СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ
понятия, используемые в психологии для различения субъективного и объективного в сознании человека. Понятие «смысл» в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание не сводимо к безличному знанию, что оно в силу принадлежности к живому субъекту и реальной включенности в систему его деятельности всегда страстно, что сознание есть не только знание, но и отношение. Иначе говоря, понятие «смысл» выражает усовершенствованность индивидуального сознания в бытии человека, а понятие «значение» – подключенность этого знания к сознанию общественному, к культуре. Значение – это содержание закрепленной за словами, предложениями информации. Пути изучения сознания связаны с анализом процессов извлечения (вычерпывания) его из ситуации или с «вчитыванием» их в ситуацию. С., как и 3., связаны со всеми компонентами структуры сознания. Наиболее очевидны отношения между значениями и смыслами в рефлексивном поле сознания. Они могут характеризоваться по степени адекватности. Великие мнемонисты способны запомнить огромные массивы бессмысленной информации, но испытывают трудности извлечения смысла из организованной, осмысленной информации, где смысл очевиден. На несовпадении С. и З. (так называемый сематический сдвиг) строятся многие приемы создания комического. Заслуживают детального изучения процессы взаимной трансформации С. и 3. Эти процессы характерны тем, что составляют самое существо диалога, выступают средством, обеспечивающим взаимопонимание. Взаимопонимание не должно быть абсолютным, полным. Всегда имеются элементы непонимания, связанного с трудностями осмысления значения или недосказанности, связанной с трудностями не только означения смысла, но и его нахождения или построения. Недосказанность в искусстве – это и художественный прием, и следствие трудностей, испытываемых мастером при их построении и выражении. Значение более объективно, чем смысл, который полностью субъективен. Понятия С. и 3. позволяют подойти к вопросу об осознании смысла жизни. Критически-оценочная рефлексия, собственный опыт формулирования личностно-значимых целей придают смысл конкретным проявлениям поведения и умственной активности человека. Найдя смысл жизни, личность соответственно ему организует жизненный путь, ориентирует свои намерения, планы, перспективы, выбирает профессию по призванию.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ
СЭНС І ЗНАЧЭННЕ / SENSE AND MEANING– понятия, используемые в психологии для различения субъективной и объективной значимости чего-либо в сознании человека. С. и З. рассматриваются как компоненты рефлексивного слоя сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко). Значение как компонент рефлексивного слоя сознания отражает причастность индивидуального сознания к культуре, аккумулирующей в себе исторический опыт данного сообщества или даже человечества в целом. Значение раскрывает социальную природу и происхождение индивидуального сознания. Оно есть форма сознания людей, в соответствии с которой отдельный субъект выстраивает свой собственный опыт бытия. Значения объективны и зафиксированы в различных культурных формах: словах, понятиях, моделях, жестах и др. Поскольку они являют собой форму социального знания, то в них присутствует обобщение. Обобщения могут строиться на разных уровнях: практическом, перцептивном, предметном, вербальном. Высшей формой обобщения считаются научные понятия, фиксирующие принцип или критерий, по которому строится обобщение. Несмотря на то что по своему происхождению значения социальны, в отношении индивидуального сознания они выполняют рефлексивную функцию. Значения структурируют, организуют субъективный опыт индивида. К примеру, значение действия определяет особенности движений, из которых оно строится, значение воспринимаемого предмета структурирует перцептивное пространство. В силу этого освоение субъектом культурных значений требует от него их соотнесения с собственным опытом. Система значений в целом, освоенная индивидом, служит каркасом для его картины мира, а ее качества (целостность, непротиворечивость, устойчивость, гибкость) определяют константность последней. Кроме того, знаки и их значения позволяют субъекту произвольно управлять своей деятельностью благодаря способности замещать совершаемые действия. А. Н. Леонтьев рассматривает значение как свернутое действие или операцию. Смысл понимается как основная единица сознания, раскрывающая значимость чего-либо или кого-либо для субъекта. Смысл определяется мотивами, задачами, значениями и отношениям субъекта (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Б. В. Зейгарник, В. П. Зинченко, Е. Ю. Завершнева). Смысл есть субъективная составляющая рефлексивного слоя сознания. Смысл всегда индивидуален. Он есть значение чего-либо для конкретного субъекта. В силу этого смысл выражает пристрастность человека и проявляет себя в первую очередь в его чувствах. При восприятии объектов быстрее всего осуществляется эмоциональная оценка их смысла для субъекта, что указывает на их организующую функцию по отношению к бытийному слою сознания. В теории деятельности А. Н. Леонтьева смысл трактовался как отношение цели к мотиву и как след деятельности субъекта. Опыт взаимодействия с окружающим миром оставляет следы, которые определяют наше субъективное отношение к происходящему (Е. Ю. Артемьева). В более поздних работах, начиная с середины 1970-х гг., в отечественной психологии появилось понятия смысловых образований и смысловой сферы как относительно автономных от деятельности субъекта, не выводимых из нее непосредственно и даже определяющих ее мотивы и цели (В. К. Вилюнас, Е. Е. Насиновская, Б. С. Братусь, Е. В. Субботский, В. А. Иванников, А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев и др.). Переход от смыслов к значениям представляет собой процесс их осознания, решение «задачи на смысл». Осмысление значений есть акт понимания и, возможно, принятия знания другого субъекта, момент приобщения отдельного индивида к культурно-историческому опыту человечества. А. М. Поляков

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
334.79 кб

О значении и смысле

Домбровский Борис Тарасович
Предпринята попытка различения понятий значения и смысла с точки зрения онтологии. Утверждается, что различие введенных Г.
Читать PDF
311.18 кб

Смысл по ту сторону значения

Рыбаков Всеволод Вячеславович
В статье дается характеристика реальности смысла в рамках коммуникативной сферы общества, проводится различие между смыслом и значением. Анализируя идеи Х.У. Гумбрехта и Ф.Р.
Читать PDF
139.86 кб

Смысл и значение в медиакультуре

Ноговицын Никита Олегович
В статье анализируются особенности построения образа и выражения сюжета в современной медиакультуре. Анализ проводится на материале теории смысла Г. Фреге и теории медиакультуры Н. Лумана.
Читать PDF
379.10 кб

Значение и смысл политических символов

Бабайцев Андрей Владимирович
Статья посвящена исследованию соотношений семиотических понятий "значение" и "смысл", которыми обладают политические символы. Автор доказывает их нетождественность.
Читать PDF
397.37 кб

Понятие явления у Канта: смысл и значение

Комаров Сергей Владимирович
Читать PDF
117.76 кб

Смысловые и ценностные значения церемониала

Бажанова Анна Игоревна
В статье рассматривается вопрос смыслового и ценностного значения ритуала. Автор сравнивает ритуал и игру. Ритуал определяется как социальное и современное действие.
Читать PDF
265.97 кб

Значения и смыслы тревоги невротического уровня

Норина Мария Юрьевна, Павлова Мария Сергеевна
В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявить смыслы тревоги невротического уровня.
Читать PDF
865.55 кб

Значение как центральная тема в философии смысла

Черкесова К.И.
В статье дается трактовка понятиям "смысл" и "значение" в философском дискурсе, рассматривается их общность и различие, а так же проблематика их исследования.
Читать PDF
1.25 мб

Мировоззренческий смысл и значение категории субъекта

Абульханова Ксения Александровна
Обсуждаются наиболее проблематичные области психологической науки, которыми, по мнению автора, являются проблемы субъекта и личности, сознания и мышления личности.
Читать PDF
144.76 кб

Роль категорий «Значение» и «Смысл» в организации обучения

Сторчак Олег Григорьевич, Мирошниченко Т. О.
Читать PDF
1.15 мб

Панофский, Гомбрих и смысл значения в искусстве и иконологии

Ванеян Стефан
Э. Панофский, признанный отец иконологии — не просто нового метода семантического анализа, а новой концепции науки об искусстве, прошел путь идейного развития от немецкоязычных и неокантианских текстов 30-х гг.
Читать PDF
6.29 мб

Забота: социально-философский смысл и педагогическое значение

Борисова Л. Г.
Читать PDF
230.41 кб

Смыслы и значения традиционных обрядов в практике психотерапии

Климова Е. А.
В статье описываются смыслы и значения, которыми наделены некоторые традиционные народные ритуалы и обряды.
Читать PDF
130.17 кб

Смысл и значение службы в органах внутренних дел как призвания

Н.В. Сердюк
В статье анализируются основные категории педагогики понимания в управлении органами внутренних дел смысл и значение, которые рассматриваются в контексте служебной деятельности, понимаемой как призвание
Читать PDF
13.13 мб

О смысле бытия и значениях сущего: историко-философские разыскания

Гагинский Алексей Михайлович
Задача данной статьи заключается в том, чтобы прояснить онтологическое различие, используя материал истории философии, а также наметить некую границу, за которую нельзя возвращаться, говоря о бытии.