СМЫСЛ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Смысл
Смысл – то, что входит в значение (результат значения), но не закреплено за знаком. Смыслообразование – результат, продукт значения. Смысл шире значения. (1.1.9, 165) См. Знак, Значение

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

смысл

воспринятое личностью значение какого-либо явления, предмета, знака; идеальное содержание, идея сущности, предназначение, конечная цель, ценность чего-либо (с. жизни, с. истории и т.д.).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Смысл
Личностная значимость объективной данности, явлений, элементов сознания, действий. Напр., С. данного действия отражает отношение между его непосредственной целью и его мотивом. Одни и те же действия могут иметь различный смысл для людей, совершающих их, в зависимости от их мотивов. Личностный смысл следует разграничивать от объективного значения.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

СМЫСЛ
1. Значение, которое для человека или для определенной группы людей имеют те или иные факты, события. 2. Ассоциации человека по поводу разного рода предметов, фактов, событий и т. п., выступающие в форме сугубо личных образов, мыслей и чувств. 3. В теории личности В. Франкла-нечто такое, что связано с реализацией человеческих возможностей и, соответственно, с понятием самоактуализации. Обретение и реализация человеком С. всегда связаны с его творческой активностью. См. значение слова, самоактуализация, смысл личностный, Франкл Виктор.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СМЫСЛ
в условиях деятельности коллективной впервые появляются операции, не направленные прямо на предмет потребности - биологический мотив, но на некий промежуточный результат, в рамках индивидуальной деятельности становящийся самостоятельной целью. Для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, и в деятельности выделяется - как ее новая единица - действие.
Это сопровождается переживанием смысла действия, ибо для того чтобы совершить действие, приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого результата с мотивом - открыть для себя смысл действия. Согласно А. Н. Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к мотиву, отношение действия к мотиву.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СМЫСЛ
со времени древнегреческих философов-стоиков (4—3 в. до н. э.) понимают как мысль, выраженную словом или сочетанием слов. С точки зрения треугольника Фреге С.— это мысленное содержание знака, обозначающего концепт денотата. По мнению А. Н. Леонтьева, С. «выступает... прежде всего как отношение, которое создается в жизни, в деятельности субъекта... Конкретно — психологически такой сознательный С. создается отражающимся в голове человека объективным отношением того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено как на свой непосредственный результат. Другими словами, сознательный смысл отражает отношение мотива к цели» (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е. изд. М., 1972, с. 291— 293). П. Я. Гальперин предельно кратко и четко сформулировал общность и различие смысла и значения: «...значение—по роли объекта среди других вещей, а смысл — по отношению к потребностям личности» (Вопросы психологии, 1973, №2, с. 148).
Для психологии С.— переработанное личностью значение чего-либо; отражаемое, ставшее отраженным, связанным с отношением к нему. Одно и то же значение для разных личностей имеет различный С. в силу различной апперцепции у каждой.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

СМЫСЛ
1. Суть, главное, основное содержание (иногда скрытое) в явлении, сообщении или поведении. 2. Личностная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта. Понятие «С.» является междисциплинарным и, как правило, используется вместе c понятием значения, причем единая традиция его употребления не выработана: в лингвистике, логике и теории познания понятие «С.» чаще используется в первом определении, фактически синонимично понятию значения. В психологии, социологии и философской антропологии оно чаще используется во втором определении, образуя c понятием значения полярную оппозицию. В конфликтологии понятие С. часто используется во втором значении, т. е. совпадая по содержанию с понятием личностного смысла. Однако во многих работах под С. понимается суть, основное содержание конфликта или его характеристик. Участники конфликта часто осознают только поверхностный С. борьбы для них. Если бы они смогли оценить глубинный С. конфликта и его отсроченные последствия, они поняли бы, что борьба бессмысленна. Скрытый С., как правило, движет возникновением и развитием большинства конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

СМЫСЛ
личностный) (англ. personal sense, personal meaning) выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности. Понятие С. разрабатывалось такими авторами, как А. Вине, Ван дер Вельт, Э. Титченер, Ф. Бартлет. Общим в концепциях этих психологов была попытка понять С. как явление сознания, не выходя за пределы самого сознания.
Принципиально новый подход в понимании С. был осуществлен Л. С. Выготским и А Я. Леонтьевым. Характерным для этого подхода является то, что проблема С. как психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром.
Исследуя структуру человеческой деятельности, устанавливая объективные отношения между ее компонентами, Леонтьев показал, что С. создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены, как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели, по Леонтьеву, порождает личностный С, причем смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, С. становятся единицами человеческого сознания, его "образующими". В рамках сознания С. вступает в отношения с др. его образующими, в частности со значениями, выражаясь через последние. См. также Смысловой барьер.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Смысл
рус. от мысль, мыслить; англ. мeaning – значение, смысл) – 1. осознание индивидом того, какое значение имеет происходящее для него самого или группы, с которой он себя идентифицирует. Многие объективно важные вещи не имеют для индивида смысла до тех пор, пока он не столкнется с их последствиями для себя. Например, закон инерции И.Ньютона совсем иначе воспринимается водителем, который после торможения машины врезался в столб, и очевидцем этого происшествия. Одно дело услышать о чрезвычайной ситуации, особенно если СМИ снабжают такого рода информацией сверх всякой разумной меры, и совсем другое дело самому оказаться жертвой роковых обстоятельств; 2. в психоанализе – значение истерических симптомов, которые могут быть интерпретированы как знаки и коммуникации. Некоторые исследователи в том числе и на этом основании рассматривают психоанализ как теорию смысла. Теория каузальности или психического детерминизма, согласно которой психологические феномены являются неизбежным и в принципе предсказуемым следствием предшествующих событий, на чем всегда настаивал З.Фрейд, с упомянутой позиции применима лишь к миру неодушевленных объектов и что человек – это живой агент, наделенный способностью принимать непредсказуемые решения, делать свободный выбор и быть креативным; 3. внутреннее логическое содержание чего-либо, постигаемое разумом; 4. разумное основание, назначение, цель; 5. разум, разумность; 6. в философии – субъективный образ некоего значения, относящийся к процессу понимания, связанный с установками, ценностями и целями, с самоопределением человека..

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СМЫСЛ
Meaning; Sinn) - качество, приписываемое чему-либо и придающее ему определенную ценность.
"Вопрос смысла был центральным для Юнга как личности, врача, психотерапевта, ученого и человека глубоко религиозного темперамента. Он отыскивал смысл во всем, чем занимался, особенно в связи с проблемами добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Юнг пришел к заключению, что локус (место) смысла - в психическом, и что только психика способна выделять смысл из опыта. Это подтверждает решающую функцию рефлексии в психической жизни и подчеркивает то обстоятельство, что сознание не ограничивается интеллектом" (КСАП, с. 140).
Смысл составляет основу юнговского подхода к этиологии невроза, поскольку обретение смысла несет в себе исцеляющую силу.
"Психоневроз должен быть, в конце концов, понят как страдание души, не нашедшей своего смысла. Но всякое творчество в области духа, равно как и любое психическое продвижение человека, возникает из страдания души, а причиной страдания является духовная стагнация или психическое бесплодие" (CW 11, par. 497).
Согласно Юнгу, смысл парадоксален по своей природе и воспринимается как архетип. Отсюда в вопросе о смысле каждый ответ выступает в форме личного истолкования, предположения, исповеди или веры. Но смысл обнаруживается сознанием, и поэтому сознание имеет как духовную, так и познавательную функцию.
"Без рефлектирующего сознания человека мир оказывается гигантской бессмысленной машиной, так как, насколько нам известно, человек - единственное создание, способное улавливать смысл" (К. Г. Юнг. Из письма 1959 г. Цит. по: КСАП, с. 141).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

СМЫСЛ
в псих. как науке, индивидуально-личностный С. отражает-репродуцирует индивидуально-эмпирическое отношение индивидуума-субъекта к феноменам-событиям достоверно-наличной реальности, к социуму. к другим субъектам; термин-понятие С. разрабатывалось многими изв. психологами — Вине, Титченером, В.Зинченко, Леонтьевым, Выготским, Гальпериным и др.; проблематику-интерпретации-модификации С., необходимо, в генерально-кардинально-научном порядке, аффилиацировать-связывать-агломерацировать-пулировать с деятельностью-активностью субъекта, с актами его подсознания, сознания, с феноменами бессознательного, с кондициями, явлениями, матрицами, условиями взаимодействия-констелляции субъекта с экзистенцией, с окружающей его наличной реальностью, с мультисоциальным антуражем; выд. отеч. псих. Леонтьев считал, что С. тектонизируется-конституируется-формируется в результате форм отражения индивидом корреляций-отношений, кот. существуют между ним и теми объектами, предметами и их предикатами-свойствами-элементами, на кот. действия-активность субъекта направлены-сынтенционированы как на индивидуально-личностный результат-цель-задачу, а корреляция цели-задачи-программы с мотивом-мультимотивировками генерирует-продуцирует личностные смыслы, с учетом того, что базально-смысло-конститутивную функцию в этом феномене, при такой, несколько односторонней, постановке проблемы, исполняет-референцирует; сам мотив, согласно научным установкам-концепциям Леонтьева, кот. требуют, как полагаем мы в нынешнюю эпоху дальнейших продуктивно-оптимально-рациональных разработок; смысл-смыслы, — модерно-модификация постулатов-тезисов по Леонтьеву — Юрчуку, — имплицированные-коррелированные с деятельностью, явл. единицами сознательных актов и подсознательных актов субъекта, матриц-феноменов-индексов, имплицированных-ассимилированных с механизмами -актами бессознательного, сверхсознательного и уже в имманентных конститутивах сознания, подсознания, бессознательного, сверхсознательного смысл-мультисмыслы интегрируются-коррелируются-синтезируются-диффузируются с другими матрицеобразующими, моделеобразующими, такими как, например, индексы-знаки-ориентиры-указатели-микроинтенции и могут инкарнировать-выражать-репродуцировать новационно-рационально-дискурсивные тектоны-мультитектоны, имеющие дискурсивно-логическое отношение и к феноменам-явлениям социума-бытия-экзистенции и к феноменам-явлениям-кондициям-формам-структурам, связанным-пулированным с актами бессознательного, подсознательного, сознательного, сверхсознательного и их комбинаций-рекомбинаций-композиций-рекомпозиций.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

СМЫСЛ
значение исследуемого явления или процесса. В классическом психоанализе деление психики на сознательное и бессознательное не означает, что сознательные процессы осмысленны, в то время как бессознательные – абсурдны и бессмысленны. Все психические явления, процессы и акты имеют смысл, то есть определенное значение. По мнению З. Фрейда, бессознательное психическое включает в себя скрытый смысл, выявление, обнаружение и раскрытие которого составляет одну из важных задач психоанализа.
   Исследование бессознательного осуществлялось З. Фрейдом на примере изучения ошибочных действий (таких, как оговорки, описки, очитки, забывание, затеривание предметов и др.), сновидений и симптомов психических заболеваний. Эти действия он рассматривал через призму того смысла, который они содержали. Под смыслом психического процесса З. Фрейд понимал не что иное, как намерение, которому он (этот процесс) служит и его место в ряду других психических проявлений.
   В работе «Психопатология обыденной жизни» (1901) З. Фрейд показал, что ошибочные действия не случайны. Они не только имеют причинную связь, но и обладают смыслом. Это означает, что ошибочные действия следует рассматривать как полноценные психические акты, имеющие свою цель, определенную форму выражения и значение. Так, если человек постоянно забывает вернуть данную ему кем-то на время книгу, то его забывчивость не лишена смысла: он просто не хочет возвращать эту книгу, так как она ему нравится или необходима и он хотел бы иметь ее в личной библиотеке.
   Подобно ошибочным действиям, сновидения, по мнению З. Фрейда, несмотря на абсурдность и кажущуюся бессмысленность многих из них, также являются психическими актами, наделенными определенным смыслом. Не случайно при исследовании сновидений, нашедшем свое отражение в «Толковании сновидений» (1900), «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17), «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) и других работах, З. Фрейд исходил из того, что истолковать сновидение – значит найти его скрытый смысл. Отсюда разработанная в классическом психоанализе техника толкования сновидений, направленная на раскрытие их смысла.
   Сновидения включают в себя намерения, свидетельствующие о скрытых желаниях человека. Благодаря «работе» сновидений эти намерения переводятся в такую форму, в которой осуществляется исполнение желаний, нереализованных человеком в бодрственном состоянии. Если, например, у ребенка болит горло и ему не разрешают есть мороженое, то ему может присниться день рождения, праздничный стол и огромные порции мороженого, которым он угощает своих друзей и с наслаждением ест сам. В сновидениях взрослых неосуществленные желания, как правило, выражаются в замаскированной форме. Вот почему раскрытие смысла сновидения требует психоаналитической интерпретации, связанной с пониманием бессознательной символики.
   Как ошибочные действия и сновидения, симптомы психических заболеваний также заключают в себе определенный смысл. По мнению З. Фрейда, все невротические симптомы осмысленны и связаны с переживаниями больных. Под смыслом симптома он понимал два момента: причину появления симптома (откуда он берется) и его последствия (куда или к чему ведет). За бессмысленностью различного рода навязчивых действий, считал З. Фрейд, стоит некий смысл, придающий действиям больного целенаправленный характер.
   Скажем, патологический церемониал приготовления больного ко сну свидетельствует о скрытой связи между его конкретными действиями и теми душевными потрясениями, которые ему когда-то пришлось пережить. Правда, любой нормальный человек имеет свой церемониал укладывания спать. Один человек при раздевании тщательно складывает свою одежду на стоящий около кровати стул; другой – небрежно бросает ее куда попало. Если внешние обстоятельства вызывают необходимые изменения, то здоровый человек без особого труда приспосабливается к ним, больной же испытывает немалые затруднения, если вообще справляется с ними.
   Патологический церемониал укладывания спать неизменен. За ним стоит скрытый смысл, который не связан с объяснениями и оправданиями больного. В одной из своих работ З. Фрейд привел такой пример: молодая девушка, прежде чем лечь спать, каждый раз требовала, чтобы дверь между ее комнатой и спальней родителей оставалась полуоткрытой. При этом она ссылалась на то, что если дверь не будет полуоткрыта, то она не сможет уснуть. Казалось бы, напротив, подобная ситуация не способствует засыпанию. Полуоткрытая дверь может стать источником шума, который будет мешать ей заснуть. Но требование молодой девушки не было бессмысленным. Как показал анализ, навязчивое действие имело определенный смысл, связанный с тем, что в детстве маленькая девочка не хотела оставлять папу и маму наедине друг с другом. Она симулировала страх, просилась к родителям в кровать, заставляла их оставлять открытой дверь между детской комнатой и спальней взрослых. Подслушивание за родителями способствовало развитию бессонницы, а стремление оставлять открытой дверь своей комнаты превратилось в навязчивое действие, без выполнения которого девушка не могла лечь спать.
   Таким образом, психоаналитическое понимание бессознательных процессов основывается на признании содержащегося в них смысла. Ошибочные действия, сновидения и невротические симптомы рассматриваются как имеющие смысл и находящиеся в интимном отношении к переживаниям пациентов. Психоаналитическое лечение предполагает раскрытие смысла невротических симптомов, о котором больной ничего не знает, и доведение этого смысла до его сознания.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
303.17 кб

Психологический смысл длительности

Стрелков Ю. К.
Читать PDF
144.76 кб

Роль категорий «Значение» и «Смысл» в организации обучения

Сторчак Олег Григорьевич, Мирошниченко Т. О.
Читать PDF
174.56 кб

Нереалистический смысл жизни как детерминанта кризиса в развитии личности

Карпинский Константин Викторович
На теоретическом и эмпирическом уровне анализируются закономерности возникновения и протекания смысложизненного кризиса, обусловленного принятием и попытками практической реализации личностью нереалистического смысла жизни
Читать PDF
312.77 кб

Изучение особенностей решения «Задач на смысл» детьми разных возрастных групп

Файзуллаева Елена Дмитриевна
Рассматривается возрастная специфика решения «задач на смысл» детьми от 4 до 10 лет как показатель становления смыслового сознания.
Читать PDF
391.49 кб

Дезинтегрированный смысл жизни как детерминанта личностного кризиса

Карпинский Константин Викторович
В статье изложены результаты теоретико-эмпирического исследования дезинтеграции смысла жизни и ее негативных последствий для развития личности.
Читать PDF
588.42 кб

Смысл жизни и здоровье

Баранова Д. А.
Читать PDF
364.46 кб

О конференции «Современная психология мышления: смысл в познании»

Гордеева Ольга Владимировна
About the conference «The contemporary psychology of thinking: the meaning in the cognition»
Читать PDF
79.19 кб

99. 01. 030. Солдатова Г. У. Психология межэтни-ческой напряженности. - М. : смысл, 1998. - 389 с. -

Уварова Т. Б.
Читать PDF
358.71 кб

Исторический смысл научно-психологических открытий (к 80-летию Антонины Николаевны ждан)

Читать PDF
394.99 кб

Смысл телесного ощущения в ситуации болезни

Пережигина Нина Валерьяновна, Дрынова Мария Викторовна
Центральным психологическим механизмом личностных изменений в ситуации болезни выступает перестройка иерархии мотивов по типу их переподчинения главному смыслообразующему мотиву сохранения жизни и восстановления здоровья.
Читать PDF
328.24 кб

Теоретико-методологический Смысл понятия «Ресурс развития» взрослого человека

Клементьева М. В.
Анализируются отечественные и зарубежные схемы описания психологических ресурсов. Сформулированы теоретико-методологические положения, в соответствии с которыми вводится понятие «ресурс развития».
Читать PDF
1.66 мб

Современная психология: системный смысл парадигмального сдвига

Клочко В. Е.
Аннотация. История психологии рассматривается в перспективе ее парадигмалышх сдвигов.
Читать PDF
282.75 кб

Ноэтический смысл юмора в контексте инновационной деятельности

Шмырёва М. А.
Представлены результаты феноменологического исследования опыта самоопределения, центрированного на юморе. В качестве данных взяты смыслы и значения, которые человек придает юмору в своей жизни.
Читать PDF
138.92 кб

Рецензия на монографию Е. Т. Соколовой «Клиническая психология утраты я» (М. : Смысл, 2015. - 895 с.

Никольская И.М.
Читать PDF
201.30 кб

Концептуальный смысл понятия «Нация» и идеология мультикультурализма

Плужникова Н. Н.

Похожие термины:

  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    главная, основная цель в жизни данного человека; то, ради чего он живет и к достижению чего стремится в своей жизни.
  • Смысл действия

    Действие в игре впервые приобретает смысл: т.е. осознается. Действие замещает другое действие, как вещь – другую вещь. Как же ребенок переплавляет одну вещь в другую, одно действие в другое? Через д
  • СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    это основания для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя, то есть пристрастное личностно опосредованное индивидуальным опытом отношение человека к труду. Зрел
  • ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ САМОУБИЙСТВА

    Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А., 1980) - соотношение желания добровольного ухода из жизни (как цели суицидального действия) и потребности изменения суицидогенного конфликта тем или иным способом, в то
  • ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

    избирательное отношение личности к значимым для нее явлениям
  • СМЫСЛ ЗДРАВЫЙ

    практический, жизненный ум человека, позволяющий ему успешно решать разнообразные жизненные проблемы без специального образования или без соответствующей профессиональной подготовки.
  • Смысл жизни

    движущая сила человеческого поведения, стремление человека к самоосуществлению; центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет.
  • Жизненный смысл

    врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Франкл В. Делает вывод, основывается на своим клинических и жизненных набл
  • ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

    интегрированное смысловое образование, отражающее действительное субъективное отношение военнослужащего к целям, мотивам, способам и приемам его профессиональной деятельности и проявляющееся
  • СЛОВА СМЫСЛ

    разного рода образные, мысленные и чувственные ассоциации, которые у человека вызывает данное слово и которые не входят в значение соответствующего слова. См. ассоциация, значение, смысл.
  • СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

    понятия, используемые в психологии для различения субъективного и объективного в сознании человека. Понятие «смысл» в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на