Я-концепция

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Я-концепция
(Self-concept) – ментальная репрезентация наших представлений о себе.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

Я-концепция
способ понимания или конструирования своего ощущения «Я» или бытия.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Я-концепция
(self-consept) — набор характеристик, которые человек приписывает своему Я.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Я-концепция
self-concept). Восприятие индивидуумом его личностной идентичности.
 

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Я-концепция
Self-concept)—психическое представление, включающее наши мнения и взгляды относительно себя.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

Я-концепция
Self-concept). Всеобщий паттерн или конфигурация самовосприятия: концепция человека о том, каков он.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Я КОНЦЕПЦИЯ
понятие, представление человека о себе, настолько полное и глубокое, насколько это доступно человеку в его самопознании. См. Я.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Я-КОНЦЕПЦИЯ
система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействия с другими людьми и формирует образ собственного Я.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

Я-концепция
целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Я-концепция
система наиболее общих установок субъекта на самого себя. Выделяют разные модусы Я-концепции: реальное Я, идеальное Я и так называемое «зеркальное Я» (т.е. Я в глазах других).

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

Я-КОНЦЕПЦИЯ
Собственное представление о себе в настолько полном и тщательном описании, насколько человек может это сделать. Противопоставляется самооценке, где основное значение придается оценочным суждениям.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

«Я-концепция»
относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе как субъекте своей жизни и деятельности, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществляет деятельность и поведение.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

Я-КОНЦЕПЦИЯ
устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основании которой он строит отношения и взаимодействия с другими людьми, субъектами социальных отношений и политики, а также свои самооценку и самосознание. (Косолапов Н.А., с. 107)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Я-концепция

Относительно устойчивая переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов.

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

Я–концепция
динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: осознание своих физических, интеллектуальных свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на собственную личность. Структура Я–концепции: когнитивный («образ Я»); эмоционально–ценностный (самооценка, самоотношение); поведенческий (проявление в поведении) элементы.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Я – концепция
знание человеком самого себя, все то, что он может рассказать о том, какими качествами он обладает, что ценит и любит, каким хочет быть или какие ценности считает для себя самыми важными. Не следует, как считают некоторые исследователи, обозначаемое этим термином понятие смешивать с понятием «самооценка», в котором отражена тенденция индивида оценивать собственное Я тем или иным образом.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Я-концепция
динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств; б) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие родилось в 1950-е гг. в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

«Я»-концепция
Динамичная, более или менее осознанная система представлений человека о себе. Мы испытываем чувство собственной идентичности (отличия от остальных), а также чувство взаимозависимости (принадлежности к обществу и ассоциации с другими людьми). В разных культурах существует тенденция к усилению роли индивидуальности или взаимозависимости у отдельных людей. В индивидуалистских культурах, таких как Великобритания, США и Австралия, подчеркивается ведущая роль индивидуализма в процессе социализации, а в коллективистских культурах, таких как Япония и Китай, внимание сосредоточено на взаимной зависимости членов общества. «Я»-концепция имеет два главных аспекта: самосознание и самооценку.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

я-концепция

одна из центральных концепций гуманистической или феноменалистической психологии, уделяющая особое внимание изучению механизма отражения личностью своего "Я". Согласно этой концепции (К.Роджерс, 1951, 1959) "Я" выступает как системообразующий и субьективный мир личности, оно возникает на основе взаимодействия с социальной средой, является системой самовосприятий, наиболее важной детерминантой ответных реакций индивида, оно развивается в процессе самоактуализации личности, на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. "Я" является центральным понятием гуманистической психологии и выступает как важный фактор адаптации или дезадаптации (К.Хорни, 1950).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Я-концепция
сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя; мысли и мнение о себе. Человек переживает Я-к. как неповторимую систему представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-к. — это целостный, но противоречивый Я-образ, выступающий в качестве установки (см. Установка когнитивная) по отношению к самому себе. Я-к. включает ряд компонентов:
реальное Я — представление о себе в настоящем времени;
идеальное Я — то, каким человек, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы;
динамическое Я — то, каким человек намерен стать;
фантастическое Я — то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось возможным, и др.
Становление Я-к. происходит в рамках процесса общения и деятельности человека; она выступает как предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом индивида.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Я-концепция
Категория. Система представлений человека о самом себе.
Специфика. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я-концепции выступают:
1. Сравнение себя с другими;
2. Свидетельства восприятия другими;
3. Оценка результатов деятельности;
4. Переживание внутренних состояний;
5. Восприятие своего внешнего облика.
Выполняет функции:
- структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества,
- мотивирования к повышению собственной значимости.
Структура. Выделяют следующие ее составляющие:
- Я-физическое, как схему собственного тела;
- Я-социальное, соотносимое со сферами социально интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой);
- Я-экзистенциальное, как оценку себя в аспекте жизни и смерти.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Я-КОНЦЕПЦИЯ
относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе к–рой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я–к. включает три основных компонента: 1) когнитивную – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр.; 2) эмоциональную – самоуважение, себялюбие и самоуничижение и пр.; 3) оценочно-волевую – стремление повысить самооценку, завоевать уважение. Я–к. – предпосылка и следствие взаимодействия социального , определяется социальным опытом. В ее состав входят: реальное Я – представление о себе в настоящем времени; идеальное Я – то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы; динамическое Я – то, каким субъект намерен стать; фантастическое Я – то, каким субъект хотел бы стать, будь это возможным и пр. Я–к. играет троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Я–к. – важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности; идеальная представленность индивида в себе как в другом. Я–к. формируется под воздействием различных внешних влияний, к–рые испытывает индивид. Особенно важным являются для него контакты со значимыми другими, к–рые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. (Р.Бернс).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Я-КОНЦЕПЦИЯ
релевантно-кардинально-устойчивая переживаемая система представлений субъекта о самом себе, своем Эго, на базисе кот. он и строит свои коммуникации, взаимоотношения с другими субъектами и оценивает самого себя и их действия-поступки-поведенческие акты; образ-парадигма собственного Эго-Я получил различную интерпретацию в научно-теоретических разработках, поэтому могут существовать различные модели-репрезентации Я-Эго; когнитивно-эпистемологическая эйдетико-модель Я, кот. модальноизирует индивидуально-содержательные характеристики-представления субъекта о себе; чувственно-эмотивно-значимая модель Я, кот. интерпретирует отношение субъекта не только к своему целостному Эго, но и к отдельным аспектам своей личности в системе деятельности-активности; паттерно-поведенческо-эталонная модель Эго, кот. рассматривает-интерпретирует все психические элементы, связанные-конвергенцированные между собой для воссоздания-репродукции целостного Я; существуют также такие интерпретации Эго, как идеальное Я, психодинамическое Я, психофизиологическое Я, неосознаваемое Я, осознаваемое Я, непроизвольное Я. произвольное Я, зеркальное Я, эмоциональное Я, онтологическое Я, физическое Я и т.д., а также дескрипция-интерпретация-комментарий, с ориентацией на временной аспект — Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее, сценическо-фабульно-социально-игровое Я — это формы-матрицы мультимасок индивидуально-человеческого Эго, кот. он апробирует-применят в зависимости от коммуникативно-онтологических факторов, с целью воздействовать, с пользой для себя, на других субъектов; Я.-к. тектонизируется-конституируется под воздействием индивидуально-апостериорного опыта субъекта, эволюционных факторов его воспитания-адукации, а базально-социально-индивидуальной функцией Я.-к., явл. конгруэнтность, изоморфичность экстернальной и интернальной согласованности, синхронности субъекта, связанной с релевантностью-устойчивостью-регулятивностью его поведенческих актов.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Я-КОНЦЕПЦИЯ
относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с др. людьми и относится к себе. Я-к. – целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание); эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Я-к. – предпосылка и следствие социального взаимодействия. Ее составляющие: реальное «Я» (представление о себе в настоящем времени), идеальное «Я» (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое «Я» (то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо оказалось невозможным, эмоциональное отношение к этим представлениям и убеждениям о себе, соответствующая поведенческая реакция) и др. Я-к. – важный структурный элемент психологического облика личности, складывающейся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в др. Формирование адекватной Я-к. и, прежде всего, самосознания – одно из важных условий воспитания. Степень соответствия Я-к. реальному «Я» у разных людей различна. Чем больше реальное «Я» отличается от Я-к., тем вероятнее конфликты, как с окружающими, так и с самим собой. Они возникают по причине того, что человек себя ведет и ожидает отношения к себе на основе Я-к., а окружающие относятся к нему на основе своих представлений, которые, обычно, близки к «Я» реальному. Чем существеннее противоречия между Я-к. и представлением о человеке, имеющимся у окружающих, тем более конфликтогенно межличностное взаимодействие. Формирование адекватной Я-к. – важное условие профилактики любых конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Я-КОНЦЕПЦИЯ
представления о себе как объекте самонаблюдения и самооценки. Эти представления делятся на реальные – как вижу себя в настоящий момент; динамические «Я» – кем стремлюсь стать; фантастические «Я» – кем бы я хотел быть; идеальное «Я» – то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы. «Я» – важный структурный компонент личности. Это образ собственного «Я» (см. Я), включающий компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости); эмоциональный (самоуважение, себялюбие, самоунижение, гордость и др.); оценочноволевой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение, самоутвердиться в своей профессии). Я-к. способствует углубленному пониманию самосознания человека. Применительно к профессионально-психологическим качествам офицера Я–к. позволяет выделить: 1) «настоящее Я» (самооценка собственных личностных качеств); 2) «идеальное Я» (представления о качествах, характерных для идеала личности офицера); 3) «антиидеальное Я» (представления о качествах, нежелательных в облике офицера); 4) «профессиональное Я» (оценка своих профессиональных качеств, мотивов и ценностных ориентаций, стиля и эффективности своей работы с воинами и др.). Выделение и анализ этих комплексов компенсирует и расширяет представления о профессиональном самосознании офицера. Я-к. – это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также собственное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Понятие Я-к. объединяет развитие у человека представлений о самом себе, о своей личности в первые 20 лет жизни. Трудности многих воинов не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе, как о неспособных к серьезному учению. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем. Положительная Я-к. определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Я-КОНЦЕПЦИЯ
это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание особенностей своих физических, интеллектуальных, личностных и других качеств, так и притязания (на что я способен, чего достоин и г. д.) и входящая в них самооценка, а также избирательное восприятие и интерпретация влияющих на данную личность внешних обстоятельств. Эти представления делятся на «Я» реальное- каким я вижу себя в настоящий момент; «Я динамическое - оценка своих способностей, мотивации достижения, темпов развития и «Я» идеальное - то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы (или хочет стать). Некоторые авторы включают в «Я-концепцию» «Я» экзистенциональное. Это образ собственного «Я» (см. Я), включающий компоненты: телесный, когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости); эмоциональный (самоуважение, себялюбие, самоунижение, гордость и др.); оценочно-волевой (стремление повысить активность, самооценку и уверенность), компонент самовыражения и самореализации (завоевать уважение, самореализоваться в своей профессии). Я-к. как обобщенная совокупность указанных представлений возникает благодаря самосознанию человека и его рефлексии. Последняя способствует осмыслению и обобщению опыта человека и дает возможность концептуализации его личности, индивидуальности, жизненной позиции.
Применительно к профессиональной деятельности профессиональное «Я» это выстраиваемое личностью обобщение из совокупности оценок своих профессиональных качеств, мотивов и ценностных ориентации, стиля и эффективности своей работы и профессиональных, карьеры, способов взаимодействия с партнерами, а также собственно профессионального опыта, анализа и обобщения ошибок и трудностей, и, одновременно - видения своей профессиональной перспективы развития.
Я-к. объединяет представления человека о самом себе, о своей личности. В зависимости от жизненного пути складывается более аморфная или конструктивная, гармоничная или противоречивая Я-к, побуждая личностное самосознание и рефлексию к разрешению этих противоречий, или при их неразвитости или отсутствии (рефлексии) оставляя личность в неопределенности. Тогда можно говорить не о концепции, а лишь мнении представлении о себе.
Положительная Я-к. определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственного достоинства.

Источник: Акмеологический словарь.

Я-КОНЦЕПЦИЯ
англ. self-concept) - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).
Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента: 1) когнитивный компонент — «образ Я» (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem), 3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).
Я-к. — целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с т. зр. содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени.
В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-к. Напр.* Р. Берне представляет Я-к. в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-к., конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное ЯXкаким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов — физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.
Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных
конфликтов и негативных переживаний (см. Комплекс неполноценности).
В зависимости от того, на каком уровне — организма, социального индивида или личности — проявляется активность человека, в Я-к. выделяют: 1) на уровне «организм—среда» — физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) на уровне социального индивида — социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности — дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющиеЯ-к. (В. В. Столин): 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.
Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемоеЯ» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.
Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к, формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения — и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение. Соотношение понятий Я-к. и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-к. как результат, итоговый продукт процессов самосознания. (А. М. Прихожан.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Я-концепция
self-concept) На протяжении столетий теологи, философы и общественные деятели сходились в том, что истоки и последствия представления людей о себе, или Я-к., заслуживают самого серьезного внимания. Однако при этом практически не предпринималось попыток дать достаточно строгое определение Я-к., к-рое позволило бы оценить степень сходства и различия во взглядах философов, политиков, ученых и др. профессиональных мыслителей на Я-к. С конца XIX и до середины XX в. лишь нек-рые психологи, социологи и психиатры пытались изучать Я-к., преим. на абстрактном или теорет. уровне. Наиболее известным психологом, занимавшимся в XIX в. проблемой Я, был Уильям Джемс, к-рый основывал свои утверждения на повседневных, проницательных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции. Мэри Калкинс попыталась перенести изучение Я-к. в психол. лабораторию. В 1935 г. Курт Коффка выделил Я в качестве одной из важнейших самостоятельных тем исследований гештальт-психологов, использовавших т. н. феноменологическую интроспекцию, при к-рой наблюдатели отчитываются о своих сознательных переживаниях безо всяких искусственных ограничений или попыток их анализировать. Между тем социологи, такие как Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид, указывали на важную роль соц. взаимодействий в формировании Я-концепций, к-рые, в свою очередь, рассматривались в качестве осн. детерминант соц. поведения людей; однако все эти дискуссии основывались на личных наблюдениях, а не на научных исслед. Одновременно, целая плеяда врачей-клиницистов в Европе и США разрабатывала различные варианты идеи о том, что Я-к. важна для клинического понимания людей и для формулирования общих положений предлагаемых ими теорий личности. Однако в целом их идеи, практически целиком основывавшиеся на неконтролируемых клинических наблюдениях отдельных случаев, были недостаточно строги и недоступны эмпирической проверке, а порой даже отрицали положения научного детерминизма. Все это привело к тому, что их взгляды на протяжении неск. десятилетий были в стороне от общего направления научной психологии в США. Детские психологи начали изучать развитие соц. познания - знания о других и о себе в отношении к другим. Сюда входили вопросы о предположительном существовании качественно различных стадий развития соц. познания и возможной связи возрастных тенденций развития речи с развивающимися представлениями о себе и других. Наряду с этим была тж поднята проблема влияния родительских качеств и родительского поведения на представления ребенка о себе; была тж очевидно, что теория и исслед. нравственного развития важны для изучения усвоения Я-к. и идеалов Я. Соц. психологи признали важность переменных Я-к. в своих теориях межличностной аттракции, конформности челов. поведения и когнитивного диссонанса. Переменные Я-к. фигурируют и в теории атрибуции. Соц. психологи тж объединились с социологами в исслед. влияний переменных возраста, соц. класса, расы и пола на Я-к. Представители теории соц. научения выдвигали аргументы в пользу таких переменных, как локус контроля и выученная беспомощность, а каждая из них связывается (как в теории атрибуции) с условиями, при к-рых человек рассматривает свои характеристики или поведение как важные факторы в определении результатов. Психологи, занимающиеся проблемами профессионального самоопределения и интенсификации труда, подчеркивали теорет. значение таких идей, как направляющая роль Я-к. в выборе профессии и эвентуальном развитии профессиональной Я-к. Т. о., теоретики и исследователи до сих пор рассматривали почти исключительно феноменальную, или сознательную Я-к., не затрагивая т. н. бессознательной Я-к. 1. Личная Я-к. (personal self-concept). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, какими он видит их. Эти характеристики могут варьировать от сравнительно специфических до весьма обобщенных. Следует отметить, что личная Я-к. включает не только физ., поведенческие и внутренние характеристики, но и такие аспекты, как половая идентичность, расовая/этническая идентичность, социоэкономическая классовая идентичность, возрастная идентичность и такое чувство, как "быть, в нек-рых отношениях, тем же самым человеком на протяжении определенного времени". 2. Социальные Я-к. (social self-concepts). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, как они, по его мнению, видятся другими. Социальные Я-к. могут соответствовать, а могут и не соответствовать характеристикам собственного Я индивидуума, какими он видит их. 3. Я-идеалы, касающиеся личной Я-к. (self-ideals regarding one"s personal self-concept). Это представления о том, каким бы хотел быть индивидуум на самом деле. 4. Я-идеалы, касающиеся социальных Я-к. (self-ideals regarding one"s social self-concepts). Это представления о том, каким индивидуум хотел бы выглядеть в глазах других. 5. Оценки описательных личных Я-к. относительно соотв. личных Я-идеалов (evaluations of descriptive personal self-conceptions in relation to the ideals for self regarding those attributes). Иначе говоря, это оценки пункта 1 в сравнении с пунктом 3. 6. Оценки описательных социальных Я-к. относительно соотв. идеалов для социальной Я-к. (evaluations of descriptive social self-conceptions in relation to the ideals for one"s social self-concept). Т. е., это оценки пункта 2 в сравнении с пунктом 4. Самооценка Большинство теорет. работ и эмпирических исслед. в области Я-к. так или иначе касаются самооценки (self-esteem). В литературе по Я-к. тж широко используется термин самопринятие (self ассерtance) для обозначения симпатии или уважения человека к себе несмотря на признание им своих недостатков. Хотя исследователи достигли значительного согласия в отношении общего представления о том, что измерять, прогресс в области измерений шел медленно, что обусловлено а) чрезвычайной сложностью набора переменных; б) неудачными попытками выделить составные части в Я-к. и разработать для них адекватные измерения; и в) пренебрежением принятыми процедурами установления необходимых уровней надежности и конструктной валидности, предваряющих использование измерений в исслед. Виклунд выдвинул гипотезу о том, что наблюдаемые связи между Я-концепциями и соотносящимися с ними видами поведения становятся сильнее, когда человек находится в состоянии "самоосознавания". Это состояние может вызываться при работе с зеркалом или магнитофонной записью своего голоса, оно может тж являться постоянной отличительной особенностью нек-рых людей в сравнении с другими. Вследствие многочисленности факторов, предположительно связанных с Я-к., неск. тысяч опубликованных эмпирических работ рассеяны широким и тонким слоем по различным пересекающимся с этой темой предметным областям. Б. ч. опубликованных исслед. фокусируется на переменных, связанных с уровнями общей самооценки или с самопринятием. Др. значительная их часть посвящена Я-к., касающимся уровней относительно устойчивых способностей. Факторы, к-рые исследователи наиболее часто пытались связать с переменными Я-к., - это достижения, интеллект и творческие способности; возраст и уровень развития; авторитаризм и догматизм; семейные переменные; пол; межличностная аттракция; психотер.; расовый/этнический статус; социально-экономический статус. Поражает то, что были найдены практически нулевые или слабые взаимосвязи между самооценкой и каждой из ряда рассматриваемых переменных, с к-рыми самооценка - как с т. зр. теории, так и с позиций здравого смысла, - казалось бы должна иметь сильную связь, напр., возрастом, расой, полом, социально-экономическим уровнем, психотерапевтическим статусом, творческими способностями и убеждаемостью. Представляется очевидным, что более практичным и интересным результатам могла бы способствовать более тщательная проработка теорет. положений. Напр., большее внимание следовало бы уделить: а) компонентам самооценки; б) отношениям, в к-рых отдельные аспекты Я-к. достигают характерного отличия в определении самооценки (вероятно, варьирующих от одного человека к другому), и в) возможности того, что ни дети, ни взрослые не сравнивают себя с теми очень широкими, обобщенными референтными группами, важность к-рых имплицитно подразумевается исследователями, занятыми поисками влияний на самооценку со стороны пола, расы или соц. класса. См. также Самооценка Р. К. Уайли

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
417.27 кб

О понятиях «Я-концепция» и «Концепция жизни личности»

Смирнов А. Н.
Читать PDF
489.21 кб

Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, обеспечивающее ее внутреннюю самоорганизацию и самор

Голубь О. В.
В статье анализируется Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, которое обеспечивает ее внутреннюю самоорганизацию, саморегуляцию и удовлетворенность жизнью.
Читать PDF
127.80 кб

Я-концепция религиозной личности (философско-религиоведческий анализ)

Крюков Д. С.
This work attempts to research some psychological and philosophical aspects of self-consciousness of a pious person, to analyze the evolution, coming-to-be and functioning of Self-conception of a pious person.
Читать PDF
198.39 кб

Я-концепция и мотивы достижения у курсантов вв МВД РФ в зависимости от уровня склонности к девиантно

Дорфман Леонид Яковлевич, Панов Юрий Леонидович
Стремительные перемены в нашей стране и в мире ужесточают требования к морально-психологической подготовке специалистов в военных вузах.
Читать PDF
126.52 кб

Я-концепция личности в контексте организационной культуры

Ефрюшкина Ольга Владимировна
Проанализированы основные характеристики Я-концепции, а также выделены важнейшие аспекты взаимосвязи Я-концепции и социального влияния.
Читать PDF
272.43 кб

Я-концепция как фактор профессионального самоопределения студентов-психологов

Абдурасулов Тимур Давранович
В статье представлены результаты экспериментального исследования содержательных характеристик Я-концепции студентов-психологов, показано влияние отдельных составляющих «Я» на профессиональное самоопределение будущих специалистов н
Читать PDF
768.03 кб

«Я-концепция» и профессиональное самоопределение личности

Абдурасулов Тимур Давранович
Статья посвящена экспериментальному изучению особенностей «Я-концепции» личности в связи с профессиональным самоопределением будущих психологов. Результаты, полученные с помощью методики М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?
Читать PDF
339.63 кб

Я-концепция современного руководителя

Заграновская Анна Васильевна
Исследование Я-концепции современного руководителя проводилось с помощью опроса, в котором приняли участие представители разного возраста, пола, уровня образования и управления, стажа управленческой деятельности, по-разному оценив
Читать PDF
429.28 кб

Профессиональная Я-концепция личности руководителя (методика изучения)

Данилова Оксана Юрьевна
В данной статье раскрывается суть предлагаемой нами методики «Профессиональная Я-концепция личности руководителя». В статье даются также классическое и прикладное определение Я-концепции личности.
Читать PDF
325.91 кб

Я-концепция больных алкоголизмом

Морокова Екатерина Андреевна
Рассмотрены особенности я-концепции больных алкоголизмом. Представлены результаты исследования я-концепции больных алкоголизмом, а именно, ценностно-смысловых ориентаций и мотивационной сферы.
Читать PDF
495.49 кб

Я-концепция, личность и восприятие сцен насилия (на материале художественных кинофильмов). Сообщение

Зубакин Максим Владимирович, Дорфман Леонид Яковлевич
Изучена роль характеристик личности в качестве опосредующих звеньев между Я-концепцией и психосемантическим оцениванием художественных кинофильмов, содержащих сцены насилия.
Читать PDF
238.42 кб

Экономическая «Я-концепция» как психологический механизм социализации личности

Вяткин Александр Павлович
Этическая регуляция экономической активности ранее считалась вторичной или вообще не рассматривалась в модели экономического поведения.
Читать PDF
0.00 байт

Я-концепция как основа становления субъектности при формировании позиции будущей профессиональной де

Хабарова Татьяна Сергеевна
Становление субъектности это процесс преобразования личности студента под воздействием приобретаемых профессионально значимых ценностных ориентаций.
Читать PDF
495.49 кб

Я-концепция, личность и восприятие сцен насилия (на материале художественных кинофильмов). Сообщение

Зубакин Максим Владимирович, Дорфман Леонид Яковлевич
Приводятся результаты исследования черт личности в качестве медиаторов между Я-концепцией и психосемантическим оцениванием художественных кинофильмов со сценами насилия.
Читать PDF
260.85 кб

Я-концепция в пожилом возрасте

Станиславская Ирина Геннадьевна, Селиверстова Надежда Сергеевна
В тексте статьи представлены особенности изменения Я-концепции у пожилых людей. Исследование Я-концепции у пожилых людей является важной темой.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: