МЫШЛЕНИЕ
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
— обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субьективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют м. теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т.д.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
высший, неразрывно связанный с речью, познавательный процесс, сущность которого заключается в отражении в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Различают виды мышления: 1) интуитивное (протекает быстро, без четко выраженных этапов с минимальной осознанностью); 2) наглядно-действенное (решение задачи осуществляется с помощь реального физического преобразования ситуации); 3) наглядно-образное (связано с представлением ситуации и изменений в них); 4) практическое (связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени); 5) словесно-логическое (характеризуется использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств); 6) творческое (характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию); 7) теоретическое (направлено на открытие законов, свойств объектов).
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Процесс М. наиболее ярко проявляется лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Следовательно, М. всегда начинается с вопроса, ответ на который и есть цель М. Причем ответ находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходят видоизменение и преобразование имеющейся информации.
Литература
Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2.
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.
Любая форма психической деятельности, имеющей дело с представлениями.
В более узком понимании - психическая деятельность, связанная с решением проблем.
Основным вкладом психоанализа в психологию мышления явилось сделанное Freud (1900, 1911, 1917) различие между ПЕРВИЧНЫМИ И ВТОРИЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ: первичные процессы - способ мышления (психическая деятельность), присущий БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ (ИД), а вторичные процессы - те, которые характерны для СОЗНАНИЯ (ЭГО).
аутистическое мышлениеявляется исполняющим желание (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ); оно эгоцентрично и забывает о категориях пространства и ВРЕМЕНИ.
обсессивное мышление (см. ОБСЕССИЯ) подвержено АМБИВАЛЕНТНОСТИ, что ведет к попыткам примирить противоречивые утверждения и избежать занятия определенной позиции; в письменной и устной речи проявляется частым использованием "но" и "если".
шизофреническое мышление (см. ШИЗОФРЕНИЯ) показывает грубое вмешательство первичных процессов и аутистического мышления в мышление вторичных процессов, что ведет к частым эллипсам* и неологизмам, к нарушению синтаксиса, и к причудливым скачкам с одного обсуждаемого предмета на другой (типичные "ходы конем"), т.е. темы сменяют одна другую таким образом, что слушающий чувствует их взаимосвязь, но не может понять, в чем она заключается. Вполне возможно, что всем НЕВРОЗАМ и ПСИХОЗАМ свойственны определенные нарушения, проявляющиеся в виде характерных грамматических и синтаксических особенностей; однако общепризнанными являются только вышеупомянутые патологические типы мышления. См. Lorenz и Cobb (1953), Lorenz (1953). См. также СИМВОЛ.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
В типологической модели Юнга мышление представляет одну из четырех базовых функций, используемых для психологической ориентации. Как и чувство, относится к разряду рациональных функций. Если мышление является ведущей функцией, то чувство автоматически становится функцией подчиненной.
"Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то, и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Но в таком случае речь идет не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитых мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа" (ПТ, пар. 667).
"Это [мышление] есть апперцептивная деятельность, как таковая, она делится на активную и пассивную мыслительную деятельность; активное мышление есть волевое действие, пассивное мышление лишь свершается - оно есть случившийся факт. В первом случае я подвергаю содержание представлений волевому акту суждения, во втором случае образуются понятийные связи, формируются суждения, которые подчас могут и противоречить моему намерению, могут и не соответствовать моей цели и поэтому не вызывать во мне чувства направления, хотя впоследствии я и могу, с помощью активного, апперцептивного акта, дойти до признания их направленности <...> О мышлении же следовало бы говорить, по моему мнению, лишь там, где дело идет о связывании представлений при помощи понятий, где, следовательно, иными словами, имеет место акт суждения, безразлично, возникает ли этот акт суждения из нашего намерения, или нет" (ПТ, пар. 757 - 58).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Цель М. состоит в том, чтобы узнать о мире нечто такое, что недоступно непосредственному познанию с помощью органов чувств. М.-это и процесс опосредствованного познания человеком действительности. Данное высказывание следует понимать так: имея дело с М., человек для получения нужных ему знаний использует кроме естественных органов чувств еще и специальные дополнительные средства познания. К примеру, для того чтобы изучить то, что находится, вне пределов досягаемости органов чувств, человек может использовать бинокль, подзорную трубу или телескоп. Для того, чтобы познать микромир, человек пользуется микроскопом. Правила логики, которыми человек пользуется для вывода одних знаний из других, также представляют собой средства организации М. и получения новых знаний. Еще одним дополнительным определением М. может быть следующее: М.-это процесс обобщенного познания человеком действительности, т. е. получения общих знаний о ней на уровне представлений, идей и понятий. См. понятие.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
никакого отношения". При тонко подмеченной истине, заключающейся в этом утверждении, возможно, нам удастся найти середину, если мы рассмотрим этот термин как обозначающий, в наиболее общем смысле, любую скрытую когнитивную или мысленную манипуляцию идеями, образами, символами, словами, суждениями, воспоминаниями, понятиями, образами восприятия, убеждениями или намерениями. Короче говоря, этот термин используется таким образом, что он охватывает все мысленные действия, связанные с формированием понятий, решением задач, интеллектуальным функционированием, творчеством, сложным научением, памятью, символической обработкой информации, воображением и т.д. Немногие термины в психологии имеют такую широкую сеть и охватывают такой обширный массив коннотаций и способов употребления.
Некоторые компоненты, тем не менее, составляют ядро всех способов употребления, (а) Мышление используется для обозначения символических процессов; этот термин не предназначен для обозначения моделей поведения, объяснимых более скромными процессами, как у крыс, изучающих простой лабиринт, (б) Мышление трактуется как скрытый или имплицитный процесс, который не доступен непосредственному наблюдению. Наличие мыслительного процесса выводится либо из сообщений того, кто осуществлял этот процесс, либо из наблюдения поведенческих актов, например правильно решенная сложная проблема, (в) Обычно считается, что мышление включает манипуляцию некоторыми, теоретически выделяемыми элементами. О том, что именно представляют собой эти "элементы мысли", остается только догадываться. Различные теоретики предполагали, что это мышечные компоненты (Уотсон), слова или компоненты языка (Уорф), идеи (Локк), образы (Титчнер), суждения (Андерсон), операции и понятия (Пиаже), сценарии (Скенк) и т. д. Обратите внимание, что некоторые из этих гипотетических единиц довольно элементарны, другие вполне целостны. Независимо от этого, все это – серьезные предложения, и все они имеют, по крайней мере, некоторые свидетельства того, что они используются в процессе мышления.
Чтобы определить форму обсуждаемого мышления, часто используются уточняющие слова. Некоторые из этих специализированных терминов приводятся ниже, другие можно найти в соответствии с алфавитным порядком определяющего термина.
Простое нанизывание представлений, называемое некоторыми психологами ассоциативным мышлением, /116- С.464/ я считаю не мышлением, а просто представлением. О мышлении же следовало бы говорить, по моему мнению, лишь там, где дело идет о связывании представлений при помощи понятий, где, следовательно, иными словами, имеет место акт суждения, - безразлично, возникает ли этот акт суждения из нашего намерения или нет.
Способность к направленному мышлению я называю интеллектом, способность к пассивному или ненаправленному мышлению я называю интеллектуальной интуицией. Далее, направленное мышление, интеллект я называю рациональной (см.) функцией, потому что оно подводит содержания представлений под понятия на основании осознанной мной разумной нормы. Напротив, ненаправленное мышление, или интеллектуальная интуиция, является для меня функцией иррациональной (см.), потому что оно судит и упорядочивает содержания моих представлений по нормам, которые мной не осознаны и потому не познаны в качестве разумных. В известных случаях, однако, я могу впоследствии понять, что и интуитивный акт суждения соответствует разуму, хотя он и сложился на пути, который является для меня иррациональным.
Мышление, управляемое чувством (см.), я не рассматриваю как интуитивное мышление, но как мышление, зависящее от чувства, то есть такое мышление, которое не следует своему собственному логическому принципу, а подчиняется принципу чувства. В таком мышлении логические законы присутствуют лишь по видимости, в действительности же они сняты и заменены намерениями чувства.
Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Мышление аналитическое / Мысленне аналiтычнае / Analytical thinking– такое М. условно можно назвать рациональным, логическим. Мыслить аналитически– значит понимать суть явления; разбираться в причинно-следственных отношениях; уметь разложить на составные части сложную проблему; сравнить вероятные решения задачи и выбрать из них оптимальное; быстро определять в поступающей информации главное и второстепенное; находить сильные и слабые стороны в случившемся событии; выявлять возможности и ограничения; принимать решения, опираясь на статистические данные, и т. п. Мы используем нашу способность к аналитическому М., когда от нас требуется разложить объемную информацию на отдельные «кусочки» и, продвигаясь шаг за шагом, понять ее суть и логику.
Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности - с мотивацией, способностями и пр. На каждой стадии развития психического человек реализует процесс мыслительный, исходя из уже сложившихся мотивов и способностей; дальнейшее формирование мотивов и способностей происходит на последующих стадиях процесса мыслительного.
Мышление - предмет комплексных, междисциплинарных исследований. В частности, физиология изучает мозговые механизмы, с помощью коих реализуются акты мышления. Кибернетика рассматривает мышление как информационный процесс, фиксируя общее и различное в работе компьютера и в мыслительной деятельности человека. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности.
Различаются такие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяются также: мышление теоретическое и практическое (эмпирическое); логическое (аналитическое) и интуитивное; реалистическое - и аутистическое, связанное с уходом от действительности во внутренние переживания; продуктивное и репродуктивное; непроизвольное и произвольное.
Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, где выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята, но и принята субъектом - соотнесена с его сферой потребностно-мотивационной.
Деятельность мыслительная побуждается мотивами, кои являются не только условиями ее развертывания, но и влияют на ее продуктивность. Мышление характерно единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий.
Важный раздел психологии мышления и личности составляют исследования целеобразования. Здесь изучаются:
1) превращение полученного извне требования в реальную цель;
2) выбор одного из наличных требований;
3) соотношение произвольного и непроизвольного целеобразования;
4) временная динамика целеобразования;
5) преобразование неосознанных предвосхищений в осознанные цели;
6) выделение промежуточных целей.
В контексте проблематики деятельности совместной и общения мышление изучается в структуре отношений межличностных. Оно выступает как интерпретация реакций и движений других людей, как трактовка результатов действий предметных и деятельности в целом, как понимание речевой продукции других людей. Межличностное познание включает в себя формирование представлений об образе мыслей других людей, стиле их мышления; о том, что другой человек думает о субъекте мышления, и о том, что он думает по поводу того, что субъект думает о нем самом (-> рефлексия), и пр.
Мышление - составная часть и особый объект самосознания личности, в структуру коего входят:
1) понимание себя как субъекта мышления;
2) дифференциация "своих" и "чужих" мыслей;
3) осознание еще не решенной проблемы как именно своей;
4) осознание своего отношения к проблеме.
Считается доказанным, что мышление словесно-логическое - самый поздний продукт исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному мышлению составляет одну из линий этого развития. Мышление наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое - последовательные стадии развития мышления.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
М. функционирует как способ познания мира и инструмент влияния на него. М. как психический комплекс оперирует таким арсеналом, как понятия, образы, память, воображение. Обычно выделяют как главную форму словесное (вербальное) М. и внеязыковые формы М., напр., образные представления. Эти формы или типы М. сосуществуют, совмещаются в психической деятельности. Исследования М. глухонемых показывают, что М. может осуществляться и без базы конкретного языка, точнее, не быть вербальным. В то же время без "языка" как системы знаков (того же "языка жестов" глухонемых) М. не представляется возможным. Вербальное М. является высшим типом М. вообще. Очевидна закономерность: чем богаче словарь личности, лучше ее владение языком, тем гибче и шире ее М. (и наоборот). Именно благодаря словам (знакам отвлеченных понятий)) происходит закрепление в сознании людей сложных и часто противоречивых знаний и представлений о мире. Единицами "словарной памяти" оперирует психика в процессе М. наряду с образами, впечатлениями о запахах, температуре и др. устойчивыми ощущениями. Слова, словосочетания, модели синтаксиса, словообразования и словоизменения и др. представления о языке и навыки владения им (плюс иностранные языки как дополнительные инструменты вербальной формы М.) находятся в "архиве" долговременной памяти неокортекса ("нового мозга"). Но это - далеко не вся информация (содержимое) и не все инструменты и возможности М.
Органом М. является мозг, точнее неокортекс. Неокортекс ("новый мозг") - эволюционно последняя из частей мозга, находящаяся в голове. Две другие главные области мозга: "комплекс рептилий" (КР) и промежуточный мозг, лимбическая система (ЛС). В КР располагается подсознание - наследственный генетически суммарный опыт живого существа, доставшийся от бывших до него живых существ. В КР входят: спинной мозг, продолговатый мозг, понс (мозговой ствол), мозжечок (связан и с неокортексом), средний мозг. От неокортекса КР отделен ЛС. В ЛС встречаются содержимое подсознания (КР) и информация бодрствующего сознания (неокортекса). Эти встречи ведут к появлению сильных эмоций: любви, страха, ненависти, отваги, депрессии, чувства радости, удовольствия. ЛС отвечает за моторные функции тела - обмен веществ, температуры, сон, прием пищи, сексуальное поведение и др.
ЛС обладает собственной памятью, возможностями кратковременного накопления информации. Здесь накапливается сенсорная информация об окружающем мире, т. е. сведения, которые передают в ЛС сенсоры тела - уши, нос, глаза, кожа. Важнейшим из сенсоров являются глаза, до 90% поступающей к человеку информации - визуальная.
Между сознанием и подсознанием нет постоянной связи. Такая связь возникает только во сне и в некоторых особых ситуациях (алкогольного опьянения, прием определенных наркотиков, в пору полового созревания). Обычно именно во сне в ЛС появляется информация из подсознания (КР), которая в ЛС обрабатывается, фильтруется и передается в долговременную память ("архив") неокортекса - в сознание.
Древнейшая часть мозга - КР. Эта часть не только управляет дыханием, кровообращением, движением мускулов и мышц тела, но и обеспечивает координационные движения рук при ходьбе и жестикуляцию при речевом общении. С неокортексом КР связан как "восходящими", так и "нисходящими" путями, по которым происходит обмен информацией.
В КР собрана и собирается такая информация: а) личная генная (наследственная), которая определяет основной "проект" развития человека - форму тела, голос, походку, темперамент, характер, интеллект, жестикуляцию, а также врожденные болезни (артрит, спазмы сосудов, мигрень и др.), б) архаичные, идущие из очень давних эпох содержания памяти КР. (их еще называют "прообразами"), так же, как и личная генная информация, зафиксированные в ДНК, передаваемом по наследству генном материале, причем память КР самостоятельна и работает независимо от кратковременной памяти ЛС и долговременной памяти неокортекса, в) постоянно принимаемая сенсорными рецепторами (глаза, нос, уши, кожа) информация об окружающем мире и изменениях в нем.
Наиболее сложна проблема архаичных "праобразов" в памяти КР. Некоторые специалисты заявляли, что, во многих культурах Запада и Востока существуют очень старые мифы и легенды о драконах, т. е. ящерах, динозаврах, вымерших на Западе много миллионов лет назад, когда людей еще не было. Когда же нашли и описали останки динозавров, то легенды и мифы о драконах уже существовали много веков. Откуда в них информация о гигантских рептилиях? Предполагают, что она пришла в мифы и легенды о драконах из мозга (КР) людей, создававших мифы о драконах, используя "архив" памяти КР, его раздел архаических "праобразов". В промежуточный мозг, ЛС входят: гипоталамус, таламус, амигдала, кортекс ольфаториус, гиппокампус. Каждая из этих частей ЛС имеет свои функции и задачи. Напр., таламус занимается обработкой т. н. афферентных - только зарождающихся, начальных - возбуждений. Эти возбуждения (о которых в быту говорят, что "что-то такое брезжит в голове"), определяют как предсознание и основу для появления эмоций. Первичные реакции или начальные эмоции в таламусе долго не остаются, а передаются в неокортекс, т. е. поступают в сознание. Важные функции выполняет амигдала - небольшое миндалевидное приложение к ЛС. Это центр возникновения различных агрессий и страхов, которые взаимосвязаны. Гиппокампус обеспечивает возможности запоминать или вспоминать, также взаимосвязанные. Когда-то гиппокампус был исключительно кратковременным накопителем памяти о запахах, которая требовалась при преследовании добычи, ориентировании в лесу и при поиске и выборе полового партнера. У современного человека - это общая кратковременная память, где ненадолго собираются сенсорно воспринятые впечатления и раздражители, а также содержание подсознания, поступающее сюда от КР (обычно во время сна). Гиппокампус обрабатывает всю эту информацию, выделяет и передает самое важное в долговременную память неокортекса.
Неокортекс (или "новый мозг") появился сравнительно недавно, позже ЛС и, конечно, КР. У высших животных, включая человека, неокортекс отвечает за 2 такие фундаментальные функции всего живого, как инициатива и осторожность. В неокортексе сосредоточены характерные для человека познавательные функции, М.
"Новый мозг" делится на 5 частей: лобная (фронтальная) доля, височная доля, теменная доля, главная задняя доля и мозжечок (тесно связан и с КР). Собственно, когда мы говорим о человеческом М., то подразумеваем именно деятельность неокортекса.
В лобной доле сосредоточены центры таких важных способностей и функций М., как думание, чувствование, оценка. В передней части лобной доли находится и моторный речевой центр, который у "правшей" - в левой полусфере, а у "левшей" - в правой.
Лобная доля имеет многочисленные связи с таламусом и др. частями ЛС. Здесь возбуждения связываются с различными представлениями и осознаются затем как эмоции. Именно за счет роста соединений между сенсорами и эмоциональными возбуждениями развивается многостороннее М. - абстрактные представления и комбинированные суждения.
Главная задняя доля неокортекса - тот отдел мозга, где устанавливаются цвет, величина и форма предметов, движение и расстояние между ними. Этот отдел мозга проводит идентификацию различных объектов.
Здесь же находится такая важная функция сознания, как различение похожих объектов, напр., птицы и самолета в воздухе. Делается это с помощью т. н. "полей воспоминаний". Нарушения в задней доле неокортекса приводят к искажению восприятия визуальной информации, напр., к геометрическим волнообразным нарушениям в поле зрения, "черному пятну" в середине поля зрения, визуальным причудам - видимые на земле объекты воспринимаются как парящие в воздухе и т. п.
Височная доля "нового мозга" увязывает слуховые впечатления с визуальными. Повреждение этой части мозга может привести к афазии - утрате способности воспринимать речь. Пациенты с повреждениями в этом отделе мозга:
- полностью понимают звучащую речь, но не воспринимают письменную,
- понимают письменную речь, но не воспринимают звучащую речь,
- могут читать цифры, но не понимают значения букв,
- могут называть объекты, но не знать названия цвета.
Эти медицинские наблюдения доказывают, что в мозгу человека находятся 3 отдельных "ящика" - для чтения, письма и восприятия устной речи. Чтение, письмо и узнавание звучащих слов - разные способности.
Височная доля является мощнейшим накопителем долговременной памяти, т. е. позволяет человеку думать о будущем.
Теменная доля "нового мозга" занимается тонким и изощренным восприятием, осязанием различного рода. Этот отдел мозга различает вес, форму и структуру предметов, находящихся у человека в руке (когда на них не смотрим глазами). Главная функция теменной доли - обеспечить узнавание предметов, которые мы не видим.
Мозжечок помещается в задней части черепа. Он имеет различные связи с головным и спинным мозгом, т. е. это - связующее звено между неокортексом и КР. Главная функция мозжечка - преобразовывать намерения движения в конкретную последовательность, цепь движений. Это не только общие движения тела, но и гармоническое взаимодействие мускулов головы, туловища, конечностей. Кроме того, мозжечок синхронизирует и координирует все движения тела с движением глаз.
Общая картина человеческого мозга и его частей ясна, как ясны место и отношения между сознанием и подсознанием. Осталось отметить только, что сознание людей имеет ограниченную емкость. Его "проводимость", пропускная способность - 16 бит информации в 1 секунду. Текущий момент, т. е. промежуток времени, за которое впечатления осознаются как некое смысловое целое, составляет 10 секунд. Кроме того, помимо этой узости сознания, на него действуют эмоции: ослабляют или даже блокируют (затемняют) сознание.
Термином М. называют процесс познания мира, включая собственно "я", и процесс сложного взаимодействия и взаимовлияния с окружающей деятельностью в различных временных аспектах информационных (коммуникативных) и эмоциональных пластах. Выделяют такие характеристики М. как бытовое, научное, словарное (вербальное), образное, продуктивное и непродуктивное и др. См. еще ВОСПРИЯТИЕ, МОДАЛЬНОСТЬ, ФРЕЙДИЗМ.
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006
М. - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе М. важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
Начиная с XVII и вплоть до XX в. проблемы М. осознавались в логике эмпирических представлений о человеке и присущих ему способах отношения с внешним миром. Согласно этой логике, способной воспроизвести лишь пространственные взаимодействия "готовых систем", неизменные, как бы навечно дарованные человеку Богом или природой познавательные способности противостоят столь же неизменным свойствам, объектов. К родовым познавательным способностям относили: созерцание (способность сенсорной системы осуществлять в контакте с объектами их образно-чувственное отражение), М. и рефлексию (способность субъекта оценивать свои врожденные формы психической активности и соотносить с ними факты созерцания и выводы мысли). М. оставалась роль регистратора и классификатора чувственных (в наблюдении, в опыте, в эксперименте полученных) данных. Здесь М. - это прежде всего процесс обобщения их, осуществляемый якобы путем абстрагирования от их несущественных особенностей с помощью таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и классификация. Понимание познания как созерцания прежде всего (что нашло свое отражение в главном принципе сенсуализма: Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu - нет ничего в разуме, чего не было бы ранее в ощущениях) изначально обрекало разум и его способность к М. на непреодолимый отрыв от самой сущности объектов: лишь субъективные ощущения, образы восприятия и представлений оказывались конечным предметом мыслящего разума.
На этой основе развивались концепции М. в эмпирической, в частности в ассоциативной, психологии (Д. Гартли, Дж. Пристли, И. А. Тэн, Г. Эббингауз, В. Вундт). Формально-логические, т. е. отвлеченные от содержания, операционно-машинные действия субъекта со знаками и др. средствами общения полностью исчерпывали психологическое понимание М., т. е. содержательная сторона М. - сам его предмет - оставалась на чувственно-образном, перцептивном уровне. Психологии, строящей себя на эмпирической концепции познания, не оставалось ничего иного, как принять в качестве психических реалий, образующих М., то, что в формальной логике понималось под "понятием", "суждением" и "умозаключением". В результате понятие оказывалось связью {ассоциацией) имени с сохраненными в чувственной памяти представлениями об общих качествах некоторого множества объектов. Суждение определялось как ассоциативная операция, связывающая утверждением или отрицанием значения имен, а умозаключение - как вывод, формально неизбежное следствие из ряда подобных ассоциаций. В психологии М. сводилось к процессу ассоциативных связей следов прошлого и наличного сенсорного опыта, замыкаясь в кругу чисто субъективных переживаний, окончательно отрываясь от своего действительного предмета и лишаясь своей главной способности: творческого синтеза знаний. Ассоцианистам поэтому приходилось "дополнять" способность М. умозрительно вводимыми способностями человеческой психики к "активным операциям", к "творческому синтезу" и т. п.
. В качестве реакции на неустранимые противоречия ассоциативного истолкования М., однако на тех же логических посылках натуралистического эмпиризма, рождалось "атомистическое" его истолкование в бихевиоризме (Э. Торндайк, Дж. Уотсон). Согласно этой концепции, в деятельности животных и человека, протекающей по принципу "стимул-реакция", возникает внутреннее взаимодействие навыков речи, лишенной ее внешней, сиг-нально-звуковой реактивности, что как раз и образует психический процесс, именуемый М.
С философией интуитивизма (оборотной стороной натуралистического эмпиризма) сближалась интерпретация М, данная представителями гештальт-психологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин и др.). С их т. зр., внутренний мир человека представляет собой иерархию целостных психических форм, воспроизводящих не просто совокупность внешних условий и объектов (как это представлялось эмпирикам), а именно целостность ситуаций, образуемых жизнедеятельностью человека. Тогда М. - это усмотрение (постижение, инсайт) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого, которые определяются именно целостностью ситуации. Такое усмотрение возможно благодаря способности субъекта к перекомбинации ситуативных факторов, сохраняющей, однако, исходную целостность ситуации.
Точно так же и более поздние попытки натуралистического или интуитивистического истолкования М. (напр., интерпретация М. как процесса раскодирования информации, несомой нейрофизиологическими процессами) сохраняли исходную для созерцательной теории познания установку на отделение и полное противопоставление М. объективному предмету мысли.
Др. подход к М. основывается на марксистском понимании человеческой жизнедеятельности как общественно-исторического, развивающего свои основные общественные формы (формы общения людей) процесса предметной деятельности. Реальный процесс жизни людей, их труд как собственно целенаправленная деятельность, как их осознанное бытие не м. б. изначально противопоставлены своему собственному предметному содержанию - объективному миру природы. Порождение человека в этом историческом процессе в качестве целенаправленно действующего субъекта есть одновременно и порождение предмета его деятельности, который, по определению К. Маркса, берется уже не "только в форме объекта, или в форме созерцания...", а субъективно, "как человеческая чувственная деятельность, практика". Т. о., М. не противостоит миру как нечто изначально от него оторванное; только субъективное. М. развивается как живая деятельная способность человека к целенаправленному преобразованию бытия, его объективных условий и обстоятельств. На этой новой для психологии методологической основе с 1920-х гг. развивалась сов. психология.
М. - это процесс целе- и планообразования, т. е. идеального преобразования способов предметно-чувственной деятельности, способов целенаправленного отношения к объективной реальности, процесс, происходящий как во время, так и до практического изменения этих способов. М. есть не что иное, как субъективная сторона той целенаправленной деятельности, которая практически изменяет объективные условия, средства и предметы человеческой жизни и тем самым формирует самого субъекта и все его психические способности.
Но в силу исторических традиций в качестве психического процесса рассматривается обычно только "речевое М." (см. М. дискурсивное), в отличие от др. видов мышления (см. М. визуальное, М. наглядно-действенное, М. практическое и М. наглядно-образное). Но речевое М. - только особая форма М., выделившаяся в общей структуре осознанной, целенаправленной деятельности и ставшая особым относительно самостоятельным выражением ее исходной и сущностной целостности благодаря бурному развитию собственно коммуникативных средств и самой речевой деятельности. Непосредственным предметом речевой деятельности является сознание (т. е. осознанное бытие) др. человека: мотивы его поступков, его внимание, понимание, знания, эмоции, воля и т. п. Однако у цивилизованного человека, фило- и онтогенез которого прошел через все ступени, все исторические стадии выделения и обособления различных видов деятельности единственно всеобщим средством, т. е. средством, отождествляющим его сознание с сознанием любого др. человека и при этом взаимно его изменяющим, оказался язык. Даже такие универсальные способы и средства отождествления и взаимоизменения психики индивидов, как "язык" художественной пластики, музыки и все др. средства духовно-практической деятельности, не поднимаются до того уровня всеобщности, какая характерна для языка народа. И язык, будучи действительно всеобщим средство общения, а поэтому и важнейшим фактором формирования индивидуального сознания, несет в себе, в каждом своем "элементе" (в лексических значениях слов, частиц, отдельных фонем и т. п.) общее для всех владеющих данным языком, всеобщее для них значение самих реальных предметов деятельности. Вместе с этим значением люди предъявляют друг другу, а поэтому и сами себе объективное содержание предметного мира, раскрытое практикой совместной деятельности предшествующих поколений, создавших этот язык. Отсюда следует важнейший для понимания не только речевого, но и М. вообще вывод: в совместно-разделенной жизнедеятельности людей (в их предметно-деятельностном общении) обращение к другому (и самому себе) с помощью всеобще значимых средств общения и деятельности есть содействие с этим другим (или с "другим" в себе), есть отношение к нему как к понимающему или способному понять мотивы, побудившие к данному содействию. Более того, это обращение есть и содействие, и сочувствие, и сознание, т. е. действия, чувства и субъективные образы действительности, поднятые на надындивидуальный (родовой, общечеловеческий) уровень благодаря тому, что посредником (медиатором) содействия является не более и не менее, как культурно-историческая всеобщность предметного мира, развернутая перед каждым из участников в его значениях и смыслах. Непрерывный, целостный, социально оформленный процесс целенаправленного содействия людей оказывается поэтому и мерой каждого собственного действия каждого индивида, основанием для его рефлексии на свою собственную жизнедеятельность. Исходная рефлексивность содействия с др. людьми (и только поэтому - с самим собой) создает и последовательно, от одной культуры к др., развивает свою непременную и строгую форму - диалогическое М.
Диалогическое М. - это внешний или внутренний диалог, раскрывающий различные, а поэтому и противоречащие друг другу стороны действительности. Отсюда следует, что и нравственные, и эстетические, и интеллектуальные определения психики человека имеют свое начало в рефлексивном акте совместно-разделенной предметной деятельности, именно он есть системообразующий фактор или "субстанция" М. Однако ее реализация в каждом отдельном мыслительном процессе - это превращение всеобще значимых форм, способов и средств культуры общения во внутренние, только данному индивиду здесь и теперь присущие мотивы и цели дальнейшего действия. При этом отдельные, дискретные значения каждого из всех здесь необходимых слов, знаков, образов и т. п. сливаются в особенный смысл предметной ситуации. Осмысленность действия, его целей и мотивов рождается, т. о., как следствие "перевода" неповторимо субъективного состояния индивида на уровень родового, общечеловеческого, всеобщего значения тех способов и средств, с помощью которых это состояние возникло. Однако только непрерывность и целостность развития культуры народа, ожившая и сохраненная, развитая, продолженная неповторимостью личной биографии индивида, превращает их надындивидуальные объективно-дискретные значения в осознанный смысл мотивов и целей действия (поведения).
Смыслом, самим процессом осмысления противоречивых обстоятельств жизни мотивируются и действия, и поведение, и вся жизнедеятельность человека. Содействие с другими (и с самим собой) на уровне смысла и есть внутренний, субъективно-личностный, собственно психический процесс диалога или диалогического М. См. также Мышление продуктивное, Собеседование. (Ф. Т. Михайлов.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Специфические симптомы и синдромы расстройства мышления определяются клинически и патопсихологически; их квалификация играет важную роль в дифференциальной диагностике психических нарушении.
М. АБСТРАКТНОЕ. М., оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и самостоятельное свойство является абстракцией, лежащей в основе процессов обобщения и образования понятий. Выделение содержательных, обладающих относительной самостоятельностью, абстракций соответствует теоретическому М., способному к созданию рационалистических схем, тогда как формальные абстракции вычленяют свойства предмета, не существующие сами по себе и независимо от него, и соответствуют эмпирическому уровню М.
М. АМБИВАЛЕНТНОЕ (лат. ambi - с обеих сторон, valens - сильный). Характеризуется одновременным сосуществованием взаимоисключающих, противоположных тенденций, противоречащих друг другу мыслей. В основе его лежит выделенная E. Bleuler [1911] амбивалентность (см.).
М. АРХАИЧЕСКОЕ оперирует устаревшими понятиями и представлениями, свойственными человеку на давних этапах развития и нередко связанными с древними мифами. Широко включает в себя суждения, основанные на предрассудках и заблуждениях. Примером М.а. являются архаические формы бреда (см.).
М. АТАКТИЧЕСКОЕ (греч. ataxia - беспорядок, отсутствие координации) [Останков П.А., 1927]. Определение характерных для шизофрении расстройств мышления. Характеризуется паралогическими построениями. Речь больных лишена смыслового значения и недоступна пониманию окружающих, при внешне правильном ее грамматическом построении. Больные часто употребляют неологизмы, количество которых может быть столь значительно, что их речь носит характер неоглоссии. Большинством исследователей атактическое мышление понимается как шизофреническая разорванность мышления, однако Ф.И. Случевский [1976] считает эти понятия неравнозначными и, наряду с атактическим мышлением, выделяет в разорванности синдром шизофазии.
М. АУТИСТИЧЕСКОЕ (греч. autos - сам). Патологическое мышление, протекающее по законам аутистической логики (см. Аутизм), когда суждения обусловлены преимущественно миром внутренних переживаний больного, его эмоциями и установками и недостаточно соотносятся с реальностью, оторваны от действительности.
Син.: М. дереистическое (лат. de - устранение, отрицание чего-либо, res - вещь).
М. БЕССВЯЗНОЕ характеризуется потерей способности образования ассоциаций, фрагментарностью. Отдельные образы, восприятия, понятия не связываются между собой. Невозможно образование даже наиболее простых, механических ассоциаций по сходству и смежности во времени и пространстве. Грубо нарушена целенаправленность мышления. Происходит утрата мыслительной задачи, М. не отражает реальную окружающую действительность. Высокая истощаемость психических процессов. Речь состоит из хаотического набора слов, обрывков предложений. М.б. наблюдается при острых экзогенных психозах.
Син.: астеническая, адинамическая ассоциативная атаксия [Осипов В.П., 1923], астеническая спутанность [Случевский Ф.И., 1975], М. инкогеррентное.
М. ВЯЗКОЕ. Одна из форм инертного М. Харктеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, невозможностью выйти из определенного круга представлений и переключиться на что-то другое. М.в. отличается ригидностью, недостаточной лабильностью. Сочетается с общей прогрессирующей олигофазией. Наиболее типично для эпилептического слабоумия.
М. ГОЛОТИМИЧЕСКОЕ. См. М. голотимное.
М. ГОЛОТИМНОЕ. (греч. golos - весь, целиком, thymos - чувство, настроение). М., обусловленное доминирующим аффективным фоном, например, манией или депрессией.
Син.: Блейлера голотимное (голотимическое) мышление.
М. ДЕРЕИСТИЧЕСКОЕ. См. М. артистическое.
М. ДВОЙНОЕ. Разновидность разорванности М. Больной как бы отстранение воспринимает собственные мысли, отчуждаясь от них. Проявление психического автоматизма.
М. ЗАМЕДЛЕННОЕ. Характеризуется замедлением темпа течения мыслительных процессов, уменьшением количества идей, представлений, малой подвижностью. Происходит как бы застревание на одной мысли (моноидеизм). Страдает направленность М. - больному трудно довести рассуждения до конца. Часто сочетается с другими проявлениями брадипсихизма, проявляющимися в особенностях речи, моторики, аффективных реакций. Наблюдается при депрессивных состояниях, но и вне связи с аффективными гипотимическими явлениями может быть при постэнцефалитическом паркинсонизме (при поражении подкорковых образований лобных отделов и ствола Мозга) и при шизофрении, сочетаясь с мутизмом и эмоционально-волевыми изменениями, бедностью побуждений.
Син.: М. заторможенное.
М. ЗАТОРМОЖЕННОЕ. См. М. замедленное.
М. ИНЕРТНОЕ. Группа синдромов расстройств мышления, основной признак которых - недостаточная подвижность психических процессов. К М.и. относятся М. вязкое, М. персевераторное и М. со стереотипиями.
М. ИНКОГЕРРЕНТНОЕ. См. М. бессвязное.
М. КАТАТИМИЧЕСКОЕ. См. М. кататимное.
М. КАТАТИМНОЕ (греч. katathymeo - падать духом, унывать). М., обусловленное наличием аффективно заряженных комплексов представлений (см. Кататимия, Бред кататимический). Наблюдается при параноических развитиях.
Син.: Майера кататимное (кататимическое) мышление.
М. КОНКРЕТНОЕ. М., оперирующее конкретными понятиями. Патологическим является в тех случаях, когда вся мыслительная деятельность определяется, ограничивается образованием конкретных понятий, суждений, не являющихся этапом на пути к М. абстрактному. В этих случаях говорят о недостаточности уровня протекания мыслительной деятельности, слабоумии.
М. МАГИЧЕСКОЕ. Разновидность М. архаического. Характерны фантазии, суеверные представления о каких-то сверхестественных магических силах.
М. НАСИЛЬСТВЕННОЕ характеризуется непроизвольным возникновением в сознании больного чуждых ему по содержанию мыслей. Наблюдается при синдроме Кандинского-Клерамбо.
М. ОБРАЗНОЕ оперирует наглядными чувственными представлениями.
М. ОБСТОЯТЕЛЬНОЕ. См. М. вязкое.
М. ПАРАЛОГИЧЕСКОЕ (греч. paralogos - противный разуму, неразумный). М., дефектное в своих предпосылках, доказательствах, иногда в причинных соотношениях. Характерна "кривая логика" при хороших интеллектуально-мнестических данных. Патологическая склонность к паралогизмам. Паралогизм - неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшая непреднамеренно и являющаяся следствием нарушений законов и правил логики [Кондаков Н.И., 1975]. М.п. у психически больных объясняется в соответствии с законом партиципации идентификацией двух объектов мышления при частичном совпадении их признаков [Domarus E., 1923, 1924, 1927; Заимов К., 1973, 1981, 1988]. Наблюдается при шизофрении, параноических развитиях.
М. ПЕРСЕВЕРАТОРНОЕ. Разновидность М. инертного. Характеризуется склонностью к застреванию в сознании больного каких-либо мыслей, представлений, образов, слов или фраз, вне зависимости от изменения ситуации и нарушения цели деятельности. При этом ослаблена цель мыслительной деятельности. Наблюдается в рамках грубой органической патологии головного мозга (при выраженном церебральном атеросклерозе, старческом слабоумии, болезни Альцгеймера, болезни Пика).
М. ПРИМИТИВНОЕ. М., оперирующее примитивными, конкретными суждениями при недоступности обобщения, абстрагирования, бедное логическими операциями. Наблюдается при олигофрении.
М. РАЗОРВАННОЕ. Рассматривается как наиболее выраженное расстройство мышления при шизофрении. Проявляется неправильным, необычно-парадоксальным сочетанием представлений. Отдельные понятия вне всякой логической связи нанизываются друг на друга, мысли текут вразброд. Сопровождается разорванностью речи - семантической диссоциацией при известной синтаксической сохранности. При резкой степени выраженности разорванности страдает и грамматический строй речи ("словесный салат", "словесная окрошка"). По Б.В. Зейгарник [1962], разорванность является крайней степенью разноплановости - суждения больного о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях, как бы в разных руслах. Характерен симптом монолога - речевая неистощимость при отсутствии потребности в собеседнике.
М. РЕЗОНЁРСКОЕ (фр. raisonner - рассуждать). Характеризуется склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных формальных аналогиях рассуждениям. Проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. Цель мыслительной деятельности отодвигается на задний план, а на передний выдвигается тенденция к рассуждательству.
При шизофрении резонерство обусловлено присущими заболеванию особенностями личностно-мотивационной сферы. Наблюдается оно также при эпилепсии, олигофрении и ряде органических заболеваний головного мозга, где чаще всего носит характер компенсаторного и протекает на фоне интеллектуальной недостаточности.
М. СИМВОЛИЧЕСКОЕ. М., оперирующее сложными символами образов и понятий, личностно значимых для больного, но нередко недоступными для окружающих. Отличается неповторимым своеобразием и отражает аутистическую позицию больного. В понимании М.с. придается значение характерному для больных шизофренией сосуществованию прямого и переносного смысла понятий в мыслительных процессах [Попов Е.А., 1949].
М. СКАЧКООБРАЗНОЕ. М., характеризующееся значительно выраженной неустойчивостью внимания, нестабильностью установок и постоянным изменением цели мыслительных процессов. Наблюдается как при функциональной психической патологии (маниакальная фаза МДП со скачкой идей), так и при некоторых органических поражениях головного мозга (хорея Гентингтона).
М. СО СТЕРЕОТИПИЯМИ. М., протекающее со склонностью к повторению одних и тех же актов психической деятельности. Мыслительная деятельность больного утрачивает всякий смысл, не связана с решением какой-либо задачи. Стереотипии не связаны с предшествовавшей психической деятельностью, чужды прежним мыслительным заданиям; они существуют длительно и не изменяются под влиянием специально создаваемого врачом в беседе с больным переключения модуса его деятельности.
Наблюдается при органических поражениях головного мозга (например, стоячие обороты и симптом грамофонной пластинки при болезни Пика) и при шизофрении, главным образом, кататонической (вербигерация).
М. УСКОРЕННОЕ. Характеризуется нарушениями динамики мыслительных процессов, лабильностью суждений. Отмечается быстрое, ускоренное течение ассоциаций, поверхностность суждений, обычно малая умственная продуктивность. Типичны явления недостаточности внимания; при их значительной выраженности наблюдается М. скачкообразное. Крайне резкое ускорение мышления - вихревая маниакальная спутанность. В силу ускоренности течения ассоциаций происходит легкая утрата объекта рассуждения.
Наблюдается при маниакальной стадии МДП, а также при маниоформных состояниях шизофренического и экзогенно-органического происхождения.
М. ФАБУЛИРУЮЩЕЕ (лат. fabula - повествование, история). Характеризуется отсутствием адекватной действительности фабулы, присущим нормальному мышлению последовательным развитием событий, рассказами о вымышленных событиях, выдумками. Правильнее говорить о конфабулирующем М. Наблюдается при органических поражениях головного мозга, протекающих как с заместительными, так и с непродуктивными конфабуляциями (пресбиофрения, болезнь Альцгеймера), при истерии (в структуре истерических фантазмов), при бредоподобных фантазиях, являющихся одной из форм психогенных реакций, при парафренных синдромах шизофренического и инволюционного генеза.
М. ФАНТАЗИРУЮЩЕЕ [Varendonck L., 1922]. Состояние "грез наяву", возникающее в периоды мечтательной рассеянности. Направленность мышления определяется аффективноокрашенными воспоминаниями и желаниями. Характерна скачкообразность мышления. Протекает в форме допущений и возражений, вопросов и ответов. Наблюдаются включения, близкие к галлюцинаторным, типа иллюзий и галлюцинаций воображения. Такого рода состояния непроизвольного мышления протекают при постоянно меняющемся уровне сознания.
М. ШИЗОФРЕНИЧЕСКОЕ. Обобщающее понятие, включающее в себя все присущие шизофрении виды расстройств мышления (аутистическое, амбивалентное, резонерское, паралогическое и т.д.).
М. ЯНУСА (Янус в мифологии древних римлян бог времени, начала и конца, входов и выходов, изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны). Сосуществование одновременно противоположных и противоречащих друг другу мыслей, понятий, образов. Понятие неоднородное, может быть отнесено к шизофрении (амбивалентность мышления), неврозам (см. Невротическая антитеза). По A. Rothenberg [1971], характерно для творческого мышления.
М-ЭХО. Основной показатель эхоэнцефалоскопии, ультразвуковой сигнал, отраженный от медиальных структур мозга. При объемных процессах в головном мозге величина М-эха будет больше в пораженном полушарии, при атрофических - меньше (при условии асимметричности поражения).
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
М., абстрактное (от лат. Abstraho - отвлекать, отделять). Отвлеченное мышление, исключительно свойственно человеку. Мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями. Отличается тенденцией к созданию рациональных систем.
М., амбивалентное (от лат. Ambo - двое и valens, valentis - стоящий; сильный) - см. Амбивалентность мышления.
М., архаическое (от греч. arche - начало, предпосылка, старый, древний, первозданный). Мышление, оперирующее ограниченным кругом старых представлений, нередко связанных с древними мифами.
М., атаксическое (от греч. ataxia - беспорядок, отсутствие координаций). Определение характерных для шизофрении расстройств мышления. Характеризуется паралогическими построениями. Речь больных лишена смыслового значения и недоступна пониманию окружающих, при внешне правильном ее грамматическом построении. Больные часто употребляют неологизмы, количество которых может быть столь значительно, что их речь носит характер неоглоссии.
М., аутистическое (от греч. autos - сам). Мышление, определяющееся аффективными потребностями личности, ее желаниями и опасениями. Наблюдается в детском возрасте, при психопатиях, неврозах и психозах (характерно для шизофрении). Позже Э. Блейлер, предложил заменить это понятие понятием дерайстичное мышление. См. Мышление, дерайстичное.
М., бессвязное - см. Инкогерентное мышление.
М., бредовое - см. Бред, Бредовое мышление.
Мышление - виды. В общих чертах, мышление как мыслительный процесс делится на: а) Элементарное (конкретно-образное) (см.); б) Абстрактное (логичное) (см.).
М., вискозное (от лат. viscus - клей) - см. Вискозность, мышления.
М., голотимическое (от греч. holos - целый, целостный, полный, и thymos - чувство, душа). Расстройство процесса мышления, подобное кататимическому мышлению (см. Мышление, кататимическое), выражающееся в ошибках суждений, обусловленных вмешательством комплекса, имеющим доминирующее значение в мислительной деятельности.
М., «двойное» (нем. Doppeldenken). «Слышанье» («воспринимание») собственных мыслей. Наблюдается при шизофрении.
М., дерайстичное (от лат. de - от, плохо и reor - мыслить). Мышление, при котором суждения и умозаключения определяются в большей степени эмоциями и желаниями больного, чем логикой и реальными обстоятельствами. В более поздние периоды своей жизни Блейлер предложил заменить понятие аутистическое мышление понятием дерайстичное мышление. См. Мышление, аутистическое.
М., замедленное. Мышление, характеризующееся замедлением темпа, обеднением ассоциаций, сужением тематического содержания. Обусловленно преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения во второй сигнальной системе, а также обеднением мыслительной деятельности при органическом процессе мозга. Замедление мышления наблюдается чаще всего при заболеваниях с депрессивным синдромом (меланхолическая фаза циклофрении, реактивная и инволюционная депрессия), а также при олигофрении, паралитической, пресенильной и старческой деменции, атеросклерозе мозга, эпилептическом изменении личности, опухолях лобной доли мозга, хронической стадии шизофрении и др. См. Брадипсихия.
М., инертное. Группа синдромов расстройств мышления, основной признак которых - недостаточная подвижность психических процессов. К М. и. относятся М. вязкое, М. персевераторное и М. со стереотипиями.
М., инкогерентное (от лат. in - нет и cohaereo - связывать). Бессвязность, несогласованность мышления. Нарушается не только логика, но и грамматическое строение речи; появляются вербигерации и неологизмы. Мыслительный процесс протекает неосознанно и автоматически. Невозможны обобщения и абстракции. Фоном инкогерентного мышления, как правило, является нарушенное сознание. В первую очередь оно характерно для симптоматических психозов и особенно ясно проявляется при аменции. Иногда устанавливается при спутанной форме мании, а также при шизофрении (см. Шизофазия). Инкогерентное, а также разорванное мышление встречается не только в разговорной, но и в письменной речи больных. Ср. Мышление, разорванное. Син. Мышление, бессвязное.
М., инфантильное (от лат. infans, infantis - ребенок). Мышление, объединяющие несовместимые звенья, не разграничивающее субъективные представления и объективное познание действительности. Присуще детям в раннем возрасте. Наблюдается также при патологических состояниях психики (истерии, психопатии, реактивных психозах). Син. Мышление прелогическое, мышление синкретическое.
М., кататимическое (от греч. katathymeo - падать духом, унывать, от греч. katathymios - находящийся в душе, в мыслях). Мышление, формирующееся в основном под влиянием аффектов. Характеризуется тем, что отдельные звенья мислительного процесса соединяются не по объективным логическим закономерностям, а по их общей эмоциональной окраске. Наблюдается как у психически здоровых людей, так и у психически больных (у психопатов, при паранойе и других психических заболеваниях). См. Кататимия. Син. Майера, кататимическое мышление.
М., конкретное (от лат. concretio - срастание, сгущение, образование). Мышление, оперирующее простыми, определенными понятиями и представлениями, взятыми из ежедневной жизни.
М., магическое (от греч. magos - волшебник, гадатель, жрец). Мышление, определяющееся фантазиями, религиозными и суеверными представлениями о сверхъестественных силах.
М., наглядно-образное. Элементарное мышление, строящееся на ощущениях, восприятиях и представлениях. Представляет собой чувственную стадию познания и осуществляется первой сигнальной системой. Таково мышление высших животных и маленьких детей. Встречается при некоторых болезненных состояниях. В отличие от логического мышления, присущего здоровым взрослым людям, осуществляется при помощи понятий. Ср. Мышление, абстрактное; Мышление, конкретное. Син. Мышление, образное.
М., насильственное. Мышление, при котором непроизвольно возникают мысли с чуждым для больного содержанием. См. Автоматизм, психический.
М., несогласованное - см. Несогласованное мышление, Мышление, инкогерентное.
М., образное - см. Мышление, наглядно-образное.
М., обстоятельственное. Мышление, характеризующееся многочисленными повторениями и лишними подробностями при изложении некоторых, даже очень простых фактов. Больные с обстоятельственным мышлением не в состоянии отграничить главное от второстепенного, существенное от несущественного. Встречается при эпилепсии с изменением личности, в некоторых случаях психопатий, олигофрении, травматической характеропатии, старческого слабоумия, а также у маниакальных больных.
М., паралогическое (от греч. paralogos - противоположный разуму, неразумный). Мышление, при котором наблюдаются те нарушения логического мышления, которые с глубокой древности известны как паралогизмы и софизмы. При этом нет грубых мыслительных и грамматических нарушений; это один из вариантов мыслительной разорванности (см. Мышление, разорванное), а по мнению некоторых авторов - ее начальный этап. Встречается при шизофрении.
М., персеверационное (от лат. persevero - быть упорным, упорствовать). Мышление, при котором неоднократно повторяются определенные представления, мысли, слова. Наблюдается при шизофрении, эпилепсии и других психических заболеваниях.
М., практическое - см. Практическое мышление.
М., прелогическое (от лат. приставки prae - до, раньше и греч. logos - ум, разум) - см. Мышление, инфантильное.
М., прилипчивое - см. Вискозность мышления.
М., примитивное (от лат. primitives - первобытный, простой). Мышление с образным, элементарно-конкретным характером, бедное логическими рассуждениями. Наблюдается при олигофрении.
М., продуктивное (от лат. produco - производить). Мышление, благодаря которому создается нечто оригинальное в сравнении с прошлым опытом индивида, без очевидной связи между новореализованными и старыми процессами, которые служат его основой.
М., псевдофилософское (от греч. pseudes - ложный, phileo - любить и sophos - мудрый) - см. Мышление, резонерское.
М., разорванное. Мышление, при котором предложения построены грамматически правильно, но в них и/или между ними нет логической связи. При разорванном мышлении часты неологизмы (см.). Оно встречается при шизофрении и является ее характерным симптомом. Ср. Инкогерентное мышление.
М. - расстройства мышления - см. Расстройства мышления; Расстройства мыслительного процесса.
М., резонерское (от фр. raisonneur - много думающий, фр. raison - ум, разум). Букв. мудрствующее мышление. Бесплодное, отвлеченное и пустое философствование, лишенное глубокого познавательного смысла. Употребление сложных выражений, иностранных слов и напыщенной фразеологии для объяснения простых вещей. По существу имеет псевдонаучный и псевдофилософский характер. Резонерское мышление свойственно больным шизофренией, у которых нередко сочетается с разорванностью мышления, хотя и при больших интервалах. Резонерство может встречаться у некоторых психопатов, но без нарушения структуры процесса мышления. Син. Мышление, псевдофилософское.
М., сенсомоторное (от лат. sensus - чувство, ощущение и moveo - расшевелить, двигать). Наглядно-действенное мышление. Первая степень развития мышления в онтогенезе человека, при котором он решает задачи, воспринимая предметы и оперируя ими.
М., символическое (от греч. symbolon - знак). Мышление, выражающееся в символическом (произвольном) толковании усной и письменной речи людей, соответственно и в символическом выражении собственных мыслей. Некоторым словам и понятиям придается новое содержание, другой смысл, известный только больному. Символическое мышление характерно для шизофрении.
М., синкретическое (от греч. synkretismos - соединение, объединение) - см. Мышление, инфантильное.
М., скачкообразное. Мышление, при котором цель мыслительного процесса постоянно меняется из-за неустойчивости внимания и повышенной отвлекаемости. Наблюдается при маниакальной фазе циклофрении и маниакальных синдромах в рамках других психических заболеваний.
М., со стереотипиями. М., протекающее со склонностью к повторению одних и тех же актов психической деятельности. Мыслительная деятельность больного утрачивает всякий смысл, не связана с решением какой-либо задачи. Стереотипии не связаны с предшествовавшей психической деятельностью, чужды прежним мыслительным заданиям; они существуют длительно и не изменяются под влиянием специально создаваемого врачом в беседе с больным переключения модуса его деятельности. Наблюдается при органических поражениях головного мозга (например, стоячие обороты и симптом грамофонной пластинки при болезни Пика) и при шизофрении, главным образом, кататонической (вербигерация).
М., ускоренное. Мышление, характеризующееся ускоренным темпом, ускоренным образованием множества новых и воспроизведением старых временных связей. Налицо повышенная отвлекаемость, обострение пассивного внимания, затрудненное сосредоточение, частый переход от одной темы к другой, из-за чего на первый взгляд создается впечатление остроумия и находчивости. На самом деле мышление поверхностно, его направленность непрерывно отклоняется посторонними восприятиями. Ассоциации образуются обычно на основе внешнего сходства, а не внутреннего смысла предметов и явлений, причем нередко строятся по соседству и созвучности. В некоторых случаях ускорение мышления тематический апперцептивный тест может доходить до «полета» мысли, даже до «вихря» идей (fuga idearum). В этих случаях создается впечатление разорванности или даже несогласованности мышления, так как из-за выраженного ускорения больные успевают выговорить только отрывочные слова и фразы. Ускоренное мышление обусловленно повышенной возбудимостью коры больших полушарий при ослаблении активного торможения. Оно характерно для маниакального синдрома (маниакальная фаза циклофрении, некоторые интоксикационные психозы и др.). Ср. Мышление, замедленное.
М., фабулирующее (от лат. fabula - повествование, история). Характеризуется отсутствием адекватной действительности фабулы, присущим нормальному мышлению последовательным развитием событий, рассказами о вымышленных событиях, выдумками. Правильнее говорить о конфабулирующем М. Наблюдается при органических поражениях головного мозга, протекающих как с заместительными, так и с непродуктивными конфабуляциями (пресбиофрения, болезнь Альцгеймера), при истерии (в структуре истерических фантазмов), при бредоподобных фантазиях, являющихся одной из форм психогенных реакций, при парафренных синдромах шизофренического и инволюционного генеза.
М., фантазирующее. Состояние «грез наяву», возникающее в периоды мечтательной рассеянности. Направленность мышления определяется аффективно окрашенными воспоминаниями и желаниями. Характерна скачкообразность мышления. Протекает в форме допущений и возражений, вопросов и ответов. Наблюдаются включения, близкие к галлюцинаторным, типа иллюзий и галлюцинаций воображения. Такого рода состояния непроизвольного мышления протекают при постоянно меняющемся уровне сознания.
М., шизофреническое (от греч. schizo - расщеплять, раздваивать и phren - ум, разум, душа). Общее название различных видов расстройств мышления, наблюдающихся при шизофрении (амбивалентное, аутистическое, инкогерентное, разорванное, паралогическое и др.).
М. Януса. Редко употребляемое понятие, которым выражается наличие одновременно противоположных мыслей, понятий, образов. Такие состояния можно наблюдать у больных шизофренией (шизофренический разрыв мыслительного процесса, в основном - с мыслительной амбивалентностью), в редких случаях - при неврозах (невротическая антитеза) и др. Имя Янус происходит из мифологии. Связано с древнеримским богом времени, начала и конца, входа и выхода, который представлен с двумя лицами, повернутыми в противоположные стороны.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003