ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ это что такое ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ: определение — Психология.НЭС
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СМЫСЛ ЗДРАВЫЙ

Найдено 9 определений термина СМЫСЛ ЗДРАВЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СМЫСЛ ЗДРАВЫЙ

совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки явлений внешнего и внутреннего мира. Суммирует значимые, нужные каждому в повседневной жизни фрагменты исторически доступного опыта. Наряду с информацией о природе и общественных отношениях, весьма значительную роль в смысле здравом играют представления, касающиеся взаимодействий межличностных.

В языке естественном, выражающем содержание смысла здравого, есть тысячи слов, означающих черты личностные, состояния психические человека, мотивы его поведения и пр.

Для современной психологии характерен закономерный интерес к смыслу здравому, его содержанию и механизмам, в частности в таких областях социально-психологических исследований, как теория атрибуции (-> атрибуция каузальная), имплицитная теория личности, изучение стереотипов социальных и пр. Психология использует позитивные элементы общечеловеческого опыта, однако подвергает критическому анализу обыденные, стихийно складывающиеся представления о личности человека и его поведении.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

1. В аристотелевском значении этого слова – способность постигать свойства объекта посредством использования других чувств. 2. В возрождении этой основной идеи Томасом Рейдом основное внимание уделялось способности воспринимать качества, общие для всех органов чувств (время, пространство, размерность). 3. Убеждения, мнения, практическое понимание вещей, свойственные "среднему человеку". 4. Разговорное: хорошее, аргументированное суждение.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Приблизительный синоним логического мышления. Первоначально здравый смысл рассматривался как составная часть умственной способности, функционирующей чисто рациональным образом. Это знание редко встречается в современных работах.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Смысл здравый

совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира. С. з. суммирует значимые, необходимые каждому человеку в его повседневной жизни фрагменты исторически доступного опыта. Наряду с информацией о природе и общественных отношениях весьма значительную роль в С. з. играют представления, касающиеся межличностных взаимодействий. В естественном языке, выражающем содержание С. з., имеются тысячи слов, обозначающих черты личности, психические состояния человека, мотивы его поведения и т.д. Для современной психологии характерен закономерный интерес к С. з., его содержанию и механизмам, в частности в таких областях социально-психологических исследований, как теория атрибуции, имплицитная теория личности, изучение социальных стереотипов и т.д. Психологическая наука использует позитивные элементы общечеловеческого опыта и вместе с тем подвергает критическому анализу обыденные, стихийно складывающиеся представления о личности человека и его поведении. А.М. Эткинд, М.Г. Ярошевский

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

жизненный, или практический, интеллект человека, его природные умственные способности, позволяющие ему решать возникающие жизненные задачи без специального обучения, на основе тех знаний, умений и навыков, которые он самостоятельно приобретает в процессе жизни.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

складывающееся в процессе повседневного эмпирического познания представление об окружающем мире и месте человека в нем, способах понимания и оценки явлений, отношении к др. людям и методах действия в разнообразных жизненных ситуациях, в особенности неопределенных. Сильной стороной З. с. является реальный подход к оценке и пониманию явлений, вера в их объективность, критическое отношение к мистике и иррационализму (Г. И. Рузавин, 2001). З. с. в оценке психологических и социальных явлений играет большую роль, по сравнению с оценкой явлений природы. Это связано с тем, что естествознание изучило природу более глубоко, чем гуманитарные науки – человека и общество. Противоречие между З. с. и научным знанием о природе обычно решается в пользу науки. Противоречие между З. с. и гуманитарным знанием может решиться и в ту, и в др. пользу. Противоречие между З. с. и сведениями, предоставляемыми СМИ, обычно решается в пользу З. с. В отечественной конфликтологии, в практике регулирования конфликтов, З. с. играет большую роль. Достоверность знаний о конфликтах сначала оценивается с точки зрения З. с., а затем проверяется практикой.

Источник: Словарь конфликтолога

Здравый смысл

практические умственные Способности, практический интеллект человека, основанный на приобретенном жизненном опыте. Здравый смысл проявляется в умении человека справляться с возникающими практическими жизненными задачами.

Источник: Словарь по конфликтологии

Здравый смысл

1. понимание вещей, свойственное “среднему» или «среднелобому» человеку; 2. способность судить о чем-либо с практической точки зрения; 3. в аристотелевом понимании - способность постигать свойства объектов посредством использования других органов чувств, то есть воспринимать вещи с разных сенсорных позиций. В возрождении этой идеи Т.Рейдом основное внимание уделялось способности воспринимать качества, общие для всех органов чувств (время, пространство, размерность); 4. почти то же, что логическое мышление.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

от англ. common sense) - совокупность взглядов людей на окружающую действительность и самих себя, используемых в повседневной практической деятельности и лежащих в основе моральных принципов. З. с. не поднимается до уровня научного и философского осмысления действительности, однако противопоставляется оторванным от жизни искусственным построениям. Верная по существу точка зрения З. с., как правило, ограничивается поверхностным взглядом и не проникает глубоко в суть явлений.

Источник: Этнопсихологический словарь

Найдено рефератов по теме СМЫСЛ ЗДРАВЫЙ — 0

Найдено книг по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 12

Здравый смысл и иррациональное

Золотухина-Аболина Е.В.
Статья посвящена проблеме взаимоотношения здравого смысла и различных феноменов иррационального: противоречивых и абсурдных ситуаций, паранормальных переживаний, деперсонализации и избыточных страстей. Автор прежде всего обращается к уточнению понятия здравого смысла, отличая его от обыденного сознания, это отличие он усматривает в личностном и ответственном характере здравомысленного мышления и поведения. Здравый смысл описывается как такое явление рациональности, которое выступает чрезвычайно гибким инструментом практической жизни. В ходе статьи демонстрируется, что здравый смысл весьма устойчивое образование, он выдерживает испытание самыми разнообразными иррациональными ситуациями, теми, которые на первый взгляд должны были бы его разрушить. Но, полагает автор, в силу того, что здравый смысл не только логика, но также способность к интерпретации, юмору, игре, он способен сохраняться даже при паранормальных переживания и находить выход из социального и житейского абсурда. Однако здравый смысл не выдерживает испытаний, связанных с разными формами разрушения личности или снижения ее роли. Автор обращается к ряду психологических феноменов, связанных с гипертрофией эмоциональных и волевых моментов и показывает, что здравомыслие отступает, когда страсти становятся слишком сильны, а человеческое «я» ведомо внутренними или внешними неподконтрольными ему силами. Иррациональными моментами, существенно потесняющими здравый смысл являются с точки зрения автора также некоторые социальные явления, например, формально-бюрократическое управление.
Скачать PDF

Психологический смысл длительности

Стрелков Ю.К.
Скачать PDF

Роль категорий «Значение» и «Смысл» в организации обучения

Сторчак Олег Григорьевич, Мирошниченко Т.О.
The paper presents components and mechanisms that determine configuration of a thought and provide the understanding and production of meanings, concepts and senses. Sense is a psychological construct that is shaped by both thought elements and meanings. It is expedient to organize training activity in order to generate senses. A collective subject can construct a thought in the process of training.
Скачать PDF

Нереалистический смысл жизни как детерминанта кризиса в развитии личности

Карпинский Константин Викторович
На теоретическом и эмпирическом уровне анализируются закономерности возникновения и протекания смысложизненного кризиса, обусловленного принятием и попытками практической реализации личностью нереалистического смысла жизни
Скачать PDF

Изучение особенностей решения «Задач на смысл» детьми разных возрастных групп

Файзуллаева Елена Дмитриевна
Рассматривается возрастная специфика решения «задач на смысл» детьми от 4 до 10 лет как показатель становления смыслового сознания. Смысловое сознание понимается как определенный этап в становлении многомерного мира человека, связанный с открытием ребенком смыслов предметов, явлений, ситуаций.
Скачать PDF

Дезинтегрированный смысл жизни как детерминанта личностного кризиса

Карпинский Константин Викторович
В статье изложены результаты теоретико-эмпирического исследования дезинтеграции смысла жизни и ее негативных последствий для развития личности. Вводится и обосновывается понятие дезинтегрированного смысла жизни, доказывается гипотеза об его детерминирующей роли в возникновении смысложизненного кризиса в развитии личности.
Скачать PDF

Смысл телесного ощущения в ситуации болезни

Пережигина Нина Валерьяновна, Дрынова Мария Викторовна
Центральным психологическим механизмом личностных изменений в ситуации болезни выступает перестройка иерархии мотивов по типу их переподчинения главному смыслообразующему мотиву сохранения жизни и восстановления здоровья. Смысл телесного ощущения «обрастает» качественными и количественными изменениями на разных этапах формирования болезни, что приводит к изменению проницаемости сознания человека и к изменению его отношений с миром.
Скачать PDF

Теоретико-методологический Смысл понятия «Ресурс развития» взрослого человека

Клементьева М.В.
Анализируются отечественные и зарубежные схемы описания психологических ресурсов. Сформулированы теоретико-методологические положения, в соответствии с которыми вводится понятие «ресурс развития». Предлагается авторское понимание ресурса развития в контексте интеграции ресурсного и культурноисторического подходов к развитию взрослого человека как индивидуальнопсихологических особенностей личности, которые обуславливают самостоятельную и осознанную постановку и решение задач развития. Отдельно рассматривается место субъекта развития в этой схеме.
Скачать PDF

Современная психология: системный смысл парадигмального сдвига

Клочко В.Е.
Аннотация. История психологии рассматривается в перспективе ее парадигмалышх сдвигов. Опираясь на трансспективный анализ, автор выявляет основания прогрессивного развития психологической науки как открытой самоорганизующейся теоретической системы. Утверждается, что современная психология движется к постнеклассической парадигме, в рамках которой психика и сознание получают новое объяснение.
Скачать PDF

Ноэтический смысл юмора в контексте инновационной деятельности

Шмырёва М.А.
Представлены результаты феноменологического исследования опыта самоопределения, центрированного на юморе. В качестве данных взяты смыслы и значения, которые человек придает юмору в своей жизни. Материалом служил текст интервью с молодым человеком, идентифицирующим себя и свою жизнь с проявлениями юмора, считающим, что «юмор это вся моя жизнь».
Скачать PDF

Смысл я в структуре профессионального самосознания студента-психолога и его изменение в процессе про

Шлякова В.В.
В статье представлен анализ формирования профессионального самосознания студента-психолога с точки зрения выделения в его структуре следующих компонентов: представления о себе как специалисте, образа Я специалиста, смысла Я специалиста. Представлены результаты исследования изменения смысла Я в процессе прохождения психологической практики.The article presents an analysis of formation of a psychology student's professional consciousness through defining such components as conseption of self as a specialist, image of self as a specialist, meaning of self as a specialist. The changes of meaning of self resulting
Скачать PDF

Смысл жизни и здоровье

Баранова Д.А.
Скачать PDF