ЦЕЛЬ

ЦЕЛЬ
англ. purpose, mental goal) - см. Воля, Деятельность, Интенция.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Цель
представление результата, который должен быть достигнут (12.1, 191)

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Цель
Goal) —желаемый результат; что-то, чего человек желает достичь или сделать.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

Цель
модель потребного будущего, на достижение которого направлено действие.

Источник: Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий)

ЦЕЛИ
Смысл существования группы. Намеченные цели задают направление действиям группы.

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. 2004

Цель
(Goal) – желаемый результат; что-то, чего мы хотим достичь или то, что мы хотим выполнить.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

ЦЕЛЬ
идеально) деятельностью мышления положенный результат; осознанный образ предвосхищаемого будущего.

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А. И. Юрьева. 2006

Цель
Осознаваемый образ предвосхищающегося результата, на достижение которого направлены действия человека.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Цель
Намерение, замысел, идеальное предвосхищение результата действия. Осознанный образ ожидаемого результата.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

-ЦЕЛЕ
cele, -coele) - суффикс, указывающий на опухание чего-либо, грыжу или опухоль. Например: гастроцеле (gastrocele) - грыжа желудка.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Цели
Goals) — Конкретные показатели, к которым организация стремится в определенный период времени (например, в течение года, в ближайшие пять лет).

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

ЦЕЛЬ
идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности в качестве непосредственного мотива. Цели направляют и регулируют человеческую деятельность.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ЦЕЛИ-
coeli-, coelio-) - приставка, указывающая на связь с брюшной полостью. Например: целиэктазия (coeliectasia) - аномальное растяжение брюшной полости.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Цель
Purpose). Психосоциальное качество, вытекающее из чувства инициативы, благодаря которому у ребенка постепенно возрастает способность к целенаправленному поведению.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ЦЕЛЬ
осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие (деятельность); от содержания цели, ее значимости, ясности и т.д. зависит характер волевых действий человека, деятельности в целом

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ЦЕЛЬ
от средневерхненемецкого zil – «цель» – образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия субъекта. У человека цели формируются в процессе предметноматериальной и трудовой деятельности, имеющей осознанный характер.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

цель

один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения; "...цели человека порождены обьективным миром и предполагают его".

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ЦЕЛЬ
термин, имеющий два значения: объективная Ц.— явление, которого надо достичь (напр., мишень) или выполнить (напр., «спущенный план»);
Ц. как психическое явление — субъективный образ желаемого результата действия или деятельности. Эти субъективные Ц. бывают как индивидуальными, так и групповыми.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЦЕЛЬ
субъективный образ желаемого результата действия или деятельности; осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к–рого направлено действие человека. Психофизиологической основой Ц. является закодированный в мозгу «образ потребного будущего» (Н.А.Бернштейн), акцептор результата действия (П.К.Анохин).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЦЕЛЬ
осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности.
В психологии понятие цели употребляется в иных значениях: 1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функциональная система; 2) предвосхищаемый полезный результат.

Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.

Цель
предмет стремления; то, что надо осуществить, чтобы удовлетворить потребность. Идеальная Ц. — это предвосхищаемый полезный результат, т. е.
образ объекта и действия, с помощью которых может быть удовлетворена та или иная потребность. Реальная Ц. — соответствие достигнутого результата запланированному, т. е. идеальной Ц. Если реальная Ц. достигается в результате поведения и деятельности человека, то идеальная формируется в ходе процесса мотивации.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЦЕЛЬ
1. Внутренне представленная мысленная цель или задача, поставленная индивидом и руководящая его поведением и направляющая его. 2. Гипотетический детерминант поведения, о котором можно судить по поведению организма, которое является направленным, устойчивым и сосредоточенным на достижении некоторой цели. Значение 2 было введено Э.Ч. Толменом для того, чтобы бихевиористы могли рассуждать о цели в значении 1, не признавая его. См. целевая психология.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЦЕЛЬ
представляемый результат деятельности отдельного человека, группы людей. Содержание Ц. в известной мере определяет средства ее достижения. Ц. могут быть отдаленными, близкими, ситуативными, общественно-ценными или вредными, альтруистическими или эгоистическими. Значимые Ц. побуждают, мобилизуют, направляют волю и поведение людей. Личность ставит перед собой Ц. на основе потребностей, интересов или же осознания и принятия задач, выдвигаемых другими людьми в силу социальных связей и зависимостей. Целеполагание – постановка обоснованных и практически достижимых целей, в нем важную роль играют мышление, воображение, эмоции, чувства, мотивы поведения. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на ее достижение.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Цель
1. вообще – направление ориентации поведения; 2. некое изменение в организме или во внешнем мире, на достижение которого направлено поведение; 3. гипотетический детерминант поведения, о существовании которого можно судить по поведению организма и которое представляется направленным, устойчивым и сосредоточенным на достижении определенного результата. 4. мысленное представление некоего объекта, состояния организма, организующее поведение; 5. намерение, желание. Такое представление цели вызывает возражение исследователей, которые полагают, что цель непременно должна быть внешней и операциональной; 6. заранее намеченный пункт следования; объект для попадания при стрельбе, метании; 7. в психоанализе – конечный результат поведения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЦЕЛЬ
осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. В психологии понятие «Ц.» также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Основой формирования Ц. у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. В любом конфликте человек преследует определенную систему целей. Они м. б. осознанными, частично осознанными и не осознаваться. В процессе динамики конфликта Ц. могут изменяться, нередко существенно. Все поведение человека в конфликте организуется в соответствии с преследуемыми им Ц. Выявление истинных Ц. участников конфликта – важнейшее условие понимания сути конфликта конфликтологом и успешного его урегулирования.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЦЕЛЬ
В психологии основное значение несколько отличается от того, которое встречается в стандартных словарях: некоторый конечный результат или объект. Однако некоторые тонкости заслуживают упоминания, (а) Часто целью называется скорее физическое местоположение объекта (например, коробка в лабиринте), чем сам объект (пища, вода и т.д.). (б) В некоторых случаях нет четкого различения между фактической, объективной целью и некоторым внутренним, субъективным мотивационным состоянием. Эта путаница чаще всего встречается у авторов, которые используют термин намерение как синоним цели. Хотя, возможно, справедливо, что не может быть никакой цели, если нет некоторого мотивационного состояния, но все же намерение – явление "внутреннее", а цель, строго говоря, должна быть внешней и операциональной, (в) В некоторых подходах (например, Адлеровском) цель может рассматриваться как довольно абстрактная сущность, такая как превосходство, к которой кто-то стремится.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЦЕЛЬ
1. Цель, на которую поведение ориентируется. Это использование предполагает наличие волевого усилия; целью может быть успешное завершение части работы, можно даже назвать целью получение крысой пищи в концелабиринта. Но непроизвольные, рефлексивные действия, даже если они ведут к достижению какой-то цели, не рассматриваются как воплощение целей. 2. Символическая мысль, образ или идея, которые представляют точку назначения направленного поведения. В этом значении цель – понятие, связанное с мышлением и, в отличие от значения 1, используется для описания внутреннего состояние организма, а не внешних условий. 3. В психоанализе – конечный результат поведения. В этом случае различаются внешняя цель: конкретный человек, объект, событие или поведение, которые являются "конечным результатом", находящимся во внешнем мире, к которому индивид стремится, и внутренняя цель: удовлетворенное психическое состояние организма, испытываемое тогда, когда достигнута внешняя цель.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЦЕЛЬ
1. Конечный, ожидаемый результат какого-либо процесса: движения, действия, деятельности и т. п. Такое понимание Ц. связано с представлением о волевой регуляции поведения. Непроизвольные, рефлексивные, автоматизированные действия не имеют Ц. в указанном выше смысле. Подобное использование термина Ц. характерно, например, для теории деятельности А.Н. Леонтьева. 2. Символ, образ, идея, которая представляет собой конечный, внутренний результат целенаправленного поведения. Здесь Ц.-это психологическое понятие, и в отличие от Ц. в указанном, предметно-определенном значении, Ц. в ее данном понимании характеризует внутреннее состояние организма, а не то, что находится вне его. 3. В психоаналитической теории Ц.-конечный «продукт» поведения. Здесь различаются действительно существующий человек, объект, событие или поведение, которое служит в качестве «конечного продукта», т. е. того, на поиск чего направлено поведение человека (так называемая внешняя Ц.), и внутреннее состояние, которое переживается человеком тогда, когда внешняя Ц. уже достигнута. См. деятельности теория, Леонтьев Алексей Николаевич, телеология, цель жизненная, цель индуцированная, цель кооперативная, цель подавленная, цель терминальная, цель частичная (цель парциальная).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЦЕЛЬ
дискурсивно-осознанно-осмысленная эйдетикомодель-образ предполагаемого-антиципируемого-предугадываемого результата на достижение кот. спроецированы поведенческие действия субъекта, его деятельность-активность, проекция его чувственно-эмотивно-мотивационных моделей; Ц. это и комментарий-дескрипция тех итогово-конечных ситуаций-обстоятельств к достижению кот. стремился субъект, или же, к примеру, функциональная система, это и рефлексивно-эйдетически-предвосхищаемо-моделируемый результат, кот. дефиницирует-устанавливает целепроекциональность и аддитивность деятельности-активации-динамичности организма; согласно оригинальным концепциям Бернштейна — Анохина Ц., как форма предвосхищения-антиципации может иметь минимум две матрицы предвосхищения; А. предугадывание-предвосхищение рационально-приемлемого результата, потребностной модели будущего, достижение кот. дает индивидуально-аккомодационный эффект; В. предугадывание-предустанавливание средств-приемов-модусов использование-апробация кот. и приведет к достижению рационально-прагматичного результата (см. раб. Н. Бернштейна и его концепцию построения-тектонизации в структурах-моделях мозга «образа потребного будущего» и тезисы-постулаты П.Анохина, связанные с акцептором результатов действия в его теории функциональных систем).

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЦЕЛЬ
МЭТА / GOAL (PURPOSE)– осознанное предвосхищение результата действия или деятельности. Ц. является не просто образом будущего результата, а представляет связь последнего с мотивами деятельности и ценностно-смысловой сферой личности. Только установив такую связь, образ будущего становится Ц. и приобретает личностную значимость (смысл) и побудительную силу, благодаря которым человек стремится достичь результата. Ц. могут быть индивидуальными и групповыми. В последнем случае они становятся одним из оснований сотрудничества. Ц. в зависимости от уровня абстрагирования от чувственно-предметного опыта могут быть представлены в форме образов восприятия, образов представлений и в знаково-символической форме (О. К. Тихомиров, А. М. Поляков). По ме ре преодоления зависимости целей от чувственно-предметного опыта развиваются возможности активного и творческого преобразования субъектом предметных условий деятельности и снижается зависимость от них, расширяются возможности адаптации. По временной локализации Ц. делят на близкие (частные, реальные) и отдаленные (общие, идеальные). Ц. по-разному могут соотноситься с усвоением общественного опыта. В одних случаях человек присваивает предлагаемые общественные Ц. (например, Ц. пойти в школу), в других– самостоятельно образует их. А. М. Поляков

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЦЕЛЬ
идеальный или мысленно представляемый результат деятельности; то, чего еще реально нет, но должно быть получено в итоге деятельности. В этом смысле Ц. выступает как регулятор деятельности. Ц. формируется на основе мотивов деятельности. Отношение «мотив—цель»— это своего рода вектор, задающий Ц., ее направленность и интенсивность. Сформированный вектор «мотив—цель» реализуется в деятельности: осуществленная деятельность (достигнутая Ц.) создает возможность перевода этого вектора на новый уровень и т. д. В этом движении развиваются способности человека, его интересы, склонности, моральноволевые качества, профессиональное мастерство, т. е. личность в целом. Ц. как бы связывает социально-психологические и процессуальные аспекты деятельности. Для оператора Ц. его деятельности выступает как образ (в широком смысле) того состояния объекта управления, в которое его нужно перевести (см. Образ—цель). Достижение Ц., получение результата — это не единовременный акт, а длительный процесс. Ц. как бы развертывается в системы частных задач, каждая из которых реализуется путем выполнения какого-либо действия, подчиненного общей Ц. Поэтому Ц. выступает как способ интеграции отдельных действий человека в некоторую последовательность или систему, т. е. в конкретную деятельность (Б. Ф. Ломов).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ЦЕЛЬ
осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель - всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях:
1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система;
2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (=> целеобразование). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности.
Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное - разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЦЕЛЬ
направленность мышления и поведения человека на достижение объекта его влечений, желаний, фантазий.
   В классическом психоанализе цель соотносилась прежде всего с сексуальным влечением человека и рассматривалась в плане одной из его составляющих, наряду с источником, силой и объектом. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд ввел понятие «сексуальной цели», понимая под ней действие, на которое толкает половое влечение человека. Особое внимание он уделил раскрытию специфики сексуальной цели инвертированных, характеризующихся отклонениями в отношении нормальной сексуальной цели, и инфантильной сексуальности, обладающей своей спецификой. При этом сексуальная цель определялась им следующим образом: «Важно заменить проецированные ощущения на эрогенные зоны таким внешним раздражением, которое прекращает ощущение раздражения, вызывая ощущение удовлетворения».
Сосредоточив внимание на раскрытии специфики сексуальной цели инвертированных и детей, основатель психоанализа исходил из того, что первоначальной целью человека является получение удовольствия. По его мнению, «грудной младенец выполняет действия, не имеющие другой цели, кроме получения удовольствия». Сначала ребенок переживает удовольствие при приеме пищи, но скоро научается получать его от возбуждения эрогенных зон рта и губ, то есть получает сексуальное удовольствие при сосании груди матери. Сексуальные цели детей от трех до восьми лет находятся в тесной связи с сексуальным исследованием самого ребенка, а извращенный характер некоторых из этих целей зависит от конституциональной незрелости ребенка, который «еще не открыл цели акта совокупления».
   В дальнейшем понятие цели использовалось З. Фрейдом как в плане уточнения направленности инфантильной сексуальности на различные эрогенные зоны, так и с точки зрения рассмотрения задач, стоящих перед воспитанием детей, культуры в целом, а также цели жизни. В частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он замечал, что цель традиционного воспитания – сделать сексуальную волю нового поколения послушной, а его идеальная цель – «сделать жизнь ребенка асексуальной». В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) им была высказана мысль, согласно которой, если принять как не допускающий исключения факт, что вследствие внутренних причин все живущее умирает, возвращается к неорганическому состоянию, то отсюда напрашивается вывод: «целью всякой жизни является смерть». В работе «Недовольство культурой» (1930) основатель психоанализа писал о том, что для установления сильных идентификаций между членами сообщества, для укрепления социальных связей культура пользуется всеми средствами, всячески ограничивает и подавляет сексуальную жизнь человека и мобилизует все силы «заторможенного по цели либидо».
   С точки зрения З. Фрейда, программа принципа удовольствия в индивидуальном развитии придерживается главной цели – достижения счастья. Процесс культурного развития осуществляется по мере достижения иной цели – создания единства из множества индивидов. Хотя при культурном развитии цель «осчастливить» индивида еще сохраняется, тем не менее «она оттесняется на задний план». В конечном счете целью культуры является обуздание сексуальных и агрессивных влечений человека. Другое дело, что, несмотря на все усилия со стороны современной культуры, достижение этой цели оборачивается, по мнению основателя психоанализа, невротизацией человека. Отсюда – актуальность психоаналитической терапии, целью которой является смягчение заповедей и запретов индивидуального Сверх-Я, отражающего соответствующие суровые заповеди и запреты Сверх-Я культуры. Как индивидуальное Сверх-Я, так и культурное Сверх-Я мало считаются с фактической душевной конституцией человека. Исходя из этого, З. Фрейд подчеркивал, что «в терапевтических целях нам приходится поэтому бороться со Сверх-Я, понижать уровень его притязаний».   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Цель
осознанное представление о том результате, который должен быть достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения. «В психологии понятие «цель» также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат (образ «потребного» будущего по Н. А. Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма» (А. Г. Асмолов). В логике именно человеческой активности понятие «цель», выступая в качестве желаемой модели осознаваемых действий, своего рода предвосхищающего образа намеренных усилий субъекта, предполагает предварительное выстраивание плана специфических поведенческих актов и последовательный их анализ и соотнесение с поставленной целью. В рамках социальной психологии развития личности и психологии управления (прежде всего тогда, когда речь идет об организации) цель нередко раскрывается в качестве своеобразного временно отдаленного образа, своего рода социального «маяка», на который ориентируются, планируя какое-то целенаправленное действие, и с которым сверяют правильность и адекватность выбранного курса, вектора развития. Как правило, подобный «горизонтный» образ обозначают с помощью специального термина — «vision». Так, выдвинув, обосновав и прияв определенный «vision», например, если дело касается какой-то конкретной фирмы, ее собственники, менеджерский состав совместно с организационными консультантами, планируя и анализируя как принимаемые ими и реализуемые стратегические решения развития компании, так и повседневные совершенно обыденные решения, должны достаточно жестко соотносить их последствия с тем образом, который выстроен ими как определенная, привязанная к совершенно конкретному времени по исполнению цель. Кстати, личностный «vision» требует от субъекта столь же неукоснительных сопоставлений конкретных поведенческих действий и конечной цели. Если оказывается, что принимаемые решения и осуществляемые поступки не «работают» на «vision», то необходимо либо перестраивать образ будущего, либо кардинально менять содержание и направленность актуальной поведенческой активности. Практически та же ситуация складывается, когда речь идет конкретно о сфере образования. Так, если теоретическая педагогика, отвечая на вопрос «как должно быть?», практически выстраивает модель желаемого (свое рода «vision»), психология, отвечая на вопрос «что есть на самом деле?», позволяет судить о том, адекватны ли данной модели конкретные усилия. И если выявлено несоответствие, решение вопроса опять же лежит в логике: либо должна меняться целевая модель, либо должны быть подобраны иные, соответствующие ей способы ее достижения.
Практически все современные специалисты в области психологии менеджмента и организационного развития сходятся на том, что формирование качественного видения желаемого результата желаемого результата является одним из абсолютно необходимых условий успешности организации и важнейшей лидерской функцией. При этом видение результата в современных условиях все чаще рассматривается как сложный феномен, включающий когнитивные, поведенческие и эмоциональные аспекты как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Так, например, по мнению П. Вейла, «...видение — не просто описание того, ради чего существует организация и какие товары и услуги она намерена выводить на рынок. Видение — это отображение действий, которые организация намерена предпринять, и свойств, которые она стремится приобрести. Последние отражают смысл всех этих действий для сотрудников». При этом «в формулировке видения мотивационные аспекты выражены не менее сильно, чем описательные. Оно выражает чувство, которое испытывают обладатели видения по отношению к организации и ее функционированию». В организационном контексте «видение выступает цементирующей основой, связывающей людей, которые прилагают совместные усилия и разделяют общие ценности»1.
Справедливости ради стоит отметить, что, с точки зрения П. Вейла, в собственно социально-психологическом смысле «понятия видения и общей цели тесно связаны между собой и в то же время различаются. Оба этих выражения подразумевают, что группа приписывает чему-либо позитивный смысл, который способен активизировать эту группу и ее членов. В понятии “видения” подчеркнуто наличие ясного представления о том, что именно проникнуто этим позитивным смыслом, — это нечто осязаемое, вроде здания или нового товара, или события, наступления которого ожидают. ... Цель, или назначение, представляют собой причину, по которой это “нечто” кажется нам желаемым и наполненным смыслом. ... Видение и цель “соединенными усилиями” привносят ясность и согласие членам организации и укрепляют их преданность делу»1.
И все же, с практической точки зрения, в большинстве случаев представляется совершенно оправданным рассматривать цель и видение в качестве не просто взаимосвязанных, но во многом синонимичных понятий. В этой связи наибольший интерес представляют достаточно подробно разработанные на сегодняшний день схемы формирования общего видения в группах, функционирующих в рамках различных организаций, тем более, что данный процесс является одним из базовых компонентов целенаправленной деятельности по формированию команд.
П. Вейл и его коллеги на основании результатов лонгитюдных исследований в данной области выявили восемь факторов, наиболее значимых для формирования эффективного группового видения: создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе; развитие чувства команды; рассмотрение ключевых проблем организации с «внешней» позиции; открытость и доступность официального лидера; работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения; работа над раскрытием чувств; работа над схемой трансляции видения персоналу организации; систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации.
Создание продуктивного межличностного взаимодействия в группе предполагает обеспечение условий максимальной открытости и социальной безопасности, не только позволяющих, но и в известном смысле провоцирующих членов группы к содержательному обсуждению проблем, полностью или частично табуированных в условиях повседневной профессиональной деятельности, причем в максимально неформальной, доверительной манере. Как считает П. Вейл, «сюда включаются разговоры, происходящие между сотрудниками организации, которые в обычных условиях не имеют поводов для общения. Разговоры на темы, которые в обычных условиях, как правило, не затрагиваются. Разговоры на более личностном уровне, чем обычно... такие, которые участники вряд ли могут вести при обычных обстоятельствах»2.
Развитие чувства команды в данном контексте подразумевает прежде всего повышение групповой сплоченности и осознание членами группы важности межличностной кооперации и вклада каждого участника для реализации как групповых, так и индивидуальных целей. По справедливому замечанию П. Вейла, «слишком часто члены организации нуждаются в укреплении чувства команды еще до того, как можно начать говорить о выработке общего видения. Чувство команды укрепляется путем выполнения различных задач, порой в конкурентных условиях, которые порождают более тесные взаимоотношения между людьми»3. Заметим, что в этих целях могут использоваться и иные приемы и техники, направленные на усиление действия факторов, повышающих групповую сплоченность.
Рассмотрение ключевых проблем организации с «внешней» позиции предполагает отказ как от когнитивных, так и эмоциональных стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью членов группы, и возможность оценить силу, слабость и перспективы организации в широком контексте, связанным с изменениями, происходящими в отрасли и обществе в целом. Как считает П. Вейл, «формулирование видения предполагает необходимость занять более “отдаленную” точку наблюдения. Используя специальные упражнения, члены организации могут лучше оценить, в каком направлении развиваются мировые процессы и какие конкретно роли должна сыграть организация в создавшихся условиях. ... Часто члены организации узнают о ней и среде, в которой она существует, много интересного, то, о чем раньше им никогда не приходилось слышать: например, о имеющихся у организации возможностях или о существовании угроз. Такой опыт поясняет многое и может послужить мощным толчком к формированию более ясного видения»1.
Открытость и доступность официального лидера подразумевает, с одной стороны, возможность для сотрудников максимально открыто заявить о своем видении как собственно организационных, так и личностных перспектив, а с другой — для организационного лидера не только получить полноценную и объективную информацию о «состоянии умов», но и, в свою очередь, поделиться собственным видением в неформальной обстановке и обрести истинных последователей и партнеров для реализации планируемого будущего. Как отмечает в данной связи П. Вейл, «то, что реально думает босс об организации, может послужить важнейшим стимулом к формированию видения. Порой нужно провести краткое обучение (тренинг), чтобы лидер научился балансировать на тонкой грани между возможностью высказать свои мысли и чувства и опасностью подавить своим авторитетом участников совещания. Если действовать умело, рефлексия начальника по поводу того, каким ему видится будущее и чего он хочет добиться для организации, может поощрить прочих участников говорить вслух то, что они думают. Это также может способствовать укреплению приверженности сотрудников интересам организации»2.
Работа по разрешению конфликтов и интеграции альтернативных точек зрения прежде всего, подразумевает решительный отказ от попыток «заморозить» и «затушевать» конфликты, возникающие в процессе работы по формированию видения, а также от игнорирования любых, даже самых абсурдных, на первый взгляд, точек зрения. Это тем более важно, поскольку «любое обсуждение столь важных вопросов, как организационное видение, может выявить (и, более того, практически всегда выявляет — В. И., М. К.) существование различных мнений и точек зрения на вопрос, а часто и вполне обозначившиеся конфликты. Если эти разногласия не признавать и не разрешать, они будут проявляться в интерпретации видения сотрудниками, за счет чего не удастся достичь необходимой приверженности общему делу»3.
Работа над раскрытием чувств необходима, поскольку полноценное видение, как уже отмечалось выше, обязательно содержит отчетливо выраженный эмоциональный компонент — «...видение — не просто абстрактное представление об организации. Это прочувствованное лично представление об организации, какой она может стать, о ее человеческих ценностях, и о роли, которую каждый может сыграть в реализации видения». Кроме того, возможность открыто выражать не только содержание перспективных целей, но и связанные с ним эмоции существенно повышают эффективность групповой работы по формированию видения. Более того, по мнению П. Вейла и его коллег, без этого работа обречена на неуспех: «Энтузиазм, страсть, приверженность, оптимизм, ощущение настоятельной необходимости — вот самые важные чувства. Если они не возникают на семинаре, посвященном формированию видения, это значит, что обсуждаемое не вызвало интереса у участников»1.
Работа над схемой трансляции видения персоналу организации, в отличие от предшествующих факторов, носит отчетливо выраженный конвергентный характер. Она предполагает создание надежно функционирующих каналов доведения сформулированного видения в доступной и эмоционально привлекательной форме до всех сотрудников организации. Это тем более важно, что «в возбуждении, сопутствующем формированию видения, легко забыть, что успех зависит от того, что участники совещания смогут донести до рабочих мест, что они скажут сотрудникам, которые не были на совещании, какие шаги предпримут, чтобы начать внедрять видение и т. д. Если не будут подняты эти вопросы на семинаре, практический успех менее вероятен. Если видение не оказывает большого влияния на организацию, то, скорее всего, слишком мало внимания было уделено повседневной работе, что будет проводится по его окончании»2.
Систематизация дальнейшей работы по реализации видения, а при необходимости и его трансформации наиболее тесно связана с предыдущим фактором. Ее необходимость обусловлена необходимостью постоянной проверки траектории движения организации к намеченной цели, оценки промежуточных результатов, а также при необходимости внесения корректив как в само видение, так и в схему его трансляции персоналу организации. Как отмечают на основе анализа результатов научно-исследовательской и практической работы П. Вейл и его коллеги, часто участники семинаров и других форм групповой работы по формированию видения совершенно самостоятельно приходят к выводу о необходимости продолжения работы в подобном формате вплоть до полной реализации видения.
Легко заметить, что все перечисленные факторы тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому П. Вейл приходит к совершенно обоснованному выводу о том, что «на эффективных семинарах по формированию видения обязательно обращают внимание на все восемь факторов. На менее успешных — обязательно проигнорируют какие-то»3. Как показывает практика, привлечение социального психолога для организации и оптимизации работы по формированию видения является наиболее эффективным средством избежать этих и иных упущений. Вполне понятно, что в таком случае обеспечение условий для формирования качественного группового видения в организационном контексте, отслеживание этого процесса и управление им являются непосредственной предметной задачей социального психолога-практика, на решение которой направлены его усилия. Однако и при решении прикладных социально-психологических задач, не имеющих непосредственного отношения к формированию видения, вопрос о реальных целях и путях их достижения как группы в целом, так и отдельных ее членов, как правило, является высоко значимым. Поэтому практический социальный психолог, работая с конкретной общностью, должен иметь исчерпывающую информацию о целевых намерениях ее членов и ее в целом как коллективного субъекта, так как в противном случае он оказывается неспособным соотнести свои профессиональные цели с индивидуальными и групповыми целями в вверенной его попечению общности.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007