Словообразование. Происходит от лат. modulus - образец.
Категория. Методологическая установка.
Специфика. Построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности.
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
Моделирование в психологии
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
– метод психологического исследования, в котором предполагается построение моделей, т.е. системы объектов или знаков, позволяющих воспроизводить некоторые ключевые (основные) свойства и связи изучаемых психических процессов и состояний. Эффективность моделирования зависит от степени подобия модели исследуемой системе-оригиналу.
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
от франц. modele — образец...) — применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в двух направлениях: 1) знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности — моделирование психики; 2) организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного (знакового или вещественного) конструирования среды этой деятельности — моделирование ситуаций. Разновидностью этого вида моделирования, широко применяемого в инженерной психологии, является моделирование деятельности оператора. Примером моделирования ситуаций в психологии управления, профессиональном обучении является деловая игра.
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
(англ. modelling in psychology) - применение методамоделирования в психологических исследованиях. Развивается в 2 направлениях: 1) знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности - моделирование психики; 2) организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности (напр., в лабораторных условиях), что принято называть психологическим моделированием.
Моделирование психики - метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в мо-
дели можно выделить след. классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов.
Моделирование психики тесно связано с проблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем. Работы по моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных областях - бионике, кибернетике, вычислительной технике, информатике, синергетике. Первые успехи в моделировании психики достигнуты в середине XX в. на базе цифровой и аналоговой вычислительной техники.
Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности, эвристические) модели. С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и свойств
психики, как восприятие, память, обучаемость, логическое мышление и т. д. Делаются первые попытки построить вещественные - гипотетические и бионические - модели психической деятельности (напр., перцептрон Ф. Розенблата, пандемониум О. Селфриджа и др.). См. также Семантические сети, Эвристика.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004