Смысл жизни

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Смысл жизни
движущая сила человеческого поведения, стремление человека к самоосуществлению; центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

СМЫСЛ ЖИЗНИ
кардинальная мировоззренческая проблема человеческого существования, решение которой позволяет уяснить сущность человека, его место в мире, жизненное предназначение. Проблема С. ж. возникает вследствие критическо-оценочной рефлексии, направленной на основополагающие вопросы бытия человека. Поиск личного С. ж. предполагает анализ собственного духовного опыта и связан с формированием целей, придающих личную значимость содержанию конкретных проявлений поведенческой и умственной активности человека. Найдя С. ж., личность определяет свой жизненный путь соответственно с определенными планами, ориентирует свои стремления, намерения на главную цель жизни, которая открывает глубокую перспективу, расширяет жизненный горизонт и возможности человека. От С. ж. личности зависит выбор его жизненного пути, профессии, критерия общения и взаимоотношений с другими людьми. У человека, живущего и действующего с полной отдачей нравственных, интеллектуальных и физических сил, С. ж. отождествляется с полнотой непосредственного жизневыявления, самоактуализации, поскольку его жизнь является сотворением себя и своих жизненных обстоятельств соответственно со С. ж. и ее ведущей целью.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

СМЫСЛ ЖИЗНИ
человека) – регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Существование человека определяется социальными условиями; он является активной силой; существенным образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя его. Единство противоположностей личного и общественного, вернее их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет С. ж. человека, ее ценность. C. ж., «тайна бытия» человека, заключен в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе которого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека обладает объективной ценностью и смыслом. Одним из основных социальных противоречий XXI в. является противоречие между технической мощью человечества и несовершенством самого человека, прежде всего его низкой нравственностью. С. ж. трудно свести к стремлению к одной цели. Жизнь сложна, поэтому имеет иерархическую систему смыслов. Ее ядром можно назвать альтруистическое самосовершенствование человека. Определение С. ж. каждым имеет прямое отношение к конфликтам. Человек, не определивший смысл своей жизни, по сути, является незрелой личностью с неразвитым мировоззрением. Такой человек гораздо более конфликтен по сравнению с тем, кто продумал и выстрадал понимание С. ж. С учетом предложенного выше понимания С. ж., все конфликты, не связанные с борьбой с несправедливостью, бессмысленны.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

СМЫСЛ жизни
понятие, широко трактуемое в философии, этике, художественной литературе, в самом обобщенном виде обозначающее наличие у человека основной жизненной идеи, цели, ценность которой эквивалентна всей жизни. Для философов и гуманитариев, как правило, важно определение содержания С.ж. С .ж. - субъективное обобщение жизни по критериям ее подлинности-неподдинности, полноты самовыражения личности, относящееся к прошлому, настоящему и будущему. С точки зрения акмеологии и психологии более значимы личностные механизмы образования С.ж. (или его отсутствия). В этом отношении выделяются три вопроса: имеет ли такая жизнь (имеется в виду жалкая, трудная, неудовлетворяющая человека) какой-либо смысл, т. е. стоит ли жить дальше такой жизнью; почему жизнь становится бессмысленной, пустой, говоря терминами экзистенциализма «неподлинной», каковы личностные механизмы, поддерживающие ее переживание С.ж., осознания, что жизнь ее осмысленна. Пользуясь понятиями Ш.Бюлер и АМаслоу, можно сказать, что жизнь приобретает смысл при постоянном удовлетворении потребности личности в самореализации.
С.Ж. - есть способность сознания к ценностному обобщению личностью способов реализации своих притязаний, потребностей как субъектом в формах деятельности, общения, жизни. С.Ж. как правило рассматривается как будущее, как проекция, цель. Он изменяется по ходу жизни, представляет интеграл и прошлых и настоящих объективации личности в жизни, по мере осуществления которых она все более способна адекватно осознать себя, свои возможности, степень их реализованности, свои ограничения и ограничения, накладываемые на нее обществом, людьми, жизнью. В С.Ж. воплощен весь интеграл притязаний, достижений, целей, оценка того, что человек смог сделать из своей жизни. Однако механизм образования С.ж. включает не только сумму целей и результатов, оцененных с точки зрения личностных и социальных критериев, но внутреннюю потребность личности в саморазвитии, самодвижении, которая осуществляется через разрешение противоречий. Способность субъекта разрешать жизненные противоречия переживается и рефлексируется им как подлинность жизни, как ее смысл. В противоположном случае образуется личностный интеллектуально-эмоционально - деятельностный вакуум, который выражается в чувстве пустоты жизни, скуки,тоски.

Источник: Акмеологический словарь.

СМЫСЛ ЖИЗНИ
СЭНС ЖЫЦЦЯ / MEANING OF LIFE– динамическая система наиболее значимых, устойчивых и обобщенных ценностей личности, придающих ее индивидуальной жизнедеятельности мотивационную привлекательность, эмоциональную насыщенность и общую смысловую направленность. Центральное место понятие С. ж. занимает в теории В. Франкла. Каждый человек в своей жизни реализует индивидуальный С. ж., устремлен к определенным жизненным ценностям, в которых заключен этот глобальный смысл. Стремление к поиску и реализации человеком С. ж. В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной специфических «ноогенных неврозов», разных видов отклоняющегося поведения. Потребность в поиске и реализации смысла рассматривается как интегральная потребность личности (С. Мадди). Наряду с глобальным смыслом в жизни человека имеется множество уникальных смыслов единичных ситуаций, которые в сумме слагают и детализируют С. ж. (В. Э. Чудновский). С. ж. связывается с жизненными целями, системой ценностных или смысложизненных ориентаций, субъективным идеалом жизни, ключевыми жизненными идеями личности. Выделяют такие компоненты С. ж., как понимание (когнитивный компонент), переживание (аффективный компонент) и побуждение (мотивационный компонент). Когнитивный компонент составляют осознанные представления о содержании, значимости и соподчинении ценностей. В совокупности эти представления складываются в более или менее целостное и развернутое понимание личностью смысла собственной жизни (К. В. Карпинский). Аффективный компонент С. ж. представлен эмоциональными переживаниями, которые личность испытывает в ходе практической реализации смысложизненных ценностей. Мотивационный компонент характеризует субъективно переживаемые побуждения, стремления и притязания, которые обусловлены имеющимися (необязательно осознаваемыми) смысложизненными ценностями личности. В сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает С. ж. или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения С. ж. (Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин). Оптимальным для человека является тот смысл, принятие и осуществление которого совершенствует процесс развития, обеспечивает его прогрессивный характер. Неоптимальный С. ж. характеризует процесс развития как непродуктивный, разрушительный, наполненный противоречиями либо принципиально неразрешимыми, либо несоразмерными возможностям личности (К. В. Карпинский). Реалистичность С. ж. означает уравновешенность притязаний и ресурсов личности как субъекта жизни. Н. Ю. Клышевич

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Смысл жизни
более или менее осознанное переживание интенциональной направленности и результативности собственной жизни, критерий ее субъективного оценивания и источник удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью. С. ж. является одной из традиционных проблем философии, теологии, художественной литературы и эссеистики, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит С. ж., какой С. ж. можно считать истинным, добрым, достойным. В современной социологии рассматриваются эмпирические вариации вербально формулируемых С. ж. у разных индивидов, в разных культурах и социальных группах, их связь с макросоциальными переменными. В психологии С. ж. изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование С. ж. в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся С. ж. или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Две психологические традиции в изучении С. ж. берут начало из работ К.Г. Юнга, который сформулировал понимание С. ж. как рефлексивной жизненной задачи, на которую человек должен найти ответ, но которая встает не перед каждым, и А. Адлера, который построил первую развернутую психологическую теорию С. ж., исходящую из понимания С. ж. как психологической структуры, характеризующей объективную направленность жизни, которая складывается у каждого человека к 3—5 годам без участия сознания и задает общую направленность дальнейшей жизни человека, его жизненные цели и жизненный стиль. Эти две традиции сошлись в теории личности В. Франкла, в которой понятие С. ж. занимает центральное место и рассматривается как врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла является причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических "ноогенных неврозов", и разных видов отклоняющегося поведения. Смысл доступен любому человеку, вне зависимости от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений, что подтверждается многочисленными эмпирическими данными, полученными Франклом и его последователями. Хотя С. ж. каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии — ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы. По Франклу, человек не может лишиться С. ж. ни при каких обстоятельствах; С. ж. всегда может быть найден. Вместе с тем это вопрос не познания, а призвания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий. Последнее положение тесно перекликается с пафосом "Исповеди" Л. Толстого о поисках и обретении им С. ж. Различные теоретические и эмпирические данные свидетельствуют о правомерности рассмотрения С. ж. в первую очередь как объективного явления, функционирование которого не зависит от его осознания. С. ж. генетически формируется как бессознательная установка, обеспечивающая стабильность общей направленности жизни, и уже впоследствии возникает задача на осознание и словесное формулирование этой направленности. Более или менее адекватное осознание С. ж. возможно тогда, когда объективная направленность жизни личности не противоречит образу Я и социально-нормативным регуляторам; в противном случае осознание С. ж. блокируется механизмами психологической защиты, что в сознании отражается как отсутствие С. ж. Методы эмпирического изучения С. ж. в психологии включают в себя процедуры вербального формулирования осознаваемого С. ж. (Е. Лукас, П. Иберсол) и диагностику количественной меры осмысленности жизни. Последнее измеряется популярным тестом Purpose-in-Life test (PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика, в русской адаптации — тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Выявлено, что осмысленность жизни не различается в различных социальных группах, не связана с полом, возрастом и образованием, но снижена у психически больных разных нозологий, алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей. В структуре осмысленности жизни выделено 3 основных составляющих: значимые цели в жизни, эмоциональная насыщенность жизни и удовлетворенность итогами жизни. Среди вербально формулируемых содержательных описаний С. ж. преобладают семья и дети, а также профессиональная деятельность. Д.А. Леонтьев

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
281.13 кб

О смысле жизни

Давлетгаряева Разифа Гариповна
Анализируются экзистенциальный и общественно-исторический подходы решения проблемы смысла человеческого существования, обосновывается религиозный смысл жизни.
Читать PDF
283.82 кб

Смысл жизни человека

Маслихин Александр Витальевич
Смысл жизни — это вопрос о предназначении человека в этом мире, для чего человек живет? Рас­смотрены основные концепции смысла человеческого существования в истории философской мысли: пессимистическая, оптимистическая.
Читать PDF
588.42 кб

Смысл жизни и здоровье

Баранова Д. А.
Читать PDF
372.79 кб

Эволюционный смысл жизни

Даниленко Валерий Петрович
Высший смысл человеческой жизни заключается в максимальном участии человека в развитии культуры. Мы можем назвать его культурогеническим (очеловечивающим) или эволюционным.
Читать PDF
170.25 кб

Хаос жизни и космос смысла

Филиппова Ирина Юрьевна
В статье рассматривается проблема определения смысложизненных ориентиров и перспектив духовно-нравственного совершенствования человека и общества в пространстве современной культуры.
Читать PDF
339.10 кб

Смысл жизни перед лицом смерти

Поварницын Сергей Алексеевич
Восприятие смерти является одной из вечных проблем философии.
Читать PDF
247.43 кб

Бакунин в поисках смысла жизни

Болоцких Виктор Николаевич
Статья имеет целью выяснение некоторых сторон становления личности видного революционера-анархиста Бакунина.
Читать PDF
76.76 кб

Смерть и проблема смысла жизни

Лобанова Нина Исааковна
В данной статье делается попытка проследить взаимосвязь между понятиями «смысл» и «смерть», и шире: выявить, как проблема смысла жизни раскрывается через проблему бренности, конечности человеческого существа.
Читать PDF
1.07 мб

Наука - это стиль и смысл жизни

Низяева Г.Ф.
Интервью академика В.И. Сергиенко
Читать PDF
2.19 мб

Философия смысл и ценность жизни

Корниенко А. А., Квеско Р. Б.
Рассматривается процесс формирования научных направлений кафедры философии Томского политехнического университета с позиции реализация жизненных ценностей и смысла жизни.
Читать PDF
343.26 кб

Проблема смысла жизни в старости

Овсянникова Наталья Валериевна
В статье исследуется феномен старости как целостная система бытия человека. Дается историко-культурная характеристика, раскрываются духовно-нравственные аспекты развития личности в пожилом возрасте.
Читать PDF
4.36 мб

Образование и смысл жизни человека

Терегулов Филарет Шарифович
Читать PDF
333.19 кб

Credo (в чем смысл жизни человека)

Фейнберг Евгений
Читать PDF
3.00 мб

Образование и смысл жизни человека

Терегулов Филарит Шарифович
Автор рассматривает вопрос образования и смысла жизни человека, подчеркивая, что вопрос о смысле и сущности человеческой жизни занимал умы многих мыслителей и древности, и современности
Читать PDF
141.96 кб

Смысл жизни в православной концепции

Солдатенко Н. В.
В данной статье автор размышляет о причинах духовной стагнации русской нации. Проблема рассматривается с позиции Православия, которое всегда было прочным фундаментом всех сфер бытия русского общества

Похожие термины:

  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    главная, основная цель в жизни данного человека; то, ради чего он живет и к достижению чего стремится в своей жизни.