Графическое моделирование музыки

Найдено 1 определение
Графическое моделирование музыки
доступный и эффективный метод диагностики и активизации творческих способностей школьников в процессе восприятия музыки. Различные графические модели могут отражать и сугубо музыкальные процессы (например, нотная запись), а также эмоциональные и креативные параметры восприятия музыки. Наиболее эффективным вариантом метода метод линеограмм. Впервые этот метод включил в экспериментальную практику В. Вундт Метод линеограмм процессуальный, динамичный по своей основе, вполне соответствует специфике музыки как виду искусства, для которой интонационная система выразительных движений является одной из генетических основ.
Правомерность использования данного метода подтверждается также исследования Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Т. Е. Овчинниковой, Т. В. Еременко, И. Л. Вахнянской, в работах которых доказано, что процесс осознания переживаний, связанных с восприятием музыки у детей, идет через осознание собственных, непосредственно возникающих выразительных движений в процессе слушания музыки. В результате фиксации этих движений с помощью «соисполнения» музыки школьники цветными карандашами на бумаге наглядно свидетельствуют о процессе переживания ребенка. В «рисунках» детей интуитивно отражаются:
– различные признаки эмоционального переживания — знак (цвет карандаша и направление линии вверх или вниз, горизонтально);
– активность (резкие и плавные штрихи); интенсивность (сила нажима карандаша), динамика развития эмоциональных переживаний (цвет и «характер» линии);
– различные средства выразительности музыки:
а) регистр (положение линии),
б) сила звучания (нажим карандаша),
в) темп (характер движения),
г) звуковысотная линия мелодии (направление линии),
д) ритмическая пульсация, акценты и особенности временной организации музыкального звучания — форма,
е) построение музыкального произведения (последовательность различных по характеру и цвету линий).
Ситуация эксперимента включает несколько этапов:
1) подготовка к эксперименту, в процессе которого испытуемых ориентируют на то, что разное эмоциональное содержание требует для выражения различных выразительных средств (линии, цвета);
2) слушание произведения;
3) вербальный анализ содержания и формы;
4) выбор цветных карандашей для «исполнения»;
5) повторное слушание и «соисполнение» музыки цветными карандашами на листе бумаги во время звучания произведения.
Если эксперимент проходит индивидуально, экспериментатор может, наблюдая, отмечать в нотном тексте музыкального произведения основные изменения в характере движений ребенка, что позволит выявить степень адекватности развития субъективных переживаний и объективной логики развития музыки.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014