Вундт Вильгельм

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Вундт Вильгельм | Wundt, Wilhelm (1832-1920)
Деятельность Вундта способствовала созданию в Германии психологии как самостоятельной науки. Используя разработанный Вундтом метод интроспекции, его ученики и коллеги изучали содержание непосредственного опыта.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Вундт (Wundt) Вильгельм
(1832—1920) — немецкий психолог, физиолог, философ, основатель экспериментальной психологии. В качестве предмета психологии рассматривал содержание сознания, представимую через интроспекцию, на основе которой пытался выделить «простейшие элементы» сознания (ощущения, элементарные чувства) и экспериментально установить основные законы душевной жизни (например, закон «творческого синтеза»). Изложил «трехмерную теорию чувств» (измерения: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разряд ка). Исследование высших психических функций, по мнению Вундта, должно осуществляться с помощью культурно–исторического метода (анализ мифов, обрядов, языка), что нашло отражение в его 10– томном труде «Психология народов».

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Вундт Вильгельм
(1832-1920) — немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. В 1879 г. Вундт основал в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, которая стала международным центром исследований в этой области. В этой лаборатории изучались ощущения, ассоциации, внимание, время реакции на различные раздражители. Вундт предпринял попытку исследования высших психических процессов, но, по его мнению, подобные исследования должны осуществляться при помощи других методов (анализа мифов, обрядов, религиозных представлений, языка), что нашло отражение в его десятитомном труде «Психология народов» (1900-1920), Вундт внес существенный вклад в становление мировой психологии. У него учились многие, впоследствии известные психологи, в том числе Э. Титченер, Ф. Крюгер, Г. Мюнстерберг, Ст. Холл, а также В. М. Бехтерев и Н. Н. Ланге.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ
18.06.1832, Маннгейм – 31.08.1920, Лейпциг) — немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879 г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался выделить „простейшие элементы“ сознания (ощущения и элементарные чувства) и установить основные законы душевной жизни (например, закон „творческого синтеза“). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“. Но исследование высших психические процессов, по его мнению, должно осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка), что нашло отражение в его 10–томном труде „Психология народов“. В решении психофизической проблемы исходил из гипотезы параллелизма. Обучение у Вундта проходили Э. Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге, Ст. Холл.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

ВУНДТ Вильгельм

1832-1920) - немецкий психолог, физиолог и философ, один из основателей экспериментальной научной психологии, профессор философии Лейпцигского университета. В 1879 году основал первую в мире психологическую лабораторию, преобразованную позже в Институт экспериментальной психологии. В 1881 году создал первый психологический журнал "Психологические исследования" (первоначально"Философские исследования"), где публиковались труды ученых института. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента. Критически проанализировав существовавшие тогда взгляды на предмет психологии как науки о душе и внутреннем опыте, В. определил ее как науку о непосредственном опыте, т. е. доступных самонаблюдению явлениях сознания. Большую известность получили его работы "Основания физиологической психологии" (1874), "Система философии" (1889), "Основы психологии" (1896). Согласно В. экспериментальному изучению поддаются лишь простейшие психические процессы. Что же касается высших психических процессов (речь, мышление, воля), то они должны изучаться культурно-историческим методом. Сначала в своих "Лекциях о душе человека и животных" (1863), а позже, в десятитомной "Психологии народов" (1900-1920) В. развил и систематизировал идеи основателей школы психологии народов X. Штейн-таля и М. Лацаруса о необходимости познания духа народа, проявляющегося в языке, традициях, обычаях, нравах, мифах, искусстве. По его мнению, психология народов является наукой о душе народа, которая также реальна, как и душа индивида. Психология народов в варианте В. рассматривалась как описательная дисциплина.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ
(1832— 1920) — нем. псих., философ, физиолог, лингвист, кот. выдвинул в своих работах схемы-абрисы исследований, касающиеся физиологической психологии, как специфической науки, широко использующей метод лабораторно-экспериментального практического анализа для расчленения сознания на ингредиенты для выяснения-установления детерминационных связей между самими ингредиентами (1879 год, Лейпцигский университет); он создал первую в мире психологическую лабораторию, кот. стала международным центром экспериментальной психологии; В. считал, что основной задачей психолога является вычленение «сенсорной мозаики»сознания (ощущения, простые чувства, элементарные мысли, механизмы внимания), изучение коррелятов между этими элементами, для интерпретации модальностей-законов душевной жизни индивида, он ввел понятие «творческого синтеза закон»; В. полагал, что решение определенных проблем достигается с помощью специфическо-экспериментальных модусов, которые и являются вариантом интроспективных актов; конструкты для основных экспериментальных исследований он брал из физиологии, а его элементаризированный метод исследования сознания близок тому элементаризму, который гноссиизируется-рассматривается в фундаментально-классической физиологии; сам Вундт и называл свою психологию термином физиологическая психология; он был убежден, что высшие психические функции индивида необходимо исследовать-изучать путем исследования ритуалов, мифов, легенд, религиозных фетишей, религиозных предписаний-аксиом представлений, модусом дескрипции лингвистических моделей, других актов человеческой психики: В. оказал влияние на О. Кюльпе,, Н. Ланге, В.М. Бехтерева; осн. работы «Психология народов»(1900—1920), «Введение в психологию»(1910— 1912).

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ

Wundt, 1832-1920) - нем. психолог, физиолог и философ, выдвинувший в своих трудах 1860-70-х гг. одну из программ построения психологии как самостоятельной науки, основатель 1-й в мире лаборатории экспериментальной психологии в Лейпцигском унте (1879). Определив психологию как науку о непосредственном опыте (т. е. о феноменах сознания, постигаемых только путем интроспекции), он вычленил "простейшие элементы" сознания: ощущения и элементарные чувства. Целью психолога считалось вычленение "сенсорной мозаики" сознания, а также связей между элементами и установление "законов" душевной жизни, которые имели весьма абстрактный характер. Решение данной задачи достигалось с помощью особого рода экспериментальных процедур, являвшихся вариантом тщательной и "строго контролируемой" интроспекции. Поскольку при выдвижении подобной программы образцом науки для В. стала физиология (напр., модели ряда экспериментальных процедур взяты из физиологии, а сам элементаристский подход В. к сознанию аналогичен элементаризму классической физиологии), постольку он называет свою психологию "физиологической психологией". При решении психофизиологической проблемы В. придерживался гипотезы психофизического параллелизма.
Вместе с тем высшие психические процессы, согласно В., должны были изучаться иными методами, в частности, путем исследования мифов, обрядов, религиозных представлений, анализа языка и др. продуктов человеческого духа. Этому посвящен фундаментальный 10-томный труд В. "Психология народов", вышедший в нач. XX в. (см. Этнопсихология). Тем самым в творчестве В. нашел свое отражение характерный для XX в. раскол психологии на естественнонаучную психологию и психологию как науку о духе. Объем литературного наследия В. оценивается в 53 тыс. страниц, что соответствует ежедневному написанию 3 страниц в течение почти 50 лет! У Вундта учились Э. Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге, Ст. Холл и др. (более 160 крупных ученых). (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ
(Wundt Wilheim Max) (1832-1920)-немецкий психолог конца XIX-начала ХХ в., один из основателей экспериментальной психологии. Лейпцигская лаборатория экспериментальной психологии В.В., созданная в конце 70-х гг. XIX в. (1879), послужила образцом для создания подобных научных лабораторий в других странах мира: Франции, США, Италии, России, Японии. В.В. явился создателем нового направления в психологии, которое получило название волюнтаризм. До него универсальными механизмами связи психических явлений считались ассоциации. Он ввел представление о новом типе связей-апперцептивном, придя к выводу о том, что именно спонтанная, внутренняя активность психики (сознания, воли, души) регулирует ход мыслей человека, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную, логически последовательную связь, исходящую из заданной цели. Отстаивая право психологии как науки на самостоятельное существование, В.В. обосновывал это право тем, что психология имеет свои собственные законы, а связанные с ней душевные явления подчинены особой, «психической» причинности. К важнейшим собственным законам психологии он относил закон творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и закон гетерогенности целей. Явившись одним из создателей новой области психологических знаний-психологии народов, В.В. высказал важную мысль о том, что основным методом исследования психологии народов может стать анализ продуктов его деятельности, прежде, творческой, включая язык, сказки, мифы, религию и т. п.
Соч.:Основы физиологической психологии. СПб., 1908—1914; Язык. Народо-психологическая грамматика Вильгельма Вундта. Киев, 1910; Фантазия как основа искусства. СПб., 1914; Проблемы психологии народов. СПб., 2001. См. апперцепция, волюнтаризм, Гельмгольц Герман, гетерогенности целей закон, интроспекция, контраста закон, Мюллер Иоганнес, опыт непосредственный, отношений психических закон, психология культурно-историческая, психология физиологическая, психология экспериментальная, синтеза творческого закон, эмоций теория трехмерная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Вундт (Wundt) Вильгельм
(16.08.1832, Маннгейм - 31.08.1920, Лейпциг) - немецкий психолог, физиолог и философ.
Биография. Получил медицинское образование в университетах Гейдельберга, Тюбингена, Берлина (1851-56). С 1874 г. - экстраординарный профессор физиологии в Гейдельберге, с 1875 г. - профессор философии в Лейпцигском университете. Основал здесь в 1879 г. в первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, где изучались ощущения, время реакции, образование ассоциаций, внимание, чувства. В 1883 г. основал первый в мире журнал по экспериментальной психологии "Философские исследования".
Исследования. На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался выделить "простейшие элементы" сознания (ощущения и элементарные чувства) и экспериментально установить основные законы душевной жизни (например, закон "творческого синтеза"). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название "физиологической". Но исследование высших психические процессов (например, речи, мышления, воли), по его мнению, должно осуществляться при помощи другого, а именно культурно-исторического метода, основанного прежде всего на анализе мифов, обрядов, религиозных представлений, языка, что нашло отражение в его 10-томном труде "Психология народов" (Volkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Sitte. 1900 - 1920). В решении психофизической проблемы исходил из гипотезы параллелизма. На уровне сознания действует особая причинность, основанная на апперцепции. Обучение у Вундта проходили Э.Титченер, О.Кюльпе, Ф.Крюгер, Э.Мейман, Г.Мюнстерберг, В.М.Бехтерев, Н.Н.Ланге, Ст.Холл.
Сочинения. Основания физиологической психологии. Т. 1-2, СПб., 1880-81;
Лекции о душе человека и животных. СПб., 1894;
Система философии. СПб., 1902;
Введение в философию. СПб., 1902;
Проблемы психологии народов. М., 1912;
Очерки психологии. М., 1912;
Введение в психологию. М., 1912;
Естествознание и психология. СПб., 1914;
Мировая катастрофа и немецкая философия. Пг., 1922

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

вундт вильгельм
Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г. в Бадене. В юношеском возрасте он заинтересовался медициной и с 1851 по 1856 г. изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина. С 1858 г. Вундт выпускал статьи «Доклады по теории чувственного познания». В этих ранних работах он отразил свои взгляды на основные понятия психологии. По его мнению, психология - это наука о природе, а ее предмет должен изучаться в соответствии с естественно-научными принципами и методами. Одним из самых важных принципов психологической науки Вильгельм Вундт считал неограниченное применение экспериментального метода. Основную задачу психологии он понимал как ответ на вопрос, каким образом физическое воздействие на органы чувств становится ощущением. В следующих работах Вильгельм Вундт развивал рефлекторную и детерминистическую концепции психического и рассматривал теорию психических процессов как продуктов развития. С 1864 г. Вильгельм Вундт - экстраординарный профессор физиологии в Гейдельберге, в 1874 г. он стал профессором философии в Цюрихе, а с 1875 г. еще и профессором философии в Лейпциге. До 1878 г. все его научные работы были посвящены проблемам физиологии. Наиболее фундаментальной в этом ряду была его работа «Основания физиологической психологии», написанная в 1873- 1874 гг. В ней Вундт подробно рассмотрел понятие психического, которое, по его мнению, является промежуточным звеном между внешними воздействиями на органы чувств и движением. Это спонтанное движение, наряду с чувственным представлением, он считал основными психологическими функциями. В 1875 г. вышла еще одна его книга - «Теория материи». В ней Вундт показал свою приверженность созданной Гельмгольцем «теории знаков». Он считал, что представление подразумевает не сами вещи, а знаки, которые на них указывают. Таким образом, можно сказать, что Вундт придерживался теории параллелизма между внешним воздействием и ощущением. В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную вскоре в институт, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки. В этой лаборатории изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека. В процессе превращения психологии в экспериментальную науку Вундт заимствовал образец научного исследования в современном ему естествознании. Согласно его пониманию естественно-научного метода, всякое научное исследование должно удовлетворять ряд основных требований. Во-первых, подлежащее наблюдению явление должно некоторое время находиться в поле ясного и отчетливого восприятия наблюдателя. Поскольку же психические явления сложны и текучи, а время формирования ясного и отчетливого восприятия конечно и часто соизмеримо со временем протекания самого наблюдаемого процесса, то должна существовать возможность многократного воспроизведения явления при тождественных условиях. Как считал Вундт, реализация этих требований в психологии предполагает прежде всего смену самого объекта изучения. Если со времен Д. Локка в качестве такого объекта признавался исключительно мир «внутреннего опыта» человека, то Вундт потребовал обратиться к анализу всей сферы переживаний, всего «непосредственного» опыта, безразлично, внутреннего или внешнего. Этот опыт Вундт противопоставлял опыту «опосредованному» - миру предметов и идеальных значений, который хотя и открывается человеку «посредством» его переживаний, но сам уже является объектом изучения не психологии, а других наук (физики, химии, биологии и т.д.). В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии «Философские исследования» («Philosophische Studien»). Последние двадцать лет своей жизни Вильгельм Вундт посвятил изучению психологии народов, которую рассматривал как венец психологии Вундт изучал процессы, лежащие в основе общего развития человеческих обществ и возникновения совместных духовных продуктов, представляющих общечеловеческие ценности. В результате такого рассмотрения Вильгельм Вундт предпринял попытку свести развитие общества и культуры к психическим причинам и условиям. Таким образом, можно говорить о том, что Вундт идеализировал психологию, считая ее универсальной наукой Но, ограничивая предмет исследования психологии народов высшими психическими процессами, Вундт не уделял внимания социальной психологии. Тем не менее его можно назвать основателем психологии культуры. В основу созданной им психологии народов Вильгельм Вундт положил мысль о социальной детерминированности психического развития индивидов и об их взаимовлиянии. Частью своей работы он видел изучение таких социокультурных феноменов, как язык, религия, мифы и фольклор. С этим связан тот факт, что приверженцы позитивизма в психологии отвергли вундтовский проект психологии. В 1912 г. Вильгельм Вундт выпустил книгу, которая стала своеобразным итогом его научной деятельности. В ней ученый рассмотрел основные понятия психологии в свете ее сравнения с естествознанием Проанализировав творчество многих психологов, Вундт выделил два основных определения понятия психологии Согласно одному, психология есть «наука о душе», а психические процессы трактуются как явления, из рассмотрения которых можно делать выводы о сущности лежащей в их основе метафизической душевной субстанции Согласно другому определению, психология есть «наука внутреннего опыта» Согласно этому, психические процессы принадлежат особого рода опыту, который отличается прежде всего тем, что его предметы предоставлены «самонаблюдению», или, по-другому, «внутреннему» чувству Однако, по мнению Вундта, ни одно из этих определений не удовлетворяет современной научной точке зрения Первое - метафизическое - определение соответствует тому состоянию, в котором психология находилась дольше, чем другие области человеческого знания, но которое и для нее отошло теперь окончательно в прошлое, после того как она развилась в эмпирическую дисциплину Второе - эмпирическое - определение, видящее в психологии «науку внутреннего опыта», по мнению Вильгельма Вундта, недостаточно, потому что оно может поддерживать то ошибочное мнение, будто бы этот внутренний опыт имеет дело с предметами, во всем отличными от предметов так называемого «внешнего опыта». На основании этого Вильгельм Вундт разделял естествознание и психологию как два различных направления в обработке экспериментально полученного опыта. Первое - то, которому следует естествознание; Вундт считал, что естественные науки рассматривают объекты опыта в их свойствах, мыслимых независимо от субъекта. Второму направлению следует психология: она рассматривает совокупное содержание опыта в его отношениях к субъекту и в тех свойствах, которые ему приписываются непосредственно субъектом. Естественно-научную точку зрения, поскольку она возможна лишь благодаря отвлечению от субъективного фактора, содержащегося во всяком действительном опыте, Вундт называл точкой зрения опосредованного опыта, а психологическую - точкой зрения непосредственного опыта. Поскольку естествознание исследует содержание опыта в отвлечении от испытующего субъекта, то задача естествознания определяется так же, как «познание внешнего мира», причем под внешним миром имеется в виду совокупность данных нам в опыте объектов. Соответственно, задача психологии определялась иногда как «самопознание субъекта». Однако это определение недостаточно, поскольку, кроме свойств субъекта, к предмету психологии относятся также различные взаимодействия между ним и внешним миром и другими подобными субъектами. Вывод, который сделал Вильгельм Вундт в своей работе, заключался в том, что и естествознание, и психология являются эмпирическими науками, т.к. они имеют своей задачей объяснение опыта. При этом психология должна быть названа более строго эмпирической наукой ввиду особенностей, присущих ее задаче. Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 г. в Гросботене близ Лейпцига. Вклад, который он внес в создание и развитие экспериментальной психологии, трудно переоценить. В его первой в мире лаборатории экспериментальной психологии работали многие ученые Европы и Америки. Среди них были и российские психологи: Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, Д.Н. Узнадзе. Кроме того, Вильгельм Вундт был основателем этнопсихологии.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

ВУНДТ Вильгельм

ВУНДТ (Wundt) Вильгельм Маркс (1832-1920) — немецкий психолог, физиолог, философ. Основатель экспериментальной психологии. После окончания медицинского фак-та (Тюбинген) изучал физиологию в Берлине с И. Мюллером и Д. Раймондом. В 1856 г. в Гейдельберге защитил докт. дис. по философии и занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге (1875), В. создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную в институт. Занимаясь физиологией, В. пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии ( разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге Материалы к теории чувственного восприятия (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, В. выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в Лекциях о душе человека и животных (1863). План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение психологии народов, т.е. психологических аспектов культуры — языка, мифа, нравов различных народов и т.п. Следуя этому замыслу, В. первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о непосредственном опыте. Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых были разработаны физиологией (преимущественно физиологией органов чувств — зрения, слуха и др.). Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они , в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. В. использовал также достижения двух других новых разделов знания — психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого особого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Кроме того, к тому времени английским ученым Гальтоном была предпринята попытка экспериментально изучить, какие ассоциации может вызвать у человека слово, как особый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же слово человек, которому его предъявляют, отвечает самыми различными реакциями, притом не только словесными, но и образными. Это побудило его заняться классификацией реакций, подсчетом их количества, времени, которое протекает от предъявления слова до реакции на него и т.п. И в этом случае применялись количественные методы. Объединив все эти методы, уточнив их, В. показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге Основы физиологической психологии , ставшей первым главным трудом, по которому обучались не только у самого В., но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине — экспериментальной психологии, — отцом которой стали в дальнейшем называть В. Задача психологии, как и всех других наук, состоит, по В., в том, чтобы а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи. Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигается путем интроспекции. Ее не следует смешивать с обычным самонаблюдением. Интроспекция — особая процедура, которая требует специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной материи сознания. Она состоит из элементарных , далее неразложимых нитей составных частей . Им присущи такие качества, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе В., каждое чувство имеет три измерения: а)удовольствия — неудовольствия, б) напряженности — расслабленности, в) возбужденности — успокоения. Простые чувства, как психические элементы, варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были использованы также объективные показатели об изменении физиологических состояниях человека при эмоциях. Стремясь отстоять самостоятельность психологии, В. доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой психической причинности. В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии. Материальное движение может быть причиной только материального же. Для психических явлений существует другой источник и они, соответственно , требуют других законов, к которым В. относил: принципы творческого синтеза, закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов, например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона), закон контраста (противоположности усиливают друг друга) и закон гетерогенности целей ( при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив). Теоретические воззрения В. стали предметом критики и к концу столетия большинством психологов были отвергнуты. Его главный просчет усматривался в том, что сознание, как предмет психологии, трактовалось им, исходя из постулата о том, что только сам субъект способен сообщить о своем внутреннем мире, благодаря интроспекции (внутреннему зрению). Тем самым утверждалось всесилие субъективного метода. Задача науки усматривалась в изощрении этого метода путем использования специальных экспериментальных приборов. Попытка найти собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук, обернулось мнением о замкнутом в себе сознании. В. справедливо считал, что психология не вправе была бы претендовать на самостоятельное научное значение, если бы она не изучала и не открывала особые причинные факторы, которые определяют динамику ее процессов. Но его воззрение на психическую причинность свелось к версии о том, что регулярное и законообразное течение психических процессов детерминировано ими же самими. Зависимость сознания от внешних объектов, обусловленность психики деятельностью головного мозга, включенность психической жизни индивида в мир социальных связей между людьми — все это устранялось из сферы научного анализа. К тому же, вслед за философом А. Шопенгауэром, В. утверждал, что первичной абсолютной силой человеческого бытия является воля, на которую возлагалось объединение всех элементов сознания в целостность по закону творческого синтеза. Тем самым, отведя воле роль главенствующего начала в структуре сознания, В. стал на позиции волюнтаризма — философской концепции, которая бессильна дать причинное объяснение динамики психической жизни и поступков человека, поскольку все, что ни происходит в этой жизни, сводит к особой произвольной силе, для действий которой нет закона. Интроспекционизм в сочетании с волюнтаризмом, отличавшие вундтовскую систему, сделали ее объектом жесткой критики со стороны многих психологов, в том числе тех, кто осваивал в его школе экспериментальные методы. Широкое применение этих методов обогатило знание о психике, укрепило научную репутацию науки о ней. Но теоретическая линия В. оказалась тупиковой. В дальнейшем, оставив эксперимент, В. занялся философией и разработкой еще в юности задуманной им второй ветви психологии, посвященной психическому аспекту создания культуры, автором которой являются различные народы. Он пишет десятитомную Психологию народов , отличающуюся большим обилием материала по этнографии, истории языка, антропологии и др. В. руководила идея, согласно которой экспериментальному изучению подлежат только элементарные психические процессы (ощущения, простейшие чувства). Что же касается более сложных форм психической жизни, то здесь эксперимент со всеми его преимуществами, доказанными прогрессом науки, согласно В. непригоден. Это убеждение В. было развеяно дальнейшими событиями в психологии. Уже его ближайшие ученики доказали, что такие сложнейшие процессы как мышление и воля также открыты для экспериментального анализа, как и самые элементарные. От В. принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины. Он создал крупнейшую в истории этой науки школу, пройдя которую молодые исследователи из разных стран, вернувшись на родину, организовали лаборатории и центры, где культивировались идеи и принципы новой области знания, достойно приобретшей самостоятельность. Он сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих ее проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями. Автор трудов (в рус. пер.): Основания физиологической психологии, т. 1-2, СПб., 1880-1881; Лекции о душе человека и животных, СПб., 1894; Система философии, СПб., 1902; Введение в философию, 2001; Очерки психологии , М., 1912; Введение в психологию, М., 1912, 2002; Естествознание и психология , СПб., 1914; Психология народов , М., 2002; История религии: от слова к вере. Миф и религия, М., 2002. А.И. Липкина, М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005