Я-концепция

Найдено 18 определений термина Я-концепция

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Я-концепция

система наиболее общих установок субъекта на самого себя. Выделяют разные модусы Я-концепции: реальное Я, идеальное Я и так называемое «зеркальное Я» (т.е. Я в глазах других).

Оцените определение:

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

Я-концепция

self-concept) На протяжении столетий теологи, философы и общественные деятели сходились в том, что истоки и последствия представления людей о себе, или Я-к., заслуживают самого серьезного внимания. Однако при этом практически не предпринималось попыток дать достаточно строгое определение Я-к., к-рое позволило бы оценить степень сходства и различия во взглядах философов, политиков, ученых и др. профессиональных мыслителей на Я-к. С конца XIX и до середины XX в. лишь нек-рые психологи, социологи и психиатры пытались изучать Я-к., преим. на абстрактном или теорет. уровне. Наиболее известным психологом, занимавшимся в XIX в. проблемой Я, был Уильям Джемс, к-рый основывал свои утверждения на повседневных, проницательных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции. Мэри Калкинс попыталась перенести изучение Я-к. в психол. лабораторию. В 1935 г. Курт Коффка выделил Я в качестве одной из важнейших самостоятельных тем исследований гештальт-психологов, использовавших т. н. феноменологическую интроспекцию, при к-рой наблюдатели отчитываются о своих сознательных переживаниях безо всяких искусственных ограничений или попыток их анализировать. Между тем социологи, такие как Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид, указывали на важную роль соц. взаимодействий в формировании Я-концепций, к-рые, в свою очередь, рассматривались в качестве осн. детерминант соц. поведения людей; однако все эти дискуссии основывались на личных наблюдениях, а не на научных исслед. Одновременно, целая плеяда врачей-клиницистов в Европе и США разрабатывала различные варианты идеи о том, что Я-к. важна для клинического понимания людей и для формулирования общих положений предлагаемых ими теорий личности. Однако в целом их идеи, практически целиком основывавшиеся на неконтролируемых клинических наблюдениях отдельных случаев, были недостаточно строги и недоступны эмпирической проверке, а порой даже отрицали положения научного детерминизма. Все это привело к тому, что их взгляды на протяжении неск. десятилетий были в стороне от общего направления научной психологии в США. Детские психологи начали изучать развитие соц. познания - знания о других и о себе в отношении к другим. Сюда входили вопросы о предположительном существовании качественно различных стадий развития соц. познания и возможной связи возрастных тенденций развития речи с развивающимися представлениями о себе и других. Наряду с этим была тж поднята проблема влияния родительских качеств и родительского поведения на представления ребенка о себе; была тж очевидно, что теория и исслед. нравственного развития важны для изучения усвоения Я-к. и идеалов Я. Соц. психологи признали важность переменных Я-к. в своих теориях межличностной аттракции, конформности челов. поведения и когнитивного диссонанса. Переменные Я-к. фигурируют и в теории атрибуции. Соц. психологи тж объединились с социологами в исслед. влияний переменных возраста, соц. класса, расы и пола на Я-к. Представители теории соц. научения выдвигали аргументы в пользу таких переменных, как локус контроля и выученная беспомощность, а каждая из них связывается (как в теории атрибуции) с условиями, при к-рых человек рассматривает свои характеристики или поведение как важные факторы в определении результатов. Психологи, занимающиеся проблемами профессионального самоопределения и интенсификации труда, подчеркивали теорет. значение таких идей, как направляющая роль Я-к. в выборе профессии и эвентуальном развитии профессиональной Я-к. Т. о., теоретики и исследователи до сих пор рассматривали почти исключительно феноменальную, или сознательную Я-к., не затрагивая т. н. бессознательной Я-к. 1. Личная Я-к. (personal self-concept). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, какими он видит их. Эти характеристики могут варьировать от сравнительно специфических до весьма обобщенных. Следует отметить, что личная Я-к. включает не только физ., поведенческие и внутренние характеристики, но и такие аспекты, как половая идентичность, расовая/этническая идентичность, социоэкономическая классовая идентичность, возрастная идентичность и такое чувство, как "быть, в нек-рых отношениях, тем же самым человеком на протяжении определенного времени". 2. Социальные Я-к. (social self-concepts). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, как они, по его мнению, видятся другими. Социальные Я-к. могут соответствовать, а могут и не соответствовать характеристикам собственного Я индивидуума, какими он видит их. 3. Я-идеалы, касающиеся личной Я-к. (self-ideals regarding one"s personal self-concept). Это представления о том, каким бы хотел быть индивидуум на самом деле. 4. Я-идеалы, касающиеся социальных Я-к. (self-ideals regarding one"s social self-concepts). Это представления о том, каким индивидуум хотел бы выглядеть в глазах других. 5. Оценки описательных личных Я-к. относительно соотв. личных Я-идеалов (evaluations of descriptive personal self-conceptions in relation to the ideals for self regarding those attributes). Иначе говоря, это оценки пункта 1 в сравнении с пунктом 3. 6. Оценки описательных социальных Я-к. относительно соотв. идеалов для социальной Я-к. (evaluations of descriptive social self-conceptions in relation to the ideals for one"s social self-concept). Т. е., это оценки пункта 2 в сравнении с пунктом 4. Самооценка Большинство теорет. работ и эмпирических исслед. в области Я-к. так или иначе касаются самооценки (self-esteem). В литературе по Я-к. тж широко используется термин самопринятие (self ассерtance) для обозначения симпатии или уважения человека к себе несмотря на признание им своих недостатков. Хотя исследователи достигли значительного согласия в отношении общего представления о том, что измерять, прогресс в области измерений шел медленно, что обусловлено а) чрезвычайной сложностью набора переменных; б) неудачными попытками выделить составные части в Я-к. и разработать для них адекватные измерения; и в) пренебрежением принятыми процедурами установления необходимых уровней надежности и конструктной валидности, предваряющих использование измерений в исслед. Виклунд выдвинул гипотезу о том, что наблюдаемые связи между Я-концепциями и соотносящимися с ними видами поведения становятся сильнее, когда человек находится в состоянии "самоосознавания". Это состояние может вызываться при работе с зеркалом или магнитофонной записью своего голоса, оно может тж являться постоянной отличительной особенностью нек-рых людей в сравнении с другими. Вследствие многочисленности факторов, предположительно связанных с Я-к., неск. тысяч опубликованных эмпирических работ рассеяны широким и тонким слоем по различным пересекающимся с этой темой предметным областям. Б. ч. опубликованных исслед. фокусируется на переменных, связанных с уровнями общей самооценки или с самопринятием. Др. значительная их часть посвящена Я-к., касающимся уровней относительно устойчивых способностей. Факторы, к-рые исследователи наиболее часто пытались связать с переменными Я-к., - это достижения, интеллект и творческие способности; возраст и уровень развития; авторитаризм и догматизм; семейные переменные; пол; межличностная аттракция; психотер.; расовый/этнический статус; социально-экономический статус. Поражает то, что были найдены практически нулевые или слабые взаимосвязи между самооценкой и каждой из ряда рассматриваемых переменных, с к-рыми самооценка - как с т. зр. теории, так и с позиций здравого смысла, - казалось бы должна иметь сильную связь, напр., возрастом, расой, полом, социально-экономическим уровнем, психотерапевтическим статусом, творческими способностями и убеждаемостью. Представляется очевидным, что более практичным и интересным результатам могла бы способствовать более тщательная проработка теорет. положений. Напр., большее внимание следовало бы уделить: а) компонентам самооценки; б) отношениям, в к-рых отдельные аспекты Я-к. достигают характерного отличия в определении самооценки (вероятно, варьирующих от одного человека к другому), и в) возможности того, что ни дети, ни взрослые не сравнивают себя с теми очень широкими, обобщенными референтными группами, важность к-рых имплицитно подразумевается исследователями, занятыми поисками влияний на самооценку со стороны пола, расы или соц. класса. См. также Самооценка Р. К. Уайли

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Я-КОНЦЕПЦИЯ

устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основании которой он строит отношения и взаимодействия с другими людьми, субъектами социальных отношений и политики, а также свои самооценку и самосознание. (Косолапов Н.А., с. 107)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г

Я-КОНЦЕПЦИЯ

англ. self-concept) - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).

Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента: 1) когнитивный компонент — «образ Я» (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem), 3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Я-к. — целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с т. зр. содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени.

В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-к. Напр.* Р. Берне представляет Я-к. в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-к., конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное ЯXкаким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов — физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных

конфликтов и негативных переживаний (см. Комплекс неполноценности).

В зависимости от того, на каком уровне — организма, социального индивида или личности — проявляется активность человека, в Я-к. выделяют: 1) на уровне «организм—среда» — физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) на уровне социального индивида — социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности — дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющиеЯ-к. (В. В. Столин): 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемоеЯ» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к, формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения — и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение. Соотношение понятий Я-к. и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-к. как результат, итоговый продукт процессов самосознания. (А. М. Прихожан.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Я-концепция

Self-concept). Всеобщий паттерн или конфигурация самовосприятия: концепция человека о том, каков он.

Источник: Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности"

Я-концепция

способ понимания или конструирования своего ощущения «Я» или бытия.

Источник: Д. Мацумото. Психология и культура: глоссарий к книге

Я-концепция

Self-concept)—психическое представление, включающее наши мнения и взгляды относительно себя.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология: глоссарий к книге

«Я»-концепция

Динамичная, более или менее осознанная система представлений человека о себе. Мы испытываем чувство собственной идентичности (отличия от остальных), а также чувство взаимозависимости (принадлежности к обществу и ассоциации с другими людьми). В разных культурах существует тенденция к усилению роли индивидуальности или взаимозависимости у отдельных людей. В индивидуалистских культурах, таких как Великобритания, США и Австралия, подчеркивается ведущая роль индивидуализма в процессе социализации, а в коллективистских культурах, таких как Япония и Китай, внимание сосредоточено на взаимной зависимости членов общества. «Я»-концепция имеет два главных аспекта: самосознание и самооценку.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Я-концепция

Категория. Система представлений человека о самом себе.

Специфика. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я-концепции выступают:

1. Сравнение себя с другими;

2. Свидетельства восприятия другими;

3. Оценка результатов деятельности;

4. Переживание внутренних состояний;

5. Восприятие своего внешнего облика.

Выполняет функции:

- структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества,

- мотивирования к повышению собственной значимости.

Структура. Выделяют следующие ее составляющие:

- Я-физическое, как схему собственного тела;

- Я-социальное, соотносимое со сферами социально интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой);

- Я-экзистенциальное, как оценку себя в аспекте жизни и смерти.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Я-КОНЦЕПЦИЯ

Собственное представление о себе в настолько полном и тщательном описании, насколько человек может это сделать. Противопоставляется самооценке, где основное значение придается оценочным суждениям.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Я-концепция

Относительно устойчивая переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов.

Источник: Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности

Я-концепция

self-concept). Восприятие индивидуумом его личностной идентичности.

 

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Я-концепция

целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

Я-КОНЦЕПЦИЯ

относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с др. людьми и относится к себе. Я-к. – целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание); эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Я-к. – предпосылка и следствие социального взаимодействия. Ее составляющие: реальное «Я» (представление о себе в настоящем времени), идеальное «Я» (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое «Я» (то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо оказалось невозможным, эмоциональное отношение к этим представлениям и убеждениям о себе, соответствующая поведенческая реакция) и др. Я-к. – важный структурный элемент психологического облика личности, складывающейся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в др. Формирование адекватной Я-к. и, прежде всего, самосознания – одно из важных условий воспитания. Степень соответствия Я-к. реальному «Я» у разных людей различна. Чем больше реальное «Я» отличается от Я-к., тем вероятнее конфликты, как с окружающими, так и с самим собой. Они возникают по причине того, что человек себя ведет и ожидает отношения к себе на основе Я-к., а окружающие относятся к нему на основе своих представлений, которые, обычно, близки к «Я» реальному. Чем существеннее противоречия между Я-к. и представлением о человеке, имеющимся у окружающих, тем более конфликтогенно межличностное взаимодействие. Формирование адекватной Я-к. – важное условие профилактики любых конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Я – концепция

знание человеком самого себя, все то, что он может рассказать о том, какими качествами он обладает, что ценит и любит, каким хочет быть или какие ценности считает для себя самыми важными. Не следует, как считают некоторые исследователи, обозначаемое этим термином понятие смешивать с понятием «самооценка», в котором отражена тенденция индивида оценивать собственное Я тем или иным образом.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

я-концепция

одна из центральных концепций гуманистической или феноменалистической психологии, уделяющая особое внимание изучению механизма отражения личностью своего "Я". Согласно этой концепции (К.Роджерс, 1951, 1959) "Я" выступает как системообразующий и субьективный мир личности, оно возникает на основе взаимодействия с социальной средой, является системой самовосприятий, наиболее важной детерминантой ответных реакций индивида, оно развивается в процессе самоактуализации личности, на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. "Я" является центральным понятием гуманистической психологии и выступает как важный фактор адаптации или дезадаптации (К.Хорни, 1950).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

«Я-концепция»

относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе как субъекте своей жизни и деятельности, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществляет деятельность и поведение.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

Я-концепция

динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств; б) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие родилось в 1950-е гг. в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, обеспечивающее ее внутреннюю самоорганизацию и самор

Голубь О.В.
В статье анализируется Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, которое обеспечивает ее внутреннюю самоорганизацию, саморегуляцию и удовлетворенность жизнью. Показано, что она определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида, являясь важным фактором организации его психики и поведения в контексте трех временных измерений: прошлого, настоящего, будущего.
Скачать PDF

Я-концепция и мотивы достижения у курсантов вв МВД РФ в зависимости от уровня склонности к девиантно

Дорфман Леонид Яковлевич, Панов Юрий Леонидович
Стремительные перемены в нашей стране и в мире ужесточают требования к морально-психологической подготовке специалистов в военных вузах. Будущие офицеры должны обладать, в частности, такими качествами, как устойчивость, стабильность, способность к саморегуляции, саморуководству, торможению и сдерживанию нежелательных эмоциональных импульсов. В статье излагаются результаты психологического исследования личностно-мотивационного профиля учащихся младших курсов военного института внутренних войск МВД России. Автором был предпринят сравнительный анализ их психологической устойчивости к различным неблагоприятным факторам в зависимости от уровня девиантности. Методологической базой исследования стали психометрический подход, концепция метаиндивидуального мира и концептуальная модель полимодального «Я». В ходе работы преследовались две задачи: изучить особенности Я-коцепции и полимодальных мотивов достижения у курсантов; проанализировать и сопоставить их личные качества в соответствии с принадлежностью к группам с невыраженной и ярко выраженной девиантностью. У испытуемых обнаружена явная связь между склонностью к девиантному поведению, определенными субмодальностями полимодального «Я» и субмотивами полимодальных мотивов достижения. Так, выяснилось, что недостаточная выраженность «авторского Я» и «воплощенного Я» может провоцировать девиантные поступки. Невысокая доля авторского и воплощенного субмотивов в мотиве стремления к успеху, как и повышенная степень мотива избегания неудачи, также могут выступать факторами риска появления девиантного поведения. Результаты исследования могут быть использованы психологами, офицерами отдела по работе с личным составом, заместителями должностных лиц по работе с личным составом в военных вузах внутренних войск МВД России для диагностики девиантности и ее профилактики. Представленные материалы полезны и для дальнейшего изучения личностно-мотивационного профиля будущих офицеров.
Скачать PDF

Я-концепция личности в контексте организационной культуры

Ефрюшкина Ольга Владимировна
Проанализированы основные характеристики Я-концепции, а также выделены важнейшие аспекты взаимосвязи Я-концепции и социального влияния. В качестве наиболее значимого ком-понента социального окружения субъекта профессиональной деятельности выделена организационная культура
Скачать PDF

Я-концепция как фактор профессионального самоопределения студентов-психологов

Абдурасулов Тимур Давранович
В статье представлены результаты экспериментального исследования содержательных характеристик Я-концепции студентов-психологов, показано влияние отдельных составляющих «Я» на профессиональное самоопределение будущих специалистов на разных образовательных этапах
Скачать PDF

«Я-концепция» и профессиональное самоопределение личности

Абдурасулов Тимур Давранович
Статья посвящена экспериментальному изучению особенностей «Я-концепции» личности в связи с профессиональным самоопределением будущих психологов. Результаты, полученные с помощью методики М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?» показали, что «Я-концепция» будущих психологов представляет собой системное образование, ядром которого является «рефлексивное Я», позволяющее анализировать не только свои психологические качества и поведение в целом, но и особенности других людей. Представленные результаты позволяют увидеть практическую ориентацию проведенного исследования и представляют интерес в связи с подготовкой профессиональных кадров.
Скачать PDF

О понятиях «Я-концепция» и «Концепция жизни личности»

Смирнов А.Н.
Скачать PDF

Я-концепция в исследованиях потребительского поведения

Сморкалова Татьяна Леонидовна
Статья представляет аналитический обзор, посвященный исследованиям использования Я-концепции в изучении потребительского поведения. Предложена логика рассмотрения данного вопроса: что уже сделано другими авторами в этом направлении, в каком состоянии находятся исследования взаимосвязи Я-концепции и потребительского поведения и что требует дальнейшего исследования.
Скачать PDF

Я-концепция современного руководителя

Заграновская Анна Васильевна
Исследование Я-концепции современного руководителя проводилось с помощью опроса, в котором приняли участие представители разного возраста, пола, уровня образования и управления, стажа управленческой деятельности, по-разному оценивающие степень своей обеспеченности, работающие в компаниях разных размеров и отраслевой принадлежности.
Скачать PDF

Профессиональная Я-концепция личности руководителя (методика изучения)

Данилова Оксана Юрьевна
В данной статье раскрывается суть предлагаемой нами методики «Профессиональная Я-концепция личности руководителя». В статье даются также классическое и прикладное определение Я-концепции личности. Под прикладным определением мы понимаем профессиональную Я-концепцию личности руководителя. Делается акцент на том, что профессиональная Я-концепция тесно взаимосвязана с профессионально-важными качествами (ПВК) руководителя. Центральной темой данной статьи является положение о том, что внешние факторы, а именно социальная и профессиональная среда, оказывают сильнейшее воздействие на формирование профессиональной Я-концепции личности руководителя.
Скачать PDF

Я-концепция, личность и восприятие сцен насилия (на материале художественных кинофильмов). Сообщение

Дорфман Леонид Яковлевич
Изучена роль характеристик личности в качестве опосредующих звеньев между Я-концепцией и психосемантическим оцениванием художественных кинофильмов, содержащих сцены насилия. Обсуждаются теоретико-эмпирические предпосылки изучения восприятия сцен насилия в средствах массовой информации.Приводятся результаты обзора и анализа классических и современных исследований по проблеме влияния сцен насилия на личность и ее Я-концепцию, свидетельствующие о существовании двух направлений такого рода исследований. Первое сосредоточено на изучении непосредственного влияния сцен насилия на когнитивные и эмоциональные процессы, а также поведение зрителей. Второе на изучение влияния внутренних диспозиций зрителя (психологических черт, установок, убеждений и т. д.) на особенности восприятия сцен насилия и оценку привлекательности этих сцен. По материалам обзора установлен определенный дефицит исследований о роли Я-концепции при восприятии сцен насилия. Отсутствие сведений о взаимосвязи особенностей Я-концепции с характером психосемантического оценивания кинофильмов со сценами насилия на фоне наличия их связей с чертами личности, определяющими характер такого оценивания, позволило выделить проблему исследования, заключающуюся в необходимости изучения роли черт личности в качестве медиаторов между Я-концепцией и оцениванием сцен насилия. Описаны цели, задачи и гипотезы исследования, представлены общая схема и метод исследования.
Скачать PDF

Я-концепция как основа становления субъектности при формировании позиции будущей профессиональной де

Хабарова Татьяна Сергеевна
Становление субъектности это процесс преобразования личности студента под воздействием приобретаемых профессионально значимых ценностных ориентаций. Субъектность студентов медицинского вуза можно рассматривать в качестве ведущего фактора не только формирования личности студента-медика, становления позитивного образа «я будущий врач», но и инновационного развития медицинского образования в целом.
Скачать PDF

Я-концепция, личность и восприятие сцен насилия (на материале художественных кинофильмов). Сообщение

Дорфман Леонид Яковлевич
Приводятся результаты исследования черт личности в качестве медиаторов между Я-концепцией и психосемантическим оцениванием художественных кинофильмов со сценами насилия. В исследовании приняли участие 199 студентов вузов (100 юношей и 99 девушек). Строились три класса моделей в терминах структурных линейных уравнений: с начальным, средним и высоким уровнями интеграции. Результаты свидетельствовали о том, что наиболее пригодными и вероятными являются одна модель среднего и две модели начального уровней интеграции. В них самоактуализация и поиск ощущений (совместно или по отдельности) выступали медиаторами между Я-концепцией (отдельными субмодальностями полимодального Я) и психосемантическим оцениванием кинофильмов со сценами насилия (по шкалам «Оценка» и «Сила»). Однако враждебность, отзывчивость,«адаптированный ребенок» и беспомощность как черты личности не выполняли функцию медиаторов. Предполагается, что в этих данных выражается ограниченная связность личности при восприятии кинофильмов со сценами насилия.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: