Эгалитарный ЭГО АНАЛИЗ

ЭГО

Найдено 17 определений термина ЭГО

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эго (я)

Ego (I)]. Подструктура психической организации, которая призвана обеспечивать здоровье, безопасность и нормальную психическую деятельность личности; выступает в качестве посредника между требованиями со стороны ид и реальностью внешнего мира. Эго ответственно за возможности, тогда как ид - только за потребности.

Оцените определение:

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth"

ЭГО

лат. Ego - я). Средняя инстанция в трехчленной психоаналитической структуре личности, созданной S. Freud. Занимает промежуточное положение между "Оно" (Id) и супер-Эго (super-Ego). При этом "Оно" представляется вместилищем инстинктов, неосознаваемых влечений, а супер-Эго выполняет функцию цензуры, не пропуская в Эго неприемлемые по социальным мотивам, низменные, например, кровосмесительные, импульсы и влечения. Таким образом, по S. Freud, регулируются взаимоотношения личности и окружающей действительности.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

ЭГО

один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда, который, согласно автору, действует в соответствии с принципом реальности (т. е. поддерживает связь с реальностью) и выполняет роль посредника между эгоистическими требованиями Ид и нравственными требованиями Супер-Эго; эго пользуется внутренними механизмами, защищающими личность от подсознательной тревоги; часто термин используется в более общем смысле и означает все, что имеет отношение к человеческому <Я>.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Эго

Под это я понимаю комплекс идей, представлений, составляющий для меня центр поля моего сознания и который, как мне кажется, обладает в высокой степени непрерывностью и тождественностью (идентичностью) с самим собой. Поэтому я говорю об эго-комплексе. /52/ Этот комплекс есть настолько же содержание сознания, насколько и условие сознания (см. сознание), ибо психический элемент осознан мной постольку, поскольку он отнесен к эго-комплексу. Однако, поскольку эго есть лишь центр моего поля сознания, оно не тождественно с моей психикой в целом, а является лишь комплексом среди других комплексов. Поэтому я различаю между эго и самостью (см.), поскольку эго есть лишь субъект моего сознания, самость же есть субъект всей моей психики, включающей также и ее бессознательное. В этом смысле самость была бы идеальной сущностью (величиной), включающей в себя эго. В бессознательных фантазиях самость часто возникает в виде сверхординарной (необычной) или идеальной личности, вроде Фауста у Гете или Заратустры у Ницше. Именно для сохранения идеального образа архаические черты самости изображались иногда как отделенные от "высшей" самости, как, например, Мефистофель у Гете, Эпиметей у Шпиттелера, а в христианской психологии дьявол или Антихрист. У Ницше Заратустра открывает свою тень в "Безобразнейшем человеке".

Источник: К.Юнг. Словарь терминов

Эго

ego) - согласно Фрейду, психологическая сила, которая использует рассудок и действует в соответствии с принципом реальности.

Источник: Р. Комер.Общая психология:глоссарий

Эго

Ego). Термин, используемый Юнгом для обозначения всего, что мы осознаем.

Источник: Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности"

Эго

Компонент структуры личности, который, согласно Фрейду, действует в соответствии с принципом реальности (т. е. поддерживает связь с реальностью) и выполняет роль посредника между эгоистическими требованиями Ид (см. Фрейд) и нравственными требованиями Супер-Эго. Эго пользуется внутренними механизмами, защищающими личность от подсознательной тревоги. Термин также используется психологами в более общем смысле и означает все, что имеет отношение к человеческому «Я».

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ЭГО

ego) - (в психоанализе) часть психики, развивающаяся у человека на основании его опыта общения с внешним миром, в большинстве своем в результате соприкосновения с окружающей его реальностью. В терминах фрейдовской психологии эго считается посредником между ид (инстинктивным бессознательным разумом), супер-эго (моральной осознанностью) и окружающей реальностью.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

ЭГО (ego)

1. В переводе с латинского означает Я. "Я" или "самость", понимаемые как центральное ядро, вокруг которого вращаются все психические действия. Это фундаментальное значение, которое является нейтральным в отношении оценочных коннотаций и теорий личности. 2. Один из компонентов фрейдовской тройственной модели психического аппарата (наряду с id и superego). В классической теории эго представляет собой скопление когнитивных и перцептивных процессов, включая память, решение задач, познание действительности, рассуждение, саморегулируемые стремления и т.п., которые осознаются и соотносятся с реальностью. Сюда входят также и определенные защитные механизмы, которые выполняют посредническую роль между примитивными инстинктивными требованиями ид, интернализированными социальными и родительскими запретами и запретами superego, а также знания о действительности. В этом понимании эго действует подобно операциональной системе, которая функционирует адаптивно, с тем чтобы поддержать психическое равновесие. 3. Объединенные психологические процессы, которые имеют отношение к самости. В полуспециальных и даже некоторых популярных работах обычно имеется в виду это значение. Оно подразумевает гипотетическую сущность, которой индивид чрезмерно заинтересован, вид психологического пробного камня, который служит основой для развития интересов, ценностей, отношений, желаний и т.д. Это то значение, которое фиксируется в терминах, подобно эгоцентричный, эгоистичный и самовлюбленный.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Эго

ego). Согласно Фрейду, сознательный, ориентированный на реальность компонент в структуре личности.

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Эго

подструктура психического аппарата, его организованная часть, которая может быть названа умом, здравым смыслом, рассудком; совокупность сил, которая контролирует слепые, бессознательные импульсы ид и пытается привести их в соответствие с требованиями внешнего мира.

Источник: Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины

Эго

Ich). В структурной теории Фрейда - одна из трех инстанций душевного аппарата; выступает в роли посредника между внутренней реальностью (Ид) и внешней реальностью, отвечая прежде всего за функции восприятия и движения, и в этом смысле понимается как организатор внутренней и внешней адаптации (Хартманн). Ранее понималось также и как носитель представлений, спонтанно производимых субъектом, и тем самым как адресат либидозной энергии. Позднее представления, преобразуемые в Эго как самости (саморепрезентации), были отделены от аппаратно-функциональной части Эго.

Источник: А.Хайгл-Эверс,Ф.Хайгл,Ю.Отт,У.Рюгер. Базисное руководство по психотерапии (термины)

ЭГО

понятие, используемое в психоанализе для обозначения одной из частей или инстанций психики человека.

   В классическом психоанализе структурное понимание человеческой психики осуществлялось через призму раскрытия взаимосвязей между Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Подобная терминология находит свое отражение и в современной зарубежной психоаналитической литературе.

   В переводах зарубежной, особенно англоязычной литературы на русский язык нет единообразия в использовании соответствующих терминов. В одних работах английское «Ego» переводится как Я, в других – как Эго, в третьих сохраняется двойной перевод, когда в зависимости от контекста или стремления провести различие между Я как личностью и Я как специфической частью ее одновременно используются оба термина – и Я, и Эго.

   В настоящее время психоаналитическая литература в России характеризуется тем, что одни авторы предпочитают использовать термин Эго, в то время как другие – термин Я. Для российских психоаналитиков Эго и Я – взаимозаменяемые понятия, в большинстве случаев не приводящие к содержательным недоразумениям. Тем не менее если исходить из идейного наследия З. Фрейда, из немецкого термина «Ich», то следует скорее придерживаться не кальки с английского «Ego», а заложенной в 20-е годы традиции, когда в переводах с немецкого языка на русский использовался термин Я.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Эго (я)

согласно психоаналитической теории З.Фрейда, специфическая подсистема личности, Выступающая посредником между Супер-эго и Ид и контролирующая поведение человека в соответствии с требованиями рациональности и реальности и тем самым помогающая индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире. В случае расхождения требований Эго с устремлениями других психических подсистем личности возникает внутриличностный конфликт.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Эго

лат.- ego – я, самость) – в психоанализе – структурное и топографическое понятие, относящееся к организованным частям психического аппарата, то есть скопление когнитивных и перцептивных процессов, которые осознаются и соотносятся с реальностью, а также определенные защитные механизмы, то есть некие посредники между инстинктными импульсами и интернализованными социальными запретами. По определению З.Фрейда 1923), «Эго – это та часть Ид, которая видоизменилась под непосредственным влиянием внешнего мира...Эго представляет то, что может быть названо умом и здравым смыслом, в противоположность Ид, содержащим страсти». Эго и Самость часто путают, они, скорее всего, принадлежат разным системам отношенияй. Эго, что считается наиболее вероятным, принадлежит объективной системе, где личность расматривается как структура, а Самость – к феноменологической системе, где личность понимается как опыт переживания. См. Бессознательное, Феноменология; 2. центральное ядро, наиболее активная часть личности, функционирующая благодаря сознанию и, в свою очередь, само участвующее в формировании сознания. Именно вокруг Эго как бы вращаются все психические действия и процессы, благодаря ему под влиянием взрослых людей происходит их организация, интеграция и осуществляется контроль над ними. Первые признаки формирования Я можно увидеть у детей в возрасте 1-2 года: это самостоятельность, целенаправленность, упрямство, «вредность» детей. См. Бессознательное.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

эго (я) (в психоанализе)

опыт индивида, его самосознание; в более узком смысле – структурный компонент личности, непосредственно соприкосающийся с внешним миром, психические явления характеризующие динамику внутреннего мира личности, явления и импульсы, которые ею приняты и контролируются.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Эго-сознание как поверхностная структура

Бескова И.А.
Скачать PDF

Эгоистическая мотивация: экспериментальные результаты и теоретический дискурс

В статье исследуется соотношение эгоистических и альтруистических компонентов в мотивации и поступках человека. Экспериментальные исследования, проведенные автором с помощью методов выборки переживаний (ESM), позволяют выдвинуть концепцию первичной (полностью эгоистической) и инструментальной (эгоистической и альтруистической) разновидностей мотивации, стоящих за соответствующими действиями. Предлагаемая концепция имеет веские теоретические подкрепления, важнейшим из которых признается доктрина психологического эгоизма. Наиболее известные факты, ранее предполагавшие существование первичной альтруистической мотивации, способны быть истолкованы в ином, эгоистическом ключе. На основании достигнутых результатов выводятся некоторые следствия для педагогики и морали.
Скачать PDF

Эгоизм: врожденное или приобретенное?

Ершова Р.В., Омельчанко Е.В.
В статье обсуждаются взгляды зарубежных и отечественных исследователей на природу эгоизма. Анализ литературы показал, что эгоизм до сих пор остается одним из наименее изученных личностных свойств, отсутствует единство в научных представлениях о психологическом содержании и природе эгоизма. В определении и понимании сути эгоизма наблюдаются разнородные тенденции: отождествление этого свойства личности с чертой характера; инстинктом; включение его в единый синонимичный ряд наряду с потребностями, направленностью, ценностными ориентациями. В настоящее время в психологической науке существуют две противоположные концепции, одна из которых утверждает биологическую природу свойства, другая подчеркивает примат социальных факторов в процессе формирования эгоизма личности. Большинство исследователей используют аналитические стратегии изучения эгоизма. Мы считаем, что эти исследования можно рассматривать только как первый шаг на пути к целостному изучению данного свойства. Системное исследование эгоизма должно включать в себя анализ функционального единства целевых, мотивационных, когнитивных, результативных, динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивных характеристик этого свойства, а его реализация открывает широкие возможности для выявления психологических и психофизиологических механизмов функционирования этого свойства.
Скачать PDF

Эгоизм и альтруизм: «Антагонисты» или «Братья»?

Шевалдышева Елена Зигфридовна
Проводится теоретический анализ и практическое изучение соотношения понятий «эгоизм» и «альтруизм ». Демонстрируется недостаточность односторонних, морально окрашенных трактовок одного и другого термина. Впервые для изучения эгоизма и альтруизма используются методы выборки переживаний (experience sampling methods ESM). Результаты исследований показывают положительную взаимосвязь, существующую между шкалами «эгоизма» и «альтруизма» у всех испытуемых, а также количественное преобладание первого конструкта над вторым в подавляющем большинстве ситуаций, связанных с повседневной активностью участников исследования. Полученные данные опровергают устоявшиеся представления об эгоизме и альтруизме, как о противоположностях, обладающих к тому же неодинаковой моральной ценностью. В связи с этим авторы статьи, основываясь на результатах исследования, предлагают другую метафору «старшего и младшего брата», что устраняет тему антагонизма, якобы преобладающего во взаимодействии альтруизма с эгоизмом и дезавуирует представление о «моральной неполноценности» последнего. Выявленная «норма» взаимодействия эгоистических и альтруистических компонентов позволяет сосредоточить дальнейшие усилия на изучении более редких и атипичных случаев, связанных с противоречиями между ними.
Скачать PDF

Эгоцентрические установки в формировании переживаний боли (на примере рожениц)

Никишина В. Б.
Скачать PDF

Эгоизм, Личностная Уникальность, нарциссизм: сходство и различия

Разработанная нами «Личностно ориентированная концепция счастья», описывающая взаимодействие систем «Эгоизм» и «Личностная Уникальность» в процессе самореализации индивида, потребовала провести сравнительный и дискриминативный анализ данных конструктов с понятием «нарциссизм», имеющим как схожие описания, так и различия в теоретических трактовках различных авторов. Как показали результаты опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность» в сравнении с опросником «Нарциссические черты личности» умеренные положительные корреляции между понятиями «эгоизм» и «нарциссизм» чаще встречаются на втором, более низком уровне «базового» эгоизма в личностно-ориентированной концепции счастья, а затем уменьшаются по направлению к четвертому, высшему уровню обеих систем. Достаточно высокая внутренняя надежность и внешняя валидность опросника «Эгоизм, Личностная Уникальность» позволяют считать его подходящим инструментом для измерения основных компонентов личностно-ориентированной концепции счастья, особенностей самореализации индивида.
Скачать PDF

Эго-идентичность в структуре профессионального выгорания

Андреева Наталья Юрьевна
Представлены результаты исследования профессионального выгорания в рамках концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека (Солдатовой Е.Л.). Посредством корреляционного и факторного анализа определена структура профессионального выгорания.
Скачать PDF

Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости

Солдатова Елена Леонидовна, Шляпникова Ирина Андреевна
Обсуждается проблема взаимосвязи феноменов эго-идентичности и личностной зрелости, обосновывается понимание эго-идентичности как системообразующего фактора личностной зрелости. Личностная зрелость рассматривается как системное качество личности, новообразование нормативных кризисов развития личности взрослого человека и критерий психологической готовности к переходу на следующий этап развития
Скачать PDF

Эгоизм личности и его влияние на возраст вступления в брак и удовлетворенность браком

Бондарева Олеся Вячеславовна
Pассматривается проблема эгоизма личности. Прослеживается взаимосвязь эгоизма с возрастом вступления в брак, а также взаимосвязь эгоистической направленности супругов с удовлетворенностью браком.
Скачать PDF

Эгоскопия новый метод диагностики смыслофизиологических паттернов на основе пиктополиграфического по

Скоморохов А.А., Захаров С.М., Юрьев Г.П.
Скачать PDF

Эгоскопия основные принципы и технология работы

Скоморохов Анатолий Александрович, Захаров Сергей Михайлович
Рассмотрены основные принципы эгоскопии и технология работы, базирующейся на регистрации и анализе физиологических и пиктографических реакций в процессе выполнения психологических и психофизиологических тестов.
Скачать PDF

Эгоскопия в компетентностном подходе в учебном процессе

Тытарь Алим Даниилович, Тытарь Елена Тимофеевна
Пакет сценариев работы с эгоскопом позволяет проводить психологическую интерпретацию результатов тестирования в соответствии с разработанной технологией для диагностики и формирования компетенций менеджера.
Скачать PDF