Мышление аморфное

Найдено 1 определение:

Мышление аморфное

путаное, неясное, непоследовательное и весьма поверхностное мышление, наиболее существенными характеристиками которого являются следующие: а) утрата или отсутствие определенного направления движения мысли; б) постоянные переходы умственной деятельности из одной логической плоскости в другую, из одной пространственно-временной области в иную, при этом такие переходы являются проявлением ассоциативного мышления; в) отсутствие конкретного результата мыслительной активности (определенного вывода, решения; г) утрата способности пациентов контролировать ход своих мыслей. Обычно аморфное мышление выявляется в ходе беседы с пациентами, причем в ярко выраженных случаях оно становится заметным уже на первых минутах беседы с ними. Например, отвечая на вопрос, пациент некоторое, обычно короткое время помнит о нем и сообщает более или менее достоверные сведения. Вскоре, однако, он теряет нить, линию последовательного развития мысли, ту цель, к которой он в начале пытался и мог направить ход своих мыслей, а далее, продолжая говорить о чем-либе уже не относящемся к существу вопроса, он забывает, зачем и о чем он только что говорил собеседнику. Незаметно для себя он переходит к другой, случайной, не имеющей значения теме, затем к следующей, также никак не связанной с предыдущей и такой поток мыслей или представлений продолжается неопределенно долго, пока пациент не иссякнет, не остановится говорить сам или его не попросят остановиться. Если его спросить, на какой вопрос он отвечал, то вспомнить этого он не сможет. Структура речи таких пациентов вплотную приближается при этом к монологу, они не обращает внимания на экспрессивные реакции собеседника, из которых можно бы заключить, что разговор потерял для последнего всякий смысл. Мотивация аморфного мышления остается совершенно неясной, во всяком случае пациенты не могут разъяснить, зачем они все это рассказывали и что заставляло их это делать. Что касается логики, то ее нет в том смысле, во-первых, что пациенты не ограничивают себя в рассказе ни определенной темой, не ставя себе задачу по возможности исчерпать ее, ни временными и пространственными рамками, свободно перемещаясь от настоящего к прошлому или будущему и обратно, ни определенной ситуацией и обстановкой, мысленно или как в сновидении как бы путешествуя по доступному им информационному пространству. Кроме того, типичной особенностью аморфного мышления является, как указывает Е.Блейлер, “отсутствие аффективного тона”, иными словами, речь в данном случае не идет об ускоренном и отвлекаемом мышлении маниакальных пациентов с его речевым напором и громкоговорением. Анализ аморфного мышления показывает, что в принципе как будто существует возможность какую-то часть сказанного пациентами связать удовлетворительным в смысловом отношении образом, но для этого следует в разрывы мысли вставлять опущенные или забытые пациентами фрагменты содержания. Любопытно, что те же пациенты в другое время или в иных обстоятельствах могут говорить достаточно связно и логично, то есть качество их мышления постоянно меняется, претерпевает флуктуации. Остается неизвестным, как думают такие пациенты наедине с собою. Мышление аморфное является важным и относительно ранним свидетельством шизофренической разлаженности умственной деятельности и, возможно, представляет собой как бы мягкий или ранний вариант разорванного мышления, результат снижения сознательного контроля над процессами мышления. Его рекомендуют различать с нарушениями последовательности мышления в маниакальном состояниями, а также при астеническом расстройстве. В последнем случает, отклоняясь от главной темы на побочные представления и теряя нить мысли, пациенты сами это осознают и пытаются вернуться к беседе по существу. Синоним: Тангенциальное мышление, Нецеленаправленное мышление, Бесцельное мышление.

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Читать PDF

Коммуникация и магическое мышление

Субботский Е.
Читать PDF

К вопросу о сущности образа страха в мифологическом мышлении

Сапожникова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются сущность и формы проявления страха в первобытной культуре.
Читать PDF

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся.
Читать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества.
Читать PDF

Психотехническое исследование творческого мышления: новый взгляд на проблему взаимодействия участник

Молостова А.Н.
Читать PDF

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления.
Читать PDF

К проблеме интеграции психологических теорий творческого мышления

Чернецкая Н. И.
Показана разобщенность психологических теорий творческого мышления, которая связывается с терминологическими неточностями в психологии творчества.
Читать PDF

Влияние спортивной деятельности на социальный интеллект и дивергентное мышление как на механизм соци

Яковлева Наталья Владимировна
Обосновывается позиция о психологических свойствах субъекта как о механизмах социализации в современной социокультурной ситуации.
Читать PDF

Пиктограмма как метод исследования мышления осужденных

Диденко А. В., Писарев О. М.
Проведен анализ графических образов, полученных в ходе обследования 15 осужденных мужчин, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, с помощью методики «Пиктограмма».
Читать PDF

Фоносемантическая этиология алфавитно-литерационной системы как фактор продуктивности мышления (на п

Островский В.А.
Читать PDF

Технологии активизации латерального мышления в правовом обучении

Сухова Анна Сергеевна, Селезнева Ирина Геннадьевна, Грицкевич Наталья Константиновна
Проанализирована природа латерального мышления, выявлена специфика развития и особенностей формирования гражданственности в правовом обучении у студентов разных курсов.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!