Понятие об ощущении и его физиологической основе это что такое Понятие об ощущении и его физиологической основе: определение — Психология.НЭС
Понятие об объекте ПОНЯТИЕ ПРОГРЕССА В ПСИХОТЕРАПИИ

Понятие об ощущении и его физиологической основе

Найдено 1 определение:

Понятие об ощущении и его физиологической основе

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют познавательные процессы. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение. Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами. Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового). Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств – глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата. В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.  
Оцените определение:

Источник: Сто экзаменационных ответов по психологии

Найдено рефератов по теме Понятие об ощущении и его физиологической основе — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания

Сапожникова Р.Б.
В статье обсуждаются теоретические и методологические основания анализа понятия «идентичность» как многомерного социально-психологического феномена. Обосновывается возможность изучения идентичности в рамках реконструируемого комплекса социально-психологических измерений, репрезентирующих идентичность.the theoretical and methodological premises of the identity concept as social and psychological phenomenon is argumented. auther show that it possible to study the identity as constracted complex of social and phyhological dimensions, that are reflected identity.
Скачать PDF

Кооперантный подход к изучению общей этнопедагогики: основные понятия

Баймурзина В. И.
В статье рассматривается изучение общей этнопедагогики с позиции кооперантного подхода. Им выделены основные понятия кооперантного подхода: кооперация, кооперантная готовность, кооперантная деятельность, кооперантная идентификация.
Скачать PDF

Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования

Рыльская Е.А.
Формулируется определение понятия «жизнеспособность человека», представляются феноменологические, структурные, функциональные характеристики жизнеспособности, раскрываются концептуальные основы ее исследования.
Скачать PDF

Теоретико-методологические основания понятия «Инновационное поведение»

Молостова Н.Ю.
В настоящее время в психолого-педагогической науке не существует единой трактовки понятия «инновационное поведение». Анализируются разные значения этого понятия. В статье проанализированы теоретико-методологические подходы разных авторов к пониманию основных особенностей субъекта инновационной деятельности, рассмотрены характеристики инновационного поведения, проблемы и возможности формирования инновационного поведения у современных подростков.
Скачать PDF

Понятие «Саморегуляция»: терминология и основные подходы

Батоцыренов Валерий Батожаргалович
Обобщены номологические утверждения междисциплинарного характера, рассмотрены базовые направления в исследовании психологии саморегуляции. Представлен культуральный подход в рамках east-west psychology как проблемно-перспективный для исследований саморегуляции личности
Скачать PDF

Понятие «Гендерная идентичность»: сущность и основные исследовательские подходы

Дресвянина Анна Вячеславовна
Статья посвящена психолого-педагогическому анализу термина «гендерная идентичность». Рассмотрены основные подходы к определению сущности и механизмам формирования гендерной идентичности личности, представленные в психолого-педагогической науке. Уточнено содержание понятия гендерная идентичность личности.
Скачать PDF

Основные принципы права: понятие и классификация

Вопленко Николай Николаевич, Рудковский Виктор Анатольевич
Статья посвящена анализу природы, свойств, содержания основных принципов права. Раскрываются их характерные черты, обосновываются общетеоретические критерии классификации. Наряду с утвердившимся в науке делением принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые, в статье показан познавательный потенциал пока недостаточно разработанной классификации принципов права на общесоциальные и специально-юридические.
Скачать PDF

Основные подходы к рассмотрению понятия партиципации в организациях

Романько Изабелла Николаевна
В статье рассматриваются различные подходы к определению и изучению понятия партиципации в организации. В России процесс организационной партиципации остается практически не изученным. Существуют очень мало работ, посвященных этой теме. Тем не менее, с точки зрения зарубежных авторов, именно партиципация влияет на самоэффективность сотрудника, его удовлетворенность работой и ощущение жизненного благополучия, и, как следствие, на рост производительности в организации. В этой работе сделана попытка проанализировать различные имеющиеся теоретические и экспериментальные подходы к изучению партиципации в организации как в России, так и в других странах, чтобы выработать единое понимание этого процесса, важное для дальнейших практических исследований.
Скачать PDF

Научные основы формулирования содержания понятий «Доверие» и «Доверительность» и их взаимосвязи с пр

Лобзов Константин Михайлович
Проблема доверия является одной из сложнейших в общей и юридической психологии. Основная причина этого заключается в том, что, как отмечают сами психологи, сегодня не существует общепринятой научной концепции доверия, не говоря уже о теории доверия и его развернутой модели. Более того, исследователи доверия продолжают полемизировать по вопросу о сущности и основном содержании доверия, его соотношения с доверительностью личности и другими психологическими феноменами. В ряде работ эти понятия отождествляются. На этом фоне вопрос юридической психологии о том, какова связь доверия и доверительности личности с ее правосознанием, повисает в воздухе.
Скачать PDF

Понятие «Трудовой потенциал» и его основные характеристики

Маклакова Елена Александровна, Маклаков Анатолий Геннадиевич
В статье рассматривается научное понятие «трудовой потенциал» как интегральная характеристика трудоспособного населения, составная часть экономического и человеческого потенциалов. Поскольку трудовой потенциал является необходимым условием развития инновационных процессов в стране, которые, в свою очередь, не только активизируют деятельность во всех отраслях экономики, но и способствуют развитию человеческого потенциала, необходимо более корректное применение понятийно-категориального аппарата в данной области.
Скачать PDF

Виртуальная коммуникация в Социальной Сети: основные понятия и модель взаимодействия

Баранов А. Б.
Скачать PDF

К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «Родитель-ребенок»: теоретический и э

Головей Лариса Арсеньевна, Савенышева Светлана Станиславовна, Василенко Виктория Евгеньевна, Энгельгардт Елена Евгеньевна
В статье приводится анализ современного состояния понятийного аппарата в системе отношений «родитель-ребенок» в семейной психологии. Исследование направлено на изучение стилевых характеристик воспитания, показателей родительского отношения, взаимодействия родителей с детьми-дошкольниками. В исследовании приняли участие родители детей дошкольного возраста (546 человек). Использовались методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса, опросник родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина, методика «Взаимодействие родитель-ребенок» И. М. Марковской. Анализ выявил склонность современных родителей дошкольников к недостаточности санкций и запретов, симбиотическим отношениям с ребенком, к инфантилизации и высокому контролю. Обнаружены различия в степени опеки и принятия ребенка у отцов и матерей, тогда как различий в воспитании мальчиков и девочек выявлено не было.
Скачать PDF

Похожие термины: