Смысл жизни

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Смысл жизни
движущая сила человеческого поведения, стремление человека к самоосуществлению; центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

СМЫСЛ ЖИЗНИ
кардинальная мировоззренческая проблема человеческого существования, решение которой позволяет уяснить сущность человека, его место в мире, жизненное предназначение. Проблема С. ж. возникает вследствие критическо-оценочной рефлексии, направленной на основополагающие вопросы бытия человека. Поиск личного С. ж. предполагает анализ собственного духовного опыта и связан с формированием целей, придающих личную значимость содержанию конкретных проявлений поведенческой и умственной активности человека. Найдя С. ж., личность определяет свой жизненный путь соответственно с определенными планами, ориентирует свои стремления, намерения на главную цель жизни, которая открывает глубокую перспективу, расширяет жизненный горизонт и возможности человека. От С. ж. личности зависит выбор его жизненного пути, профессии, критерия общения и взаимоотношений с другими людьми. У человека, живущего и действующего с полной отдачей нравственных, интеллектуальных и физических сил, С. ж. отождествляется с полнотой непосредственного жизневыявления, самоактуализации, поскольку его жизнь является сотворением себя и своих жизненных обстоятельств соответственно со С. ж. и ее ведущей целью.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

СМЫСЛ ЖИЗНИ
человека) – регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Существование человека определяется социальными условиями; он является активной силой; существенным образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя его. Единство противоположностей личного и общественного, вернее их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет С. ж. человека, ее ценность. C. ж., «тайна бытия» человека, заключен в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе которого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека обладает объективной ценностью и смыслом. Одним из основных социальных противоречий XXI в. является противоречие между технической мощью человечества и несовершенством самого человека, прежде всего его низкой нравственностью. С. ж. трудно свести к стремлению к одной цели. Жизнь сложна, поэтому имеет иерархическую систему смыслов. Ее ядром можно назвать альтруистическое самосовершенствование человека. Определение С. ж. каждым имеет прямое отношение к конфликтам. Человек, не определивший смысл своей жизни, по сути, является незрелой личностью с неразвитым мировоззрением. Такой человек гораздо более конфликтен по сравнению с тем, кто продумал и выстрадал понимание С. ж. С учетом предложенного выше понимания С. ж., все конфликты, не связанные с борьбой с несправедливостью, бессмысленны.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

СМЫСЛ жизни
понятие, широко трактуемое в философии, этике, художественной литературе, в самом обобщенном виде обозначающее наличие у человека основной жизненной идеи, цели, ценность которой эквивалентна всей жизни. Для философов и гуманитариев, как правило, важно определение содержания С.ж. С .ж. - субъективное обобщение жизни по критериям ее подлинности-неподдинности, полноты самовыражения личности, относящееся к прошлому, настоящему и будущему. С точки зрения акмеологии и психологии более значимы личностные механизмы образования С.ж. (или его отсутствия). В этом отношении выделяются три вопроса: имеет ли такая жизнь (имеется в виду жалкая, трудная, неудовлетворяющая человека) какой-либо смысл, т. е. стоит ли жить дальше такой жизнью; почему жизнь становится бессмысленной, пустой, говоря терминами экзистенциализма «неподлинной», каковы личностные механизмы, поддерживающие ее переживание С.ж., осознания, что жизнь ее осмысленна. Пользуясь понятиями Ш.Бюлер и АМаслоу, можно сказать, что жизнь приобретает смысл при постоянном удовлетворении потребности личности в самореализации.
С.Ж. - есть способность сознания к ценностному обобщению личностью способов реализации своих притязаний, потребностей как субъектом в формах деятельности, общения, жизни. С.Ж. как правило рассматривается как будущее, как проекция, цель. Он изменяется по ходу жизни, представляет интеграл и прошлых и настоящих объективации личности в жизни, по мере осуществления которых она все более способна адекватно осознать себя, свои возможности, степень их реализованности, свои ограничения и ограничения, накладываемые на нее обществом, людьми, жизнью. В С.Ж. воплощен весь интеграл притязаний, достижений, целей, оценка того, что человек смог сделать из своей жизни. Однако механизм образования С.ж. включает не только сумму целей и результатов, оцененных с точки зрения личностных и социальных критериев, но внутреннюю потребность личности в саморазвитии, самодвижении, которая осуществляется через разрешение противоречий. Способность субъекта разрешать жизненные противоречия переживается и рефлексируется им как подлинность жизни, как ее смысл. В противоположном случае образуется личностный интеллектуально-эмоционально - деятельностный вакуум, который выражается в чувстве пустоты жизни, скуки,тоски.

Источник: Акмеологический словарь.

Смысл жизни
более или менее осознанное переживание интенциональной направленности и результативности собственной жизни, критерий ее субъективного оценивания и источник удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью. С. ж. является одной из традиционных проблем философии, теологии, художественной литературы и эссеистики, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит С. ж., какой С. ж. можно считать истинным, добрым, достойным. В современной социологии рассматриваются эмпирические вариации вербально формулируемых С. ж. у разных индивидов, в разных культурах и социальных группах, их связь с макросоциальными переменными. В психологии С. ж. изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование С. ж. в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся С. ж. или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Две психологические традиции в изучении С. ж. берут начало из работ К.Г. Юнга, который сформулировал понимание С. ж. как рефлексивной жизненной задачи, на которую человек должен найти ответ, но которая встает не перед каждым, и А. Адлера, который построил первую развернутую психологическую теорию С. ж., исходящую из понимания С. ж. как психологической структуры, характеризующей объективную направленность жизни, которая складывается у каждого человека к 3—5 годам без участия сознания и задает общую направленность дальнейшей жизни человека, его жизненные цели и жизненный стиль. Эти две традиции сошлись в теории личности В. Франкла, в которой понятие С. ж. занимает центральное место и рассматривается как врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла является причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических "ноогенных неврозов", и разных видов отклоняющегося поведения. Смысл доступен любому человеку, вне зависимости от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений, что подтверждается многочисленными эмпирическими данными, полученными Франклом и его последователями. Хотя С. ж. каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии — ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы. По Франклу, человек не может лишиться С. ж. ни при каких обстоятельствах; С. ж. всегда может быть найден. Вместе с тем это вопрос не познания, а призвания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий. Последнее положение тесно перекликается с пафосом "Исповеди" Л. Толстого о поисках и обретении им С. ж. Различные теоретические и эмпирические данные свидетельствуют о правомерности рассмотрения С. ж. в первую очередь как объективного явления, функционирование которого не зависит от его осознания. С. ж. генетически формируется как бессознательная установка, обеспечивающая стабильность общей направленности жизни, и уже впоследствии возникает задача на осознание и словесное формулирование этой направленности. Более или менее адекватное осознание С. ж. возможно тогда, когда объективная направленность жизни личности не противоречит образу Я и социально-нормативным регуляторам; в противном случае осознание С. ж. блокируется механизмами психологической защиты, что в сознании отражается как отсутствие С. ж. Методы эмпирического изучения С. ж. в психологии включают в себя процедуры вербального формулирования осознаваемого С. ж. (Е. Лукас, П. Иберсол) и диагностику количественной меры осмысленности жизни. Последнее измеряется популярным тестом Purpose-in-Life test (PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика, в русской адаптации — тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Выявлено, что осмысленность жизни не различается в различных социальных группах, не связана с полом, возрастом и образованием, но снижена у психически больных разных нозологий, алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей. В структуре осмысленности жизни выделено 3 основных составляющих: значимые цели в жизни, эмоциональная насыщенность жизни и удовлетворенность итогами жизни. Среди вербально формулируемых содержательных описаний С. ж. преобладают семья и дети, а также профессиональная деятельность. Д.А. Леонтьев

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

О смысле жизни

Давлетгаряева Разифа Гариповна
Анализируются экзистенциальный и общественно-исторический подходы решения проблемы смысла человеческого существования, обосновывается религиозный смысл жизни.
Читать PDF

Смысл жизни человека

Маслихин Александр Витальевич
Смысл жизни — это вопрос о предназначении человека в этом мире, для чего человек живет? Рас­смотрены основные концепции смысла человеческого существования в истории философской мысли: пессимистическая, оптимистическая.
Читать PDF

Смысл жизни и здоровье

Баранова Д. А.
Читать PDF

Эволюционный смысл жизни

Даниленко Валерий Петрович
Высший смысл человеческой жизни заключается в максимальном участии человека в развитии культуры. Мы можем назвать его культурогеническим (очеловечивающим) или эволюционным.
Читать PDF

Хаос жизни и космос смысла

Филиппова Ирина Юрьевна
В статье рассматривается проблема определения смысложизненных ориентиров и перспектив духовно-нравственного совершенствования человека и общества в пространстве современной культуры.
Читать PDF

Смысл жизни перед лицом смерти

Поварницын Сергей Алексеевич
Восприятие смерти является одной из вечных проблем философии.
Читать PDF

Бакунин в поисках смысла жизни

Болоцких Виктор Николаевич
Статья имеет целью выяснение некоторых сторон становления личности видного революционера-анархиста Бакунина.
Читать PDF

Смерть и проблема смысла жизни

Лобанова Нина Исааковна
В данной статье делается попытка проследить взаимосвязь между понятиями «смысл» и «смерть», и шире: выявить, как проблема смысла жизни раскрывается через проблему бренности, конечности человеческого существа.
Читать PDF

Наука - это стиль и смысл жизни

Низяева Г.Ф.
Интервью академика В.И. Сергиенко
Читать PDF

Философия смысл и ценность жизни

Корниенко А. А., Квеско Р. Б.
Рассматривается процесс формирования научных направлений кафедры философии Томского политехнического университета с позиции реализация жизненных ценностей и смысла жизни.
Читать PDF

Проблема смысла жизни в старости

Овсянникова Наталья Валериевна
В статье исследуется феномен старости как целостная система бытия человека. Дается историко-культурная характеристика, раскрываются духовно-нравственные аспекты развития личности в пожилом возрасте.
Читать PDF

Образование и смысл жизни человека

Терегулов Филарет Шарифович
Читать PDF

Credo (в чем смысл жизни человека)

Фейнберг Евгений
Читать PDF

Образование и смысл жизни человека

Терегулов Филарит Шарифович
Автор рассматривает вопрос образования и смысла жизни человека, подчеркивая, что вопрос о смысле и сущности человеческой жизни занимал умы многих мыслителей и древности, и современности
Читать PDF

Смысл жизни в православной концепции

Солдатенко Н. В.
В данной статье автор размышляет о причинах духовной стагнации русской нации. Проблема рассматривается с позиции Православия, которое всегда было прочным фундаментом всех сфер бытия русского общества

Найдено книг по теме — 22

Похожие термины:

  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    главная, основная цель в жизни данного человека; то, ради чего он живет и к достижению чего стремится в своей жизни.