КОНЦЕПТ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОНЦЕПТ
содержание некоего понятия.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

концепт

(от лат. conzeptus – мысль, представление, понятие) – формулировка, умственный образ, общая мысль.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Концепт
лат. conceptus – мысль, понятие) – содержание понятия, то констатация неких свойств, качеств какого-либо объекта, явления, процесса.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КОНЦЕПТ
совокупность объектов, имеющих некоторые общие свойства (атрибуты). К.-это также внутренняя, психологическая репрезентация, мысленное представление общих свойств соответствующих объектов.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОНЦЕПТ
concept; Konzept) – единица ментальных или психических ресурсов нашего сознания; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. В процессах мышления человек оперирует концептами, которые отражают содержание результатов человеческой деятельности и познания мира в виде неких «квантов» знания. Концепты возникают в процессе структурирования информации как об объективном положении дел в мире, так и о воображаемых мирах и возможном положении дел в этих мирах. Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику, и позволяют хранить знания о мире. Когнитивистика еще не может ответить на вопрос о том, как возникают концепты, кроме как указав на процесс образования смыслов в самом общем виде. Считается, что лучший доступ к описанию и определению природы концептов обеспечивает язык. При этом одни ученые считают, что в качестве простейших концептов следует рассматривать концепты, представленные одним словом, а в качестве более сложных – те, которые представлены в словосочетаниях и предложениях. По мнению некоторых (А. Вежбицка), анализ лексических систем языков может привести к обнаружению небольшого числа «примитивов» (типа НЕКТО, НЕЧТО, ВЕЩЬ, МЕСТО и пр.), комбинацией которых можно описать далее весь словарный состав языка. Другие полагают, что часть концептуальной информации имеет языковую «привязку», т.е. способы их языкового выражения, но часть этой информации представляется в психике принципиально иным образом, т.е. ментальными репрезентациями другого типа – образами, картинками, схемами и т.п. Мы, например, знаем различие между елкой и сосной не потому, что можем представить их как совокупности разных признаков или же как разные концептуальные объединения, но скорее потому, что легко их зрительно различаем и что концепты этих деревьев даны прежде всего образно. Для образования концептуальной системы необходимо предположить существование некоторых исходных, или первичных концептов, из которых затем развиваются все остальные, – они организуют само концептуальное пространство и выступают как главные рубрики его членения. Многие разделяют сегодня точку зрения Р.Джекендоффа на то, что основными составляющими концептуальной системы являются концепты, близкие «семантическим частям речи» – концепты ОБЪЕКТА и его ЧАСТЕЙ, ДВИЖЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ, МЕСТА или ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ, ПРИЗНАКА и т.п. Совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение называется концептуальной системой. Следует предположить, что способность к образованию концептов является врожденной, что частью этой способности является знание неких правил образования концептуальных структур и что одновременно развитие этих структур зависит в определенной степени от человеческого опыта, в том числе и языкового. Конструирование концептуальной системы, как считают многие, происходит еще на доязыковой стадии существования индивида и вся она приобретает невербальный характер, почему и должна рассматриваться в терминах ментальных репрезентаций (представлений).  

Источник: Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова и соавт. 1997

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Политическая социология повседневности: концепт практик versus концепт фреймов

Плотичкина Наталья Викторовна
Статья посвящена обзору теоретических ресурсов политической социологии повседневности, в рамках которой выделяются два исследовательских направления: фрейм-аналитическая политическая социология повседневности и политическая социол
Читать PDF
0.00 байт

Идеология как концепт

Хмылев В. Л.
Кратко обозначена ситуация, сложившаяся в науке и философии относительно роли идеологии в современном обществе.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт "архетипа" как культурологическое понятие

Гура В. В.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт «Эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных явлений

Федосина Светлана Сергеевна
В статье анализируется содержание субконцептов понятийного и прототипического компонентов концепта «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт буддизма в аналитической психологии К. Г. Юнга

Сидорова Елена Геннадиевна
Статья посвящена рассмотрению западной концепции буддизма, впервые представленной в юнговской аналитической психологии.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт внутреннего мира человека в русских былинах

Клыпа Ольга Викторовна
В статье дан психологический анализ русских былин, которые представляют собой особый вид исторических источников изучения обыденных психологических воззрений и отражают широкий спектр психологических представлений и переживаний че
Читать PDF
0.00 байт

Феноменологический концепт возможностей разрешения внутриличностных противоречий у учителей

Кузьменкова Ольга Валентиновна
В статье предлагаются результаты феноменологического исследования возможностей разрешения внутриличностных противоречий у учителя как совокупного субъекта.
Читать PDF
0.00 байт

2008. 03. 005. Хохе Х. -У. «Рефлексивный монизм» против «Комплементаризма»: анализ и критика концепт

Семирухин Л. В.
Читать PDF
0.00 байт

Социальное доверие: концепт и структура

Глушко Ирина Васильевна
В статье рассматриваются содержательные характеристики и структурные уровни феномена социального доверия. Речь идет о смысловых конструктах, отражающих наиболее общее содержание данного понятия.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт «Уровень притязаний» в истории зарубежной психологии

Сидоров Константин Рудольфович
Рассматривается развитие представлений об уровне притязаний в истории зарубежной психологии. Проводится анализ экспериментального изучения уровня притязаний в европейской и американской психологии.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт «Уровень притязаний» в современной психологии

Сидоров Константин Рудольфович
В работе подводится к «общему знаменателю» множество подходов современной зарубежной и отечественной психологии в понимании концепта «уровень притязаний»; показано, что накоплено в экспериментальной литературе по его изучению.
Читать PDF
0.00 байт

Концепт «Агрессия» в биологических и социальных системах

Слугина Людмила Борисовна, Попова Резеда Равилевна
В статье критически исследуются наиболее известные философско-психологические подходы к рассмотрению концепта агрессии в биологических и социальных системах с целью предложить новое понимание и трактовку.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КОНЦЕПТ ФИГУРНЫЙ

    класс научных представлений - схематизированных абстракций, как геометрические фигуры, графики физических процессов и зависимостей, структурные формы химических веществ и прочие представления
  • ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТА (КОНЦЕПТ ОБЪЕКТА)

    (в теории Ж. Пиаже)-зрелое, развитое представление ребенка о некотором объекте, которое у него возникает, когда ребенок начинает воспринимать данный объект как физическую реальность, существующую
  • КОНЦЕПЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ А. Г. АМБРУМОВОЙ

    1971) - описывает представления о том, что каждый случай самоубийства определяется соотношением средовых, личностных и психопатологических (при их наличии) факторов. Основными аспектами концепции я
  • Исследование экспрессии человека в общении: социально-психологическая концепция В. А. Лабунской

    Данное науч. направление социальной психологии О. начало разрабатываться с 1970-х гг. в рамках школы А. А. Бодалева. Первые работы касались проблемы условий и факторов успешного опознания выразитель
  • Диалог как духовное общение: концепция Т. А. Флоренской

    В основе концепции Т. А. Флоренской традиции: религиозная, философская, психологическая. В русской философии и психологии (М. М. Бахтин, П. Флоренский, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, С. С. Аверинцев, Е. Н. Труб
  • Психология воздействия: концепция Г. А. Ковалева

    Разрабатывая концепцию психологии воздействия, Г. А. Ковалев выявил его универсальную онтологическую сущность и определил воздействие как процесс детерминации активности взаимодействующих меж
  • Субъект затрудненного и незатрудненного общения. Концепция В. А. Лабунской

    В данной концепции акцент делается на преобразовательной активности субъекта в О., соответствующей уровню развития и своеобразию индивидуальных свойств и способностей субъекта, рефлексивному о
  • ЛЕОНГАРДА КОНЦЕПЦИЯ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

    См. Акцентуация личности.
  • Концепции акмеологические

    системы структурированных единым замыслом акмеологических знаний о понимании сущности тех или иных акмеологических феноменов, ведущие мысли. В акмеологии разработано несколько концепций, котор
  • ПЕРВАЯ концепция игровой активности животного

    Г.Спенсер) - рассматривается как расход некоей «избыточной активности», активности как своего рода суррогат «естественного приложения энергии» в «настоящих действиях». Эта концепция акцентирует
  • ВТОРАЯ КОНЦЕПЦИЯ игровой активности животных

    К.Гроос) -рассматривает игровую активность как «чисто функциональную», как упражнения в особо важных сферах деятельности Вслед за Гроосом игру как практику для взрослого поведения» рассматривал
  • алкоголизм, концепция болезни

    alcoholism, disease concept of] - Убеждение, что алкоголизм обусловлен преимущественно биологической причиной и имеет естественное предсказуемое течение, что соответствует общепринятым определениям болезни.
  • АМБРУМОВОЙ КОНЦЕПЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    (Амбрумова А.Г.). Основана на системном рассмотрении личностных параметров и социальных ситуаций, в которых данная личность фигурирует. Суицид рассматривается как проявление социально-психологич
  • Диалогическое общение: концептуальный анализ

    Диалогическое общение (Д. о.) - сложный психол. феномен, науч. подход к к-рому возможен с разных методологических позиций. Концептуальный анализ Д. о. важно проводить с учетом его уровней: лингвистиче
  • КОНЦЕПЦИЯ АНАЛИЗА ПОДЕТАЛЬНОГО

    представления, развиваемые в психологии когнитивной, - о том, что распознание стимула обеспечивается за счет выделения присущих ему простейших признаков (линий, углов, кривизны), на основании коих
  • концепция трансактного анализа

     совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна и его последователей о том, что судьба человека предопределена в существенной степени особенностями его бессознательного, которо
  • АНОХИНА КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    Анохин П.К., 1935). Выделение в деятельности любого живого организма и в формировании присущих ему поведенческих актов замкнутых образований с обязательным наличием канала обратной афферентации, ин
  • ЖАНЕ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АВТОМАТИЗМА

    Janet, 1899) - идея о возможности отделения от сознания некоего комплекса переживаний, который функционирует в автономном режиме или на некоторое время прекращает свое функционирование. Примерами так
  • Контакт психологический: концепция Л. Б. Филонова

    Концепция психол. контакта исходит из представлений о взаимном дополнении участников О., направленного на достижения согласия. Ее название «Концепция комплементарной природы контакта» (Л. Б. Фило
  • Поведенческая концепция Б. Скиннера

    Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скин