МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА СТРУКТУРНАЯ Модель линзы

МОДЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

Найдено 4 определения термина МОДЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

МОДЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

понятие, используемое в психологии инженерной. Означает систему представлений человека-оператора о целях его деятельности, о состоянии предмета управления и способах воздействий на него.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

в инженерной психологии) (англ. conceptual model) - совокупность представлений оператора о целях и задачах трудовой деятельности, состоянии предмета труда - технических средств и внешней среды, о собственных способах управляющих воздействий. Представления, составляющие содержание К. м., не являются только отражением реальности. Они играют роль обобщенных схем поведения, сформированных в процессе обучения и тренировок. К. м. характеризуется огромной информационной избыточностью, но актуализируются и осознаются в тот или иной момент лишь оперативные образы и схемы поведения, связанные с непосредственно решаемой задачей (оперативная К. м.), которая формируется оператором на основании анализа информационной модели. (В. М. Мунипов.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Концептуальная модель

Словообразование. Происходит от лат. cоnceptus - понятие.

Категория. Форма представлений.

Специфика. Система представлений человека-оператора о целях его деятельности, состоянии предмета управления и способах воздействий.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

от лат. concertio — совокупность, система, сумма и modulus — мера, образец) — совокупность представлений оператора о реальном и прогнозируемом состоянии объекта управления и СЧМ в целом, о целях и способах реализации своей деятельности. Образы и представления, включенные в содержание К. м., не являются только отображением обстановки в СЧМ, они играют роль обобщенных схем, используемых при принятии решения и осуществлении исполнительных действий. Различают постоянные и оперативные К. м. Первые характеризуются большой избыточностью и включают общие представления оператора о времени и пространстве, стратегических целях деятельности, систему ценностей и оценок, представление о возможных способах реагирования на ситуацию. Такое понимание К. м. близко к понятию образа-цели. В оперативных К. м. актуализируются и осознаются в данный момент времени лишь образы и схемы действий, связанные с непосредственно решаемыми задачами. В таком понимании понятие К. м. близко по своему содержанию к понятию оперативного образа. К. м. имеет сложный полимодальный характер и может содержать зрительные, слуховые, тактильные и другие составляющие. Значительное влияние на К. м. оказывает индивидуальный сенсорно-перцептивный опыт оператора, а также усвоенная им семиотическая система, характерная для данной культуры. Несмотря на структурную сложность, К. м. представляет собой целостное отражение действительности, обладающее тенденцией к совершенствованию. Формирование и совершенствование К. м. оператора являются одной из ключевых проблем инженерной психологии.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Концептуальная модель профессии психолога в контексте профессиональной культуры

Исаева Н.И.
Скачать PDF

Концептуальная модель становления профессиональной субъектности будущих психологов

Исаева Наталья Евгеньевна
Обосновывается концептуальная модель становления профессиональной субъектности будущих психологов как психологического образования, обеспечивающего самодетерминацию и саморегуляцию деятельности, самореализацию личности в профессии и жизни в целом.
Скачать PDF

Исследование структуры расстройств мышления при шизофрении с позиций концептуальной модели психики Л

Чередникова Татьяна Владимировна
Целью исследования были систематизация и анализ патологических феноменов мышления при шизофрении для изучения структурных механизмов их нарушений и классификации в рамках теоретической модели мышления Л.М. Веккера. В исследовании приняли участие 125 человек с различными расстройствами шизофренического спектра. Было использовано 19 диагностических методик, среди них 4 вербальных и 3 невербальных теста мышления. Факторный анализ полученных результатов выделил 7 независимых факторов структурных расстройств мышления, предсказанных тестируемой теоретической моделью.
Скачать PDF

Выявление сформированное™ концептуальной модели деятельности, направленной на оздоровление, путем оц

Черепов Е. А., Потапов В.Н., Исаев А.Л., Комельков С.А.
Представлена концептуальная модель оздоровления средствами физического воспитания.
Скачать PDF

Персональное пространство в музыке: концептуальная модель «Я-Я»

Мозгот Светлана Анатольевна
Рассматриваются две наиболее типичные формы моделирования персонального пространства в музыке: обращение к Альтер эго («другой я») и Альтер парс («противоречащая сторона»), выражающие взаимодействие с самим собой по типу «Я-Я». При этом устанавливается, что наиболее характерным для этой модели становится совмещение пространственных позиций описания в виде Я-наблюдающий и Я-переживающий с определёнными музыкальными признаками этих позиций. Делается вывод, что моделирование персонального пространства в музыке строится путём выхода на уровень коллективного бессознательного и использованием системы символов, бинарных оппозиций, принципа цикличности, свойственных мифологическому пространству-времени.
Скачать PDF

Концептуальная модель мотивации военно-профессиональной деятельности офицеров ВВС России

Ткачев Роман Владимирович
В статье рассматриваются основные подходы, раскрывающие сущность и содержание феномена мотивации. Автор предлагает определение мотивации военно-профессиональной деятельности офицеров ВВС России и приводит ее концептуальную модель.In the article the main approaches revealing the essence and the maintenance of the phenomenon of motivation are considered. The author offers definition of motivation of the military professional activity of officers of the Russian Air Forces and gives its conceptual model.
Скачать PDF

Концептуальная модель психологической безопасности личности учителя

Ефимова Наталия Сергеевна
В статье рассматриваются проблемы психологической безопасности личности. Определены структура, содержание, функции психологической безопасности личности педагога. Предложено определение психологической безопасности личности, уровневая организация психологической безопасности.
Скачать PDF

Виртуальный подход в социально-историческом познании (основные положения концептуальной модели)

Асадуллин Эльдар Фаритович
В статье представлен вариант концептуальной модели виртуального подхода в социально-историческом познании. Данная модель построена на полиотичной парадигме виртуального подхода в соответствии с новым, постнеклассическим типом рациональности. Значимость проведенного исследования состоит в том, что в ходе него было установлено и обосновано следующее положение: виртуальный подход методологически структурирует весь спектр применяемых к истории как собственно исторических, так и неисторических научных подходов и их результатов по их отношению к центру концепции человеку и человеческому обществу. Виртуальный подход позволяет выполнить важнейшую метатеоретическую функцию, организуя историческое познание на всех уровнях, применяя средства каждого подхода адекватно исследуемому предмету, области, уровню человеческого бытия в социально-историческом познании. Построенная концептуальная модель может применяться для философского осмысления социально-исторической действительности.
Скачать PDF

Концептуальная модель личностной безопасности студенческой молодежи

Кора Наталия Алексеевна
Статья посвящена проблеме обеспечения личностной безопасности студенческой молодежи в процессе обучения в вузе. Возможность решения данной проблемы автор видит вначале в определении теоретической модели личностной безопасности студенческой молодежи и дальнейшей ее реализации в образовательных учреждениях.
Скачать PDF

Психологический анализ концептуальной модели ценностной саморегуляции будущих педагогов

Галян Игорьмихайлович
В статье представлен психологический анализ теоретической концептуальной модели ценностной саморегуляции будущих педагогов, в основу которой положен субъектный подход к моделированию саморегуляционного процесса. Раскрывается специфика ценностной саморегуляции в профессиональной деятельности будущих педагогов через анализ целевого, процессуального, содержательного и результативного аспектов процесса удовлетворения их потребности в самореализации. Акцентируется внимание на трех ее составляющих: содержательно-психологической (детерминанты ценностной саморегуляции: личностный смысл, индивидуальные особенности субъекта и психические состояния), социально-психологической (условия ее осуществления: субъектность личности, ситуация и социокультурная среда) и структурно-функциональной (блоки, обеспечивающие непосредственный процесс саморегуляции: мотивационно-целевой, блок программирования и поведенческий). Указывается, что все они работают как целостный механизм, детерминируя, поддерживая и контролируя друг друга.
Скачать PDF

К вопросу о психологической жизнеспособности человека: концептуальная модель и эмпирический опыт

Рыльская Е.А.
В статье дается краткое теоретико-эпирическое обоснование концепции психологической жизнеспособности человека. Показано, что тенденции процесса научного познания феномена жизнеспособности развиваются в направлении от структурно-статических, элементных представлений к пониманию жизнеспособности как особой целостности, интегративного свойства человека, сущностью которого является его духовный потенциал. Дается описание концептуальной модели жизнеспособности человека. Приводятся результаты эмпирической верификации данной модели, включающие исследования обыденных представлений о жизнеспособном человеке, общей и компонентной структуры жизнеспособности и онтологических аспектов ее проявления.
Скачать PDF

Профессиональное становление личности педагога: проблемное поле и концептуальные модели

Корытова Галина Степановна, Никифорова Наталия Александровна
Представлен аналитический обзор научной литературы, посвященной проблеме профессионального становления личности педагога. Рассматриваются концепции профессионального становления в рамках двух моделей профессионального развития: профессионально ориентированной и личностно ориентированной. Анализируется состояние исследований в области профессионального становления личности педагога. Основное внимание сосредоточено на психологических детерминантах, обеспечивающих успешное профессиональное становление и осуществление профессиональной деятельности педагогических работников. Показано, что профессиональное становление личности педагога сопровождается формированием профессионально важных качеств личности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16