ЭГО

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эго
Ego). Термин, используемый Юнгом для обозначения всего, что мы осознаем.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Эго
ego). Согласно Фрейду, сознательный, ориентированный на реальность компонент в структуре личности.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Эго
ego) - согласно Фрейду, психологическая сила, которая использует рассудок и действует в соответствии с принципом реальности.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Эго
(ego) — согласно теории Фрейда, часть личности, которая обеспечивает и организует контакт с реальностью. Язык и мышление являются функциями эго.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

ЭГО
«Я» человека, его внутренний психологический мир, самосознание. Термин широко используется в психоанализе, в других направлениях глубинной психологии.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Эго
подструктура психического аппарата, его организованная часть, которая может быть названа умом, здравым смыслом, рассудком; совокупность сил, которая контролирует слепые, бессознательные импульсы ид и пытается привести их в соответствие с требованиями внешнего мира.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

эго (я) (в психоанализе)

опыт индивида, его самосознание; в более узком смысле – структурный компонент личности, непосредственно соприкосающийся с внешним миром, психические явления характеризующие динамику внутреннего мира личности, явления и импульсы, которые ею приняты и контролируются.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Эго
(от лат. ego - я). Срединная инстанция в психоаналитической схеме вертикального послойного строения личности, выполняющая функции посредника между «Оно» (носитель инстинктов и влечений) и «Супер-Эго» (цензура), а также регулятора сознательной психической деятельности в отношениях между индивидом и окружающим миром.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Эго (я)
Ego (I)]. Подструктура психической организации, которая призвана обеспечивать здоровье, безопасность и нормальную психическую деятельность личности; выступает в качестве посредника между требованиями со стороны ид и реальностью внешнего мира. Эго ответственно за возможности, тогда как ид - только за потребности.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

ЭГО
ego) - (в психоанализе) часть психики, развивающаяся у человека на основании его опыта общения с внешним миром, в большинстве своем в результате соприкосновения с окружающей его реальностью. В терминах фрейдовской психологии эго считается посредником между ид (инстинктивным бессознательным разумом), супер-эго (моральной осознанностью) и окружающей реальностью.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Эго (я)
согласно психоаналитической теории З.Фрейда, специфическая подсистема личности, Выступающая посредником между Супер-эго и Ид и контролирующая поведение человека в соответствии с требованиями рациональности и реальности и тем самым помогающая индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире. В случае расхождения требований Эго с устремлениями других психических подсистем личности возникает внутриличностный конфликт.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ЭГО
один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда, который, согласно автору, действует в соответствии с принципом реальности (т. е. поддерживает связь с реальностью) и выполняет роль посредника между эгоистическими требованиями Ид и нравственными требованиями Супер-Эго; эго пользуется внутренними механизмами, защищающими личность от подсознательной тревоги; часто термин используется в более общем смысле и означает все, что имеет отношение к человеческому <Я>.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ЭГО
лат. Ego - я). Средняя инстанция в трехчленной психоаналитической структуре личности, созданной S. Freud. Занимает промежуточное положение между "Оно" (Id) и супер-Эго (super-Ego). При этом "Оно" представляется вместилищем инстинктов, неосознаваемых влечений, а супер-Эго выполняет функцию цензуры, не пропуская в Эго неприемлемые по социальным мотивам, низменные, например, кровосмесительные, импульсы и влечения. Таким образом, по S. Freud, регулируются взаимоотношения личности и окружающей действительности.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Эго
Ich). В структурной теории Фрейда - одна из трех инстанций душевного аппарата; выступает в роли посредника между внутренней реальностью (Ид) и внешней реальностью, отвечая прежде всего за функции восприятия и движения, и в этом смысле понимается как организатор внутренней и внешней адаптации (Хартманн). Ранее понималось также и как носитель представлений, спонтанно производимых субъектом, и тем самым как адресат либидозной энергии. Позднее представления, преобразуемые в Эго как самости (саморепрезентации), были отделены от аппаратно-функциональной части Эго.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

ЭГО
/лат. ego – я/, одно из центральных понятий психоанализа.
Сфера сознательного, которая управляется принципом реальности. Находится в противоречии с оно (1), регулируется с помощью суперэго.
Сущность понятия Э. раскрыта в работах Зигмунда Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» («Jenseits des Lustprinzip», 1920), «Массовая психология и анализ человеческого „Я“» (1921), «Я и Оно» (1923).
«Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго – посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями – с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).» М. Ярошевский. Предисловие к: З. Фрейд. Психология бессознательного. «Питер», 2010.

Источник: Словарь доктора либидо

ЭГО
1. Своеобразный психологический центр личности, «Я» человека, вокруг которого концентрируются все осознаваемые и приписываемые человеком самому себе качества. 2. Термин, используемый в ряде направлений глубинной психологии, в частности, в теориях З. Фрейда и К. Юнга. В психоанализе под Э. понимается часть личности, отвечающая за сознательное направление и контроль инстинктов человека, содержащихся в другой части его личности-Ид. Э., по мнению Фрейда, учитывает в социальном поведении человека реальное положение дел и действует в соответствии с принципом реальности. Э., по мнению психоаналитиков, существует для того, чтобы помочь Ид в удовлетворении содержащихся в нем инстинктов. Э. также возводит специальные преграды против тревоги, и эти преграды называются защитными механизмами. 3. Совокупность психологических свойств и процессов, связываемых с самосознанием человека. Это значение термина также соотносится с такими понятиями, как эгоцентрический и эгоистический. См. Ид, психология глубинная, психоанализ, самосознание, Супер-Эго, Эгоанализ, Эго-блокирование, Эго-вовлеченность, Эго-граница, Эго-дистоническая гомосексуальность, Эго-защита, эгоистический, эгоцентризм, эгоцентрический и ряд других терминов, начинающихся со слова «эго».

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Эго
Под это я понимаю комплекс идей, представлений, составляющий для меня центр поля моего сознания и который, как мне кажется, обладает в высокой степени непрерывностью и тождественностью (идентичностью) с самим собой. Поэтому я говорю об эго-комплексе. /52/ Этот комплекс есть настолько же содержание сознания, насколько и условие сознания (см. сознание), ибо психический элемент осознан мной постольку, поскольку он отнесен к эго-комплексу. Однако, поскольку эго есть лишь центр моего поля сознания, оно не тождественно с моей психикой в целом, а является лишь комплексом среди других комплексов. Поэтому я различаю между эго и самостью (см.), поскольку эго есть лишь субъект моего сознания, самость же есть субъект всей моей психики, включающей также и ее бессознательное. В этом смысле самость была бы идеальной сущностью (величиной), включающей в себя эго. В бессознательных фантазиях самость часто возникает в виде сверхординарной (необычной) или идеальной личности, вроде Фауста у Гете или Заратустры у Ницше. Именно для сохранения идеального образа архаические черты самости изображались иногда как отделенные от "высшей" самости, как, например, Мефистофель у Гете, Эпиметей у Шпиттелера, а в христианской психологии дьявол или Антихрист. У Ницше Заратустра открывает свою тень в "Безобразнейшем человеке".

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

ЭГО
понятие, используемое в психоанализе для обозначения одной из частей или инстанций психики человека.
   В классическом психоанализе структурное понимание человеческой психики осуществлялось через призму раскрытия взаимосвязей между Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Подобная терминология находит свое отражение и в современной зарубежной психоаналитической литературе.
   В переводах зарубежной, особенно англоязычной литературы на русский язык нет единообразия в использовании соответствующих терминов. В одних работах английское «Ego» переводится как Я, в других – как Эго, в третьих сохраняется двойной перевод, когда в зависимости от контекста или стремления провести различие между Я как личностью и Я как специфической частью ее одновременно используются оба термина – и Я, и Эго.
   В настоящее время психоаналитическая литература в России характеризуется тем, что одни авторы предпочитают использовать термин Эго, в то время как другие – термин Я. Для российских психоаналитиков Эго и Я – взаимозаменяемые понятия, в большинстве случаев не приводящие к содержательным недоразумениям. Тем не менее если исходить из идейного наследия З. Фрейда, из немецкого термина «Ich», то следует скорее придерживаться не кальки с английского «Ego», а заложенной в 20-е годы традиции, когда в переводах с немецкого языка на русский использовался термин Я.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Эго
лат.- ego – я, самость) – в психоанализе – структурное и топографическое понятие, относящееся к организованным частям психического аппарата, то есть скопление когнитивных и перцептивных процессов, которые осознаются и соотносятся с реальностью, а также определенные защитные механизмы, то есть некие посредники между инстинктными импульсами и интернализованными социальными запретами. По определению З.Фрейда 1923), «Эго – это та часть Ид, которая видоизменилась под непосредственным влиянием внешнего мира...Эго представляет то, что может быть названо умом и здравым смыслом, в противоположность Ид, содержащим страсти». Эго и Самость часто путают, они, скорее всего, принадлежат разным системам отношенияй. Эго, что считается наиболее вероятным, принадлежит объективной системе, где личность расматривается как структура, а Самость – к феноменологической системе, где личность понимается как опыт переживания. См. Бессознательное, Феноменология; 2. центральное ядро, наиболее активная часть личности, функционирующая благодаря сознанию и, в свою очередь, само участвующее в формировании сознания. Именно вокруг Эго как бы вращаются все психические действия и процессы, благодаря ему под влиянием взрослых людей происходит их организация, интеграция и осуществляется контроль над ними. Первые признаки формирования Я можно увидеть у детей в возрасте 1-2 года: это самостоятельность, целенаправленность, упрямство, «вредность» детей. См. Бессознательное.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭГО (ego)
1. В переводе с латинского означает Я. "Я" или "самость", понимаемые как центральное ядро, вокруг которого вращаются все психические действия. Это фундаментальное значение, которое является нейтральным в отношении оценочных коннотаций и теорий личности. 2. Один из компонентов фрейдовской тройственной модели психического аппарата (наряду с id и superego). В классической теории эго представляет собой скопление когнитивных и перцептивных процессов, включая память, решение задач, познание действительности, рассуждение, саморегулируемые стремления и т.п., которые осознаются и соотносятся с реальностью. Сюда входят также и определенные защитные механизмы, которые выполняют посредническую роль между примитивными инстинктивными требованиями ид, интернализированными социальными и родительскими запретами и запретами superego, а также знания о действительности. В этом понимании эго действует подобно операциональной системе, которая функционирует адаптивно, с тем чтобы поддержать психическое равновесие. 3. Объединенные психологические процессы, которые имеют отношение к самости. В полуспециальных и даже некоторых популярных работах обычно имеется в виду это значение. Оно подразумевает гипотетическую сущность, которой индивид чрезмерно заинтересован, вид психологического пробного камня, который служит основой для развития интересов, ценностей, отношений, желаний и т.д. Это то значение, которое фиксируется в терминах, подобно эгоцентричный, эгоистичный и самовлюбленный.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЭГО
(от лат. Ego-Я) - согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценку, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Эго наряду с Оно (Ид) и СуперЭго (Сверх-Я) является одной из трех психологических субстанций, предложенных З. Фрейдом для описания динамики человеческой психики. Э., по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго. Э. обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Э. не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Э. возникает и дифференцируется из Оно по мере того, как ребенок начинает осознавать свою собственную индивидуальность, удовлетворять и умиротворять повторяющиеся требования Ид. По мере развития индивида происходит дифференциация Я и развитие сверх-Я. Достигнув развития, Э. способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования. Прогресс от немедленной реакции к контролируемому поведению, от алогического к рациональному мышлению происходит медленно и осуществляется в виде многих последовательных стадий на протяжении детства. Даже достигнув физической зрелости, люди существенно различаются между собой в формах и эффективностью деятельности Э., т.е. его силой. Человеку с сильным Э. свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя, его деятельность организована на протяжении более долгого времени так, что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс. Индивид со слабым Э. более сходен с ребенком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искаженных и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

ЭГО
один из элементов модели-структуры субъекта в концепциях Фрейда; по мнению ученого Эго конституируется-тектонизируется, как трансформационная интерпретация части Оно-Ид, метаболизированной под воздействием тревог-опасностей из экстеромира, а само Эго черпает свой энергетический баланс в Оно, с учетом того, что под влиянием Оно, Эго продуцирует сексуальное либидо, эскалационные феномены и другие стремления; исполняя-референцируя указанные функции Эго константно моделирует-интерпретирует-перцептирует экстеромир-социум, элиминирует из панорамы бытия негативизмы, дифференциально-деструкционные-деформационные феномены, а принцип удовольствия, кот. связан-коррелирован с Оно, само Эго постепенно вытесняет и заменяет его принципом рациональности-реальности, кот. для индивида более превалирован, чем само Оно, поскольку он когеренцируется-конвергируется с благополучием и теми факторами, кот. должны субъекту, по мнению Фрейда, обеспечить удачу-успех; при тектонизации объективно-наличной панорамы-макроголограммы мира. Эго перманентно интегрируется-взаимодействует-сочетается с перцепцией, мотивами-установками-позициями субъекта, с временными факторами и инвариантно-постоянно т.о., стремится синтезировать-интегрировать-выразить свое неповторимо-индивидуальное содержание; на своем пути Эго и Оно-Ид постоянно встречает баррикады-препятствия, а сами аберрации-аномалии часто детерминируются феноменами Супер-Эго и экстеромира, социума, кот. антитезны-противоположны требованиям Оно-Ид, а такая постановка проблемы, согласно критериям Фрейда, способствует тому, что автономно-свободное Эго не в силах решить актуально-проблемные ситуации в онтологии-экзистенции. и в содержаниях Эго может быть зафиксирован-дефиницирован страх-фобии-фрустрации-боязни; медиаторство, посредническая миссия между Оно-Ид и на-личное онтологии трансформирует-трансиндукцирует-транспонирует, так сказать, претензии Оно в дифференциально-малоосознаваемые рефлексии-диспозиции и, благодаря этому феномену, сглаживает многочисленные конфликты Оно, с объективно-конкретной реальностью; но само Эго находится под постоянным наблюдением Супер-Эго, а СуперЭго, как командор-диктатор диктует, в авторитарно-специфическо-рефлексивном порядке, самому Эго различные нормы-ориентации, связанные с поведенческими паттернами, а в случае не подчинения Эго, само же Эго наказывается Супер-Эго матрицами-формами неполноценности и осознанием Эго своей собственной вины; когда же Эго признает свои ошибки и способно, можно сказать, на раскаяние, в нем уже, в свою очередь, как думал-менталитетоизировал Фрейд, возникает специфико-онтологический страх перед бытием-онтосом, страх перед Супер-Эго, страх перед Оно, — в структуре кот. со-держатся инстинктивно-сексуальные или же агрессивные стремления-позывы субъекта, — а такие формы аффективных фрустраций, фобий, страхов и могут быть причинами-детерминантами дифференциально-индивидуальных неврозов, психо-обструкций, психо-аберраций; психотерапевтические методики-модусы психоанализа и должны быть, по мнению Фрей-да, неофрейдистов, сынтенционированы на то, чтобы автономизировать-удалить Эго от Супер-Эго, с ориентацией на корригацию-предупреждение эголичностных конфликтов, неврозов, психоаномалий.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЭГО
(Ego; Ich). На своей карте психологического пространства (см. ПСИХИКА) Юнг стремился определить иное место для Э., нежели Фрейд, Он понимал Э. как центр сознания, но также подчеркивал ограниченность и незавершенность Э., его меньший объем по сравнению с личностью в целом. Хотя Э. и связано с такими вещами, как личная идентичность, сохранение, поддержание личности, целостность во времени, посредничество между сознательной и бессознательной реальностями (см. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ), познанием и проверкой реальности, оно также ответственно перед некой высшей субстанцией. Эта субстанция есть самость, являющаяся направляющим принципом всей личности. Отношение самости к Э. можно определить как «двигатель и движимое». Изначально Э. слито с самостью, но впоследствии отделяется от нее. Юнг описывает их взаимозависимость следующим образом: самость обеспечивает более целостный взгляд и поэтому занимает верховную позицию. Функция Э. заключается в том, чтобы оспаривать или выполнять требования этой «верховной власти». Конфронтация между Э. и самостью была определена Юнгом как характеристика второй половины жизни (см. ОСЬ ЭГО-САМОСТИ; СТАДИИ ЖИЗНИ). Юнг считал также, что Э. возникает из столкновения между телесными ограничениями ребенка и окружающей его реальностью. Фрустрация способствует появлению островков сознания, которые объединяются в собственно Э. Здесь идеи Юнга о дате появления Э. отражают сохранившуюся зависимость от ранних представлений Фрейда. Э., как утверждает Юнг, начинает свое полноправное существование с третьего или четвертого года жизни. Сегодня психоаналитики и аналитические психологи соглашаются с тем, что какой-то элемент сознания присутствует по крайней мере с рождения и что до конца первого года жизни вступает в действие относительно сложная структура Э. Склонность Юнга приравнивать Э. к сознанию затрудняет концептуализацию бессознательных аспектов структуры Э., напр. защитных. Сознание является отличительной характеристикой Э., но в той же степени, что и бессознательное. В действительности, чем выше уровень эго-сознания, тем больше способность к ощущению неизвестного. Задача Э. по отношению к тени — выявить ее и интегрировать, а не расколоть ее путем проекции. Юнг воспринимал аналитическую психологию как реакцию на сверхрациональный и сверхсознательный подход, изолирующий человека от его естественного мира, включая его собственную природу, и, таким образом, ограничивающий его. С другой стороны, он настаивал на том, что образы сновидений и фантазий не могут использоваться непосредственно для «обогащения» жизни. Они являются своего рода сырьем, необработанным материалом, источником символов, которые еще нужно перевести на язык сознания и интегрировать с помощью Э. В этой работе связь между противоположностями осуществляет трансцендентная функция. Роль Э. заключается в том, чтобы разделить противоположности, противостоять их напряжению, позволить им разрешиться и в конечном итоге защитить то, что появляется, что будет расширять и усиливать прежние ограничения Э. Поскольку речь идет о психопатологии, существует ряд очевидных опасений: 1) Э. не возникнет из своей первичной идентичности с самостью и, следовательно, будет не в состоянии встретить запросы внешнего мира; 2) Э. сравняется с самостью, и это приведет к инфляции сознания; 3) Э. может занять жесткую и экстремальную позицию, отказываясь обращаться к самости и игнорируя саму возможность движения через трансцендентную функцию; 4) Э. может оказаться неспособным соотнестись с отдельным комплексом из-за вызванного напряжения. Это ведет к отщеплению комплекса и его давлению на жизнь индивида; 5) Э. может оказаться подавленным внутренним содержанием, возникающим из бессознательного; 6) подчиненная функция может остаться неинтегрированной и недоступной для Э., что ведет в значительной степени к бессознательному поведению и общему обнищанию личности (СМ. типология).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.