ЗНАК

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЗНАК
в психологии - материальный отражаемый феномен, познаваемый как заменитель, иногда как символ основного феномена. Используется для приема, хранения, преобразования и передачи информации об основном феномене (см.: треугольник Фреге).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

знак

материальное явление (предмет, событие), выступающее в качестве смыслового представителя другого предмета, явления, отношения, процесса. В науке смысловое значение з. принимает форму понятия. Наука о з. – семиотика.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ЗНАК

En.: Sign
Для получения информации от пациента в начале гипнотического сеанса знак часто предпочтительнее, чем речь, которая сильнее беспокоит пациента. Например: «Как только вы удобно устроитесь... как только вы найдете приятное воспоминание... вы подадите мне знак пальцем...» Здесь речь идет о сознательном и произвольном ответе. Желательно, чтобы коммуникация постепенно становилась автоматической, вовлекающей в работу бессознательные уровни (сигналим).

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

ЗНАК
любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования. Психологический анализ З. принято относить к прагматике. Психология изучает З. общения, прежде всего естественные, в том числе и язык. З. всегда имеют соответствующие времени значения и служат средством передачи глубинных культурных смыслов. Иконические З. составляют материю искусства.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Знак
элемент символического моделирования явлений объективного мира, основанный на представлении одного предмета или явления вместо другого. З. вырабатывается в совместной деятельности и имеет конвенциональный характер. З. существует в абстрактной, независимо от материального носителя форме. В процессе развития З. из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также для совершенствования общественного опыта. В качестве З. могут выступать структуры языка, схемы, карты, формулы, символические образы. (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ЗНАК
одно из средств управления при осуществлении тех или иных психологических процессов. Характеризуется символической формой своего существования. Возможность символического управления человеческим поведением впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного опыта.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Знак
Категория. Основа классификации явлений объективного мира.
Специфика. Вырабатывается в совместной деятельности, в силу этого имеет конвенциональный характер. Существует в символической форме. Возможность символического управления человеческим поведением впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного опыта. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Знак
1. указание на некоторое явление, событие, процесс. Если знак сам является частью явления, он называется сигналом (например, огонь есть сигнал горения). В случаях; когда знак имеет произольный социальный или культурный компонент, он обозначается обычно как условный знак или символ; 2. признак болезни или ее симптом (в психоанализе эти понятия различаются; 3. событие, способное вызывать ту же ответную реакцию, что и другое, смежное с ним (например, условный стимул в Павловских условных рефлексах); 4. жест, используемый вместо слова или понятия; 5. математическая формула, описывающая некую вычислительную операцию или набор таких операций; 6. слово, представляющее некое явление; 7. в астрономии - один из 12 знаков зодиака (созвездий, расположенных в том поясе небесной сферы, по которой движутся Солнце, Луна, большие планеты и большинство малых; зодиакальным созвездиям с древности приписывалась способность влиять на судьбы людей.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЗНАК
компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентации в объектах внешнего мира и управления собственным поведением и поведением других людей. Возникшее при использовании орудий труда опосредствование человеческой деятельности приводит в дальнейшем к перестройке структуры всех психических процессов в результате применения 3., заменяющих отдельные звенья деятельности; причем 3. перестраивает деятельность человека и ее способы, а орудие труда — объект деятельности и лишь отчасти саму деятельность. Орудийные и знаковые опосредствования составляют одну из специфических человеческих черт психики. Возникая как средство социальной связи и воздействия на других, опредмечивая и объективизируя идеальный образ действия, 3. дает возможность человеку преобразовывать собственное поведение, перестраивать план своей деятельности до осуществления реальных преобразований с объектом; иными словами, 3. становится средством овладения собственным поведением, средством саморегуляции. 3. выступает в двух планах: в социальном — как продукт истории человеческой культуры (язык, письмо, цифры, рисунки, схемы и др.) и в психологическом — как орудие психической деятельности конкретного человека (напр., в инженерной психологии 3. применяется как средство формирования сигналов, несущих информацию оператору).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Знак
Заметим, что первоначальной формой господства над памятью являются знаки, употребляемые не столько для себя, сколько для других, с социальными целями, которые только впоследствии становятся и знаками для себя. (9.1, 94) От следопытства примитива, т.е. от его умения пользоваться следами как знаками, указывающими и напоминающими целые сложные картины, от использования знака примитивный человек на известной ступени своего развития приходит впервые к созданию искусственного знака. Этот момент есть поворотный момент в истории развития его памяти. (9.1, 87) Пока знак находится в такой стадии развития, что он указывает только на одну единичную вещь и не содержит в себе обобщения, до тех пор он не является словом человеческим и до тех пор он исключает всякую возможность общения между людьми в собственном, человеческом смысле этого слова. (7.1, 284) Знак, или вспомогательное средство культурного приема, образует структурный и функциональный центр, который определяет состав и относительное значение каждого частного процесса. Включение в какой-либо процесс поведения знака, при помощи которого он совершается, перестраивает весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции. (14.1, 64) знак изменяет межфункциональные отношения. (1.1.9, 158) См. Общение, Орудие, Память, Поведение

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ЗНАК
предмет или явление, служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Выделяются несколько видов знаков. Согласно швейцарскому лингвисту Ф. де Соссюру, знак есть имеющее структуру целое, состоящее из означаемого и означающего, связь между коими фиксируется обществом и не зависит от "вещества" и формы знака и предмета. Наука о знаках - семиотика - возникла во второй половине Х1Х-начале XX в. Она связана с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и пр. Семиотика непосредственно связана с логикой, лингвистикой, культурологией, социологией и прочими науками; в ней традиционно выделяются:
1) прагматика - изучает отношение знака к человеку;
2) семантику - исследует отношение знака к значению;
3) синтактика (синтаксис) - рассматривает отношение знака к знаку (взаимоотношения знаков) на абстрактном уровне. Психологический анализ знака принято относить к прагматике. Психологи изучают знаки общения, прежде всего естественные (в отличие от искусственных - математических, астрономических и пр.), в том числе - языки естественные. В различных психологических теориях предложены разные интерпретации знака:
1) знак - стимул в схеме "стимул - реакция" - у бихевиористов;
2) знак - символ, носитель бессознательных влечений, - в психоанализе;
3) знак - сигнал, носитель социальных отношений, - в символическом интеракционизме. Особенно велика и многозначна смысловая роль знака в психологии когнитивной - в связи с исходной для нее метафорой компьютерной - аналогией между строением психики человека и информационно-логическими и вычислительными устройствами, созданными для получения, хранения, переработки и передачи знаковой информации. В отечественной психологии понятие знака играет большую роль в культурно-исторической теории развития психики.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЗНАК
1. Наиболее общее и всеобъемлющее значение – индикатор, подсказка, признак. Когда знак является характерным элементом некоторого предмета или события, он часто обозначается как естественный знак или сигнал; например, огонь – естественный знак того, что что-то горит. Когда знак имеет произвольный социальный или культурный компонент, он обычно обозначается как условный знак или символ; например, огонь в некоторых культурах является условным знаком жизни. 2. В более широком смысле – событие или действие, которое служит обозначением чего-то, имеющего значение, или проявления за его пределами. Например, для археолога черепок глиняной посуды – знак человеческого жилья, для клинициста сильно сжатые кулаки – знак напряженности или тревоги клиента. Этот способ употребления, когда речь идет о патологии, подобен, хотя не идентичен, употреблению термина симптом. Ср., например, смыслы фраз "Высокая температура – знак инфекции" и "Высокая температура – симптом инфекции". 3. Событие, которое на основании его временной и пространственной смежности с некоторым другим событием становится способным замещать это событие в вызывании реакции. В Павловских первых экспериментах по классическому обусловливанию, например, звонок стал знаком для слюноотделения после соединения его с пищей. Обратите внимание, что, хотя связь пища – звонок здесь является произвольной и приобретенной, термин символ здесь обычно не используется, потому что произвольность исходит снаружи по отношению к субъекту эксперимента. 4. Физический жест, особенно характерная последовательность или паттерн движений рук, используемый вместо слова или понятия как в языке знаков. 5. Математическое выражение, используемое вместо определенной операции или набора операций. Заметьте, однако, что знак и символ часто употребляются здесь взаимозаменяемо; знак +, например, называется математическим символом, хотя последний термин обычно предназначается для обобщенного значения. 6. В лингвистике – слово, рассматриваемое как символ предмета. Здесь знак является конкретным элементом, представляющим абстрактный или символический. 7. Один из 12 разделов зодиака. Глагол – обозначать, то есть указывать предмет или передавать информацию о предмете при помощи знаков (в любом из вышеупомянутых значений). Ср. здесь с глаголом значить, который используется для обозначения либо (а) демонстрации вещи посредством знака, либо (б) наличия значения.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЗНАК
в психологии) (англ. sign) - компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и поведением др. людей. Впервые возникшее при использовании орудий труда опосредствование человеческой деятельности приводит в дальнейшем к перестройке последней за счет применения 3. Орудийные и знаковые опосредствования составляют специфическую черту деятельности и психики человека, возникая как средство социальной связи и воздействия на других. 3. (напр., словесный), опредмечивая и объективируя идеальный образ действия, дает возможность человеку преобразовывать поведение, перестраивать план своей деятельности до осуществления реальных преобразований с объектом, др. словами, 3. становится средством овладения собственным поведением, средством саморегуляции (Выготский Л. С, Леонтьев А. Н.).
3. выступает в двух планах: в социальном - как продукт истории культуры человеческого рода и в психологическом - как орудие психической деятельности конкретного человека. 3. человеческой культуры являются язык, письмо, цифры, рисунки, схемы и т. д. Развиваясь и обособляясь в знаковые системы (естественные языки как средство общения, искусственные и условные языки символики и формализации в познании и др.), 3. из средства передачи общественного опыта превращаются в средство изменения и совершенствования этого опыта; связанная с этим эвристическая роль 3. в познавательной деятельности возникает на основе временного отвлечения от реального объекта и м. б. корректно осуществлена при условии проверки итогов формальных преобразований, содержательной интерпретации их, сопоставления с явлениями внешнего мира. См. Значение, Семантика, Семантический треугольник, Семиотика.
Добавление: 1. В генетической психологии рассматривается специфика знаково-символических и материальных средств в ходе психического развития ребенка. Ребенок через общение со взрослыми усваивает значение и функцию 3., что приводит к перестройке его психики. Когда ребенок начинает говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка - ребенку недоступно зрелое понимание его как знаковой системы. Развитие понимания 3. тесно связано с достижениями ребенка во всех видах его деятельности. Овладение значением 3. происходит в игре, в рисовании и др. видах деятельности, где возникает необходимость замещения одного элемента действительности др. Ребенок в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между 3. и значением, поэтому 3. начинает выступать в основной своей функции - функции замещения. Использование предметов-заместителей в игре, каракулей и схем - заместителей в рисовании упражняет и развивает символическую (знаковую) функцию (см. Дооперациональное мышление). (В. С. Мухина.)
2. Культура любое свое достижение превращает в 3. То, что не стало 3., не м. б. коммуницировано и никогда не станет фактом культуры, "рассеется как сон, как утренний туман". Августин, Карл и Шарлотта Бюлеры отмечали, а Выготский и Дж, Верч комментировали поразительное явление: младенцы порождают 3., понятные взрослым. Е. Чудинова обнаружила, что любящая мать к 2-3-мес возрасту своего ребенка различает более 10 видов его плача. Движение младенца становится знаковым (помоги!) прежде, чем оно станет исполнительным, достигающим предмет. Иное дело, что младенец узнает последним, что он породил 3. (Выготский). Младенец является творцом культуры, поскольку он порождает свое слово, что, по М. М. Бахтину, характеризует индивидуальность. Порождаемые младенцем 3. представляют собой эмбрион культуры, бурно прорастающий в знаковые системы, выработанные человечеством, поскольку он уже не вполне натурален, а соприроден. См. Пролепсис. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЗНАК
микромаяк, микрокомпас, микромодель — это ингредиент деятельной активности субъекта, мультиинструментальное или же мультиоперациональное средство-инструмент-модус для его самоориентации среди объектов онтоса, окружающей среды, среди других индивидов, может служить как микромодель, микроакт для управления-регуляции собственными поведенческими актами или же поведенческими реакциями других субъектов; инструментально-орудийно-знаковые опосредствования составляют психоспецифические черты индивидуальной психики субъекта и возникают как средство-модус его социосвязи, социоконвергенции и как прием-модус воздействия им самим на других индивидов; например, вербальные 3. объектопредмечивают-преобразовывают образ-модель действия, инициативности, поступка индивида в конкретно-онтологических обстоятельствах, интенционируют-объективируют рационально-приемлемую фабулу действия, деятельности и дают возможность тем самым субъекту трансформировать акты поведения или же реконструировать программу-план своей активности-инициативности так, как того требуют мультиобстоятельственные факторы или же намерения-потребности-желания других индивидов; знак сам по себе, микрознаковые модели становятся инструментом-модусом контроля-регуляции-интенции собственного поведения и т.о. помогают индивиду активизировать свои психофизиологические механизмы, спроецированные на индекснозначимые конститутивы-объекты-предметы онтоса (почти в такой экспликации понимали знаковые модели-конститутивы Аристотель, Спиноза, Авенариус, Гуссерль, Гадамер, Шпенглер, Шлет, Л.Выготский, А.Леонтьев, П.Зинченко, В.Зинченко и др.); проблема 3. может выступать в разных положениях-ипостасях-дифференциациях, например, а) в социокультурном, как феномены-продукты культурно-исторической эволюции человеческого рода; б) в социопсихологическом —как инструменты операционально-активных действий индивида или же в микроорбите интерпретаций психических единиц-конститутивов психики любого субъекта; в) в социокоммуникативном, как продукты-образования тех или иных ситуативно-коммуникативных факторов в процессе общения-контакта индивидов, например, 3. может семантико-синонимизироваться с понятием сигнала-кода, кот. интерпретирует-индуцирует в эпизодах-обстоятельствах те или иные мимико-пантомимические микротектоны и их трансформации в процессе интеркоммуникативных моделей между субъектами; сами 3. эволюционизируясь и обобщаясь в модифицировано-дифференциальные знакосистемы — естественные языки, как средство-инструмент вербал-контакта, общения; искусственно-условные языки, знакосимволики для логико-формальных операций в гностических актах — сами 3. модели, как модус трансформации-индукции-интерпретации социального опыта, преобразовываются-архитектонизируются в модус-средства трансформации и эволюции этих же апостериорных структур, а уже имплицированная с этим креативно-эвристическая роль знаковых моделей в самой деятельно-познавательной активности индивида продуцируется на базисе-основе его временного абстрагирования от налично-реальных объектов-предметов и уже результируется-осуществляется, как корректировка-поправка, как акты дискурсивно-логической проверки конечных результатов тех данных трансформаций-модификаций и уже происходит их сличение-аналогизация с феноменами окружающего онтоса, среды, экстеромира, экстеросоциума; замелим, что в концепциях генетической психологии рассматриваются-метаболизируются-изменяются специфики символо-знаковых инструментов-средств, в ходе анализа-изучения психоэволюции ребенка, например, ребенок в процессе контакта со взрослыми усваивает дифференциальное значение и денотацию знаков, знаковых моделей, что и приводит т.о. к реконструкции его психодинамических актов; далее в процессе этапоэволюции ребенка происходит индивидуальное овладение им 3. и их модификаций в процессе игры или черчения, техконструирования, рисования, других видов деятельности-активности, где и происходит деструкция одних 3,схем, кои заменяются-вытесняются другими З.-схемами, конструкциями; генеральная наука о 3. и знаковых системах — семиотика, кот. возникла во второй половине XIX—начале XX в., и связана с именами выд. ученых Морриса, Соссюра, Фреге, чуть позднее Карнапа, Наторпа, Айдукевича, Витгенштейна, Рассела, Лотмана и др. ученых; их постулаты-тезисы позднее претерпели мультимодификационные интерпретации-конструкции и в эпоху концепции семиотики подразделяются на прагмасимеотику, кот. изучает отношение-корреляцию знаковых систем к самому индивиду, и семиотическую семантику, кот. изучает отношение-связь знаковых моделей к тем или иным значениям-детонатам, а также семиотический синтаксис, кот. эксплицируется отношении знаковых систем к знакам на лингвоабстрагированном уровне; семиотика также тесно связана с логикой, лингвистикой, психолингвистикой, культурологией, социологией, нейролингвистическим программированием (НЛП), с психотерапией и тд.; в псих. как науке психодескрипция знаковых моделей в основном относится учеными к прагматической герменевтизации; совр. психологи изучают в базальном порядке знаковые модели общения, прежде всего те, кои возникают в мультиверсионных коммуникативных схемах-образованиях, в отличии от изучения искусственных 3. моделей др. учеными — математических, физических, биологических, астрономических и т.п.; знаковые модели адекватизируются с понятием языковые модели и могут модифицироваться-различаться, например, по Ф. де Соссюру: а) 3. есть структурно-целое образование, кот. состоит из означаемого и означающего; б) корреляция между самими 3. не зависит от коммуникативных факторов социума, не зависит также от формы и вещества самого 3. и предмета-объекта; в псих. теориях предложены различные модификации 3. и знаковых моделей: 1) в концепциях бихевиористов 3. — это стимул в моделе-схеме, стимул-реакция; 2) в концепциях психо-аналитиков 3.—это символическая модель, как носитель бессознательных позывов, влечений; 3) в теории стор. интеракционизма 3. — это сигнал, носитель социальных когеренций-отношений-связей; мы полагаем, что термин «знак» можно, в зависимости, от модусов-приемов-инструментов-факторов исследования, использовать как формосемантический-смысловой синоним терминов-понятий — код, сигнал, модель, микромодель, акт, микроакт, движение, микродвижение, жест, микрожест, макрожест и т.д. и т.п.; большое значение приобретает концептуально-смысловая роль знака и знаковых моделей в корреляции когнитивной психологии и компьютерного программирования, для моделирования аналогий между конституциями психики индивида и информационно-дискурслогическими вычислительными устройствами ЭВМ, кои созданы для обработки, хранения, получения и трансформации знакоинформации-знакоматериала; важное для предметов психологии и физиологии имеет понятие знаково-модельной индикаторности; это один из модусов кодирования-метакодирования, оптико-визуальной сигналоинформации для передачи индукции ее оператору; сама информация— это материале принадлежности кибервоизируемого объекта той или иной категории, а также это знако-информация о состоянии объекта и его дифференциально-модальных параметрах при процессах знаково-модельной индикаторности; количественно качественные характеристики-модальности объектов кодируются буквами, цифрами, символами, геометрическими фигурами и другими редуцированными или же усложненными условно-символическими знаками; Л.Выготский в своих исследованиях применял термин знаковое опосредствование, под кот. подразумевал психическое развитие индивида, как трансформацию природы и структуру самого психопроцесса посредством знако -модельных преобразований натуральных процессов в культурно-исторические, а непосредственных—опосредствованные; знак, как психоинструмент-психосредство, не имеет готового значения, а само значение-дефиниция средства-инструмента знаку прикрепляется-мерилоизируется-денотатируется тогда, когда происходят интропсихические трансформации в процессе деятельности, активности индивида, 3.. по Выготскому, служит т.о. медиатором в отношениях-контактах между ребенком и взрослым, он видоизменяет перципирование ситуаций, способствует преодолению косных ретро стереотипов онтологическо-апостериорного прошлого опыта, а также имплицирует функции осмысления индивидом налично-достоверной ситуации в настоящее время, в аналоговых моделях, сличения-сравнения-сопоставления с прошлыми событиями-обстоятельствами.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Л. С. Выготский : знак против символа

Крейцер Александр Викторович
Читать PDF
0.00 байт

Знак и его свойства в процессах формирования понятий

Агрба Лиана Беслановна
В статье рассматриваются разные подходы в отношении конкретных механизмов связи между понятиями и речью, исследуется влияние различных свойств знака, таких как визуальные характеристики, семантика и возможность вербализации на усп
Читать PDF
0.00 байт

Знак, метафора, символ - методология субъектности

Волкова Д. Э., Орлов А. Б., Орлова Н. А.
В статье с опорой на философскую и психологическую зарубежную и отечественную традиции рассматриваются три формы опосредования: знаковая, метафорическая и символическая; анализируется их связь со становлением субъектных смысловых
Читать PDF
0.00 байт

Что помогает нам формировать понятие: знак или его значение?

Котов А. А., Власова Е. Ф.
В исследовании проверялась гипотеза о различном влиянии знака и его значения на формирование понятия. Для этого мы с помощью парадигмы ложных воспоминаний создали у испытуемых ожидания на определенное значение.
Читать PDF
0.00 байт

Жест как знак человеческой культуры

Мишина Галина Александровна
Статья посвящена анализу теоретических и эмпирических исследований зарубежных и отечественных исследователей, рассматривающих сущность, природу, механизмы, виды, ранний онтогенез жестов.
Читать PDF
0.00 байт

Знак желание технология: на пути к критической теории визуальной культуры

Галкин Дмитрий Владимирович
Рассмотрены проблемы исследования феноменов визуальной культуры, семиотические, антропологические и технологические аспекты визуального опыта (опыта visually).
Читать PDF
0.00 байт

«Символ руки» - древнейший идеографический знак

Мусаев Тимур Абдулзагирович
Рука, как ни одна другая часть или орган человеческого тела, сконцентрировала в себе целый ряд важнейших идеологических и социокультурных представлений.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкальный текст: язык, знак, сигнал, символ

Баранова С. Ю.
Музыковеды часто отождествляют музыкальное произведение и музыкальный текст, что неправомерно. В статье осуществляется попытка обозначить границы смыслового поля понятия «музыкальный текст» через язык, знак и символ.
Читать PDF
0.00 байт

Знак межкультурной коммуникации

Нестерцова Светлана Григорьевна, Прилукова Екатерина Григорьевна
Современный мир высоких технологий ведет к существенным изменениям в описании мира и его осмыслении.
Читать PDF
0.00 байт

Маргарита Альбедиль. Знак бесконечного в конечном

Читать PDF
0.00 байт

Костюм как знак в коммуникативной системе общества

Дубровина Алена Владимировна
Анализируется знаковая система костюма в социокультурном коммуникативном пространстве.
Читать PDF
0.00 байт

Женский праздничный костюм как знак «Перехода» в традиционной культуре горнозаводских сёл ЮжноУральс

Моисеева Светлана Алексеевна
В статье предлагаются результаты исследования одного из наиболее выразительных видов традиционной одежды — женского праздничного костюма русских сел Белорецкого района Башкортостана.

Похожие термины:

  • Профессиональное общение в системе Человек-Знак

    В профессиях сигнономических (от лат. signum знак) осн. объектом труда являются знаки и знаковые системы, - с ними имеют дело лингвистика, логика, математика, литературоведение, поэтика и эстетика, псих
  • ДОМАШНИЙ ЗНАК

    Термин Фанта для обозначения неофициальных, изобретенных жестов, которые часто можно наблюдать в коммуникации глухих детей, которые обучались с помощью устного метода; см. мануальный метод.
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗНАК

    См. знак (1).
  • ЗНАК ГЕШТАЛЬТА

    Термин Э.Ч. Толмена для обозначения когнитивного процесса, включающего окружение стимула, определенную реакцию и ожидание того, что эта определенная реакция в ситуации приведет к исполнению ожид
  • МЕСТНЫЙ ЗНАК

    Согласно перцептивной теории XIX века, выдвинутой философом Рудольфом Лотзем, каждое тактильное и зрительное ощущение имеет свой специфический местный знак, или "сигнатуру", который представляет с
  • ЗНАК ТОРГОВЫЙ

    proprietary name) - (в фармации) торговое название лекарственного вещества: название, данное ему фирмой-производителем. Например, "Зантак" является торговым названием лекарственного препарата ранитидина.
  • Внешний знак

    Примитивный человек, стоящий перед задачей, превосходящей естественные силы его памяти, прибегает к бумаге, прибегает к пальцам, к созданию внешних знаков. Он пытается воздействовать на свою памя
  • ЗНАК (ПРИЗНАК)

    (sign – англ.) – 1. В общем случае – символ или предмет, служащий представителем или заместителем какого-либо другого предмета. Когда З. выступает как характерный для какой-либо вещи или события элеме