два контрастирующих способа научного мышления. Аристотелевское мышление характеризует идея, согласно которой причинность заключена в собственной природе объекта, а не в окружающей его среде. Например, в учении о причинах патологии акцент делается на роли внутренних факторов развития болезни (наследственных, конституциональных). Кроме того, это дихотомическое мышление. Люди, с этой позиции, могут быть только нормальными или анормальными, умными или глупыми, здоровыми или больными. Наконец такое мышление сильно тяготеет к оценочным суждениям («хорошее», «плохое», «высшее» и др.). Галилеево мышление, в свою очередь, подчеркивает интерактивную природу объекта и окружающей его среды. Иными словами первейшей задачей исследователя является изучение условий, в которых происходит некое событие. Например, поведение человека рассматривается как ситуационно-специфическое, а болезни – как результат стечения множества патогенных факторов, в особенности внешних. Галилеева логика указывает на непрерывный характер переменных и является безоценочной. Люди, кроме того, не делятся на нормальных и анормальных, больных и здоровых, принимается, скорее, положение, согласно которому существуют разные степени нормальности, точно так же, как существуют разные уровни интеллекта.
Галилеево и аристотелевское мышление
Галилеево и аристотелевское мышление
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Галилеево и аристотелевское мышление
Galilean / Aristotelian thinking) Два контрастирующих способа научного мышления, или два типа логики, характеризовали развитие науки с древнейших времен - аристотелевский и галилеев. Обычно считается, что первый из них, аристотелевский образ мышления, задержал развитие совр. науки. Заметный прогресс в физике, биологии, а позднее и в психологии наметился только после появления галилеевой логики научного мышления. Аристотелевский способ научного мышления. В системе мышления Аристотеля особое место отводится "локальному определению" (local determination). Причинность заключена в собственной природе объекта, а не в окружающей среде. Среда служит лишь источником "возмущений", к-рые время от времени изменяют поведение объекта. Кроме того, аристотелевская логика придает главное значение дихотомии, как это имеет место в разграничении небесных и земных процессов, используемых в физике Аристотеля. В психологии подобный подход проявился в виде тенденции к противопоставлению людей, которые рассматривались как нормальные либо анормальные, как умные либо лишенные разума и т. д. Другой особенностью этого способа мышления является его акцент на оценочных понятиях: некоторые формы движения, такие как круговое или прямолинейное, оценивались как "хорошие" или "высшие". В совр. психологии эта особенность находит отражение в тенденции проводить границу между нормальным и патологическим поведением. Галилеев способ научного мышления. В отличие от аристотелевской галилеева научная логика подчеркивает интерактивную природу объекта и его среды. Для физиков, мыслящих в галилеевой парадигме, причина поведения объекта заключена не в его предрасположениях, а в функциональных отношениях этих предрасположений и окружающей среды. Галилеева логика требует рассматривать поведение объектов и людей как ситуационно-специфичное. Согласно этой логике, первейшей задачей является изучение условий, при которых происходят определенные события или действия. Кроме того, эта форма логики подчеркивает непрерывный характер переменных и является безоценочной. Люди не делятся на два типа: нормальных и анормальных; скорее существуют степени нормальности, так же как существуют уровни интеллекта. См. также Философия науки М. Гринберг
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006