Галилеево и аристотелевское мышление

Предыдущий термин:
ГАЛИЕВ ГАЛИ ТАЛХИЕВИЧ

Следующий термин:
ГАЛИТОЗ

Содержание:

Найдено 2 определения термина Галилеево и аристотелевское мышление

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Галилеево и аристотелевское мышление

Galilean / Aristotelian thinking) Два контрастирующих способа научного мышления, или два типа логики, характеризовали развитие науки с древнейших времен - аристотелевский и галилеев. Обычно считается, что первый из них, аристотелевский образ мышления, задержал развитие совр. науки. Заметный прогресс в физике, биологии, а позднее и в психологии наметился только после появления галилеевой логики научного мышления. Аристотелевский способ научного мышления. В системе мышления Аристотеля особое место отводится "локальному определению" (local determination). Причинность заключена в собственной природе объекта, а не в окружающей среде. Среда служит лишь источником "возмущений", к-рые время от времени изменяют поведение объекта. Кроме того, аристотелевская логика придает главное значение дихотомии, как это имеет место в разграничении небесных и земных процессов, используемых в физике Аристотеля. В психологии подобный подход проявился в виде тенденции к противопоставлению людей, которые рассматривались как нормальные либо анормальные, как умные либо лишенные разума и т. д. Другой особенностью этого способа мышления является его акцент на оценочных понятиях: некоторые формы движения, такие как круговое или прямолинейное, оценивались как "хорошие" или "высшие". В совр. психологии эта особенность находит отражение в тенденции проводить границу между нормальным и патологическим поведением. Галилеев способ научного мышления. В отличие от аристотелевской галилеева научная логика подчеркивает интерактивную природу объекта и его среды. Для физиков, мыслящих в галилеевой парадигме, причина поведения объекта заключена не в его предрасположениях, а в функциональных отношениях этих предрасположений и окружающей среды. Галилеева логика требует рассматривать поведение объектов и людей как ситуационно-специфичное. Согласно этой логике, первейшей задачей является изучение условий, при которых происходят определенные события или действия. Кроме того, эта форма логики подчеркивает непрерывный характер переменных и является безоценочной. Люди не делятся на два типа: нормальных и анормальных; скорее существуют степени нормальности, так же как существуют уровни интеллекта. См. также Философия науки М. Гринберг
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Галилеево и аристотелевское мышление

два контрастирующих способа научного мышления. Аристотелевское мышление характеризует идея, согласно которой причинность заключена в собственной природе объекта, а не в окружающей его среде. Например, в учении о причинах патологии акцент делается на роли внутренних факторов развития болезни (наследственных, конституциональных). Кроме того, это дихотомическое мышление. Люди, с этой позиции, могут быть только нормальными или анормальными, умными или глупыми, здоровыми или больными. Наконец такое мышление сильно тяготеет к оценочным суждениям («хорошее», «плохое», «высшее» и др.). Галилеево мышление, в свою очередь, подчеркивает интерактивную природу объекта и окружающей его среды. Иными словами первейшей задачей исследователя является изучение условий, в которых происходит некое событие. Например, поведение человека рассматривается как ситуационно-специфическое, а болезни – как результат стечения множества патогенных факторов, в особенности внешних. Галилеева логика указывает на непрерывный характер переменных и является безоценочной. Люди, кроме того, не делятся на нормальных и анормальных, больных и здоровых, принимается, скорее, положение, согласно которому существуют разные степени нормальности, точно так же, как существуют разные уровни интеллекта.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Читать PDF

Коммуникация и магическое мышление

Субботский Е.
Читать PDF

К вопросу о сущности образа страха в мифологическом мышлении

Сапожникова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются сущность и формы проявления страха в первобытной культуре.
Читать PDF

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся.
Читать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества.
Читать PDF

Психотехническое исследование творческого мышления: новый взгляд на проблему взаимодействия участник

Молостова А.Н.
Читать PDF

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления.
Читать PDF

К проблеме интеграции психологических теорий творческого мышления

Чернецкая Н. И.
Показана разобщенность психологических теорий творческого мышления, которая связывается с терминологическими неточностями в психологии творчества.
Читать PDF

Влияние спортивной деятельности на социальный интеллект и дивергентное мышление как на механизм соци

Яковлева Наталья Владимировна
Обосновывается позиция о психологических свойствах субъекта как о механизмах социализации в современной социокультурной ситуации.
Читать PDF

Пиктограмма как метод исследования мышления осужденных

Диденко А. В., Писарев О. М.
Проведен анализ графических образов, полученных в ходе обследования 15 осужденных мужчин, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, с помощью методики «Пиктограмма».
Читать PDF

Фоносемантическая этиология алфавитно-литерационной системы как фактор продуктивности мышления (на п

Островский В.А.
Читать PDF

Технологии активизации латерального мышления в правовом обучении

Сухова Анна Сергеевна, Селезнева Ирина Геннадьевна, Грицкевич Наталья Константиновна
Проанализирована природа латерального мышления, выявлена специфика развития и особенностей формирования гражданственности в правовом обучении у студентов разных курсов.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!