ДИСКУРС

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ДИСКУРС
В отсутствие лучшего определения: большинство ученых, исследующих речевые акты, называют любое высказывание, длиннее чем предложение, дискурсом. ДИСКУРСА, АНАЛИЗ. В лингвистике и связанных с ней дисциплинах – анализ "единицы" речи, большей, чем предложение; например, в письменной форме – анализ абзацев, в устной беседе – анализ поворотов разговора и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ДИСКУРС
1. Любое высказывание, которое длиннее отдельно взятого предложения (так термин Д. определяют, например, многие ученые в лингвистике). 2. Психолингвистический термин, означающий речь человека, рассматриваемую в аспекте его общения с другими людьми и в том социальном контексте, в котором эта речь появляется и используется. См. дискуссия, мышление дискурсивное, психолингвистика.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДИСКУРС
термин, производный от латинского discursus обозначающего перемещение из одного места в другое. В общем смысле обо-значает языковое пространство, включающее более одного предложения: рассказ, описание, аргумент, речевое высказывание и т.п. В своем специ-альном социально-психологическом значении, дискурс представляет опре-деленную последовательность взаимосвязанных речевых актов. В дискурсном анализе акцент делается на выяснении скрытых детерминант, контекстов речевых высказываний. Объект дискурсного анализа, по мне-нию R. Harre [1998], двойственен:
1. Анализ направлен на обнаружение структуры речевых актов как после-довательности действий конституирующих эпизод межличностного взаимодействия. Он представляет специальный случай рефлексивного взаимодействия когда осознаваемым другим является сам человек.
2. Анализ также направлен на идентификацию феномена, включенного в бытие в процессе разворачивания эпизода и понимания того, как он дис-курсивно конструируется.
Эта двойственная природа дискурса включает эмоции, различного ро-да познавательную активность, личность, самость, пол, здоровье и т.п. В дискурсном анализе изучается процесс обнаружения и построения систе-мы взглядов человека, а также оснований наших выводов о том, что имен-но данные дискурсы или речевые акты вовлечены в этот процесс.
Функции дискурса многогранны. Hollway [1984] рассматривает дис-курс как средство конструирования форм человеческого переживания дей-ствительности, иногда называемых субъективностью. По мнению R. Harre, именно посредством дискурса конструируется наше социальное бытие и эпизоды, в которых оно проявляется [1998: 28].
Необходимо различать сам дискурс и его описания. Вводя это разли-чение, R. Harre, отмечает существование двух типов дискурса: "Существу-ет то, посредством чего осуществляются социальные действия и то, по-средством чего мы комментируем и анализируем социальные действия. Описания представляют дискурсы второго типа" (там же).
В качестве основной и минимальной единицы дискурса выступает эпизод. Понимание эпизода предполагает знание трех взаимосвязанных понятий - позиции, силы или значимости действий и направления рассуж-дений (story-line) - выступающих в качестве элементов структуры дискур-са. Особая роль принадлежит позиции, занимаемой субъектом дискурса (см. позиционирование).

Источник: Янчук В.А. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии

ДИСКУРС
ДЫСКУРС / DISCOURSE (от лат. discursus– перемещение из одного места в другое)– в общем смысле обозначает языковое пространство, включающее более одного предложения: рассказ, описание, аргумент, речевое высказывание и т. п. В социально-психологическом значении Д. представляет определенную последовательность взаимосвязанных речевых актов. В понятие Д. включают ситуационные, психологические, социальные, культурные факторы, характеризующие человеческое общение как сложное явление, соотнесенное с ситуационным и социокультурным контекстом, знаниями, установками, целями коммуникантов (Ю. Н. Караулов, Т. ван Дейк). Это компонент, участвующий во взаимодействии людей, и механизмах их сознания (Н. Д. Арутюнова), «коммуникативное событие в прагматическом контексте» (Т. ван Дейк), социальная деятельность в условиях реального мира (Р. Харре, Дж. Поттер). Для этого понятия существует много формулировок и различных научных интерпретаций. С одной стороны, Д. характеризует социокультурный контекст общения, задает правила ведения разговора, с другой– отражает представления говорящих о мире, их мнения, отношения, установки, интенции. В понятие Д. включаются также когнитивные факторы субъектов общения. В качестве основной и минимальной единицы Д. выступает эпизод. Понимание эпизода предполагает знание трех взаимосвязанных понятий, выступающих в качестве элементов структуры Д.: позиции, силы или значимости действий и направления рассуждений. Особая роль принадлежит позиции, занимаемой субъектом Д. В дискурсном анализе акцент делается на выяснении скрытых детерминант, контекстов речевых высказываний. В основе его лежит представление о конститутивной роли языка. Согласно этой идее, язык не столько описывает (репрезентирует) некие до-языковые сущности, сколько конструирует те или иные версии мира, событий, феноменов и т. д. Исследователей Д. интересует, как именно люди упорядочивают свой опыт, чтобы придать смысл событиям и поступкам своей жизни. При этом внимание уделяется не только собственно содержанию рассказов, но и самой форме рассуждений об опыте, позиции, которую занимает рассказчик в непосредственной коммуникации, и т. п. Исследователи Д. пытаются ответить на вопрос, почему история рассказывается именно так, как она рассказывается, каковы лингвистические и культурные ресурсы, на которых она строится, какие дискурсивные действия использует рассказчик для самопрезентации и убеждения слушателей, и т. д. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Дискурс
фр. discours - речь) - речь в условиях реальной коммуникативной практики, живого О., связанная с опр. ситуацией и социокультурным контекстом, речь, «погруженная в жизнь». Термин Д. вошел в науч. обиход в 1970-е гг. В настоящее время интерес к проблематике Д. объединяет психологов, лингвистов, социологов, антропологов, этнографов, философов. Анализ Д., или дискурс-анализ, связан с осмыслением разговорной практики, форм речевого О., бытующих в разл. ситуациях и социокультурных контекстах. Термин Д. пришел в психологию из филологии, и его трактовка претерпела значительную эволюцию: если в 1970-1980-е гг. Д. во многих работах понимается как последовательность связанных по смыслу предложений и употребляется практически синонимично термину «текст», то в дальнейшем эти понятия дифференцируются. Д. и текст противопоставляются как процесс и продукт речевого О., динамичное и статичное. Акцентируя коммуникативный характер явления, его чувствительность к контексту социальной ситуации, в понятие Д. включают ситуационные, психол., социальные, культурные факторы, существенные для его производства и понимания. Д. характеризуется как сложное коммуникативное явление, соотнесенное с ситуационным и социокультурным контекстом, знаниями, установками, целями коммуникантов (Ю. Н. Караулов, Т. ван Дейк). Это компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (Н. Д. Арутюнова), «коммуникативное событие в прагматическом контексте» (Т. ван Дейк), социальная деятельность в условиях реального мира (Р. Харре, Дж. Поттер). Разнообразие трактовок обнаруживает многогранность явления. Как и «коммуникация», «понимание» и др. широко употребляющееся понятия, Д. допускает разл. науч. интерпретации. Одной своей стороной он обращен к ситуации (собеседники, вступая в коммуникацию, имеют опр. цели, на достижение к-рых направлен Д., он обращен к ситуации также в том смысле, что разл. социокультурный контекст задает правила ведения разговора и адекватные формы выражения), др. своей стороной Д. обращен к человеку. Коммуниканты вступают во взаимодействие, оказывают воздействия, реализуют власть. Д. отражает представления говорящих о мире, их мнения, отношения, установки, интенции. В понятие Д. включаются также когнитивные факторы, обеспечивающие оперирование вербальным мат-лом. Широкое понимание Д., охватывающее разные его стороны - объективную, субъектную, интерсубъектную, делает это понятие «своим» для многих науч. направлений и школ, имеющих разл. корни. Так, изучение культурносимволических и социально-психол. аспектов человеческой деятельности в Д. во многом стимулировали идеи постструктурализма, работы К. Леви-Стросса, М. Фуко, Ж. Дерриды, Р. Барта, Ж. Лакана. Большое влияние на становление данной науч. области оказала этнометодологическая традиция в социологии, ориентированная на изучение повседневного разговора и положившая начало совр. конверсативному анализу (Г. Сакс, Э. Щеглов, Г. Джефферсон и др.). Широко востребованы в исследовании Д. идеи символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман) и социального конструкционизма (Р. Харре, Дж. Шоттер, К. Джерджен), к-рые получают развитие, в частности, в рамках дискурсивной психологии (Р. Харре, Дж. Поттер, Д. Эдвардс). В филологических науках отмечается обращение к Д., стремление исследовать не абстрактный язык, не речь «как таковую», а живую речь в условиях реального О., во многом обусловленные установками системного подхода, исследованиями О., развернувшимися в 1980-е гг. Развитие подходов к Д. подготавливали исследования семантики текста (Н. И. Жинкин, Т. ван Дейк, В. Дреслер, П. Вундерлих), прагматические теории (Дж. Остин, Дж. Серль, П. Грайс). Истоки теории Д. усматривают также в работах М. М. Бахтина, в исследованиях разговорной речи (Е. А. Земская, О. А. Лаптева, О. Б. Сиротинина), в психолингвистических теориях, моделирующих процессы оперирования текстом (Т. ван Дейк, В. Кинч, А. А. Леонтьев, Т. Н. Ушакова). Синтез этих и др. представлений и теорий, касающихся процессов коммуникации, их связи с личностью, когнитивной сферой, социумом и культурой, оказался плодотворным для изучения Д., составив концептуальную базу ряда подходов. При всем различии школ и направлений в фокусе исследований находятся способы организации Д., естественные дискурсные формы. Отсюда большое внимание к методическим вопросам: значимость приобретают не только аналитические приемы и техники, но и процедуры сбора, обработки, транскрипции мат-ла. Психосоциальная природа Д. требует особых, нетрадиционных подходов, наиболее релевантны качественные интерпретативные методы науч. анализа. Можно говорить о комплексе общих идей, в совокупности характеризующих сложившиеся исследовательские установки. Получило распространение представление о неадекватной суженности информационно-кодовой модели О.: смысл, к-рый передается высказываниями и вовсе не обязательно осознанно и намеренно в них вкладывается, подлежит интерпретации. Он выводится адресатом, исходящим из ситуации, знания собеседника, коммуникативных конвенций. Соответственно, расширяется представление о системе знаний - «коммуникативной или дискурсивной компетенции», к-рая необходима, чтобы включаться в речевое О. Помимо знания языка, правил построения предложений и их соподчинения, коммуникативная компетенция включает: знания о мире, о контекстах и ситуациях, правила О., прагматические правила, относящиеся к способам достижения коммуникативных целей и мн. др. Все более широко востребуется понимание Д. как конституирующего элемента культуры, социальных отношений, образа Я и Других. Тем самым представление о закономерностях формирования и передачи смысла, о том, что должен знать и уметь человек, включающийся в коммуникативную практику, значительно усложнилось и расширилось. Это поднимает новые вопросы, касающиеся механизмов формирования и функционирования Д.: вопрос об изучении соответствующих способностей, проблемы понимания, в т. ч., понимания интенционального аспекта речи; изучение тонкой организации Д., включенной в механизм взаимодействия собеседников; влияние факторов ситуации и социальной принадлежности коммуникантов. Эти и др. вопросы рассматриваются сейчас в психол. исследованиях, в т. наз. конверсативном анализе, в прагматических и социолингвистических исследованиях, с позиций дискурсивной психологии (исследования дискурса в ИП РАН). Лит.: Арутюнова Н. Д. Дискурс // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998; Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989; Касавин И. Т. Дискурс-анализ как междисциплинарный метод гуманитарных наук // Эпистемология & философия науки. М., 2006. Т. 10; Ситуационная и личностная детерминация дискурса / Под ред. Н. Д. Павловой, И. А. Зачесовой. М., 2007; Harre R., Stearns P. (Eds). Discursive Psychology in Practice. L., 1995. Н. Д. Павлова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
276.70 кб

Методологический статус «Другого»: психологический дискурс

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлена теоретическая рефлексия понятия «Другой» с целью определения его методологических возможностей.
Читать PDF
173.96 кб

Психотерапевтический дискурс: исследование особенностей речевого взаимодействия гештальт-терапевта

Фоминичев Антон Валерьевич
Эта статья раскрывает особенности изучения анализа психотерапевтического дискурса в намерениях.
Читать PDF
199.04 кб

Клинико-психологический дискурс исследований здоровья

Николаев Евгений Львович, Суслова Елена Станиславна, Александров Дмитрий Вячеславович
Исследованы подходы к пониманию дискурса в гуманитарных науках.
Читать PDF
505.04 кб

Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет: дискурс взаимоотношений

Гладкова И.В.
Читать PDF
405.94 кб

Дискурс тьмы, или анонимный сатанизм

Романов А.В.
Читать PDF
462.65 кб

Дискурс неимперского пространства

Богомяков В.Г.
Читать PDF
282.86 кб

2015.01.016-017. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОКРАШЕННЫЙ ДИСКУРС В ПОЛИТИКЕ. (СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ)

Комалова Л.Р.
Читать PDF
219.49 кб

Интеллигентский дискурс

Диденко П. И.
Читать PDF
261.36 кб

Ю. Л. Игнатюк. Гуманизм – фундаментальный принцип культуры: культурологический дискурс

Э.Ж
Читать PDF
425.86 кб

Дискурс и психическое здоровье личности: современные взгляды

Николаев Е. Л., Суслова Е. С.
Понятие дискурса было первоначально связано исключительно с областью лингвистики. Сегодня оно является предметом междисциплинарных исследований.
Читать PDF
236.60 кб

Телевизионный дискурс: этнокультурные компоненты фильтра восприятия

Квашина Татьяна Александровна
В статье анализируется акт восприятия телевизионного продукта зарубежной (по отношению к производителю) аудиторией. Выделяется четыре варианта взаимодействия семантических пространств коммуникатора и реципиента.
Читать PDF
349.57 кб

Дискурс здоровья традиционной чувашской культуры

Николаев Е. Л.
На основе анализа материала этнографического и филологического характера автором раскрываются особенности традиционной чувашской культуры, которая воплощается в ценностно-смысловой сфере, культурно-воспитательных традициях, особен
Читать PDF
0.00 байт

Здоровьесберегающее поведение человека: социально-психологический дискурс

Яковлева Н. В.
В статье приведен анализ основных концеп-туальных социально-психологи-ческих моделей здоровьесберегающей деятельности как акта принятия решения, стадиального процесса и деятельности.
Читать PDF
202.65 кб

Ментальность и политический дискурс в России

Мирошников М.Ю.
Читать PDF
2.29 мб

Про моду, деда мороза и Супермена: дискурс-анализ мифологий массовой культуры в работах Р. Барта, Ж.

Русакова О.Ф.

Похожие термины:

  • Дискурс современного актуального искусства

    представляет собой форму объективации содержания сознания, реализуемую художественными (изобразительными) средствами (языком искусства) в русле постмодернистской социально-культурологической
  • Невербальное общение : дискурс-анализ

    1) Методология исследования невербального общения (Н. о.), как процесса производства и обработки паралингвистического дискурса; 2) способ анализа ситуативного использования системы неречевых знак
  • АРГУМЕНТАТИВНЫЙ ДИСКУРС В ПСИХОТЕРАПИИ

    Понятие, используемое в дескриптивной лингвистике и нормативной логике, опирающееся на прагмалингвистическую теорию Остина (Austin J. L, 1962) и Серля (Searle J. R., 1968). Аргументативный дискурс в риторическом
  • Дискурс информационный

    презентация информации целевой аудитории, представляющая собой риторическое решение, визуальное, графическое, звуковое, муз. оформление информационного сообщения, а также его темпоритмическое р
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН

    Выделяется 2 осн. направления исследований: а) организация Д. и дискурсивные процессы, б) Д. и социум. В рамках этих направлений проводится: 1) Изучение интенциональных оснований Д.: с какими интенция
  • Дискурс в межкультурной коммуникации

    С развитием психолингвистики, прагматики и теории коммуникации на смену изучения языка как системы, независимой от реальности, пришло понимание языка и речи, к-рые отражают действительность и соз
  • Дискурс рекламный

    это О. между рекламодателями и адресатами рекламы, осуществляемое через распространение рекламного продукта: рекламных сообщений в прессе, в электронных СМИ, а также на наружных носителях (щитах,
  • Дискурс сетевой

    реализуется в процессе виртуального О., т. е. О., опосредованного Интернетом. Д. с. идентифицируется на основе специфики канала связи (Интернет). Его характеристики определяются в первую очередь осо
  • Дискурс ток-шоу

    взаимодействие, состоящее в проникновении личностного смысла «открытого коммуникатора» в смысловую сферу личности зрителя и требующее от последнего высокой активности в процессе телевизионной
  • Дискурс телевизионный

    В семиотическом отношении Д.т. является полиструктурным, использующим знаковые коды иных систем: театра, кино, живописи, фольклора, массовой культуры, разговорной речи. Ситуации контакта зрителя с
  • Дискурс виртуальный

    существует только в О., опосредствованном СМИ. Д. в. может рассматриваться как сложное коммуникативное событие, включающее опр. последовательность коммуникативных актов (что и есть по сути дискурс
  • ДИСКУРИЯ

    дис + лат. curiose - заботливо) [Conrad К., 1949]. Чувство беззаботности, самоуверенности, отсутствия сомнения. Один из симптомов мании.
  • ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

    см. Мышление дискурсивное.
  • Модели СМК: дискурсивные модели Холла и Фиске

    Одним из первых подходов в области анализа приема сообщений (reception analysis) был вариант критической теории, сформулированный Hall. Hall подчеркнул, что любое СМК-сообщение проходит на своем пути от источн
  • Дискурсивный анализ сообщений СМИ

    Своеобразие креолизованных текстов, особенности функционирования в них слова, сопряженного в едином графическом пространстве с изображением, активно изучаются. Доказано, что в ряде случаев во вз
  • Дискурсивный

    лат. discursus - рассуждение) - рассудочный, обоснованный предшествующими суждениями, относящийся к рассуждениям. Антоним: Интуитивный.
  • АНАЛИЗ ДИСКУРСИВНЫЙ

    метод анализа речевых единиц в лингвистике и связанных с ней дисциплинах. А.д. обычно подвергаются высказывания, которые длиннее отдельно взятого предложения, например абзац, параграф, текст, а та
  • Дискурсный анализ

    Метод, с помощью которого психологи пытаются извлечь смысл из повседневного общения между людьми. Центральная идея дискурсного анализа заключается в том, что разговор оказывает важное воздейств