АНАЛОГИЯ
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
в психологии (греч. analogia – сходство) – сходные психические явления и особенности поведения, вызванные одинаковыми условиями среды и потребности; А. – имеет большое значение для понимания развития психики.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
En.: Analogy
Аналогия - это сравнение, призванное облегчить психологическую работу. В отличие от метафоры пациент видит здесь логическую связь.
Аналогии гипнотической ситуации часто используются перед сеансом, чтобы демистифицировать этот феномен: «Это можно сравнить с ситуацией в зале ожидания, когда вы перестаете обращать внимание на окружающее...»
Во время гипноза терапевт часто прибегает к аналогиям, например, при левитации руки он спрашивает: «Какой другой части вашего тела ваше бессознательное могло бы придать стремление двигаться?» (Robinot, 1988).
В терапевтическом плане аналогии используются часто, например, аналогию между существующей тревожащей ситуацией и другими ситуациями, заведомо безопасными или уже ставшими таковыми.
Как отмечали Эриксон и Росси, «аналогия - психотерапевтическое средство, эффективное постольку, поскольку оно обращено одновременно к сознанию и к бессознательному» (Erickson & Rossi, 1976).
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
1. Частичное сходство объектов (явлений, понятий). Ср. аналогичные органы: функционально и морфологически сходные органы отдаленных, неродственных видов животных и растений.
2. Форма умозаключения (и метод познания),когда на основании сходства двух объектов (явлений, понятий) по одним признакам делается вывод об их сходстве по др. признакам. Умозаключения по А. не дают достоверного знания, выводы носят гипотетический характер. А., как способ выдвижения гипотез, играет большую роль в научном познании. На А. основан метод моделирования. На А. базируется и метод интроспективной психологии.
3. Тестовая задача, в которой искомый (неизвестный) объект должен находиться к данному объекту в том же отношении, в котором находятся между собой 2 др. указанных объекта; схематически: А относится к Б, как В относится к Н, (найти Н); поскольку объекты (явления, понятия) м. б.представлены не только в вербальной, но и в графической форме, постольку говорят о вербальных графических А. Согласно Ж. Пиаже, способность решать вербальные А. - один из критериев достижения стадии формальных операций. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
1. прямая А. предлагает рассмотреть методы, которые применяются в других отраслях науки и техники, то есть ознакомиться с тем, как там решаются аналогичные задачи;
2. личная А., или эмпатия, предлагает “вжиться” в образ рассматриваемого объекта, ощутить его состояние и на основе собственных ощущений найти и предложить наиболее оптимальный вариант решения;
3. символическая А. — нахождение краткого символического описания задачи или объекта, обычно в форме сочетания прилагательного с существительным, которые в форме парадокса характеризуют сущность объекта. Литературным аналогом символической А. является оксюморон, а ее поэтической формой можно считать метафору;
4. фантастическая А. предлагает изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд, а также поискать решения в фантасти ческой литературе.
Повышение управляемости творческим процессом происходит за счет детализации понятия А. с целью охватить все поле поиска возможного нахождения аналогичных объектов. Подобная детализация придает методу достаточную инструментальность и позволяет использовать его в учебном процессе с детьми (по Шрагиной). (Котова С. А.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Человек, когда рассуждает по А., находит сходство у двух предметов с какой-то одной стороны, и делает вывод, что эти предметы имеют сходство, подобны и в других отношениях.
Есть буквальная и фигуральная А. С помощью буквальной А. сравнивают вещи, предметы одного ряда, порядка. Напр., "Василий Иванович, наверное, брат Василию Петровичу: оба лысые, пьют пиво, живут в соседних квартирах и нигде не работают".
Фигуральная А. указывает на сходство предметов разного порядка. Часто такая А. используется как образная иллюстрация для оживления мысли и речи, лучшего воздействия на аудиторию. Напр., в известной фразе "бодался теленок с дубом" А. Солженицын проводит фигуральную А. между человеком (личностью) и теленком, общественно-государственной системой и дубом.
Когда реклама привлекает кумиров публики, звезд для пропаганды какого-то товара, то здесь проводится А. между выдающейся и обладающей разными приятными свойствами в глазах потребителей личностью и товаром, его достоинствами.
В лингвистике под А. понимают то влияние, которое оказывают одни элементы языка на другие, напр., лексическая А., когда образуется "ушняк" вместо "ушник" по А. со "скорняк", "полуклиника" вместо "поликлиника" под влиянием "пол-, полу-", "полуполковник" вместо "подполковник" под тем же влиянием и для стилистического подчеркивания значения слова. Примером действия А. в словоизменении может быть появление формы "сына" под влиянием основ типа "стола", вместо старого "сыну" в родительном падеже единственного числа. Или: форма "брызжу" получила добавление "брызгаю" по А. изменений форм глагола "брызгать" с глаголами типа "кидать (кидаю)", делать (делаю)".
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006