ИНФОРМАЦИЯ
факты (данные), организованные и/или преобразованные для последующих интерпретации и преобразования в знания.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
ИНФОРМАЦИЯ
1. Некие сведения об окружающем мире и идущих в нем процессах - объект хранения, переработки и передачи - воспринимаемые человеком или специальными устройствами. 2. Сообщения о положении дел, о состоянии чего-либо.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ИНФОРМАЦИЯ
(лат. informare — давать сведения о чем-либо) — категория кибернетики, используемая психологией: сведение, учитываемое не по его содержанию, а по уровню организации и объему.
Омоним в значении передача И. устарел и заменен термином «информирование».
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Информация
сообщение, совокупность сведений, принимаемых человеком извне с помощью технических каналов связи, печатной продукции, наглядных пособий и пр. Значимые, относящиеся к делу сведения называются релевантной И., незначимые — иррелевантной И. Умышленно ложная И. называется дезинформацией.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Информация
одно из актуальных, фундаментальных и дискуссионных понятий в современной науке и практике. В связи с отсутствием общего определения, в различных предметных областях имеет различные интерпретации. Философия рассматривает две противостоящие друг другу концепции: первая квалифицирует И. как свойство всех материальных объектов, как атрибут материи (атрибутивный подход), вторая связывает ее лишь с функционированием самоорганизующихся систем (функциональный подход) (Носкова Т. Н.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
ИНФОРМАЦИЯ
1) совокупность сведений, данных, знаний; 2) энергетически слабое воздействие, воспринимаемое организмом как закодированное сообщение о возможности, многократно более мощных влияний на него со стороны других организмов или факторов среды и вызывающее ответную реакцию; 3) одно из основных кибернетических понятий, некоторые входные данные, перерабатываемые для получения данных на выходе; 4) один из важнейших природных ресурсов и одновременно общественных достояний, поскольку все развитие человечества - результат освоения и переработки информации, получаемой из окружающей человека среды и накапливаемой обществом; 5) осведомление, получение данных о положении дел, о событиях и т.д.
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
Информация
лат. informatio - разъяснение, изложение) - 1. сообщение, сведения, знание о чем-либо; 2. в теории нформации - квантификация массива пунктов в терминах числа выборов. Например, в ответе на вопрос:”Идет ли дождь?” содержится один бит информации, т.е. имеется лишь 2 выбора (дождь идет или не идет). Объем информации расчитывают по формуле: Log 2 H (где Н - число выборов). Таким образом, если число равновероятных выборов составляет 16, то объем информации равен 4 (Log 2 от 16 равно 4 или 4х2 = 16). Иными словами, чем менее вероятно событие, тем больше информации содержит сообщение о нем. В физике аналогичным «информации» термином является энтропия (греч. en - внутрь, thrope - поворот, превращение), т.е. мера внутренней неупорядоченности системы, ее непредсказуемости. Попытка когнитивных психологов использовать понятие информации в значении 2 успеха не имела.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ИНФОРМАЦИЯ
от латинского informātiō – «разъяснение, представление, понятие о чём-либо», от латинского informare – «придавать вид, форму, обучать; мыслить, – «фундаментальное проявление динамических свойств мира, его структурно-смыслового и качественно-количественного разнообразия» (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). В кибернетике это понятие выступает в роли центральной категории, наряду с понятиями связи и управления. И. различают по видам: техническая, политическая… и пр. Использование И. в психологии позволяет изучать структуру психологических процессов и состояний, анализируя разнообразие их компонентов, выражая их в основных информационных характеристиках (энтропия, избыточность и др.). В результате мы получаем возможность их сравнения по одному из важнейших признаков: характеру многообразия входящих в анализируемую систему (процесс) компонентов, который отражает их взаимосвязи и взаимозависимости. Согласно У.Р. Эшби, понятие И. неотделимо от понятия разнообразия. А ввиду того, что любое разнообразие элементов (например, входящих в структуру личности, т.е. её компонентов) может быть представлено как множество, создаётся возможность определить количество информации (в битах), заложенное в структуре системы личности, и трактовать её как функцию данного множества. В экстремальных условиях чрезвычайно важны такие характеристики информации как ее объективность, точность, правдивость, срочность поступления, ожидаемость, степень новизны и др.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
ИНФОРМАЦИЯ
information; Information) относится ко всем тем данным, которые поступают к человеку извне по разным чувственно-перцептуальным и сенсорно-моторным каналам, а также к тем данным, которые уже переработаны центральной нервной системой, интериоризованы и реинтерпретированы человеком и представлены в его голове в виде ментальных репрезентаций. Когнитивный поворот в науке поставил в центр исследовательских интересов прежде всего когнитивную информацию как специфически человеческую информацию, приобретаемую в опыте познания мира при восприятии и обобщении этого опыта. Собственно предметом когнитивной науки является ментальная информация, которую Дж.Фодор определяет как «внутренний код» [Fodor 1975]; Дж.Миллер и Ф.Джонсон-Лэрд под ментальной информацией подразумевают «концептуальную структуру» [Мiller, Johnson-Laird 1976]; Р.Джекендофф к задачам когнитивной теории относит изучение структуры ментальной информации и принципов «компьютации» (вычисления) этой информации [Jackendoff 1992]. Ментальная информация имеет отношение к различным ментальным пространствам, содержание которых могут составлять как сведения реальном мире, так и о планах, убеждениях, интенциях и т.п. Концептуальная информация рассматривается как результат познавательной деятельности человека, как та содержательная информация, которая уже стала продуктом человеческой обработки и структурации знаний. Концептуальная информация возникает в процессе осмысления всей поступающей по разным каналам информации и может включать как сведения об объективном положении дел в мире, так и сведения о возможных мирах и положении дел в них.
Источник: Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова и соавт. 1997
ИНФОРМАЦИЯ
термин, используемый в разных науках в следующих основных значениях: 1. В теории информации И. в ее строгом, формально-научном определении означает количество выборов, которые человек может сделать в той или иной ситуации. Количество информации здесь измеряется в битах и сокращенно обозначается латинской буквой H. Соответственно количество информации, содержащейся в совокупности одинаково вероятных случаев, определяется математическим выражением: H = log2N, где N-число выборов. Так, если человек имеет возможность сделать единственный выбор из двух равновероятных случаев, то количество информации, которую он при этом получает, равно одному биту; если человек выбирает из 16 случаев, то при этом получает 4 бита информации. И. в формально-математическом понимании стала одним из основных понятий информатики, являющейся, в свою очередь, частью кибернетики-науки, изучающей живые организмы с точки зрения их способности воспринимать, сохранять, использовать и передавать разнообразную И. Организм и мозг человека являются одной из самых сложных систем, выполняющих соответствующие функции. 2. В менее строгом определении И. означает знания, представления, сведения, получаемые и передаваемые людьми непосредственным путем, через соответствующие органы чувств или при помощи различного рода технических средств, посредством которых происходят запись, хранение и передача так понимаемой И. Существенную роль в восприятии и переработке И. играют познавательные (психологические) процессы человека, поэтому на них распространяются многие положения современной теории информации (информатики). См. информатика, процессы психические (психологические).
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ИНФОРМАЦИЯ
1. 8 теории информации этот термин употребляется формальным образом для квантификации массива пунктов в терминах числа выборов, которые есть у каждого, имеющего дело с этими пунктами. По определению, количество информации, измеряемое в битах и сокращенно обозначаемое как Н, содержащееся в массиве равновероятных выборов, выражается как log2 N, где N – число выборов. Таким образом, ответ на вопрос: "Дождь идет?" – будет обеспечивать один бит информации, так как имеется только два выбора (да или нет) и log2 2=1. (Обратите внимание, что не имеет значения, истинен ответ или нет.) Если кто-то выбирает из 16 равновероятных альтернатив, этим выбором будет обеспечиваться 4 бита информации (log216 = 4). В общем, чем менее вероятно событие, тем большее количество информации передается с его возникновением.
Интересно, что это употребление понятия информация параллельно тому, что физикам известно как энтропия или случайность. Когда множество сильно структурировано и не характеризуется случайностью, показатели и энтропии, и информации низкие. Это значение термина, следовательно, связано не с тем, что сообщено, но с тем, что могло бы быть сообщено; следовательно, его следует концептуально различать с 2. 2. Свободное значение: любой материал с содержанием. Это значение термина близко к стандартному значению в неспециальном употреблении. Информация здесь, в основном, любое знание, которое получено, обработано и понято. Когда понятие моделей обработки информации впервые вводилось в когнитивной психологии, термин информация использовался в значении 1. Однако трудность в определении того, сколько информации содержится в чем-то и, следовательно, обрабатывается кем-то, кто имеет дело с относительно прямым, но сложным сообщением (например, это предложение), быстро привела к смещению к значению 2.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ИНФОРМАЦИЯ
от лат. informatio – разъяснение, изложение) – первоначально – любые сведения, передаваемые людьми устным, письменным или др. способом; с середины ХХ в. – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, людьми и техническими устройствами, техническими устройствами, обмен сигналами в растительном и животном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. В конфликтологии информационный подход к изучению и регулированию конфликтов пока не обоснован, необходимость и значение его не осознаны в силу молодости науки. Информационный подход в конфликтологии м. б. применен в четырех основных сферах. 1. Сфера исследования реальных конфликтов, каждый из которых можно подвергнуть системно-информационному анализу. Любые решения и действия участники конфликта предпринимают на основе информационных моделей конфликтной ситуации, имеющейся у них. Сам процесс конфликтного взаимодействия представляет собой обмен И. между участниками конфликта. Ключ к пониманию конфликтов лежит в исследовании информационной среды, в условиях и под воздействием которой они возникают, развиваются и завершаются. 2. Стереотипы поведения людей в конфликтах являются результатом информационного воздействия опыта жизни человека. Изучение того, какие виды И. и каким образом формируют неосознаваемые мотивы конфликтных действий человека в будущем, – важное направление исследования и регулирования конфликтов. 3. Воздействие третьей стороны на конфликт с целью его конструктивного разрешения носит информационный характер. Качественное информационное обеспечение управления конфликтом – ключевое условие успешной работы конфликтолога. 4. Сама конфликтология представляет собой научные знания о конфликтах, развитие которых подчинено законам получения, передачи и хранения И. В ХХ в. авторы 607 диссертаций по конфликтологии использовали при проведении исследований примерно 10 % И., имеющейся по проблеме в науке, которую они представляют, и примерно 1 % И. из смежных наук. Трудности в распространении конфликтологической И. тормозят развитие науки.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ИНФОРМАЦИЯ
от лат. informare — составлять понятие о чем-либо) — совокупность сведений, уменьшающих неопределенность в выборе различных возможностей. В инженерной психологии — любые изменения в управляемом процессе, отображаемые на информационной модели или непосредственно воспринимаемые оператором, а также команды, указания о необходимости осуществления тех или иных воздействий на процесс управления. Любое сообщение информативно, если оно представляет то, чего мы не знали до этого сообщения. Сообщение представляет собой совокупность сведений о некоторой физической системе. Применительно к деятельности оператора сообщение — это совокупность зрительных, акустических и иных сигналов, воспринятых в данный момент времени, а также «сигналов», хранимых в памяти оператора. Сообщение приобретает смысл (содержит определенное количество информации) только тогда, когда состояние системы заранее не известно, случайно, то есть системе заранее присуща какая-то степень неопределенности. В качестве меры неопределенности используется понятие энтропии. Неопределенность системы уменьшается при получении каких-либо сведений об этой системе. Чем больше объем полученных сведений, чем они более содержательны, тем большей информацией о системе можно располагать. Поэтому естественно количество информации измерять уменьшением энтропии той системы, для уточнения состояния которой предназначены эти сведения. Если исходная (априорная) энтропия системы была Н(Х), а после получения сведений об этой системе (напр., после обновления информации на средствах отображения) энтропия стала Н0 (Х), то количество полученной информации равно: 1 = Н(Х)-Н0 (Х). В том практически важном случае, когда после получения сведений состояние системы стало полностью определенным, т. е. Н0 (Х) = 0, количество полученной информации равно энтропии системы: 1 = Н(Х). Используемая в деятельности оператора И. классифицируется по ряду признаков. По назначению И. может быть командной (дает указания о необходимости проведения определенных действий) и осведомительной (дает представление о сложившейся ситуации). По своему характеру И. может быть релевантной (полезной в данной ситуации) и иррелевантной (бесполезной в данной ситуации; такая И. может оказаться и вредной с точки зрения эффективности работы оператора, тогда она называется помехой). И, наконец, с точки зрения полноты И. разделяется на избыточную и безызбыточную. Введение избыточности (изображение, естественный язык и т. п.) является эффективным средством борьбы с помехами, повышает помехоустойчивость работы оператора. Количество И., передаваемой операторам со средств отображения на органы управления, может существенно отличаться от количества поступившей И. (энтропии источника И.). Это отличие обусловлено, во-первых, тем, что, как и для технического канала связи, часть информации Н п6м может быть потеряна за счет воздействия помех. Во-вторых, количество И. увеличивается за счет использования дополнительной И. Она образуется за счет привлечения некоторых данных, хранимых в памяти оператора, а также в том случае, если в процессе решения задачи оператору нужно провести какие-либо вычисления, проверить логические условия или осуществить запоминание некоторой части информации. Поэтому в общем случае количество И., перерабатываемой оператором, равно Н = Н + Н — Н . Единицей измерения количества И. является двоичная единица, или бит. Бит — это энтропия простейшей системы, имеющей два равновероятных состояния. Одну двоичную единицу один бит) оператор получает при выборе одного из двух равновероятных сигналов. В инженерной психологии и эргономике изучаются такие характеристики И., как ее количество, ценность, достоверность, избыточность, безопасность, а также такие информационные процессы, как кодирование, сжатие, старение, рассеивание, воспроизведение И.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г