комплекс: инструментарий исследования народничества

Фурман Ф.П.
Читать PDF

Феноменологический концепт возможностей разрешения внутриличностных противоречий у учителей

Кузьменкова Ольга Валентиновна
В статье предлагаются результаты феноменологического исследования возможностей разрешения внутриличностных противоречий у учителя как совокупного субъекта.
Читать PDF

2008. 03. 005. Хохе Х. -У. «Рефлексивный монизм» против «Комплементаризма»: анализ и критика концепт

Семирухин Л. В.
Читать PDF

Социальное доверие: концепт и структура

Глушко Ирина Васильевна
В статье рассматриваются содержательные характеристики и структурные уровни феномена социального доверия. Речь идет о смысловых конструктах, отражающих наиболее общее содержание данного понятия.
Читать PDF

Концепт «Уровень притязаний» в истории зарубежной психологии

Сидоров Константин Рудольфович
Рассматривается развитие представлений об уровне притязаний в истории зарубежной психологии. Проводится анализ экспериментального изучения уровня притязаний в европейской и американской психологии.
Читать PDF

Туристская дестинация как концепт реализации основных образовательных программ по туризму

Третьякова Т. Н.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КОНЦЕПТ ФИГУРНЫЙ

    класс научных представлений - схематизированных абстракций, как геометрические фигуры, графики физических процессов и зависимостей, структурные формы химических веществ и прочие представления
  • ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТА (КОНЦЕПТ ОБЪЕКТА)

    (в теории Ж. Пиаже)-зрелое, развитое представление ребенка о некотором объекте, которое у него возникает, когда ребенок начинает воспринимать данный объект как физическую реальность, существующую
  • ПИРСА-ХАРРИСА ДЕТСКОЙ Я-КОНЦЕП-ЦИИ ШКАЛА

    (Piers — Harris Childrens Self-Consept Scale) — опросник личностный. Направлен на измерение самознания. Предложен Е. Пирсом и Д. Харрисом в 1964 г. Предназначен для обследования испытуемых в возрасте от 8 до 16 лет. Опрос
  • КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

    застывшее представление рассогласующееся с текущим опытом и блокирующее процесс сознавания. Концептуализации являются фиксированными гештальтами. В целях усиления контакта с актуальным опытом
  • Концептуализм

    лат. conceptus - мысль, понятие) - 1. направление в философии, признает существование общих понятий (концептов, категорий) только в уме, сознании, то есть как особых форм познания человеком действительнос
  • Я-концепция

    (Self-concept) – ментальная репрезентация наших представлений о себе.
  • КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА

    понятие, расширяющее и углубляющее представление И. П. Павлова о рефлекторной дуге за счет включения в него новейших данных о специализации и работе различных групп нейронов коры головного мозга.
  • МОДЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

    целостная система понятий, категорий, законов и так далее, раскрывающая сущность данного явления и позволяющая его описывать, объяснять или непосредственно управлять им.
  • МОДЕЛЬ ОБРАЗНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

    система представлений оператора о реальном и прогнозируемом состоянии обьекта деятельности и зрготической системы, о целях и способах реализации своей деятельности.
  • ВАЛИДНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

    понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств.
  • КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (ПСИХИЧЕСКИЙ ОБРАЗ)

    совокупность представлений у оператора о реальном и прогнозируемом состоянии объекта деятельности и эргатической системы в целом, о целях и способах реализации своей деятельности.
  • КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА

    предположение, сформулированное в концепции ассоциативной памяти - о том, что в памяти долговременной хранятся не образные или речевые отображения ситуаций, но некие интерпретации событий, форми
  • Мышление концептуальное

    мышление посредством логических операций с понятиями и идеями разного типа, включая самые общие и отвлеченные. В отчетливом виде тенденция к активности такого мышления становится преобладающей
  • Концептуальные способности

    Conceptual skill) — Навыки и умения ведения руководителем анализа в терминах людей, структур и длительных взаимосвязей (долгосрочное планирование).
  • СИСТЕМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ

    вид систематически применяемых людьми когнитивных (ментальных) процессов, которые, по предположению О.Дж. Харви, лежат в основе индивидуальных убеждений этих людей. Харви допускал существование ч
  • Диалогическое общение: концептуальный анализ

    Диалогическое общение (Д. о.) - сложный психол. феномен, науч. подход к к-рому возможен с разных методологических позиций. Концептуальный анализ Д. о. важно проводить с учетом его уровней: лингвистиче
  • КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ РИТМ

    Общий термин, использующийся для обозначения размеренности когнитивного стиля, более известно как рефлексивность-импульсивность.
  • КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ

    1. Представленный или описанный на уровне понятий (концептов). 2. Представляющий некоторую систему идей-концепцию. 3. Противоположный реальному, объективно существующему. В этом значении термин К. в
  • ТЕМП КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ

    характеристика измерения когнитивного стиля, которое обычно называется рефлективность-импульсивность. См. стиль когнитивный, импульсивность, рефлексия, рефлексивность-импульсивность.
  • КОНЦЕПТУС

    conceptus) - продукты оплодотворения: развивающийся плод и окружающие его плодные оболочки, находящиеся в матке на всех стадиях беременности.