Концепция психологического моделирования творческой деятельности

Найдено 1 определение
Концепция психологического моделирования творческой деятельности
автор концепции российский психолог Я. А. Понома рев (1920—1997). Ключевые понятия: интеллектуальная активность, сензитивность, биполярность творческого процесса, структурно–уровневая модель психологического механизма творчества. Творчество в концепции Я. А. Пономарева рассматривается в широком смысле, как атрибут материи. Суть креативности как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и сензитивности (чувствительности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты деятельности, которые и являются творением нового, а нетворческий человек видит только результаты, относящиеся к достижению поставленной цели, проходя мимо новизны. Важным и интересным выводом Я. А. Пономарева является представление о «биполярности» творческого процесса.
Психологический механизм творчества состоит из «отдаленных», иногда противоположных, полярных элементов:
– интуитивное + логическое; оригинал + модель; созидание + рефлексия;
– непроизвольное + произвольное; стимуляция + мотивация;
– импульсивное+ волевое; бессознательное + сознательное; врожденное + приобретенное и т. д.
В контексте теории психологического моделирования творческой деятельности Я. А. Пономарев определил следующие этапы онтогенеза процесса решения творческих задач:
1. Человек не может правильно строить действия в простой предметной ситуации если задача сформулирована ему в словесной форме.
2. Построение возможно путем манипуляций реальными вещами, предметами, оригиналами (а не моделями).
3. Построение возможно путем манипуляций представлениями (в уме).
4. Построение возможно путем манипуляций моделями в итоге проб и ошибок.
5. Человек анализирует структуру задачи, строит план решения и подчиняет плану свои действия.
На основе сопоставления онтогенеза поведения детей в проблемной ситуации и хода решения творческих задач взрослыми людьми Я. А. Пономарев пришел к выводу о том, что функциональные ступени решения творческих задач взрослыми подобны этапам онтогенеза ребенка. Это привело к более широкому обобщению, выраженному в законе преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014