ЛИЧНОСТНЫЙ СИНДРОМ, ОРГАНИЧЕСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ САМОУБИЙСТВА

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

Найдено 10 определений термина ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н.ЛЕОНТЬЕВА порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются единицами человеческого сознания.

Меланхолик - темперамент в классификации Гиппократа. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

ПОЛ - онтогенетически развивающийся комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Многообразие механизмов, обусловливающих этот процесс, вызывает необходимость использования различных методологических подходов, в которых квалифицируются генетический пол, гонадный, гормональный, морфологический, гражданский и психологический пол.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ

субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего. Одна из главных образующих сознания, индивидуализованное отражение действительного отношения личности к объектам, ради коих развертывается ее деятельность, осознаваемое как "значение - для - меня" усваиваемых безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы и ценности. Это понятие исторически связано с представлениями Л. С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов.

Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания смысла личностного за счет включения его в другой мотивационный контекст.

В подходе деятельностном А. Н. Леонтьева порождение смысла личностного происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются как единицы человеческого сознания. В рамках теории деятельности они определяются двояко:

1) по способу происхождения - содержательно;

2) по форме существования в сознании - функционально., Содержательно - это оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Смысл цели действия и действия в целом - в том, какому мотиву оно служит, удовлетворению какой потребности, опредмеченной в этом мотиве, оно способствует. Связь мотива и цели неоднозначна из-за двух обстоятельств:

1) мотив не всегда бывает осознанным;

2) одному и тому же мотиву могут соответствовать разные по содержательным и социально-нормативным характеристикам действия.

В смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий; мотивы-стимулы могут порождать эмоции, но не смыслы. Смысл не существует в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней активности, посредством коей он определяет, какому мотиву служит данное действие и оптимально ли оно с позиции соответствия мотиву и нормативным требованиям. Сама эта активность чаще всего не является сознательной и произвольно регулируемой, исключая случаи сознательной рефлексии и прочего, и может проявляться в сознании как чувство, интерес, эмоция, "значащее переживание".

Функционально следует, что смыслом обладает не только действие, но и обстоятельства и условия, в коих оно совершается. Можно выделить два типа условий: способствующие и препятствующие совершению действия. Выделяются и два смысла условий деятельности: смысл благоприятствования и смысл препятствования совершению действия (-> препятствие внутреннее).

Введение понятия смысла личностного как единицы сознания сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как сознания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Понятие применяется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, мотивов, установок, эмоций и пр. Выделяется ряд составляющих смысловых систем:

1) побуждающие к деятельности мотивы смыслообразующие;

2) реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, обретшей для него субъективную ценность - значимость;

3) выражающие смысл личностный установки смысловые;

4) регулируемые установками смысловыми поступки и деяния личности.

Смыслы личностные имеют ряд важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом. Центральная из них - производность смыслов личностных от места человека в системе общественных отношений и от его позиции социальной. Обусловленность смыслов личностных позицией социальной определяет и другие особенности их психологической природы: опосредованность изменения смысла личностного изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания смысла личностного для его изменения, и пр. Поскольку перемена позиции социальной человека влечет переосмысление его отношений к действительности, иногда это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности смыслов личностных, порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как "потеря себя" и утрата смысла существования.

Такие перестройки нужно отличать от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний - симпатий, антипатий, желаний, хотений и прочего, изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания, как и эмоции, выполняют функцию оценки смыслов личностных, способствуя осознанию своих отношений к действительности, их значимости. При несовпадении субъективных переживаний и смыслов личностных изменяется направленность переживаний, а не смыслов.

По своей функции смысл личностный делает доступным сознанию субъективное значение тех или иных обстоятельств и действий. Но доступность сознанию не означает, что смысл всегда осознан. Он может реализовать свою функцию информирования в форме эмоционально-чувственной. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии - задача на поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую задачу - на сокрытие смысла, и прежде всего - от самого себя. Это сокрытие и лежит за описанными З. Фрейдом механизмами защитными; поэтому для объяснения роли этих механизмов нет нужды привлекать понятия конфликта между инстанциями Я или врожденными влечениями. Жизнедеятельность человека, в коей он реализует множество важных для него отношений, неизбежно порождает конфликтные ситуации, делающие некие обстоятельства преградными, на осмысление чего у человека в данное время может недоставать сил и отваги.

Итак, цели действий могут обладать смыслами и в отношении мотивов этих действий, и в отношении адекватности выбора определенного действия. Смысл действия является результатом психологической активности; обстоятельства совершения действия также обладают смыслами. Наибольший интерес представляют смыслы, обнаруживающие преградность обстоятельств. Различные виды преградности определяют разнообразие смыслов, могущих существовать в вербальной и невербальной формах. Проявления личности, выявляемые в тестах проективных, по-видимому, могут быть адекватно поняты в терминах смыслов, личностных и соответственной деятельности человека по поиску либо сокрытию этих смыслов.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

англ. personal sense, personal meaning) - осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него (ср. Валентность). Истинный жизненный смысл при этом может отражаться в сознании в форме Л. с. с разной степенью полноты и адекватности. Л. с. - это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная характеристика; одни и те же явления могут иметь разный Л. с. для разных людей. Познание Л. с. ч.-л. для другого человека возможно лишь опосредованным путем и заведомо неполно и приблизительно. Л. с. объекта или явления определяется тем, в какой связи этот объект или явление находится с мотивами, потребностями и ценностными ориентациями субъекта. Соответственно, в Л. с. отражается не только сама значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь с конкретными мотивами, потребностями и ценностями.

Л. с. объектов и явлений служит основой деятельности по отношению к ним и тем самым выполняет регулирующую функцию. Действия субъекта, равно как и сами особенности его личности, характера и т. п., также могут иметь для него Л. с. в зависимости от их места и роли в реализации мотивов и потребностей субъекта. Изменение Л. с. объектов и явлений возможно путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями либо в результате перестройки самих мотивов и ценностных ориентации. См. также Смысловой барьер. (Д. А. Леонтьев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Личностный смысл

Категория. Субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов.

Специфика. Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н.Леонтьева считается, что порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву. При этом смыслы трактуются единицами человеческого сознания.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Личностный смысл

индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как "значение—для—меня". Понятие Л. с. исторически связано с представлениями Л.С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Введение понятия Л. с. как единицы сознания (А.Н. Леонтьев) сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания, а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Понятие Л. с. используется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, его мотивов, установок, эмоций и т.д. Выделяется ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы; реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие Л. с. смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Л. с. обладает рядом важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом. Центральная из этих особенностей — производность Л. с. от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции. Обусловленность Л. с. социальной позицией определяет и другие особенности психологической природы Л. с.: опосредствованность изменения Л. с. изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания Л. с. для его изменения и др. Поскольку перемена социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношений к действительности, в ряде случаев это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности Л. с., порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как "потеря себя" и утрата смысла существования. Указанные перестройки следует отличать от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний (симпатий, антипатий, желаний, хотений и т.п.), изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания (как и эмоции) выполняют функцию оценки Л. с., способствуя осознанию субъектом его отношений к действительности, их "значимости" для него. При несовпадении субъективных переживаний и Л. с. изменяется направленность субъективных переживаний, а не Л. с. Психологический анализ закономерностей становления и функционирования Л. с. и — шире — динамических смысловых систем является центральной проблемой при изучении путей развития и воспитания личности как индивидуальности. А.Г. Асмолов

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

персональная ценность чего-либо или кого-либо для данного человека как личности, в частности - для удовлетворения его наиболее важных, актуальных потребностей.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

Личностный смысл

подлинное, настоящее отношение конкретной личности ко всему, ради чего развертывается его деятельность, установленные им значения чего-либо для него, для его личности. Он определяет в своем сознании для себя значимость различных явлений, лиц, объектов и т. п. Это определяется во многом тем положением, которое он занимает в обществе. Личностные смыслы – это нечто более глубокое, чем субъективные переживания. И взаимопонимание общающихся, настоящее взаимопонимание происходит тогда, когда достигается совпадение личностных смыслов порождающего и воспринимающего речь.

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г

Личностный смысл

реальные интересы и ценности индивида, часто скрываемые (в отличие от общественных, групповых или таких, которые данное лицо часто только декларирует, но не разделяет, к которым приспосабливается).

Личностный смысл – это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная характеристика; одни и те же явления могут иметь разный личностный смысл для разных людей. Познание личностного смысла чего-либо для другого человека возможно лишь опосредованным путем и заведомо неполно и приблизительно (Большой психологический словарь, под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко).

Ср.:

Чужое сердце – мир чужой,

И нет к нему пути!

В него и любящей душой

Не можем мы войти.

И что-то есть, что глубоко

Горит в твоих глазах,

И от меня так далеко,

Как звезды в небесах.

(Д. Мережковский, Поверь мне: люди не поймут)

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя.

(Ф. Тютчев, Silentium)

Волк Ларсен никогда не снимал маски, хотя порой любил играть в откровенность (Дж. Лондон, Морской волк).

Ср.:

Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту (К. Паустовский).

Ср. выражение сделать из чего-либо свои выводы. Ср. смысловой барьер, интересы.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

личностный смысл

индивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система значений, оценок отражаемых явлений, обьектов окружающей природной и социальной среды, в которой разворачивается его деятельность. Л.с. является производным от потребностей личности, системы ее отношений. Л.С.Выгодский обосновал концепцию динамических смысловых систем индивидуального сознания личности. А.Н.Леонтьев рассмотрел л.с. как единицу сознания человека. В л.с. прежде всего выражаются смыслообразующие мотивы деятельности, которые проявляются в осознанной деятельности, в поступках, поведении. Л.с. зависит от социальной позиции человека.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

избирательное отношение личности к значимым для нее явлениям

Источник: Юридическая психология словарь терминов

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Личностный смысл болезни суммарный вектор психического отражения болезни болеющим субъектом

Штрахова Анна Владимировна
В статье проводится анализ понятий и терминов, относящихся к внутренней картине болезни как предмету исследования в психосоматике. Введено понятие «психическое отражение болезни болеющим субъектом» как базовое для исследования феноменов субъективного отражения болезни. Получена характеристика личностного смысла болезни в системе понятий психосоматики, связанных с концепцией внутренней картины болезни.
Скачать PDF

Оптимизм: психологическое содержание и личностный смысл

Посохова С.Т.
Оптимизм рассматривается в работе как установка личности на принятие окружающего мира и активную трансформацию негативного в позитивное. Приводятся результаты пилотажного изучения личностного смысла оптимизма. Молодые люди склонны воспринимать оптимиста в качестве человека, который верит в глобальность позитивного. Оптимист осознает свою уникальность и способен транслировать позитивное отношение к миру другим людям.
Скачать PDF

Личностный смысл как функциональная составляющая мотивационно-смысловой установки деятельности учите

Александрова Тамара Ивановна
Мотивационно-смысловая сфера личности во взаимосвязи с профессиональной деятельностью учителя представляют на сегодняшний день достаточно важное направление. В статье личностный смысл представлен как функциональная составляющая мотивационно-смысловой установки деятельности учителя. Мотивационно-смысловые установки личности учителя обуславливают порождение учащимися собственных личностных смыслов. Показано, что педагог, ориентированный на человека, вставший на позицию смыслопорождения, будет вынужден учитывать в своей деятельности психические процессы через призму категории «смысл», то есть показывать, что продукты его психической активности становятся содержанием психического и педагогического опыта.
Скачать PDF

Личностный смысл болезни ребенка как фактор приверженности семьи лечению (исследование семей, воспит

Первичко Елена Ивановна, Довбыш Дарья Вадимовна
В статье обосновывается возможность использования терминов «личностный смысл болезни» и «приверженность лечению» для описания вариантов отношения матери к заболеванию ребенка. На основании анализа 25 матерей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, были выделены такие личностные смыслы в отношении к болезни ребенка, как конфликтный и преградный, описаны примеры возможных вторичных выгод от болезни ребенка. Отдельно описана группа матерей после процедуры ЭКО со смешанным (преградным и конфликтным) личностным смыслом болезни. Высказываются предположения о факторах, определяющих гармоничный личностно-смысловой контекст отношения к болезни ребенка. В рамках выделенных групп проанализированы представления матерей о причинах болезни ребенка. Выделены три степени приверженности лечению больного ребенка у матерей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, показана их связь с личностным смыслом болезни ребенка для родителей и их представлениями о болезни ребенка. Описаны особенности понимания приверженности лечению при подобных заболеваниях детей. Полученные результаты обосновывают необходимость программ психологического сопровождения семей, имеющих детей с детским церебральным параличом. Они позволяют индивидуализировать стратегии психологической работы, открывают перспективы дальнейших исследований в целях разработки и совершенствования программ психологической помощи семьям, имеющим детей с хроническими инвалидизирующими заболеваниями.
Скачать PDF

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРИНЯТИЯ ЛИЧНОСТЬЮ НОВОГО ПРАЗДНИКА

Борисова А.М.
Рассматривается психологическое значение праздника для личности, предпосылки и условия его принятия. Теоретически показано, что любое явление представляет смысл для личности только в случае привнесения индивидуально-личностного отношения к нему. С помощью контент-анализа были выявлены компоненты субъективной картины праздника современного человека и подтверждено их смыслообразующее значение. Сделан вывод: новый праздник будет принят личностью, когда провозглашаемые ценности значимого события будут включены в ее смысловую сферу как свои собственные.The article considers the psychological meaning of a holiday for a person, the prerequisites and the conditions of its acceptance. It was shown theoretically that every phenomenon is meaningful to an individual only in the case of introducing individual-personal relationship to it. The content analysis method helps to identify the components in subjective picture of celebration of a modern person and to confirm their semantic value. The conclusion is: a new holiday will be accepted by a person when the proclaimed values of significant events will be included in his semantic sphere as his own.
Скачать PDF

Дезинтегрированный смысл жизни как детерминанта личностного кризиса

Карпинский Константин Викторович
В статье изложены результаты теоретико-эмпирического исследования дезинтеграции смысла жизни и ее негативных последствий для развития личности. Вводится и обосновывается понятие дезинтегрированного смысла жизни, доказывается гипотеза об его детерминирующей роли в возникновении смысложизненного кризиса в развитии личности.
Скачать PDF

Смысл жизни и ресурсы его реализации: к пониманию механизмов личностного кризиса

Карпинский К.В.
В статье рассматриваются психологические виды, механизмы и закономерности смысложизненного кризиса в развитии личности. Обосновывается положение о том, что внутренними детерминантами кризиса могут выступать функционально значимые свойства индивидуального смысла жизни. Одно из таких свойств — реалистичность, понимаемая как мера обеспеченности смысла жизни ресурсами практической реализации. Особое внимание уделяется категории операциональных ресурсов — индивидуальному набору частных видов деятельности, интегрированных в структуру целостной жизнедеятельности и используемых личностью в качестве операциональных средств реализации смысла жизни. На основании результатов эмпирического исследования доказывается гипотеза о том, что нереалистический смысл жизни, содержание которого должным образом не согласовано с деятельностным репертуаром личности, провоцирует смысложизненный кризис.
Скачать PDF

Психологический смысл длительности

Стрелков Ю.К.
Скачать PDF

Роль категорий «Значение» и «Смысл» в организации обучения

Сторчак Олег Григорьевич, Мирошниченко Т.О.
The paper presents components and mechanisms that determine configuration of a thought and provide the understanding and production of meanings, concepts and senses. Sense is a psychological construct that is shaped by both thought elements and meanings. It is expedient to organize training activity in order to generate senses. A collective subject can construct a thought in the process of training.
Скачать PDF

Нереалистический смысл жизни как детерминанта кризиса в развитии личности

Карпинский Константин Викторович
На теоретическом и эмпирическом уровне анализируются закономерности возникновения и протекания смысложизненного кризиса, обусловленного принятием и попытками практической реализации личностью нереалистического смысла жизни
Скачать PDF

Изучение особенностей решения «Задач на смысл» детьми разных возрастных групп

Файзуллаева Елена Дмитриевна
Рассматривается возрастная специфика решения «задач на смысл» детьми от 4 до 10 лет как показатель становления смыслового сознания. Смысловое сознание понимается как определенный этап в становлении многомерного мира человека, связанный с открытием ребенком смыслов предметов, явлений, ситуаций.
Скачать PDF

Смысл телесного ощущения в ситуации болезни

Пережигина Нина Валерьяновна, Дрынова Мария Викторовна
Центральным психологическим механизмом личностных изменений в ситуации болезни выступает перестройка иерархии мотивов по типу их переподчинения главному смыслообразующему мотиву сохранения жизни и восстановления здоровья. Смысл телесного ощущения «обрастает» качественными и количественными изменениями на разных этапах формирования болезни, что приводит к изменению проницаемости сознания человека и к изменению его отношений с миром.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!