ПСИХОЛИТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ КЛИНИЧЕСКИЙ

ПСИХОЛОГ

Найдено 6 определений термина ПСИХОЛОГ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГ

psychologist) - специалист в области психологии, занимающийся научным изучением психики человека. Психологи могут работать в университетах, на предприятиях, в школах или больницах. Психолог-клиницист (clinical psychologist) имеет специальную подготовку в области диагностики и лечения психических заболеваний, а также их последствий. Обычно эти специалисты работают в больницах совместно с представителями других медицинских специальностей. Психолог-преподаватель (educational psychologist) имеет специальную подготовку в области познавательного и эмоционального развития детей. Обычно они работают в тесном контакте со школьными учителями, давая им советы по поводу того, как лучше работать с детьми.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

ПСИХОЛОГ

1. Ученый или специалист по психологии. 2. Знаток человеческой психологии, психики.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ПСИХОЛОГ

специалист с психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

ПСИХОЛОГ

Определение того, к кому относится этот термин, не является простой задачей. Трудности возникают из того, что так называют и тех, кто фактикуют в области психологии, и тех, кто ее применяют, и тех, кто ей обучается, и тех, кто ее исследуют. Формальное определение обычно дается так, чтобы ответить на некоторые частные практические и/или юридические вопросы. Например, многие правительственные органы, которые регулируют лицензирование психологов, требуют, чтобы индивид закончил поствузовское обучение (как минимум магистратуру, часто – аспирантуру) в признанном институте, прошел в течение одного или более лет супервизорскую интернату или практику и сдал письменный экзамен. Такого типа критерии чаще всего используются, когда психолог определяется как тот, кто считается выполняющим любые из профессиональных обязанностей, например, клинического психолога, психолога-консультанта, судебного психолога, школьного психолога и т.д. Однако при оценке того, может ли тот, кто преподает психологию и/или проводит исследования в этой области, называться психологом, эта проблема становится менее ясной. Например, стандартные характеристики психолога, которые обычно предлагаются, это тот, кто (а) имеет, по крайней мере, магистерскую степень или предпочтительнее кандидатскую (До, todckvio) и (б) исследуют психологические процессы. Требование в отношении степени вызывают проблемы. Как нам следует называть Эрика Эриксоиа великого аналитика и гуманитария, который никогда не получал университетскую степень или Герберта Саймона, Нобелевского лауреата в области экономики который является одним из ведущих теоретиков в когнитивной психологии, или Жана Пиаже, который переделал экспериментальную психологию несмотря на то что обучался биологии, или Уильяма Джемса, возможно самого великого из них всех, чьим первым курсом психологии был тот, который он преподавал? Другое требование – что психолог изучает психологические процессы - является столь же бесполезным, так как каждый новый шаг в развитии психологии подразумевает исследование тех процессов, которые раньше считались находящимися в ведении других областей. Этот словарь содержит сотни, если не тысячи, терминов, происходящих из социологии, антропологии, биологии, физиологии, медицины, философии, компьютерных наук, лингвистики, математики, химии и физики; ученые, исследовавшие эти процессы, часто не предполагали, что они проводили исследования в области психологии, но они делали это. Как мы должны их называть? В лексикографии этот термин употребляется в двух значениях. В первом случае юридически определено, кого следует называть психологом, согласно правительственно регулируемым стандартам, разработанным, чтобы защитить публику, гарантировать, что "психолог", предлагающий свои услуги, фактически имеет образование и квалификацию, которые от него требуются по закону. Во втором случае термин менее формален и относится к свободно сформированному сообществу ученых. Оно функционирует согласно имплицитным критериям, касающимся индивидуальных достижений. Здесь тот, кто преподает, пишет, читает лекции и/или проводит исследования те» явлений, которые попадают в рамки психологии, не только будет называться психологом, но, в конечном счете, определяет, что именно делают те, кто называются психологами (по вышеупомянутому набору критериев). Они обычно имеют докторскую (кандидатскую) степень, возможно по психологии, но это не является определяющим фактором для такого обозначения. Многие, кто претендует на это звание на основании последнего критерия, не соответствуют ему по вышеупомянутым критериям. Дополнительно об этих дефиниционных проблемах см. психотерапевт, психология, психиатр, психиатрия.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПСИХОЛОГ

см. психо- + -лог] - специалист в области психологии

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Психолог

специалист в области психологии, имеющий соответствующее образование, последипломную подготовку к деятельности в той или иной области психологии, лицензию государственного образца и магистерскую либо, что предпочтительнее, кандидатскую (докторскую) степень. Указанные требования, особенно в отношении степени, вызывают некоторые вопросы. Следуя им, нельзя считать психологами З.Фрейда, который до 40 лет работал невропатологом, Э.Эриксона, выдающегося аналитика и гуманитария, но не имевшего университетской степени, Г.Саймона, Нобелевского лауреата в области экономики, который является одним из ведущих теоретиков в когнитивной психологии, Ж.Пиаже, который преподавал экспериментальную психологию, несмотря на то, что он имел биологическое образование, или У.Джемса, возможно, самого великого из них всех, именно им был впервые написан великолепный учебник психологии и он сам, не будучи психологом, стал первым в истории преподавать психологию. Едва ли можно считать психологом также А.Маслоу, чья докторская диссертация посвящена изучению сексуального и доминантного поведения приматов. Другое требование к психологу – изучение им психологических процессов, является столь же бесомнительным, так как каждый новый шаг в развитии психологии подразумевает исследование тех процессов, которые ранее считались находящимися в ведении других областей знания. Множество терминов, используемых в психологии, равно как и в психопатологии, впервые возникли в социологии, антропологии, биологии, философии, лингвистике и иных научных дисциплинах. Существенным для психолога является также требование быть в достаточной мере компетентным в области психопатологии, но это требование остается без внимания по ссй день, так, будто к психологу приходят люди с исключительно психологическими проблемами. Психологию, которая игнорирует психопатологию, грубо, но в чем-то и верно, некоторые исследователи называют «безмозглой психологией», поскольку она не принимает во внимание чрезвычайно важную информацию о психических процессах, пострадавших в результате повреждений и нарушений развития головного мозга.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Показать все [+3] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социально-психологические аспекты деятельности помогающих специалистов (на примере врачей и психолог

Королева Т.Ю.
В статье раскрываются основные требования к деятельности помогающих специалистов (врачей и психологов) с теоретической позиции и рассматриваются такие социально-психологические аспекты их деятельности как мотивы выбора профессии; отношение к себе как специалисту, своей профессии, клиенту/пациенту; особенностей взаимодействия с субъектом помощи на основании проведенного исследования.
Скачать PDF

Практический психолог на рынке услуг: возможности и перспективы

Помаз Г.С.
Скачать PDF

Всероссийская конференция «Психолог в образовании: методологические и методические проблемы» (Томск,

Скачать PDF

Особенности экспериментальнопсихологического исследования нарушений критичности при судебно-психолог

Мещерякова Кира Васильевна, Рязанова Анна Юрьевна
Проведен анализ проблемы исследования критичности в психологии, патопсихологии и в связи с задачами судебно-психологической экспертизы. Проведено сравнительное исследование критики, критичности и критических способностей как предмета психологического исследования. Рассмотрены особенности патопсихологической диагностики критичности и специфика ее исследования при судебно-психологической экспертизе подростков.
Скачать PDF

От проблемы феноменологического подхода в психологии к задаче введения в профессию "психолог&#34

Михеев В.А.
Скачать PDF

К проблеме использования феноменологии Э. Гуссерля для исследования рефлексии в современной психолог

Аникина В. Г.
В статье ставится вопрос о возможности обращения к феноменологии Э. Гуссерля как к философскому основанию исследований рефлексии в психологии. Представлены ключевые понятия феноменологии Э. Гуссерля. Очерчена связь между сознанием, осознанием и рефлексией. Систематизированы представления Э. Гуссерля о видах рефлексии, результатах простой (естественной) и трансцендентальной (феноменологической) рефлексии, а также об условиях проявления последней. Выявлены проблемы, неразре-шенность которых накладывает ограничения на психологическое изучение рефлексии с позиции феноменологии.
Скачать PDF

Специалист-психолог: важнейшие сферы профессиональной деятельности, личностные качества, особенности

Косарева А.Б.
В статье рассматриваются важнейшие сферы профессиональной деятельности специалиста-психолога, его личностные качества, особенности их оценки.
Скачать PDF

Клинический психолог как агент формирования здорового образа жизни

Лифанова Е.В., Будников М.Ю.
Данная работа посвящена изучению аддиктивного поведения и роли клинического психолога в профилактике и коррекции аддикции, а также организации здорового образа жизни. Проблема рассматривается на примере игровой компьютерной зависимости. Исследование личностных черт геймеров проводилось на выборке из 146 студентов 18-25 лет. По результатам проведенного исследования была разработана и реализована программа коррекции и организации здорового образа жизни.
Скачать PDF

Мотивы выбора профессии «Психолог» у студентов группы второго высшего образования

Самойлова Галина Владимировна
В настоящем исследовании предпринята попытка выявить мотивы выбора и представления о профессии, специфичные именно для студентов, получающих второе высшее психологическое образование. В результате контент-анализа все мотивировки были условно разделены на 5 типов мотивов: профессиональные, «меркантильные», социальные, инфантильные, случайные. Проводился сравнительный анализ побудительных мотивов в отношении студентов группы второго высшего образования и студентов-первокурсников дневного отделения. Отмечалось и анализировалось изменение соотношения мотивов двух групп.
Скачать PDF

Профессия «Спортивный психолог» 1

Веракса Александр Николаевич
В статье обобщены основные представления о работе спортивного психолога. Описаны принципы работы спортивного психолога, задачи, с выполнением которых он сталкивается, а также методы решения проблем. Особое внимание уделяется практическим примерам из опыта работы известных спортивных психологов.
Скачать PDF

Психолог образования как субъект профессионального взаимодействия с родителями

Шумакова Ольга Алексеевна
В статье автор проводит анализ личности и деятельности психолога образования во взаимодействии с родителями, представляет его характеристики как единичного субъекта взаимодействия, проявляющегося в психогностическом, психопраксическом, мотивационно-ценностном, психосоциальном планах, обосновывает существование базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.
Скачать PDF

Б. Г. Ананьев - выдающийся психолог XX века

Головей А. А.
Статья посвящена 100-летию Б.Г. Ананьева, основателя Санкт-петербургской психологической школы. Рассматривается вклад ученого в различные области психологии. Анализируется его концепция сенсорно-перцептивной и психомоторной организации человека. Особенно значим вклад Б.Г. Ананьева в психологию развития и дифференциальную психологию. Им сформулированы законы индивидуального развития, впервые организованы и проведены комплексные исследования периода взрослости.
Скачать PDF