Модели СМК: ранжирование МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Найдено 20 определений термина МОДЕЛИРОВАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МОДЕЛИРОВАНИЕ

1. Действие по построению модели (1). 2. Процедура наблюдения субъектом некоторых паттернов поведения модели (2) и попытки имитировать это поведение. Многие считают, что это основной процесс научения, участвующий в социализации.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Создание схемы, описывающей заданную систему количественными отношениями.

Источник: Р. Бендлер. Краткий глоссарий НЛП

МОДЕЛИРОВАНИЕ

— общенаучный метод исследования каких-то предметов, процессов на моделях, схемах или конструкциях, аналогичных исследуемому объекту в каких-то отношениях.

Источник: Юридическая психология словарь терминов

МОДЕЛИРОВАНИЕ

в психологии - исследование процессов и состояний психических с помощью их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. Под моделью здесь понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некие существенные свойства системы-оригинала.

Наличие отношения частичного подобия - гомоморфизма - позволяет использовать модель как заместитель или представитель изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенных моделей системы - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания.

Этот метод широко распространился в психологии с 50-х гг. XX в., когда развитие кибернетики сделало возможным моделирование различных аспектов целенаправленной деятельности живых существ. Нечто подобное было в определенной степени предвосхищено в работах П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна, создавших модели сложных физиологических систем функциональных человека, содержавшие все основные компоненты кибернетических моделей поведения.

За сравнительно короткий срок появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Моделирование охватило и самые сложные виды интеллектуальной деятельности, как игра в шахматы и решение разнообразных задач. Особенно перспективным оказалось понимание процессов психических по аналогии с процессами вычислений, выполняемыми компьютерами. Часть авторов пытаются найти структурное подобие между организацией познавательной сферы человека и структурой блоков компьютера. Эта "метафора компьютерная" особенно распространена в современной психологии когнитивной. Других авторов привлекает не функциональная архитектура компьютера, а его вычислительные возможности; здесь моделирование фактически сливается с работами, ведущимися в таких разделах кибернетики, как интеллект искусственный и зрение машинное.

Модели психических и психофизиологических функций - это компьютерные программы, конкретная реализация коих сильно зависит от выбранного языка программирования. Несмотря на ряд примеров успешного моделирования психических и психофизиологических процессов (психолингвистические модели понимания, распознающие системы, интегральные роботы и пр.), в целом преобладает мнение, что для создания полноценных психологических теорий использования одного этого метода принципиально недостаточно. С помощью формальных моделей, как правило, не удается дать однозначное описание наличных данных. Чтобы уменьшить произвольность интерпретации этих данных, нужно использовать результаты качественного психологического анализа.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

МОДЕЛИРОВАНИЕ

исследование объектов познания на их моделях.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

МОДЕЛИРОВАНИЕ

англ. modeling, modelling).

1. Общенаучный метод исследования (см., напр. Моделирование в психологии, Модель, Эвристика, Эргономика).

2. В теории социального научения (А. Бандура) термином "М." называется процедура (ситуация), в которой субъект наблюдает принятую за образец модель поведения и пытается воспроизводить (имитировать) это поведение. "Моделью" часто называют не само поведение, а наблюдаемого субъекта. М. рассматривается как один из важнейших процессов, посредством которых осуществляется социализация. См. Викарное научение, Модификация поведения, Подражание. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Моделирование

modeling) - процесс научения, в котором человек наблюдает за другими и затем подражает им; кроме того - терапевтический подход, основанный на этом же принципе.

Источник: Р. Комер.Общая психология:глоссарий

Моделирование

simulation) М. - это имитация естественных ситуаций, при к-рой человек в идеале должен вести себя так, как если бы это была реальная ситуация. Преимущество модели в том, что она позволяет испытуемому реагировать на ситуацию, не сталкиваясь с опасностями естественной ситуации. Во мн. психол. экспериментах (особенно в соц. психол.), моделируется все, кроме решающей переменной. Предельным случаем М., однако, является мат. или машинное (компьютерное) М., - когда изучаемые элементы или процессы могут замещаться мат. символами (или наборами машинных команд). Психодрама является примером М. в психотер., где личность играет роль в моделируемой ситуации в социально безопасном окружении. См. также Разыгрывание ролей У. Э. Грегори

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Моделирование

представление объекта с помощью другого материала, позволяющее ребенку лучше ориентироваться в свойствах исходного объекта. В дошкольном возрасте М. осуществляется в игровой деятельности, конструировании, рисовании и т.п.; ребенок-дошкольник способен использовать графические схемы, планы и карты для ориентировки в окружающем.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ

MODELING). Форма научения посредством наблюдения чьей-то (модели) желаемой или правильной реакции (см. также научение через наблюдение). (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с. 705)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г

Моделирование

Фундаментальный аспект научения через наблюдение, когда один человек наблюдает за действиями другого (модели), а затем пытается имитировать его поведение. Моделирование считается составной частью процесса социализации.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

МОДЕЛИРОВАНИЕ

modelling) - применяемый в модификации поведения метод, с помощью которого человек привыкает к какому-либо поведению, наблюдая за другим человеком. Совместно с побуждением он очень полезен для освоения человеком новых правил поведения.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

МОДЕЛИРОВАНИЕ

1. Такое поведение, которое копирует или моделирует паттерн (1). 2. Действие по созданию целостной структуры, или паттерна (2). 3. Усвоение преимущественного реагирования на паттерн (2), чем на любой из его элементов. 4. Программа физической терапии, используемая при лечении детей с повреждением мозга. Ребенком руководят по мере его продвижения по "нормальной" последовательности сенсорно-моторного развития, начиная с ползания, при этом предполагается, что кортикальная ткань, оставшаяся неповрежденной, примет на себя утраченные функции. Это предположение, следует заметить, очень самонадеянное; имеется немного свидетельств того, что эта процедура работает.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Техника, используемая в поведенческой терапии, при которой терапевт моделирует или придает какую-то форму частям тела клиента, например, складывает его пальцы вокруг карандаша или производит манипуляции с его ртом, устанавливая его для произнесения какого-то конкретного звука.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Моделирование

процесс распознавания последовательности идей и поведении, которая позволяет справиться с задачей. Основа ускоренного обучения.

Источник: Небольшой Словарик терминов НЛП, 2004 г

Моделирование

Modeling). Процесс наблюдения и воспроизве¬дения успешных действий и моделей поведения других людей, процесс распознания последовательности внутренних репре¬зентаций и моделей поведения, которые позволяют кому-то вы¬полнить задачу, базис ускоренного научения.

Источник: Майкл Холл, Боб Боденхамер. 51 метапрограмма НЛП. Основные понятия, 2007 г

МОДЕЛИРОВАНИЕ

от фр. modиle – образец, прообраз) – отображение свойств и отношений реального объекта на специально созданном для этого материальном или идеальном объекте, который называется моделью. Реальный объект служит прототипом, а отображающий – моделью. Между ними должно существовать известное подобие, аналогия или сходство либо в их физических свойствах и отношениях, либо в осуществлении определенных функций, либо в математическом описании их поведения. М. ставит своей целью перенести знание, полученное при исследовании образца, на его прототип, используя для этого методы подобия и аналогии. Необходимость же в M. возникает тогда, когда непосредственное исследование реального объекта оказывается невозможным либо слишком затруднительным, требует больших затрат или длительного времени. Очень широкое применение получили математическое M. и основанный на нем вычислительный эксперимент. Необходимо, однако, не забывать, что знания, полученные при M., нельзя переносить на действительность без тщательного анализа, обоснования и проверки, ибо такой перенос базируется на правдоподобных, или вероятностных, заключениях. В конфликтологии М. может применяться так же широко и эффективно, как оно применяется в др. гуманитарных науках. Масштабы математического М. конфликтов пока весьма ограничены, поскольку конфликтология находится на таком уровне развития, который не обеспечивает данный вид М. Основной вид М. в конфликтологии – построение реальных теоретических моделей.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Моделирование

исследование психических Процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Моделирование

лат. modulus - мера, образец) - 1. подражание, поведение, копирующее некий поведенческий паттерн (модель, образец, целостная структура); 2. процедура наблюдения индивидом некоторых паттернов поведения модели с попытками их имитации. Сторонники бихевиоризма считают, что моделирование лежит в основе процесса научения социальным навыкам и агрессивности; 3. действия по созданию некоей целостной структуры или паттерна; 4. усвоение преимущественного реагирования на паттерн стимулов; 5. программа физической терапии, используемая при лечении детей с повреждением мозга, основанная на предположении о том, что при таком лечении следует руководствоваться “нормальной” последовательностью сенсорно-моторного развития, поскольку неповрежденные отделы мозга обладают способностью принимать на себя функции поврежденных: 6. техника поведенческой терапии, при которой терапевт моделирует или придает какую-то форму частям тела клиента, необходимую для овладения определенным навыком (например, складывает его пальцы вокруг карандаша при обучении письму).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Моделирование

процесс выделения последовательности мыслей и поведения, который может помочь справиться с определенной задачей. Лежит в основе НЛП.

Источник: Я. Мак-Дермот. Краткий глоссарий НЛП

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Моделирование процесса формирования социально-психологической компетентности специалистов социальной

Минкина О.В., Шаповалов В.К.
Скачать PDF

Индивидуальный подход и моделирование взаимоотношений инспектора ДПС ГИБДД с участниками дорожного д

Вашкевич А. В.
В статье предпринята попытка дать краткую характеристику психолого-педагогического обеспечения позитивного взаимоотношения инспектора ДПС с участниками дорожного движения.
Скачать PDF

Экспериментальное моделирование тревожности и депрессии

Kalueff A.V.
Anxiety and depression have dramatic impact on human and animal behaviours. We take an interdisciplinary approach and review the existing experimental models of anxiety and depression in order to promote further understanding of «biological» aspects in biological psychiatry of anxiety and depression. The present lecture provides a comprehensive overview of the existing neurobehavioural markers and models of anxiety and depression. Knowledge of neurobehavioural aspects and theories behind animal experimental disorders described in the present paper will assist health professionals to better understand the biological nature and causes of anxiety and depression.
Скачать PDF

Моделирование психологического стресса у детей

Криволапчук И.А.
В обзоре литературы анализируется онтогенетический аспект проблемы моделирования психологического стресса. Рассмотрены данные о причинах, механизмах формирования, проявлениях, методах и моделях изучения психологического стресса. Обозначен ряд нерешенных проблем, лежащих на пути создания эффективных методов моделирования психологического стресса у детей. Показано, что эффективная психоэмоциональная проба, предназначенная для работы с детьми должна удовлетворять основным требованиям теории тестов и строиться на основе учета закономерностей структурно-функционального созревания мозга в онтогенезе.
Скачать PDF

Моделирование динамики распределения внимания в процессах целеполагания

Глазунов Юрий Трофимович
Рассматривается роль и механизм распределения внимания в процессе формулирования человеком цели. Показана связь между развитием эмоционального переживания, остротой внимания и величиной зоны возбуждения, содержащей стимул. Разработана и исследована математическая модель изменения остроты внимания в зависимости от интенсивности эмоции и величины расстояния между стимулом и текущей точкой пространства психических образов. Модель опирается на функцию Гаусса и закон изменения интенсивности эмоционального переживания.
Скачать PDF

Континуальность типов научения: динамическое моделирование на основе теории катастроф

Гавриков Владимир Леонидович, Хлебопрос Рем Григорьевич
Статья посвящена формулировке теоретических подходов для моделирования и сравнительного изучения феноменов научения у человека и животных. С математической точки зрения моделирование основывается на концепциях теории катастроф и динамического моделирования. Описываемый подход к моделированию позволяет получить все известные формы кривых научения с помощью вариации единственного параметра λ, определяющего тип научения
Скачать PDF

Моделирование механизма развития личности в онтогенезе с опорой на знания о развитии целостных систе

Краснова О. В.
Оттолкнувшись от факта имманентно присущего личности стремления к интеграции в социум и формировании личности в социуме, автор предлагает моделировать механизм развития личности как системы личность социум, обладающей признаками целостности. Поскольку свойства и процесс развития целостных систем изучен, это даёт возможность опираться на свойства систем, стремящихся к целостности, в моделировании. Подход к моделированию обоснован, исследована его результативность. Показана новизна и теоретическая значимость полученной модели.
Скачать PDF

Метафорическое моделирование социальных процессов и барьеры непонимания

Шабанов Л.В.
Метафора часто становится причиной коммуникативных барьеров в области гуманитарных наук, превращаясь в адиафорическую игру слов.
Скачать PDF

Диагностика и моделирование социально-психологических ресурсов команды менеджеров в условиях введени

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна., Дмитриева Юлия Александровна
Рассматриваются теоретические основания программы диагностики социально-психологических ресурсов команды менеджеров и анализируются результаты диагностики их командно-ролевой структуры, а также результаты математического моделирования на основе полученных данных. Показаны возможности математического моделирования тенденций ролевой активности менеджеров предприятия, значимых для введения инноваций.
Скачать PDF

Моделирование адаптационных стратегий социального интеллекта российской студенческой молодежи

Баблоян Наталия Валериевна
В статье «Моделирование адаптационных стратегий социального интеллекта российской студенческой молодежи» использованы адаптационные и декодирующие модели определения, формирования и измерения социального интеллекта в социально гомогенных группах испытуемых: школьники, студенты, преподаватели. Рассмотрение существующих взглядов на природу социального интеллекта дает возможность сформулировать систему его сущностных характеристик, которые в значительной своей части проявляются как родовые характеристики интеллекта социального, и в дальнейшем могут служить методологической предпосылкой исследования его сущности, свойств, структуры и функций.
Скачать PDF

Моделирование динамики эмоциональных состояний

Савченко Т. Н., Бочарова Е. П., Блинникова И. В.
Методы математического моделирования применялись для анализа сложной динамики эмоциональных состояний в течение рабочей смены (24 часа) операторов пульта централизованной охраны. Исследовалась зависимость изменений в эмоциональном состоянии испытуемых от предыдущих и пролонгированных состояний, личностных характеристик и характеристик рабочих ситуаций. Выявлена многомерная структура связей, построены регрессионные зависимости для ряда факторов, оказывающих наиболее существенное влияние.
Скачать PDF

Мониторинг и моделирование групповых политических установок молодежной среды г. Грозного (по данным

Дебиев Майрбек Вахаевич, Арсаев Султан Абу-Язидович, Хамсуркаев Хусайн Исраилович, Иванова Мария Ивановна, Мощенко Иван Николаевич
В работе приведены результаты исследования уровня восприятия политического порядка среди студенчества города Грозный (ГГНИ) в начале 2012 г. Использовался метод анкетирования. Всего было опрошено 320 студентов, среди них 70 % мужчин и 30 % женщин. По национальному составу группа была практически однородной (95,9 % чеченцы). Возраст от 17 до 20 лет. Главная цель анкетирования – определение эмоциональной составляющей групповой политической установки по классическому методу семантического дифференциала Ч. Осгуда. Был проведен сравнительный анализ усредненных семантических портретов и уровня эмоционального принятия реальных политических порядков. Выявлено, образ порядка в Республике находится на 45 % ближе к положительному «идеальному» конструкту по сравнению с образом порядка по России в целом. Получено, к началу 2012 г. уровень восприятия значительно снизился до нормального значения (по сравнению с «запредельно положительным» 2011г.). При этом небольшое превышение восприятия политического порядка в Республике сохранилось.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16