КОНЦЕПТ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОНЦЕПТ
содержание некоего понятия.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

концепт

(от лат. conzeptus – мысль, представление, понятие) – формулировка, умственный образ, общая мысль.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Концепт
лат. conceptus – мысль, понятие) – содержание понятия, то констатация неких свойств, качеств какого-либо объекта, явления, процесса.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КОНЦЕПТ
совокупность объектов, имеющих некоторые общие свойства (атрибуты). К.-это также внутренняя, психологическая репрезентация, мысленное представление общих свойств соответствующих объектов.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОНЦЕПТ
concept; Konzept) – единица ментальных или психических ресурсов нашего сознания; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. В процессах мышления человек оперирует концептами, которые отражают содержание результатов человеческой деятельности и познания мира в виде неких «квантов» знания. Концепты возникают в процессе структурирования информации как об объективном положении дел в мире, так и о воображаемых мирах и возможном положении дел в этих мирах. Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику, и позволяют хранить знания о мире. Когнитивистика еще не может ответить на вопрос о том, как возникают концепты, кроме как указав на процесс образования смыслов в самом общем виде. Считается, что лучший доступ к описанию и определению природы концептов обеспечивает язык. При этом одни ученые считают, что в качестве простейших концептов следует рассматривать концепты, представленные одним словом, а в качестве более сложных – те, которые представлены в словосочетаниях и предложениях. По мнению некоторых (А. Вежбицка), анализ лексических систем языков может привести к обнаружению небольшого числа «примитивов» (типа НЕКТО, НЕЧТО, ВЕЩЬ, МЕСТО и пр.), комбинацией которых можно описать далее весь словарный состав языка. Другие полагают, что часть концептуальной информации имеет языковую «привязку», т.е. способы их языкового выражения, но часть этой информации представляется в психике принципиально иным образом, т.е. ментальными репрезентациями другого типа – образами, картинками, схемами и т.п. Мы, например, знаем различие между елкой и сосной не потому, что можем представить их как совокупности разных признаков или же как разные концептуальные объединения, но скорее потому, что легко их зрительно различаем и что концепты этих деревьев даны прежде всего образно. Для образования концептуальной системы необходимо предположить существование некоторых исходных, или первичных концептов, из которых затем развиваются все остальные, – они организуют само концептуальное пространство и выступают как главные рубрики его членения. Многие разделяют сегодня точку зрения Р.Джекендоффа на то, что основными составляющими концептуальной системы являются концепты, близкие «семантическим частям речи» – концепты ОБЪЕКТА и его ЧАСТЕЙ, ДВИЖЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ, МЕСТА или ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ, ПРИЗНАКА и т.п. Совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение называется концептуальной системой. Следует предположить, что способность к образованию концептов является врожденной, что частью этой способности является знание неких правил образования концептуальных структур и что одновременно развитие этих структур зависит в определенной степени от человеческого опыта, в том числе и языкового. Конструирование концептуальной системы, как считают многие, происходит еще на доязыковой стадии существования индивида и вся она приобретает невербальный характер, почему и должна рассматриваться в терминах ментальных репрезентаций (представлений).  

Источник: Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова и соавт. 1997

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
119.02 кб

Идеология как концепт

Хмылев В. Л.
Кратко обозначена ситуация, сложившаяся в науке и философии относительно роли идеологии в современном обществе.
Читать PDF
335.14 кб

Концепт "архетипа" как культурологическое понятие

Гура В. В.
Читать PDF
394.62 кб

Концепт «Эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных явлений

Федосина Светлана Сергеевна
В статье анализируется содержание субконцептов понятийного и прототипического компонентов концепта «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений.
Читать PDF
612.35 кб

Концепт буддизма в аналитической психологии К. Г. Юнга

Сидорова Елена Геннадиевна
Статья посвящена рассмотрению западной концепции буддизма, впервые представленной в юнговской аналитической психологии.
Читать PDF
147.99 кб

Концепт внутреннего мира человека в русских былинах

Клыпа Ольга Викторовна
В статье дан психологический анализ русских былин, которые представляют собой особый вид исторических источников изучения обыденных психологических воззрений и отражают широкий спектр психологических представлений и переживаний че
Читать PDF
135.33 кб

Концепт идентичности как инструмент социального исследования

Кимберг А.Н., Макаровская Ю.Э.
Читать PDF
525.43 кб

Концепт — дискурс — дискурсивно-идеологический комплекс: инструментарий исследования народничества

Фурман Ф.П.
Читать PDF
63.65 кб

Феноменологический концепт возможностей разрешения внутриличностных противоречий у учителей

Кузьменкова Ольга Валентиновна
В статье предлагаются результаты феноменологического исследования возможностей разрешения внутриличностных противоречий у учителя как совокупного субъекта.
Читать PDF
121.26 кб

2008. 03. 005. Хохе Х. -У. «Рефлексивный монизм» против «Комплементаризма»: анализ и критика концепт

Семирухин Л. В.
Читать PDF
357.64 кб

Социальное доверие: концепт и структура

Глушко Ирина Васильевна
В статье рассматриваются содержательные характеристики и структурные уровни феномена социального доверия. Речь идет о смысловых конструктах, отражающих наиболее общее содержание данного понятия.
Читать PDF
136.04 кб

Концепт «Уровень притязаний» в истории зарубежной психологии

Сидоров Константин Рудольфович
Рассматривается развитие представлений об уровне притязаний в истории зарубежной психологии. Проводится анализ экспериментального изучения уровня притязаний в европейской и американской психологии.
Читать PDF
342.17 кб

Туристская дестинация как концепт реализации основных образовательных программ по туризму

Третьякова Т. Н.
Читать PDF
17.48 мб

Философское «Собирание» человека как концепт информационного пространства «Культурных гнезд»

Воронина Н.И.
Читать PDF
0.00 байт

ТОНИ БЕННЕТ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И КОНЦЕПТ КУЛЬТУРЫ

И.Г.
Читать PDF
267.10 кб

Концепт «Единство в многообразии» в современной философской и педагогической мысли

Золотухина Наталья Федоровна

Похожие термины:

  • КОНЦЕПТ ФИГУРНЫЙ

    класс научных представлений - схематизированных абстракций, как геометрические фигуры, графики физических процессов и зависимостей, структурные формы химических веществ и прочие представления
  • ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТА (КОНЦЕПТ ОБЪЕКТА)

    (в теории Ж. Пиаже)-зрелое, развитое представление ребенка о некотором объекте, которое у него возникает, когда ребенок начинает воспринимать данный объект как физическую реальность, существующую
  • ПИРСА-ХАРРИСА ДЕТСКОЙ Я-КОНЦЕП-ЦИИ ШКАЛА

    (Piers — Harris Childrens Self-Consept Scale) — опросник личностный. Направлен на измерение самознания. Предложен Е. Пирсом и Д. Харрисом в 1964 г. Предназначен для обследования испытуемых в возрасте от 8 до 16 лет. Опрос
  • КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

    застывшее представление рассогласующееся с текущим опытом и блокирующее процесс сознавания. Концептуализации являются фиксированными гештальтами. В целях усиления контакта с актуальным опытом
  • Концептуализм

    лат. conceptus - мысль, понятие) - 1. направление в философии, признает существование общих понятий (концептов, категорий) только в уме, сознании, то есть как особых форм познания человеком действительнос
  • Я-концепция

    (Self-concept) – ментальная репрезентация наших представлений о себе.
  • КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА

    понятие, расширяющее и углубляющее представление И. П. Павлова о рефлекторной дуге за счет включения в него новейших данных о специализации и работе различных групп нейронов коры головного мозга.
  • МОДЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

    целостная система понятий, категорий, законов и так далее, раскрывающая сущность данного явления и позволяющая его описывать, объяснять или непосредственно управлять им.
  • МОДЕЛЬ ОБРАЗНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

    система представлений оператора о реальном и прогнозируемом состоянии обьекта деятельности и зрготической системы, о целях и способах реализации своей деятельности.
  • ВАЛИДНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

    понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств.
  • КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (ПСИХИЧЕСКИЙ ОБРАЗ)

    совокупность представлений у оператора о реальном и прогнозируемом состоянии объекта деятельности и эргатической системы в целом, о целях и способах реализации своей деятельности.
  • КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА

    предположение, сформулированное в концепции ассоциативной памяти - о том, что в памяти долговременной хранятся не образные или речевые отображения ситуаций, но некие интерпретации событий, форми
  • Мышление концептуальное

    мышление посредством логических операций с понятиями и идеями разного типа, включая самые общие и отвлеченные. В отчетливом виде тенденция к активности такого мышления становится преобладающей
  • Концептуальные способности

    Conceptual skill) — Навыки и умения ведения руководителем анализа в терминах людей, структур и длительных взаимосвязей (долгосрочное планирование).
  • СИСТЕМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ

    вид систематически применяемых людьми когнитивных (ментальных) процессов, которые, по предположению О.Дж. Харви, лежат в основе индивидуальных убеждений этих людей. Харви допускал существование ч
  • Диалогическое общение: концептуальный анализ

    Диалогическое общение (Д. о.) - сложный психол. феномен, науч. подход к к-рому возможен с разных методологических позиций. Концептуальный анализ Д. о. важно проводить с учетом его уровней: лингвистиче
  • КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ РИТМ

    Общий термин, использующийся для обозначения размеренности когнитивного стиля, более известно как рефлексивность-импульсивность.
  • КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ

    1. Представленный или описанный на уровне понятий (концептов). 2. Представляющий некоторую систему идей-концепцию. 3. Противоположный реальному, объективно существующему. В этом значении термин К. в
  • ТЕМП КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ

    характеристика измерения когнитивного стиля, которое обычно называется рефлективность-импульсивность. См. стиль когнитивный, импульсивность, рефлексия, рефлексивность-импульсивность.
  • КОНЦЕПТУС

    conceptus) - продукты оплодотворения: развивающийся плод и окружающие его плодные оболочки, находящиеся в матке на всех стадиях беременности.