Моделирование поведения похожих людей

Найдено 1 определение:

Моделирование поведения похожих людей

peer modeling) Одно из наиболее плодотворных приложений видеотехники в области изменения поведения связано с демонстрацией клиенту или обучающемуся наглядных примеров поведения сходного с ним человека в сходной ситуации. Спектр учеб. и терапевтических целей, достигаемых с использованием видео, чрезвычайно широк. Применение видео в профессиональном обучении может варьировать от иллюстрации примеров посредничества при разводе до оказания помощи неопытным преподавателям. Др. продуктивной областью является родительский тренинг и обучение ребенка навыкам самоконтроля (child self-management). В качестве моделей для иллюстрации соц. умений и повседневных жизненных ситуаций чаще всего используются др. дети и молодые родители. Еще одной обширной областью приложения видео является моторное выполнение (напр. в спорте). Чрезвычайно перспективной, но пока недостаточно развитой областью является разработка моделирующего видео для специальных популяций (напр. лиц с задержками умственного развития). Самомоделирование Эффективное поведение может тж иллюстрироваться, в учеб. целях, видеозаписями поведения самих клиентов или обучающихся путем его проектирования и монтажа различными способами. Самомоделирование определяется как процедура, в ходе к-рой люди могут наблюдать на видеозаписях собственное адаптивное поведение. (Для самомоделирования тж используются аудиозаписи, фотографии, напечатанные истории и индивидуальные мысленные образы.) Область применения самомоделирования охватывает широкое разнообразие приложений: деструктивное поведение, избирательный мутизм, депрессия, тревога, спорт, соц. умения, личная безопасность, самоконтроль, ситуации физ. напряжения, обучение работников сферы обслуживания и др. Наиболее эффективная форма самомоделирования использует упреждение, или прямую связь (feedforward), - термин, введенный для обозначения видеоизображений еще не достигнутых целевых умений, к-рые монтируются из элементов уже доступного репертуара умений. Напр., мальчик не умеет самостоятельно есть, но он может держать ложку, опускать ее в тарелку, поднимать ее ко рту и т. д.; эти элементы по отдельности могут быть записаны на видео и при помощи монтажа объединены в еще не существующий, сложный акт поведения, демонстрирующий умение в новой, но не превышающей возможностей данного уровня развития сфере. Более простой, но неск. менее эффективной стратегией является позитивный самопросмотр (positive self-review), в ходе к-рого представляется подборка записей наилучших образцов уже доступных, но не часто демонстрируемых целевых умений. Напр., теннисист получает обзорную видеозапись его лучшей подачи, игры с лета и т. д. из многочисленных попыток, совершенных им за весь прошедший день. В обеих описанных формах самомоделирующие записи, как правило, демонстрируются ок. 3 мин и просматриваются каждые 1 или 2 дня до шести раз для достижения макс. эффекта; иногда, когда требуется подкрепляющий стимул, они просматриваются повторно через каждые 2 или 3 мес. Самоконфронтация и обратная связь Просмотр видеозаписи своего поведения в личностно значимых ситуациях - эффективное средство улучшения навыков самооценки. Поэтому видеообратная связь используется в широком спектре ситуаций: при спорт. соревнованиях, формировании профессиональных навыков, межличностной коммуникации и т. д. Она оказывается наиболее эффективной в случае, когда поведение, требующее коррекции или улучшения, четко определено и может быть достигнуто самостоятельно или при наличии соотв. обучения либо поддержки (напр. тренировки и консультирования). Др. полезной стороной просмотра не подобранных искусственным образом и не смонтированных видеозаписей своего поведения является оказываемое ими мотивационное и эмоциональное воздействие. Последствия наблюдения собственных неудачных действий при отсутствии возможности что-либо изменить или повлиять на ситуацию могут варьировать от отчаяния и тревоги до твердой решимости достичь поставленной цели. Просмотр эпизодов событий Использование видео в целях стимулирования дискуссий, воспоминаний, эмоций или оценочных суждений является распростр., но недостаточно изученным направлением. Для нужд интервьюирования и консультирования была разработана процедура "воспроизведения межличностного процесса" (interpersonal process recall) (просмотр видеозаписей с целью повторного рассмотрения мыслительных процессов и чувств, связанных со специфическими действиями). В литературе закрепился термин "триггеры" (triggers), обозначающий краткие видеозаписи, к-рые провоцируют возникновение дискуссий, использующихся как основа для приобретения опыта групповой работы. Обычно это короткие, не имеющие завершения эпизоды, предназначенные для стимулирования групповой дискуссии на спорные темы (напр., жестокое обращение с детьми или аттитюды к различным культурам). Эпизоды на удивление редко использовались в терапии. Однако существуют обнадеживающие данные об их применении в тренинге соц. навыков, раскрывающей терапии (exposure therapy) и секс терапии. Относительно редкой, но от того не менее интересной возможностью использования видео является его терапевтическое и развивающее воздействие на людей (напр., подростков с эмоциональными нарушениями и уголовных преступников), участвующих в написании сценариев и производстве своих собственных видеофильмов. Видео как экспериментальный стимул В огромном количестве научных исслед. упоминается об использовании видеозаписей эпизодов, но методологические принципы до сих пор практически не определены. Содержание видеозаписей может представлять независимую переменную (напр., подавленное состояние в одном эпизоде, но не в другом), или видео может противопоставляться др. средству (напр., наблюдение себя по кабельному каналу или в зеркале). В эксперим. исслед. принято использовать к.-н. один эпизод, но создавать при этом различные условия путем его словесного обозначения (напр., "у нее отсутствует внимание" против "у нее дурное настроение") или использовать испытуемых различных категорий (напр., эксперты против новичков). Видео может использоваться и в качестве зависимой переменной, как в случае, когда испытуемые настраивают искаженное изображение, руководствуясь нек-рым критерием (напр., оценка размеров тела в исслед. проблем лишнего веса). Возможности использования В. в п. едва ли достигли своего пика. С совершенствованием технологии и увеличением удобства пользования (в сочетании с компьютером или без него) эти возможности будут возрастать. См. также Животные как модели, Подходы к обучению, Поведенческое моделирование, Психология потребителя, Педагогическая психология, Разработка учебно-тренировочных систем, Профессиографический анализ, Профессиональное консультирование, Оценка деятельности, Самоактуализация, Работоспособность П. Дауэрик
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Взаимосвязь нарушений поведения и алкогольной зависимости у подростков и молодых людей мужского пола

Копытов А.В., Наконечная Е.А., Ситько Л.З., Копытов Д.А.
Проведено клиническое обсервационно-аналитическое исследование с использованием направленного формирования исследовательских групп методом случай-контроль субъектов мужского пола. Основная группа (ОГ) 397 человек возраста с 14 до 25 лет, страдающих синдромом алкогольной зависимости (АЗ), контроль (КГ) из 213 исследуемых без алкогольных проблем. Клиническая диагностика производилась в соответствии с диагностическими критериями МКБ-10, AUDIT, «Б-ИТА» (версия 2.3-3.01.2001), при помощи опросника «Определение склонности к отклоняющемуся поведению». В результате исследования установлено, что в ОГ достоверно больше лиц, отличающихся ненормативным поведением. Полученные данные можно использовать при составлении профилактических программ с учетом специфичности и особенностей клиники заболевания.
Скачать PDF

Психологические уловки как средство манипуляции поведением других людей

Костылева О.Н.
Скачать PDF

Психологическое консультирование по телефону доверия людей, склонных к суицидальному поведению

Леванова Елена Ивановна
Скачать PDF

Структура защитного поведения людей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Политова Светлана Павловна, Исмаилова Наиля Иркиновна
В статье описаны результаты исследования особенностей защитного поведения людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, примером которых в данном исследовании выступает инвалидность. В ходе исследования удалось обнаружить, что защитное поведение человека в трудной жизненной ситуации в основном строится на использовании психологических защит, в то время как вне актуального кризиса используются преимущественно копинг-стратегии.The article describes the features of defensive behavior of people, who find themselves in difficult living situations, on the example of physical disability. The research made it possible to find out that defensive behavior of a person in a difficult living situation is generally based on the use of psychological defenses, whereas beyond the actual crisis coping strategies are mainly used.
Скачать PDF

Девиации поведения людей и педагогические возможности их коррекции

Грехнёв Вадим Сергеевич
В статье рассматриваются различные девиации отклоняющиеся от общественных норм виды и формы поведения людей. Автор анализирует причины девиаций, а также возможные способы педагогической профилактики и коррекции недисциплинированности, асоциального, криминального и самодеструктивного поведения.
Скачать PDF

Психологические защиты от страха смерти у людей с разным опытом суицидального поведения

Ениколопов С.Н.
Представлены результаты сравнительного исследования защит от страха смерти у молодых людей, отрицающих суицидальную попытку, с одной и несколькими попытками самоубийства.
Скачать PDF

Особенности контроля поведения людей разных профессий

Терехина Надежда Сергеевна, Сергиенко Елена Алексеевна, Лекалов Александр Анатольевич
В работе представлены результаты исследования психологических характеристик, включая регуляцию поведения, людей разных профессий, имеющих строгую регламентацию деятельности (летчики, N = 44) и свободно планирующих свою работу (фрилансеры, преподаватели... N = 40). Показано, что существуют особенности развития составляющих контроля поведения: волевого, когнитивного контроля и эмоциональной регуляции, а также взаимосвязей между ними у людей с разной степенью регламентации профессиональной деятельности. Контроль поведения летчиков отличается большей интегрированностью и связанностью всех компонентов, тогда как у людей свободных профессий контроль поведения имеет меньшую связанность и разрозненность его составляющих.
Скачать PDF

Ритуалы как средство регуляции поведения людей в совместной деятельности

Дворникова И.Н., Беганцова И.С.
В исследовании проанализированы ритуалы как психологическое средство развития межличностных отношений, рассмотрены признаки подлинных ритуалов, выявлено их значение для формирования группы.
Скачать PDF

Стресс-преодолевающее поведение людей пожилого возраста

Фирсова Наталья Григорьевна
Данная статья посвящена проблеме сохранения и поддержания психического здоровья пожилых людей путем формирования и развития стратегий копинг-поведения, помогающих проявлению социальной активности, самореализации и саморазвития пожилых людей. Выявлена модель стресс-преодолевающего поведения пожилых людей в сложных жизненных ситуациях.
Скачать PDF

Особенности связей общительности и агрессивностисо стилями поведения в конфликте у молодых людей, ув

Толстова Дарья Александровна
В статье приведены результаты корреляционного анализа переменных общительности и агрессивности, рассматриваемых в рамках системно функционального подхода к анализу черт личности, и выраженностью индивидуальных стилей поведения в конфликте по К. Томасу.
Скачать PDF

Образ мира в системе совладающего поведения людей с разной степенью выраженности религиозности

Шмелев И.М.
в статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копингстратегий человека
Скачать PDF

Взаимосвязь образа мира и стратегий совладающего поведения у верующих молодых людей

Шмелев И.М.
в статье рассматривается понятие «образа мира», анализируются характеристики образа мира верующих людей, понятия «совладающее поведение» и «религиозное совладание». Приводятся данные исследования взаимосвязи образа мира и стратегий совладающего поведения у верующих людей
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!