Смысл жизни

Предыдущий термин:
Смысл действия

Следующий термин:
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Содержание:

Найдено 3 определения термина Смысл жизни

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СМЫСЛ ЖИЗНИ

человека) – регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Существование человека определяется социальными условиями; он является активной силой; существенным образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя его. Единство противоположностей личного и общественного, вернее их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет С. ж. человека, ее ценность. C. ж., «тайна бытия» человека, заключен в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе которого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека обладает объективной ценностью и смыслом. Одним из основных социальных противоречий XXI в. является противоречие между технической мощью человечества и несовершенством самого человека, прежде всего его низкой нравственностью. С. ж. трудно свести к стремлению к одной цели. Жизнь сложна, поэтому имеет иерархическую систему смыслов. Ее ядром можно назвать альтруистическое самосовершенствование человека. Определение С. ж. каждым имеет прямое отношение к конфликтам. Человек, не определивший смысл своей жизни, по сути, является незрелой личностью с неразвитым мировоззрением. Такой человек гораздо более конфликтен по сравнению с тем, кто продумал и выстрадал понимание С. ж. С учетом предложенного выше понимания С. ж., все конфликты, не связанные с борьбой с несправедливостью, бессмысленны.

Оцените определение:

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Смысл жизни

движущая сила человеческого поведения, стремление человека к самоосуществлению; центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет.

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

Смысл жизни

более или менее осознанное переживание интенциональной направленности и результативности собственной жизни, критерий ее субъективного оценивания и источник удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью. С. ж. является одной из традиционных проблем философии, теологии, художественной литературы и эссеистики, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит С. ж., какой С. ж. можно считать истинным, добрым, достойным. В современной социологии рассматриваются эмпирические вариации вербально формулируемых С. ж. у разных индивидов, в разных культурах и социальных группах, их связь с макросоциальными переменными. В психологии С. ж. изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование С. ж. в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся С. ж. или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Две психологические традиции в изучении С. ж. берут начало из работ К.Г. Юнга, который сформулировал понимание С. ж. как рефлексивной жизненной задачи, на которую человек должен найти ответ, но которая встает не перед каждым, и А. Адлера, который построил первую развернутую психологическую теорию С. ж., исходящую из понимания С. ж. как психологической структуры, характеризующей объективную направленность жизни, которая складывается у каждого человека к 3—5 годам без участия сознания и задает общую направленность дальнейшей жизни человека, его жизненные цели и жизненный стиль. Эти две традиции сошлись в теории личности В. Франкла, в которой понятие С. ж. занимает центральное место и рассматривается как врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла является причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических "ноогенных неврозов", и разных видов отклоняющегося поведения. Смысл доступен любому человеку, вне зависимости от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений, что подтверждается многочисленными эмпирическими данными, полученными Франклом и его последователями. Хотя С. ж. каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии — ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы. По Франклу, человек не может лишиться С. ж. ни при каких обстоятельствах; С. ж. всегда может быть найден. Вместе с тем это вопрос не познания, а призвания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий. Последнее положение тесно перекликается с пафосом "Исповеди" Л. Толстого о поисках и обретении им С. ж. Различные теоретические и эмпирические данные свидетельствуют о правомерности рассмотрения С. ж. в первую очередь как объективного явления, функционирование которого не зависит от его осознания. С. ж. генетически формируется как бессознательная установка, обеспечивающая стабильность общей направленности жизни, и уже впоследствии возникает задача на осознание и словесное формулирование этой направленности. Более или менее адекватное осознание С. ж. возможно тогда, когда объективная направленность жизни личности не противоречит образу Я и социально-нормативным регуляторам; в противном случае осознание С. ж. блокируется механизмами психологической защиты, что в сознании отражается как отсутствие С. ж. Методы эмпирического изучения С. ж. в психологии включают в себя процедуры вербального формулирования осознаваемого С. ж. (Е. Лукас, П. Иберсол) и диагностику количественной меры осмысленности жизни. Последнее измеряется популярным тестом Purpose-in-Life test (PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика, в русской адаптации — тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Выявлено, что осмысленность жизни не различается в различных социальных группах, не связана с полом, возрастом и образованием, но снижена у психически больных разных нозологий, алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей. В структуре осмысленности жизни выделено 3 основных составляющих: значимые цели в жизни, эмоциональная насыщенность жизни и удовлетворенность итогами жизни. Среди вербально формулируемых содержательных описаний С. ж. преобладают семья и дети, а также профессиональная деятельность. Д.А. Леонтьев

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Нереалистический смысл жизни как детерминанта кризиса в развитии личности

Карпинский Константин Викторович
На теоретическом и эмпирическом уровне анализируются закономерности возникновения и протекания смысложизненного кризиса, обусловленного принятием и попытками практической реализации личностью нереалис
Читать PDF

Дезинтегрированный смысл жизни как детерминанта личностного кризиса

Карпинский Константин Викторович
В статье изложены результаты теоретико-эмпирического исследования дезинтеграции смысла жизни и ее негативных последствий для развития личности.
Читать PDF

Смысл жизни и здоровье

Баранова Д.А.
Читать PDF

Семья как смысл жизни в условиях современных трансформаций

Гаджимурадова Зугра Магомедовна, Магомаева Патимат Алибулатовна
Статья посвящена смыслам жизни современной молодежи. Показано, что главной ценностью молодых людей сегодня являются крепкая семья, родители, дети и родственники
Читать PDF

Переживание кризисных ситуаций и смысл жизни в подростковом возрасте

Посохова Светлана Тимофеевна, Жуков Андрей Викторович
В статье представлены результаты эмпирического исследования трансформации смысла жизни под влиянием личностного кризиса у юношей и девушек. Анализируются кризисные ситуации как источник смысла жизни.
Читать PDF

Смысл жизни. Человек и его потребность быть личностью

Шиповская Л.П.
Представление о смысле жизни у каждого человека свое. Этот вопрос ключевая мировоззренческая проблема.
Читать PDF

Бездуховный смысл жизни как источник кризиса в развитии личности

Карпинский К.В.
В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования бездуховного смысла жизни как детерминанты смысложизненного кризиса в развитии личности.
Читать PDF

Смысл жизни и ресурсы его реализации: к пониманию механизмов личностного кризиса

Карпинский К.В.
В статье рассматриваются психологические виды, механизмы и закономерности смысложизненного кризиса в развитии личности.
Читать PDF

Смысл жизни и психологические механизмы его порождения

Корниенко Александр Федорович
Сущность смысла жизни раскрывается в статье через определение общего понятия «смысл» как осознания человеком связи своего поведения с мыслью о ситуации, в условиях которой это поведение осуществляется
Читать PDF

Анализ понятия «Смысл жизни личности» в философских и психолого-педагогических концепциях прошлого и

Рогозянский Марат Эдуардович
В статье содержится анализ мировоззрения личности и его компонентов, через что уточняются конструктивные элементы педагогической модели конструирования пространства смыслов жизни личности.
Читать PDF

Смысл жизни постигая и словом, и делом

Копытов Николай Федорович
Читать PDF

Смысл жизни постигая и словом, и делом

Копытов Николай Федорович

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!