ЖИТЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ это что такое ЖИТЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ: определение — Психология.НЭС
ПОНЯТИЕ | ПРЕДПОНЯТИЕ Понятие о восприятии

ПОНЯТИЕ ЖИТЕЙСКОЕ

Найдено 4 определения термина ПОНЯТИЕ ЖИТЕЙСКОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОНЯТИЕ ЖИТЕЙСКОЕ

мыслительное и речевое обобщение, формируемое без специального обучения, при естественном овладении некоей областью предметной, в коем оказываются слитыми существенные и несущественные признаки.

Согласно Л. С. Выготскому, понятие житейское развивается как бы снизу вверх, от непосредственного столкновения с вещами и практического взаимодействия с ними - как принадлежащими к определенным классам; тогда как развитие понятия научного идет сверху вниз, начинаясь со словесного определения.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ЖИТЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ

англ. everyday concept) - традиционно понимается как несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений понятие-представление, в котором слиты существенные и несущественные признаки. Син. спонтанное (Ж. Пиаже), эмпирическое, детское понятие.

Л. С. Выготский считал, что основное различие между Ж. п. и научным заключается в пути их развития. Ж. п. развивается как бы снизу вверх, от непосредственного сталкивания с вещами, поэтому ребенок поздно приходит к возможности дать словесное определение (что подтверждается данными англ. психолога Барренса о большей трудности определения школьниками понятия "брат" по сравнению с более отвлеченными понятиями). Развитие научного понятия происходит сверху вниз, начинается со словесного определения, с логических операций, связанных с ним; понятие как бы "прорастает внутрь". Это различие нельзя преувеличивать, т. к. развитие Ж. п. тесно связано с развитием научных понятий. Более того, в мыслях, напр, младших школьников, нельзя отделить понятия, приобретенные в "школе", от понятий, приобретенных "дома", однако "с т. зр. динамики у них совершенно разная история: слабость одного понятия будет обнаружена как раз там, где др. уже относительно созрело" (Выготский).

А. Н. Леонтьев также практически отождествляет детское и Ж. п. и противопоставляет их взрослому, научному. Первые связаны с соответствующей им действительностью "отношением прямой отнесенности". Так, для ребенка слово "рычаг" выступает как носитель первичного обобщения ряда конкретных предметов, напр., рукоятки машины, длинной палки, а для взрослого оно значит любое физическое тело, имеющее 1 точку опоры и 2 точки приложения сил (ср. Деконтек-стуализация). Научное понятие соотносится с предметом "в сложном движении перехода через систему опосредствующих отношений, т. е. необходимо предполагает наличие развернутого дискурсивного процесса, в котором раскрывается эта иерархическая связь понятий и осуществляется "переливание" понятия в др. понятия" (Леонтьев). Этот подход согласуется с идеей Пиаже и Выготского: самое существенное отличие спонтанных понятий от неспонтанных - в данности первых вне системы. См. Мышление комплексное, Обобщение, Предпонятие, Псевдопонятие. (И. А. Мещерякова.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Житейское понятие

Категория. Форма обобщения.

Специфика. Формируется вне специального обучения, при естественном овладении той или иной предметной областью, в котором оказываются слитыми существенные и несущественные признаки. По мнению Л.С.Выготского, житейское понятие развивается как бы снизу вверх, от непосредственного столкновения с вещами и практического взаимодействия с ними как принадлежащими к определенным классам, в то время как развитие научного понятия осуществляется сверху вниз, начинаясь со словесного определения.

Источник: Психологический словарь

Житейское (спонтанное) понятие

понятие, не приобретаемое ребенком в процессе усвоения системы научного знания, новые и незнакомые ребенку слова и понятия обиходной речи, вплетающиеся в ткань уже прежде сложившихся детских понятий. (26.1, 7) Спонтанные понятия в известном отношении развиваются снизу вверх. Следовательно, спонтанные понятия и их первое зарождение все-таки связаны с непосредственным столкновением ребенка с теми или иными вещами. Правда, с такими вещами, которые одновременно встречают объяснение со стороны взрослых, но все-таки реальными. Путем длительного развития ребенок становится способным дать какое-то определение этим понятиям, как-то вычленить логические отношения, установленные между ними. Научное же объяснение начинается с общего определения понятия. (3.4, 417-418) См. Научное понятие, Понятие, Развитие

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

Найдено рефератов по теме ПОНЯТИЕ ЖИТЕЙСКОЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Еще раз о понятиях «двигательное умение» и «двигательный навык»

Гончаров Виктор Иванович
До сих пор не утихают споры о соотношениях понятий «двигательное умение», «двигательный навык», об уместности их использования по отношению к тому или иному уровню овладения движениями. Автор проанализировал сформировавшиеся позиции по этим понятиям и на основании этимологии и семантического содержания терминов, предложил соответствующую их трактовку. Она объединяет два исследуемых понятия, подчеркивает две характеристики состоявшегося процесса овладения двигательным действием его уровень и его возможности.
Скачать PDF

К вопросу о соотношении понятий «Эмоция» и «Когниция»

Солодилова И. А.
Скачать PDF

Концепт "архетипа" как культурологическое понятие

Гура В.В.
Скачать PDF

Определение понятия «Самодостаточность личности»

Никонова И. А.
Cтатья предлагает рассмотреть понятие «самодостаточность личности». Несмотря на то, что данное понятие широко используется во всех сферах современной жизни, в отечественной психологии данный концепт до сих пор не определен. Определение понятия ведется посредством обзора словарей, анализа работ психологов, исследовавших такие синонимичные понятия, как «самоэффективность», «социальная зрелость», «единство личности», «автономия личности», а также посредством метода опроса. Результатом проведенного исследования стало определение данного понятия.
Скачать PDF

Формирование понятийного аппарата учащихся при изучении естественно-научных дисциплин

Ахметова Людмила Владимировна
Понятийный аппарат учебных естественно-научных дисциплин является интегрированным по сути своего предмета изучения, обеспечивает возможность переработки информации одновременно в системе различных когнитивных уровней, позволяет осуществлять межпредметные взаимосвязи, формировать целостную систему естественно-научного мировоззрения. Основополагающими факторами, влияющими на формирование системы понятийного аппарата, являются учебники, по которым учащиеся изучают дисциплины, организационные условия учебной деятельности, окружающая естественная и социально-культурная среда, в которой развивается ученик.
Скачать PDF

Развитие понятия «Копинг» в отечественной и зарубежной психологии

Татьянченко Н.П.
Скачать PDF

Психолого-педагогические подходы к понятию экологической культуры младших школьников

Пазова Рита Исмаиловна
В статье конкретизируются основные принципы, цель, задачи экологической культуры младших школьников, разноаспектные понятия экологической культуры. Ценно, что определены условия и стимулы успешного формирования экологической культуры, способные влиять на формирование нравственных ориентаций подрастающего поколения.
Скачать PDF

Понятие «Взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии

Хребина С.В.
Скачать PDF

Научное становление понятия «социальный интеллект»

Саутина Е.С.
Скачать PDF

Социально-психологическое понятие о компетентном общении: сущностные характеристики

Пугачевский О.О.
Скачать PDF

Формирование понятий «навык» и «умение» у будущих учителей иностранного языка (психологический аспек

Северинова Елена Юрьевна
Статья посвящена формированию у будущих учителей понятий, выражаемых терминами методики обучения иностранного языка. Поскольку одни и те же термины используются в методике и в психологии для обозначения различных понятий, у студентов возникает смешение (интерференция) понятий. При различении методического и психологического содержания терминов, обозначающих действия, следует опираться на время формирования действий, обозначаемых этими терминами, на способы и этапы формирования, а также на возможность или невозможность их автоматизации. Автор предлагает систему упражнений по формированию соответствующих понятий у студентов педагогических вузов.
Скачать PDF

Понятие «образ мира» в психологической науке

Чуешева Наталья Алексеевна
В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения некоторых теорий, раскрывающих понятие образ мира, строение, психологические механизмы становления данного образования
Скачать PDF

Похожие термины: