Модель
Model). Описание того, как что-то функционирует; обоб¬щенная, пропущенная или искаженная копия оригинала.
Источник: Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. 2007
МОДЕЛЬ
схема, изображение или описание некоего природного или общественного, естественного или искусственного процесса, явления или объекта.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Модель
model) - совокупность посылок и понятий, которые помогают ученым объяснять и интерпретировать свои наблюдения. Другое название - парадигма.
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
МОДЕЛЬ
материальный или материальный объект, система зависимостей или программа, имитирующая структуру или функционирование исследуемого субъекта.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Модель
практическое описание того, как что-то действует, конечная цель которого использование на практике. Обобщенная, искаженная и содержащая упущения копия.
Источник: Небольшой словарик терминов НЛП. 2004
Модель
все, что передает информацию наблюдателю. В теории Бандуры, моделью могут быть человек, фильм, картина, инструкции, описание, животное, телепередача или газета.
Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004
Модели
(models) — в данной книге этот термин используется для описания теорий промежуточного уровня, менее разработанных, чем основные построения, но более широких, чем мини-теории; например, биологических и экологических моделей.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
модель
(от франц. modele – мера, образец, норма) – искусственная копия или схема какого-либо объекта, процесса, явления; вспомогательный объект (или система), заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем виде.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Модель
искусственно созданное явление (предмет, процесс, ситуация), аналогичное естественному явлению, научное изучение которого затруднено или невозможно. Модели выступают аналогами объектов исследования и сходны с ними в наиболее существенных характеристиках. Моделирование — метод познания, состоящий в построении и исследовании моделей.
Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г
Модель
В психологии — нечто вроде «мини-теории», дающей схему связи между различными аспектами поведения. К примеру, модель памяти Аткинсона-Шиффрина объясняет взаимосвязь между сенсорной, краткосрочной и долговременной памятью. Термин также используется для описания личности, оказавшей значительное воздействие на социализацию другого человека. В этом контексте о личности говорят как о «ролевой модели».
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
МОДЕЛЬ
model) Когда аналитики говорят о конструировании моделей, они имеют в виду формулирование системы понятий, которая может быть выражена в виде диаграммы. Классический пример психоаналитической модели - ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ Фрейда, в котором отношения между ИД, ЭГО, СУПЕР-ЭГО и ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ представлены топографически (см. ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ). Опасность моделей в том, что они могут быть восприняты буквально; тот факт, что психическая деятельность и конфликт могут быть поняты как видимая диаграмма, части которой имеют названия "Ид", "Это" и "Супер-эго", легко порождает убеждение, что действительно существует нечто, называемое Ид, Эго и Супер-эго. См. ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
МОДЕЛЬ
англ. model) (в широком понимании) - упрощенный мысленный или знаковый образ к.-л. объекта или системы объектов, используемый в качестве их "заместителя" и средство оперирования. В естественных науках М. называют описание объекта средствами некоторой научной теории. М. в фундаментальных и в прикладных науках обычно связываются с применением моделирования, т. е. с выяснением (или воспроизведением) свойств к.-л. объекта, процесса или явления с помощью др. объекта, процесса или явления - его М. Такая процедура требует выполнения определенных правил и предъявляет требования и к самой М. К числу этих требований относятся: отношение М. и моделируемого объекта относительно свойств и аспектов функционирования, интересующих исследователя, обладает свойствами рефлексивности (любой объект является собственной М.), ссимметричности (объект является моделью модели), транзитивности (любая М. мо-
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
МОДЕЛЬ
1. Нечто, представляющее предмет или явление в его существенных характеристиках. 2. Нечто такое, что отражает, дублирует, имитирует, воспроизводит, представляет систему отношений между объектами, явлениями и т. п., существующими независимо от данной М., которая может быть механической, математической, компьютерной и др. М. 3. Некоторого рода идеал, стандарт, образец чего-либо. М. в этом значении играют существенную роль, например, в теории научения. См. аттенюатора модель, интеллекта структуры модель, научения теория, моделирование компьютерное, моделирование математическое, моделирование техническое, модель автократическая, модель авторитетно-взаимная, онтоаналитическая модель, потребности-побуждения стимулирования модель, признаков модель, сеть семантическая (модель семантическая), угрозы самооценке модель, установки социальной изменения модель, основанная на противоречии; установки теоретическая модель, шаблона модель (сравнения модель).
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
МОДЕЛЬ
1. Представление, которое отражает, дублирует, имитирует или некоторым образом иллюстрирует образец отношений, наблюдаемых в данных или в природе. Модель может быть чисто механической, типа тех, которые часто конструировались, чтобы представить работу уха; математической, такой как в математической психологии; или даже сложным соединением того и другого, как в исследованиях искусственного интеллекта. Когда используется в этом смысле, "модель" становится видом мини-теории, характеристикой процесса, и в этом случае ее ценность и полезность определяются предсказаниями, которые можно делать с ее помощью, и ее ролью в руководстве и развитии теории и исследовании. 2. Идеал, стандарт, пример, установленный как достойный имитации или копирования. В теории социального научения понятие модели в этом смысле играет важную роль, так как признано, что социализация большей частью происходит через имитацию поведения ролевой модели. См. здесь моделирование.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Модель
лат. modulus - мера, образец) - 1. представление, которое копирует, имитирует или некоторым образом иллюстрирует некий образец отношений, наблюдаемых в каких-то данных или в природе. Модель может быть: а) механической (например, создание искусственного уха); б) математической (являющейся символическим представлением некоего процесса, основанным на определенной теории; эффективность такой модели определяется ее способностью предсказывать тот или иной результат); в) комбинированной (например, это исследования искусственного интеллекта); 2. идеал, стандарт, пример, устанавливаемый как достойный подражания; 3. образец постановки или решения исследовательской задачи, то же, что парадигма (греч. paradeigma - пример, образец); 4. в психоанализе – система понятий, которая может быть представлена в виде диаграммы (например, иллюстрирующая пространственное расположение Ид, Эго, Супер-Эго и окружающей среды). Опасность таких моделей или точнее, понимания их существа, состоит в том, что они могут быть восприняты и нередко воспринимаются буквально. См. Бессознательное.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
МОДЕЛЬ
Обобщенное представление взаимоотношений между логическими, аналитическими или эмпирическими компонентами системы. См. также математическая модель.
Формализованное выражение теории или причинной ситуации, которая рассматривается как имеющая генерируемые наблюдаемые данные.
(Экспериментальная) модель — экспериментальная система, использующая животных, поскольку люди, по этическим или иным причинам, в ней использованы быть не могут.
Маломасштабное моделирование, например, путем использования «среднего региона», имеющего характеристики, сходные с характеристиками всей страны в целом.
В эпидемиологии использование моделей началось с попыток прогнозировать начало и ход эпидемий. Во втором отчете Начальника службы регистрации актов гражданского состояния Англии и Уэльса (1840) Уильям Фарр разработал начала прогнозирующей модели эпидемий заразных болезней. Он распознал закономерность в эпидемиях оспы в 30е годы XIX века. Рассчитав кривые частот для прошлых вспышек, он оценил ожидаемую смертность в будущих вспышках. См. также модель демонстрационная, модель математическая, эпидемиология теоретическая.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
МОДЕЛЬ
МАДЭЛЬ / MODEL (фр. mode`le от лат. modulus– мера, аналог, образец)– система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе. М.– это искусственное, упрощенное отражение объекта (системы объектов), существующего в реальности,– прототипа. М. есть абстрактное представление о реальности, предназначенное для изучения определенных аспектов этой реальности и позволяющее получить ответы на поставленные вопросы. Наличие отношения частичного подобия (гомоморфизм) позволяет использовать М. в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота М. делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенных М. системы– действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания. При построении М. к ним предъявляют ряд требований: адекватность (соответствие М. исходной реальной системе и учет ее наиболее важных качеств, связей и характеристик); конечность (отображение оригинала лишь в конечном числе его отношений и с использованием конечных ресурсов моделирования); упрощенность (отображение только существенных сторон объекта); полнота (учет всех необходимых свойств объекта); приблизительность (приблизительное отображение действительности); информативность (достаточность информации об объекте в рамках гипотез, принятых при построении модели); потенциальность (предсказуемость модели и ее свойств); точность (степень совпадения полученных в процессе моделирования результатов с заранее установленными, желаемыми); универсальность (применимость М. к анализу ряда однотипных систем в одном или нескольких режимах функционирования); целесообразная экономичность (соответствие получаемых результатов и затрат на моделирование).
По способу отражения действительности выделяют следующие виды М.:
– эвристические– образы, рисуемые в воображении человека, их описание ведется словами естественного языка (например, вербальная информационная М.), довольно часто встречаются в психологии;
– натурные– материальны и подобны реальным системам, отличие состоит в размерах, числе и материале элементов и т. п. (используются в технике, архитектуре, экономике и других областях);
– математические– формализуемые, представляют собой совокупность взаимосвязанных математических и формально-логических выражений, как правило, отображающих реальные процессы и явления (физические, психические, социальные и т. д.);
– графические– занимают промежуточное место между эвристическими и математическими моделями, представляют собой различные изображения;
– компьютерная– компьютерная программа, работающая на отдельном компьютере или в Сети, реализующая представление объекта, системы или понятия в форме, отличной от реальной, но приближенной к алгоритмическому описанию, включающей набор данных, характеризующих свойства системы и динамику их изменения со временем.
По предмету выделяют виды М.:
– функциональную– предназначена для изучения особенностей работы (функционирования) системы и ее назначения во взаимосвязи с внутренними и внешними элементами.
– М. принципа действия– характеризует самые существенные (принципиальные) связи и свойства реальной системы– основополагающие физические, биологические, химические, социальные и т. п. явления, обеспечивающие функционирование системы;
– структурную– может включать структурную схему как упрощенное графическое изображение устройства, дающее общее представление о форме, расположении и числе наиболее важных его частей и их взаимных связях, и топологическую М., которая отражает взаимные связи между объектами, не зависящие от их геометрических свойств;
– параметрическую– математическая М., позволяющая установить количественную связь между функциональными и вспомогательными параметрами системы. В психологии наибольшее распространение М. получили в психологии труда, эргономике, в частности, К. К. Платонов работал с М. профессионала, С. А. Дружилов разрабатывал психологические модели профессий и др. Т. В. Разина
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Модель
1) образец какого-либо изделия для серийного производства; 2) тип, марка, образец конструкции чего-либо; 3) воспроизведение предмета в уменьшенном или в увеличенном виде; 6) схема, изображение или описание какого-либо предмета, явления или процесса в природе и обществе, изучаемые как их аналог; моделирование - исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов, явлений или процессов (С.С.И.С.-С.338).
Диагностика базируется на моделировании. Модель понимается как некоторая конструкция, изоморфная действительности. Поэтому модель представляет как бы уменьшенную схему упорядоченной действительности. В связи с принятием в диагностике принципа моделирования необходимо принять и принцип параллельного сопоставления идеальной модели и реальной данности. Это позволяет сопоставить образец, который представляется наиболее совершенным, с конфигурацией встречающегося случая, требующего распознавания. В наших исследованиях моделирование происходит путем выяснения представлений (см. Представления), в которых содержится некий образ, заключающий в себе исходную конструкцию. Последняя является тем «мнимым объектом», с которым человек соотносится в своих действиях. Таким образом, объект содержит систему ориентиров для соотнесений. В связи с этим он является образцом (см. Образцы). Выявленный набор наиболее операциональных качеств, применяемых в социальной среде, позволил составить интегральный портрет из тех «черт, которые отражают существующие в сознании поведенческие реалии и их социальную оценку» (Л.Б. Филонов, А.Г. Шмелев). Этот образ имеет культурологическую значимость. В качестве изучаемого объекта он отражает ту систему ориентиров, которой пользуются люди.
В наших исследованиях широко используется методика «Пять качеств». Она представляет собой модель, раскрывающую систему представлений о себе и о других. Испытуемым предлагается фиксировать пять качеств по семи позициям методики: пять качеств предпочитаемого человека, пять качеств избегаемого человека, пять качеств обычного (среднего) человека, пять собственных положительных качеств, пять собственных отрицательных качеств, затем пять качеств, которые индивид желал бы приобрести, и пять качеств, от которых он хотел бы избавиться. Такая «раскладка» позиций в отношениях к важным базовым качествам отражает бытующие в культуре представления о содержательной стороне личности. С другой стороны, модель отражает систему индивидуальных предпочтения относительно выбора человека (желаемого и избегаемого), и эта рассматривается нами как определившаяся направленность. Контуры наиболее операциональных качеств, типичных для каждого человека, воссоздают некоторую модель, бытующую в обществе и в сознании людей. В первую очередь это система ориентиров, необходимая в реальной жизни, основная ее функция - правилорегулирующая. Интегральное представление людей о наиболее типичных характеристиках друг друга (в пределах общего тезауруса позволяет им найти «общие точки соприкосновения» (конвергешч ные тенденции). Общие «зоны» понимания (Н.В. Знаменская), «общий фонд» (Б.Ф. Ломов, Л.Б. Филонов) есть необходимое условна связей людей в процессе коммуникативных отношений и взаимодействия друг с другом. Культурологическая модель, выступая в качестве нормативном базы, управляет поведением людей и определяет его вектор. Исследования показывают, что люди склонны сохранить бытующие ценности (доброта, отзывчивость, терпимость). Это те позиции, с которыми соотносятся все люди. В конечном счете модель всегда служит системой ориентиров, обеспечивающих уподобление с ней. Базисными положениями нашей школы является ряд концепций, в которых представлены некоторые модели, раскрывающие то или иное явление.
А. Модель представления и понимания качеств (Н.В. Знаменская). Модель включает, помимо известных (мотив и способ поведения), такие признаки, как структурные компоненты качества, его функцию, ситуацию проявления, меру, пределы качества, позицию определяющего, временные категории (см. Качества).
Б. Модель последовательного (стадиального) сближения людей (Л.Б. Филонов). Доведение модели до инструментального уровня позволило оформить ее в методику контактного взаимодействия (МКВ), предполагающую последовательное прохождение нескольких стадий (см. Контакт). В. Модель процесса выбора значимого человека. Представлены этапы распознавания человека человеком.
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.
Модели
models) Значительные исследовательские усилия во всех областях психологии связаны с использованием М. Примерами могут служить модели искусственной улитки для изучения слуха, многослойные сетевые модели функционирования головного мозга, компьютерные модели мышления и животные модели в психопатологии. М. относятся к числу осн. и наиболее эффективных инструментов науки. Исследователь в области аэронавтики строит миниатюрный аэроплан для проведения испытаний в аэродинамической трубе; химик представляет себе электроны, движущиеся по планетарным орбитам вокруг атомного ядра. Эти 2 типа моделей - одна физическая, другая концептуальная - помогают в открытии полезных принципов, применимых к решению проблем в реальном мире, таким как выявление оптимальной для расчетной скорости формы крыла или оценка гладкости (на молекулярном уровне) поверхности крыла после его шлифовки. М. тж важны в биолог. и поведенческих науках, и это отчасти объясняет, почему в психологии проводится так много исслед. с животными. Несмотря на их широкое использование и очевидную полезность, М. - и животные М. в частности - не всегда должным образом оцениваются. Однако они используются; напр. они помогают понять, как нервные клетки обучаются или в каком направлении разрабатывать новые формы терапии фобий. Наиболее широко использование животных М. в психологии представлено в исслед. научения, памяти, употребления наркотиков и психопатологии. Создатели М. не претендуют на ее полную идентичность моделируемому. Скорее, М. является сходящимся множеством разнотипных аналогий между реальным явлением и системой, к-рая изучается в роли заменителя этого реального явления. Привлекаемыми видами аналогий являются: а) первичная аналогия, б) материальная аналогия и в) формальная аналогия. Любое явление - это не "просто вещь", но следствие причинных связей между уровнями факторов в реальном мире. Сходным образом, любая потенциально полезная М. будет включать в себя множество причинно связанных факторов. Эти причинные цепи факторов, как в реальном мире, так и в М., могут состоять из неск. звеньев. М. возникают в результате установления соответствия между факторами в этих двух областях. Эти две области могут обладать очевидным сходством, к-рое напр. существует между миниатюрной моделью самолета и Боингом-747, или они могут быть совершенно несхожими, как различаются между собой модель хим. структуры, состоящая из шаров и стержней, и само молекулярное соединение. Рассмотрим случай, в к-ром присутствуют как сходства, так и различия. Можно заметить, что для пациентов с определенным психиатрическим расстройством характерен нек-рый набор дисфункциональных физиолог. и поведенческих симптомов; можно тж заметить, что животные, подвергающиеся действию нек-рого хим. препарата, демонстрируют поведение, сходное с поведенческими симптомами таких пациентов. Гипотеза о сходстве дисфункционального поведения животного и дисфункционального поведения пациента составила бы первичную аналогию в процессе моделирования. Дополнительная гипотеза могла бы заключаться в том, что данный дисфункциональный физиолог. симптом пациента одного рода с вызванным хим. препаратом физиолог. состоянием животного; это было бы второй первичной аналогией. Степень описательного сходства между этими двумя рядами поведения или между этими двумя физиолог. состояниями составила бы степень материальной аналогии. Если обнаруживается связь между физиолог. состоянием и поведением пациента, к-рая соответствует эмпирической причинной связи между физиолог. состоянием и поведением животного, между этими двумя параллельными, внутриобластными связями может быть проведена формальная аналогия. Мн. М. в психологии, такие как амфетаминовая модель шизофрении и модель Корсаковского синдрома как холинэргического истощения, возникли именно так. При разраб. др. М. акцент делается скорее на истории взаимодействия средовых факторов и научения, нежели на хим. истории; в качестве примеров можно указать на модель фобий как избегания и модель депрессии как выученной беспомощности. Сама по себе первичная аналогия еще не является М.; это распространенная ошибка. Настоящая М. должна включать как первичные, так и формальные аналогии. К тому же, продуктивность процесса моделирования заключена в том, что он позволяет использовать известные и эксплицированные причинные связи в одной области (как правило, в области М., но справедливо и обратное) как руководство для выявления параллельных связей в др. области. Нек-рые ученые требуют доказательства большого числа параллелей формальной аналогии, причем связанных с существенными материальными аналогиями, прежде чем заявлять о создании М. Материальная аналогия не является критической для функциональной валидности М.; мат. уравнения часто оказываются мощными М., позволяющими при их реализации компьютерами генерировать знание о поведении системы - даже живой системы - но без материальной аналогии. Материальная аналогия сродни очевидной валидности: она ничего не гарантирует. Если исследователь будет ждать до тех пор, пока все причинные связи в каждой области не окажутся полностью и независимо эксплицированы перед включением их в формальные аналогии, тогда М. будет обладать малой или недостаточно доказательной силой для нового понимания. Все ранее упомянутые психол. М. начинались с проведения первичной аналогии между различными формами поведения. Однако есть веские основания утверждать, что поиск таких сходств в поведении между биолог. видами является ненадежным процессом, способным вводить в заблуждение, несмотря на его эмпирическую проверку в рамках процесса моделирования. Это происходит потому, что каждый вид приносит в ситуацию тестирования свои собственные приобретенные им в ходе эволюции предрасположения и биолог. ограничения на поведение. Отсюда следует, что 2 различных вида могут иметь противоположные дисфункциональные поведенческие проявления одного и того же лежащего в их основе физиолог. или психол. состояния. Хотя такое положение дел и не носит универсального характера, оно подсказывает альтернативный подход к выбору первичной аналогии. В основу первоначального соответствия можно было бы класть не столько симптомы, сколько этиологические факторы. Подобная стратегия распространена в мед. исследованиях и опирается на предположение о существовании тесной связи между этиологией и терапией. В психологии условия, поддерживающие функционирование нек-рых поведенческих процессов, зачастую отличаются от тех, что приводят к их формированию. Хорошими примерами здесь могут служить Корсаковский синдром и фобии. ПТСР может оказаться случаем, требующим подхода на основе этиологической первичной аналогии, если кто-то ищет животную модель последствий стресса, поскольку сообщаемые симптомы имеют тенденцию приобретать форму нарушений мышления, эпизодов "флэшбек" и др. симптомов, к-рые не наблюдаются непосредственно у животных. Несмотря на то что для объяснении процесса моделирования здесь привлекались примеры из животных моделей, тот же самый анализ сохраняет свою силу в применении к физ. моделям, компьютерным моделям или количественным моделям психол. процессов. Все они доказали свою ценность в объяснении психол. процессов людей. См. также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Животные как модели, Общие системы, Изоморфизм, Молярные/молекулярные конструкты, Методология (научных) исследований Б. Овермайер
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006