Профессиональное общение в системе Человек-Знак

Найдено 1 определение:

Профессиональное общение в системе «Человек-Знак»

В профессиях сигнономических (от лат. signum знак) осн. объектом труда являются знаки и знаковые системы, - с ними имеют дело лингвистика, логика, математика, литературоведение, поэтика и эстетика, психология и педагогика и др. Семиотика как общая теория, исследующая свойства и значение знаковых систем, трактует их как модели опр. фрагментов внеш. мира, к-рые строятся в ходе познавательной и практической деятельности людей. Семиотика включает 3 раздела: 1) синтактика - изучает связи знаков между собой; 2) семантика - изучает отношения знака и значения; 3) прагматика - включает отношения знака и его интерпретатора. В качестве знаков используют цифры, числовые значения, коды, символы, слова. Знаковая система (З. с.) - совокупность знаков одного или нескольких типов вместе с правилами их взаимосвязи; она обладает опр. свойствами: знаки связаны в ней между собой правилами грамматики; новые знаки вводятся в систему не произвольно, а на основе правил; значение знака в системе зависит не только от него самого, а от его места в системе; система состоит из конечного (хотя и не всегда постоянного) числа элементов (знаков), из к-рых может быть составлен словарь; возможен перевод (замена) одной З. с. на другую; знаки фиксируются одним или несколькими способами. Представители профессий сигнономического типа помогают оформлять науч. результаты в рамках принятых в данных науках З. с. Эта деятельность включает: 1) выбор знаков соответствующего данной проблеме уровня абстрактности; 2) конструирование систем, способных описывать референт, обозначенный знаками, находить его или обрабатывать данные онтологической реальности по правилам З. с.; 3) формулировку правил образования производных знаков; 4) выбор правил обработки знаков; 5) нахождение способов оформления результатов. Каждому типу знаков (искусств. или естеств.) присущи характерные особенности, влияющие на специфику познавательной и коммуникативной деятельности человека. Используя языковые З. с., человек выполняет след. интеллектуальные операции: соотносит план выражения с планом содержания, или с обозначенными понятиями (операция понимания); находит адекватные выражения для данного содержания (операция формализации); создает сообщение (текст, программу, формулу и др.) для передачи информации и/или использует его как инструмент мыслительной деятельности для получения новой информации. Основу неязыковых З. с. составляют знаки, замещающие предметы и явления и имеющие разл. степень сходства с замещаемым объектом. Различают 4 типа неязыковых замещающих знаков: сигналы (объективный стимул, вызывающий опр. реакцию живого организма), индексы (указывают на объект благодаря своим физич. свойствам), иконические знаки (подобны объекту по внеш. виду или структуре), символы (исторически сложившееся и не совсем произвольное соответствие между знаком и предметом). Знаки могут различаться и по виду сенсорной модальности, наиболее информативными являются визуальные и аудиальные знаки. Осн. свойства неязыковых замещающих знаков: 1) возникают на основе словесных знаков; 2) конвенциональны по своему происхождению, что создает возможность для их планомерного и сознательного изменения; 3) связь между знаком и замещаемым предметом подвижна; 4) компактны и лаконичны по форме, поэтому воспринимаются быстрее, чем словесные знаки; 5) многие из них имеют интернацион. характер. Человек, использующий или создающий З. с., должен соотносить знаковое средство как с замещаемым предметом или явлением, так и с понятием, в к-ром зафиксирована та сущность предмета, к-рая будет означена с помощью данного знакового средства. В совр. обществе роль сигнономических профессий постоянно возрастает в связи с широким распространением информационных технологий. Знаковые средства отображения информации совершенствуются по мере совершенствования техники, к-рая совершенствуется с целью создания все более полного отражения информации. Осн. цель деятельности со знаковыми средствами отображения информации в разл. техн. системах - информационная подготовка к принятию решения. В этой деятельности выделяется ряд осн. психол. познавательных задач, к-рые являются типичными для работы со знаковой информацией: поиск и обнаружение знаков на информационном поле, восприятие и формирование образа знака, идентификация и опознание знаков по форме выражения, декодирование или интерпретация смыслового значения знака и перевод образов-знаков в образы управляемых объектов. Надежность обработки знаковой информации в системах управления в значительной степени обеспечивается успешностью решения вышеперечисленных задач. Всеобщая компьютеризация и создание совр. интерфейсных оболочек приводят к тому, что знаки все чаще становятся иконическими копиями объектов (отсюда термин «виртуальная реальность»), однако общее требование, предъявляемое к таким знакам, осталось, в осн., тем же наличие динамической связи с отображаемым объектом. Это должен учитывать профессионал, работающий в области «человек - знаковая система». Лит.: Соломоник А. Позитивная семиотика (о знаках, знаковых системах, семиотической деятельности). Минск, 2004; Тутушкина М. К. Особенности приема и переработки знаковой информации // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М., 1977; Чертов Л. Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб., 1993. Е. А. Соловьева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Взаимообусловленность личности и общения в системе современного психологического знания о человеке

Танасов Георгий Георгиевич
Статья посвящена взаимосвязи и взаимообусловленности феноменов «личность» и «общение». Заявленная тема рассматривается с позиций принципа «личностности», субъектного подхода и идеологии диалогизма. Принцип «личностности» акцентирует внимание на том, что феноменология и закономерности общения, его психологическая составляющая и его иные аспекты должны исследоваться с позиции личностной обусловленности, рассмотрения личности как субъекта общения, реализующего в этом специфическом виде активности значимые для личности функции и ориентированного на достижение значимых для личности целей. Используемая в статье категория «субъект» привлечена для обоснования качества и направленности активности личности (особым видом которой является общение) на изменение внешнего мира с целью поддержки внутреннего. Включение идеологии диалогизма призвано сделать акцент на необходимости контактов с Иным, с Другим для поиска и определения личностью самой себя, для обретения идентичности. В заключение сделан вывод об обусловленности развития личности процессуальными и содержательными характеристиками общения, теми ролями, которые личность принимает на себя, начиная от рождения до зрелости на продолжении всего жизненного пути человека.
Скачать PDF

Проблема общения сотрудников ОВД с жертвами преступных посягательств в системе правоотношений

Е.А.Костыря, А.Прокофьева
Скачать PDF

Пенитенциарный моббинг как особая форма межличностного конфликтного взаимодействия в системе общения

Маняхин А. В.
В статье вводится новое понятие - пенитенциарный моббинг. Данное негативное социально-психологическое явление анализируется с позиции психологии общения как форма межличностного конфликтного взаимодействия, обусловленного профессиональной деятельностью, личностными особенностями, доминирующими стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Излагаются основные цели, причины, виды и последствия пенитенциарного моббинга.
Скачать PDF

Формирование навыков конструктивного общения у медицинских специалистов в системе непрерывного образ

Григорьева Нина Владимировна
Введение. Недостаточная психологическая компетентность в сфере профессиональной коммуникации является для медицинского специалиста фактором риска ухудшения здоровья и снижения личностного благополу‐ чия. Психологической подготовки в этой сфере, проводимой в вузе, недос‐ таточно для эффективной профессиональной деятельности. Она должна быть продолжена на последипломном этапе образования. Материал и методы. В обучении по программе дополнительного об‐ разования участвовали 326 врачей и медицинских сестер. Обучение про‐ водилось в группах численностью 25‐30 человек на протяжении недели. Задачи коррекционно‐развивающей работы реализовывались в форме специального психологического тренинга. Результаты и обсуждение. Причины конфликтов в здравоохранении несколько отличаются в зависимости от выполняемых функций. Для ме‐ дицинских сестер наиболее актуальна ситуация соперничества. Для руко‐ водителей подразделений характерны конфликты, связанные с неудов‐ летворенностью пациентов и срабатываемостью персонала. Среди уни‐ версальных причин конфликтов: различие потребностей, вступающих во взаимодействие; экономические и социальные факторы; проблема спра‐ ведливости распределения. Актуальными являются и гендерные вопро‐ сы. На основе анализа конфликтов разработана программа обучающего тренинга, представленная как практическими упражнениями для отра‐ ботки эффективных навыков бесконфликтного общения, так и заданиями по осознанию участниками своих слабых сторон, препятствующих эффек‐ тивному общению в целом. Описаны методические подходы и практиче‐ ские приемы, реализуемые в образовательной программе. Заключение. В результате освоения образовательного курса обучаю‐ щиеся осознали наиболее распространённые механизмы и причины воз‐ никновения конфликтов в профессиональной деятельности, стратегии поведения в ситуации конфликта. Обучающиеся смогли приобрести сле‐ дующие навыки: толерантность к индивидуальным особенностям собе‐ седника, конструктивность в разрешении конфликтов с применением разнообразных способов и приемов, навыки саморегуляции эмоциональ‐ ных состояний. Определены дальнейшие образовательные траектории по развитию навыков коммуникативной компетентности в системе непре‐ рывного образования как на базе образовательных учреждений, так и в системе медицинских организаций.
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

Особенности проявления самоконтроля в профессиональном общении врача-стоматолога

Кипиани А.И.
Скачать PDF

О профессиональной подготовке в системе дистанционного обучения

Полякова Н.В.
Скачать PDF

Психолого-педагогические основы проектирования системной модели мотивации профессионального выбора с

Лопаткин Е. В.
В статье мотивация рассматривается как стержневой компонент деятельности человека, обеспечивающий качественность и результативность, проанализирован механизм формирования методологии личностно-мотивационного подхода, определены его базовые принципы. Определены концептуальные и структурно-содержательные характеристики модели мотивации профессионального выбора, показана эффективность ее экспериментальной апробации в условиях педагогического вуза.
Скачать PDF

Методы подготовки к профессиональному общению будущих специалистов с использованием современных ауди

Савин А.В.
Проблема профессионального общения занимает одно из ведущих мест в жизни человека. Исследуя процесс подготовки к профессиональному общению будущих специалистов в контексте профессиональной деятельности нами были обоснованы три метода такой подготовки, основанные на использовании современных аудиовизуальных средств. Данные методы направлены на развитие социально-перцептивных, коммуникативных и интерактивных умений субъекта профессиональной деятельности, реализуемой в процессе общения. В нашем исследовании мы определили их как аудиовизуальные методы подготовки к профессиональному общению. К таковым мы относим: методы аудиовизуальной перцепции, аудиовизуальной рефлексии и аудиовизуальноудаленной коммуникации.
Скачать PDF

Психологическое обеспечение в МВД России как система профессиональной деятельности

Петров В. И.
В статье систематизированы научные подходы психологического обеспечения профессиональной деятельности органов, подразделений и учреждений внутренних дел, внутренних войск МВД России. Рассмотрены методолого-концептуальные, понятийно-категориальные, организационно-содержательные и критериальные основы системы психологического обеспечения профессиональной деятельности. Дано понятие психологической службы МВД России. Обоснована полисубъектность и стратификация психологической работы.
Скачать PDF

Система информационного контроля формирования профессионально важных психологических качеств сотрудн

Шленков Алексей Владимирович, Табанова Елена Виловна
Рассмотрена проблема информационного психологического обеспечения формирования профессионально важных психологических качеств (ПВПК), с точки зрения системного подхода. Опора на данный подход позволяет более точно определить качество подготовки выпускников вуза к предстоящей профессиональной деятельности, степень овладения ПВПК и соответствие их профессиограммам должностей по которым ведется подготовка в вузе.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: