ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ
избирательное отношение личности к значимым для нее явлениям
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию
Литература
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010
Специфика. Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н.Леонтьева считается, что порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву. При этом смыслы трактуются единицами человеческого сознания.
индивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система значений, оценок отражаемых явлений, обьектов окружающей природной и социальной среды, в которой разворачивается его деятельность. Л.с. является производным от потребностей личности, системы ее отношений. Л.С.Выгодский обосновал концепцию динамических смысловых систем индивидуального сознания личности. А.Н.Леонтьев рассмотрел л.с. как единицу сознания человека. В л.с. прежде всего выражаются смыслообразующие мотивы деятельности, которые проявляются в осознанной деятельности, в поступках, поведении. Л.с. зависит от социальной позиции человека.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Меланхолик - темперамент в классификации Гиппократа. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.
ПОЛ - онтогенетически развивающийся комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Многообразие механизмов, обусловливающих этот процесс, вызывает необходимость использования различных методологических подходов, в которых квалифицируются генетический пол, гонадный, гормональный, морфологический, гражданский и психологический пол.
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Личностный смысл – это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная характеристика; одни и те же явления могут иметь разный личностный смысл для разных людей. Познание личностного смысла чего-либо для другого человека возможно лишь опосредованным путем и заведомо неполно и приблизительно (Большой психологический словарь, под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко).
Ср.:
Чужое сердце – мир чужой,
И нет к нему пути!
В него и любящей душой
Не можем мы войти.
И что-то есть, что глубоко
Горит в твоих глазах,
И от меня так далеко,
Как звезды в небесах.
(Д. Мережковский, Поверь мне: люди не поймут)
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя.
(Ф. Тютчев, Silentium)
Волк Ларсен никогда не снимал маски, хотя порой любил играть в откровенность (Дж. Лондон, Морской волк).
Ср.:
Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту (К. Паустовский).
Ср. выражение сделать из чего-либо свои выводы. Ср. смысловой барьер, интересы.
Л. с. объектов и явлений служит основой деятельности по отношению к ним и тем самым выполняет регулирующую функцию. Действия субъекта, равно как и сами особенности его личности, характера и т. п., также могут иметь для него Л. с. в зависимости от их места и роли в реализации мотивов и потребностей субъекта. Изменение Л. с. объектов и явлений возможно путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями либо в результате перестройки самих мотивов и ценностных ориентации. См. также Смысловой барьер. (Д. А. Леонтьев.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания смысла личностного за счет включения его в другой мотивационный контекст.
В подходе деятельностном А. Н. Леонтьева порождение смысла личностного происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются как единицы человеческого сознания. В рамках теории деятельности они определяются двояко:
1) по способу происхождения - содержательно;
2) по форме существования в сознании - функционально., Содержательно - это оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Смысл цели действия и действия в целом - в том, какому мотиву оно служит, удовлетворению какой потребности, опредмеченной в этом мотиве, оно способствует. Связь мотива и цели неоднозначна из-за двух обстоятельств:
1) мотив не всегда бывает осознанным;
2) одному и тому же мотиву могут соответствовать разные по содержательным и социально-нормативным характеристикам действия.
В смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий; мотивы-стимулы могут порождать эмоции, но не смыслы. Смысл не существует в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней активности, посредством коей он определяет, какому мотиву служит данное действие и оптимально ли оно с позиции соответствия мотиву и нормативным требованиям. Сама эта активность чаще всего не является сознательной и произвольно регулируемой, исключая случаи сознательной рефлексии и прочего, и может проявляться в сознании как чувство, интерес, эмоция, "значащее переживание".
Функционально следует, что смыслом обладает не только действие, но и обстоятельства и условия, в коих оно совершается. Можно выделить два типа условий: способствующие и препятствующие совершению действия. Выделяются и два смысла условий деятельности: смысл благоприятствования и смысл препятствования совершению действия (-> препятствие внутреннее).
Введение понятия смысла личностного как единицы сознания сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как сознания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Понятие применяется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, мотивов, установок, эмоций и пр. Выделяется ряд составляющих смысловых систем:
1) побуждающие к деятельности мотивы смыслообразующие;
2) реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, обретшей для него субъективную ценность - значимость;
3) выражающие смысл личностный установки смысловые;
4) регулируемые установками смысловыми поступки и деяния личности.
Смыслы личностные имеют ряд важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом. Центральная из них - производность смыслов личностных от места человека в системе общественных отношений и от его позиции социальной. Обусловленность смыслов личностных позицией социальной определяет и другие особенности их психологической природы: опосредованность изменения смысла личностного изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания смысла личностного для его изменения, и пр. Поскольку перемена позиции социальной человека влечет переосмысление его отношений к действительности, иногда это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности смыслов личностных, порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как "потеря себя" и утрата смысла существования.
Такие перестройки нужно отличать от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний - симпатий, антипатий, желаний, хотений и прочего, изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания, как и эмоции, выполняют функцию оценки смыслов личностных, способствуя осознанию своих отношений к действительности, их значимости. При несовпадении субъективных переживаний и смыслов личностных изменяется направленность переживаний, а не смыслов.
По своей функции смысл личностный делает доступным сознанию субъективное значение тех или иных обстоятельств и действий. Но доступность сознанию не означает, что смысл всегда осознан. Он может реализовать свою функцию информирования в форме эмоционально-чувственной. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии - задача на поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую задачу - на сокрытие смысла, и прежде всего - от самого себя. Это сокрытие и лежит за описанными З. Фрейдом механизмами защитными; поэтому для объяснения роли этих механизмов нет нужды привлекать понятия конфликта между инстанциями Я или врожденными влечениями. Жизнедеятельность человека, в коей он реализует множество важных для него отношений, неизбежно порождает конфликтные ситуации, делающие некие обстоятельства преградными, на осмысление чего у человека в данное время может недоставать сил и отваги.
Итак, цели действий могут обладать смыслами и в отношении мотивов этих действий, и в отношении адекватности выбора определенного действия. Смысл действия является результатом психологической активности; обстоятельства совершения действия также обладают смыслами. Наибольший интерес представляют смыслы, обнаруживающие преградность обстоятельств. Различные виды преградности определяют разнообразие смыслов, могущих существовать в вербальной и невербальной формах. Проявления личности, выявляемые в тестах проективных, по-видимому, могут быть адекватно поняты в терминах смыслов, личностных и соответственной деятельности человека по поиску либо сокрытию этих смыслов.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998