КОНЦЕПТ

Найдено 4 определения термина КОНЦЕПТ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

КОНЦЕПТ

concept; Konzept) – единица ментальных или психических ресурсов нашего сознания; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. В процессах мышления человек оперирует концептами, которые отражают содержание результатов человеческой деятельности и познания мира в виде неких «квантов» знания. Концепты возникают в процессе структурирования информации как об объективном положении дел в мире, так и о воображаемых мирах и возможном положении дел в этих мирах. Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику, и позволяют хранить знания о мире. Когнитивистика еще не может ответить на вопрос о том, как возникают концепты, кроме как указав на процесс образования смыслов в самом общем виде. Считается, что лучший доступ к описанию и определению природы концептов обеспечивает язык. При этом одни ученые считают, что в качестве простейших концептов следует рассматривать концепты, представленные одним словом, а в качестве более сложных – те, которые представлены в словосочетаниях и предложениях. По мнению некоторых (А. Вежбицка), анализ лексических систем языков может привести к обнаружению небольшого числа «примитивов» (типа НЕКТО, НЕЧТО, ВЕЩЬ, МЕСТО и пр.), комбинацией которых можно описать далее весь словарный состав языка. Другие полагают, что часть концептуальной информации имеет языковую «привязку», т.е. способы их языкового выражения, но часть этой информации представляется в психике принципиально иным образом, т.е. ментальными репрезентациями другого типа – образами, картинками, схемами и т.п. Мы, например, знаем различие между елкой и сосной не потому, что можем представить их как совокупности разных признаков или же как разные концептуальные объединения, но скорее потому, что легко их зрительно различаем и что концепты этих деревьев даны прежде всего образно. Для образования концептуальной системы необходимо предположить существование некоторых исходных, или первичных концептов, из которых затем развиваются все остальные, – они организуют само концептуальное пространство и выступают как главные рубрики его членения. Многие разделяют сегодня точку зрения Р.Джекендоффа на то, что основными составляющими концептуальной системы являются концепты, близкие «семантическим частям речи» – концепты ОБЪЕКТА и его ЧАСТЕЙ, ДВИЖЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ, МЕСТА или ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ, ПРИЗНАКА и т.п. Совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение называется концептуальной системой. Следует предположить, что способность к образованию концептов является врожденной, что частью этой способности является знание неких правил образования концептуальных структур и что одновременно развитие этих структур зависит в определенной степени от человеческого опыта, в том числе и языкового. Конструирование концептуальной системы, как считают многие, происходит еще на доязыковой стадии существования индивида и вся она приобретает невербальный характер, почему и должна рассматриваться в терминах ментальных репрезентаций (представлений).  
Оцените определение:

Источник: Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. М., 1997

Концепт

лат. conceptus – мысль, понятие) – содержание понятия, то констатация неких свойств, качеств какого-либо объекта, явления, процесса.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

концепт

(от лат. conzeptus – мысль, представление, понятие) – формулировка, умственный образ, общая мысль.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Идеология как концепт

Хмылев В.Л.
Кратко обозначена ситуация, сложившаяся в науке и философии относительно роли идеологии в современном обществе. Цель статьи показать, что, несмотря на распространенное мнение о "конце идеологии", ее вытеснении политическим "пиаром" и рекламой, данное явление способно функционировать в современном обществе в своем классическом виде в форме гуманитарного знания.The situation, which now exists in the science and philosophy concerning ideology's place in the modern society is briefly described. The purpose of this article is to show that this phenomenon still exists in the modern society in the form of humanitarian knowledge. To say more, it exists even in spite of the fact that there is a wide spread opinion about "the end of ideology" and its exclusion from the society by the political PR and commercial.
Скачать PDF

Концепт "архетипа" как культурологическое понятие

Гура В.В.
Скачать PDF

Концепт «Эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных явлений

В статье анализируется содержание субконцептов понятийного и прототипического компонентов концепта «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений. Проведенный анализ позволяет говорить о существовании процессуального субъектно-объектного, биологического, процессуально поведенческого и физиологического субконцептов концепта «эмоция».
Скачать PDF

Концепт буддизма в аналитической психологии К. Г. Юнга

Сидорова Елена Геннадиевна
Статья посвящена рассмотрению западной концепции буддизма, впервые представленной в юнговской аналитической психологии. Автор вскрывает противоречие как в юнговской методологии постижения буддийской психотехники, так и в его теоретических тезисах о направленности компаративистских исследований культур Востока и Запада; обосновывается авторское убеждение, что Юнг использовал буддизм в качестве иллюстраций своей теории, и таким образом инициировал компаративные исследования в ракурсе обоснования базовой общности формирования коллективного бессознательного вне зависимости от культурного контекста.
Скачать PDF

Концепт внутреннего мира человека в русских былинах

Клыпа Ольга Викторовна
В статье дан психологический анализ русских былин, которые представляют собой особый вид исторических источников изучения обыденных психологических воззрений и отражают широкий спектр психологических представлений и переживаний человека, являясь продуктом коллективного творчества народа.
Скачать PDF

Феноменологический концепт возможностей разрешения внутриличностных противоречий у учителей

Кузьменкова Ольга Валентиновна
В статье предлагаются результаты феноменологического исследования возможностей разрешения внутриличностных противоречий у учителя как совокупного субъекта. Исследование представляет собой анализ субъективных ассоциаций, определяющих субъективное пространство существования внутриличностных противоречий и оснований их разрешения в профессиональном сознании учителей
Скачать PDF

Концепт «Уровень притязаний» в истории зарубежной психологии

Сидоров Константин Рудольфович
Рассматривается развитие представлений об уровне притязаний в истории зарубежной психологии. Проводится анализ экспериментального изучения уровня притязаний в европейской и американской психологии.
Скачать PDF

Концепт «Уровень притязаний» в современной психологии

Сидоров Константин Рудольфович
В работе подводится к «общему знаменателю» множество подходов современной зарубежной и отечественной психологии в понимании концепта «уровень притязаний»; показано, что накоплено в экспериментальной литературе по его изучению. Подробно рассматриваются различные подходы в определении конструкта «уровень притязаний»; вводится и раскрывается категория «цель», указываются ее функции; место в структуре деятельности. Анализируется детерминант уровня притязаний; вскрывается его динамика. Уточняются типы поведения субъекта в ситуации целевого выбора. Анализируются положения, касающиеся понимания уровня притязаний как личностного свойства; обсуждается его возрастная динамика. Проведенный теоретический анализ позволяет выделить некоторые достижения современной психологии в изучении концепта «уровень притязаний» и наметить направления дальнейших его исследований.
Скачать PDF

Концепт «Агрессия» в биологических и социальных системах

Слугина Людмила Борисовна, Попова Резеда Равилевна
В статье критически исследуются наиболее известные философско-психологические подходы к рассмотрению концепта агрессии в биологических и социальных системах с целью предложить новое понимание и трактовку. Показано, что в большинстве исследований агрессия анализируется в аспекте морально-этической дихотомии добра и зла и рассматривается как негативный феномен, что представляет собой узкую трактовку, ограничивающую возможности понимания агрессии, ее значение в жизни различных сообществ и способы ее регуляции. В статье предлагается использовать подход, основанный на принципах феноменологии, полисемичности и герменевтики, представляющий агрессию как целостный феномен, имеющий процессуальный, динамический характер. Агрессия определяется авторами как действие, направленное на другого (на среду), и, таким, образом, подчеркивается более объемное ее понимание. Модель разворачивания агрессии, предложенная авторами, носит динамический, фазовый характер и описывает этапы агрессии от формирования намерения до ассимиляции нового опыта. Достоинством статьи является как определение агрессии, данное авторами, так и рассмотрение содержания этапов агрессивного действия в их позитивном и негативном контексте.
Скачать PDF

Концепт понятия «Социальная успешность» в социально-психологическом и историческом контекстах

Терелянская Ирина Васильевна
В статье представлен теоретический обзор изменения представления о социальной успешности в трудах философов, социологов и психологов в различные эпохи. Социальная успешность человека рассматривается автором через призму его профессиональной успешности, предполагая продвижение по карьерной лестнице мерилом данного вида успеха. Приводятся результаты авторского эмпирического исследования, проведенного в группе руководителей и их подчиненных, выявившего влияние общих умственных способностей человека на социальную успешность личности
Скачать PDF

Концепт «Привязанность» в координатах пространства и времени

Чиркова Ирина Николаевна
В данной статье концепт «привязанность» рассматривается через призму трех регистров субъективной перцепции, введенных Ж. Лаканом: Реальное, Воображаемое, Символическое, а также показано разворачивание данного концепта в контексте социального пространства сопоставлением с понятием «агрессивность». Автор приходит к выводу, что концепт «привязанность» в координатах пространства и времени выполняет функцию границы субъект-объектных отношений, являясь характеристикой кривизны социального пространства и определяя скорость обнаружения индивидом собственной субъектности. Надежная привязанность свидетельствует о наличии у субъекта устойчивой границы (связи) с объектом. Тревожная привязанность, по-видимому, может означать наличие подвижной границы с объектом, отличающейся низкой степенью надежности. Привязанность в контексте социального пространства выполняет функцию притяжения к точке предельной субъектности, становясь некоторой динамической силой, возникающей между индивидами. Динамической силой противоположной привязанности является агрессивность.
Скачать PDF

Концепт «Психолого-познавательный барьер» в научно-психологическом дискурсе

Осипова А.А., Голубова В.М., Москаленко А.Е., Зеленов А.А.
В статье рассматривается проблема психологических аспектов творческой деятельности. Проблемой творчества, механизмов его возникновения, особенностей проявления занимаются представители целого ряда наук: философии, истории, лингвистики, педагогики. Психологи занимаются изучением внутренней сущности такого сложного феномена, каковым являются творчество и творческая деятельность. На протяжении многих десятилетий психологи изучали творчество с различных позиций: как способ решения мыслительных задач, как поиск решения внутренних проблем, как процесс эффективного разрешения противоречий, как способ построения новой реальности. Особое место во всех этих исследованиях занимали личность творческого человека, особенности его творческой деятельности. В целом ряде исследований было показано, что на пути познания нового перед человеком встает целый ряд преград внешнего и внутреннего характера. Преодоление этих преград дает возможность человеку выйти на новый уровень познания и развития. Изучению этих преград, которые получили название психолого-познавательных барьеров (по Б. М. Кедрову), был посвящен целый ряд работ А. А. Антонова, И. Ф. Бургановой, В. В. Мухортова, А. Ф. Эсаулова и др. В статье предпринимается попытка анализа роли и значения психологопознавательного барьера для общей теории творческой деятельности. Психолого-познавательный барьер может возникать не только на самом высшем уровне развития человеческого интеллекта в научной деятельности и при создании теорий и концепций но и на относительно более низких уровнях мыслительной деятельности. Эффективность преодоления психолого-познавательного барьера во многом определяется степенью его сложности, структурой, а также спецификой выбранной стратегии преодоления.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: