Дискурс виртуальный это что такое Дискурс виртуальный: определение — Психология.НЭС
Дискурс в межкультурной коммуникации Дискурс информационный

Дискурс виртуальный

Найдено 1 определение:

Дискурс виртуальный

существует только в О., опосредствованном СМИ. Д. в. может рассматриваться как сложное коммуникативное событие, включающее опр. последовательность коммуникативных актов (что и есть по сути дискурс по определению Т. А. ван Дейка), реализующихся по след. сценарию (модели, схеме): вопросы к эфиру, вопросы в эфир, комментарии после эфира. В формировании данного дискурса участвуют 2 осн. группы. 1-я включает представителей СМИ - ведущие телевизионного и радиоэфира, интернет-координатор проекта (передачи), модератор, а также приглашенные в эфир эксперты или лица, обладающие статусом. 2-я группа - телевизионная и радиоаудитория, к-рая образует сетевое сообщество при данной теле- или радиопередаче, представленное разнородной в возрастном, социальном, гендерном и др. аспектах группой незнакомых друг с другом людей, временно объединенных интересом к обсуждаемой проблеме. Каждый этап данного дискурса различается с т. зр. коммуникативных целей участников речевого взаимодействия, их роли в коммуникативном акте, адресованности речи, интенсивности дискурса. 1-й этап задает тему предстоящего эфира, приглашает аудиторию к выдвижению своих вопросов. Адресатом данных сообщений являются представители СМИ, готовящие передачу. При этом в сообщениях часто содержатся не вопросы, а оценочные суждения, дополнения, примеры, иллюстрирующие ее, предлагаются способы решения проблемы и выхода из ситуации. На след. этапе (вопросы в эфир) большая часть сообщений аудитории представлена именно запросом информации (вопросы), адресатом к-рых являются лица, приглашенные в эфир, большинство сообщений содержит этикетные формы О. (приветствия, благодарность и т. д.). Дискурс реализуется в синхронном режиме, ведущие отбирают те вопросы, к-рые на их взгляд, более «вписываются» в речевое взаимодействие с приглашенными персонами и цитируют, озвучивают их. На этапе комментариев веб-аудитория общается в рамках своего сообщества. Референтная ситуация обсуждается на новом уровне, на базе информации, полученной во время эфира. Д. в. приобретает характеристику интердискурсивности - тесной взаимосвязи с дискурсом, состоявшимся в студии. Данные обсуждения являются более эмоционально насыщенными и экспрессивными. Д. в. обладает особенностями, к-рые сближают его с блогами и дискуссиями в социальных сетях Интернет, хотя между ними наблюдаются различия. Схожие характеристики: Д. в., как и блоги, формируются вокруг опр. тем, к-рые являются актуальными и значимыми для участников, именно в связи с этим участники активны, мотивированы к О. желанием высказаться по обсуждаемой теме, при этом тексты сообщений обладают свойствами, типичными для Д. в. (эмоциональность, экспрессивность, диалогичность, оценочность, субъективность) и соответствующими лингвистическими характеристиками. Отличительные особенности Д. в.: он инициируется соответствующим СМИ, а не одним из пользователей Интернета; он «привязан» по времени к опр. теле- или радиоэфиру; он реализуется в пространстве веб-сайта СМИ; помимо дискуссий друг с другом, участники имеют возможность обратиться с вопросами к непосредственным участникам эфира, а также попытаться решить проблему, высказать мнение, к-рое может быть оказаться в эфире, т. е. выйти за пределы Интернета в эфир. Д. в. обладает опр. динамикой развития, сопоставимой с развитием сюжета художественного произведения: экспозиция - объявление о предстоящем эфире; завязка - вопросы к эфиру; развитие - эфир и вопросы в эфир; кульминация - комментарии после эфира; развязка - спад активности и прекращение обсуждения темы в комментариях к эфиру. Эфир является центральной точкой, целью данного коммуникативного события, а также выступает в кач. мотивации веб-участников и вовлекает их в виртуальное О., однако, с т. зр. активности сетевой аудитории, на время эфира приходится меньше всего сообщений, т. к. в это время аудитория в большей степени вовлечена в процесс восприятия информации. СМИ широко используют и др. способы вовлечения в виртуальное О. своей аудитории на основе общего форума веб-сайта СМИ, тематических форумов, форумов отдельных передач, онлайнконференций, на основе сетевых сообществ, создаваемых СМИ на своем сайте. Аудиторию приглашают участвовать в форумах, опросах, конкурсах, поздравляют зарегистрированных пользователей с днем рождения. Во всех случаях аудитория получает возможность высказать мнение, дать оценку передачам, программам, обсуждаемым проблемам, ведущим, задать вопрос. Содержание передаваемых сообщений может использоваться СМИ по-разному: для составления рейтингов передач, перспективного планирования, идентификации и изучения целевой аудитории, связей с общественностью, а также для проведения маркетинговых, социол., психол. и лингвистических исследований. При этом важен сам факт расширения и интенсификации интерактивности СМИ, постоянной модернизации и оптимизации таких способов О. с аудиторией, к-рые ее активизируют, что свидетельствует о том, что она не рассматривается исключительно как объект воздействия, а вовлекается в субъект-субъектные отношения. Лит.: Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М. 1989. В. А. Погосян
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Дискурс виртуальный — 0

Найдено книг по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 12

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Текстовая реализация авторской стратегии психологического убеждения в научном дискурсе

Пелевина Надежда Николаевна
В статье предлагаются результаты исследования прагматических особенностей научного текста в актуальной для современной лингвистики дискурсивной проекции. Психологическое убеждение рассматривается как одна из авторских стратегий познавательно-коммуникативной деятельности в научном дискурсе. Устанавливаются языковые способы ее реализации в немецком филологическом тексте: общепринятые риторические приемы научного изложения и индивидуально-авторские средства языковой выразительности. The article presents the results of the pragmatic research of scientific texts in the discourse projection, which is important for modern linguistics. The persuasive strategy is regarded as one of an author's strategies of cognitive-communicative activity in the scientific discourse. Language means realising this strategy in German philological texts are considered. Rhetoric means typical of the scientific discourse and an author's individual means of language expressiveness are described.
Скачать PDF

Проблемы агрессивности девиантных подростков в ракурсе маскулинного и феминного дискурсов

Жигинас Н. В., Аксёнов М. М.
Проблема гендерных особенностей речевой агрессии рассматривается на ассоциативном, текстовом и диалогическом уровнях. Подчеркивается, что речевая агрессия имеет специфические особенности, связанные с различными психологическими механизмами функционирования речи, уровнями актуализации языкового сознания и индивидуальными особенностями речевых кодов языковой личности. Утверждается, что степень проявления и формы вербальной агрессии обусловлены социокультурными факторами. Предметом эмпирического исследования стала специфика мужского и женского агрессивного дискурса, объективируемая в устной и письменной речи человека.
Скачать PDF

Психоанализ в дискурсе индийских мыслителей XX в.

Сидорова Е.Г.
Эксплицируя религиозно-философские системы Индии, мыслители проводят сопоставительные экскурсы в область психоанализа. При этом происходит стереотипное обесценивание психоаналитической теории за счет критики отдельных фрагментов вне целостного психоаналитического контекста. В дискурсе манифестируется защитная реакция универсализация духовного опыта индийской культуры и игнорирование иного историко-культурного контекста.
Скачать PDF

Речевое выражение самопрезентации и ее место в интенциональной структуре дискурса

Кубрак Т.А.
Рассматриваются исследования самопрезентации, являющейся регулярной составляющей коммуникации. Развивается представление о направленности на самопрезентацию как сложной интенциональной структуре. Представлены результаты исследования интенции самопрезентации в политическом и психотерапевтическом дискурсах.
Скачать PDF

Теоретико-методологические проблемы анализа креативного потенциала в социологическом дискурсе

Бурцев Павел Васильевич
В представленной статье осуществляется попытка концептуализации креативного потенциала в социологическом дискурсе. Автор статьи отмечает, что в условиях парадигмальности современной социологической мысли креативный потенциал является категорией междисциплинарных связей, но требует универсализации для описания динамики социальной субъектности и социального обновления.
Скачать PDF

Архетип как основная формообразующая модель рекламного дискурса

Галямов А. Р.
Рассматриваются наиболее частотные архетипы, используемые в современном рекламном дискурсе. Доказывается манипулятивный характер использования архетипических моделей в современной российской рекламе. Представлены также некоторые языковые средства, используемые для реализации воздействующей функции.
Скачать PDF

Методологический статус «Другого»: психологический дискурс

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлена теоретическая рефлексия понятия «Другой» с целью определения его методологических возможностей. Показано, что в контексте психологического дискурса пространство интеракций Я и Другого репрезентируется тремя векторами, образующими социально-психологическую, социокультурную и экзистенциально-культурную плоскости
Скачать PDF

Динамика дискурса молодежной субкультуры в коллективном и индивидуальном поле мифов российского обще

Шабанов Лев Викторович
Дано описание дискурсов российского общества через доминирующий (ведущий) архетип, что позволяет проанализировать как феномен появления неформальных, а после и нонконформных групп, так и его направленность в поле «индивид группа».
Скачать PDF

Дискурсивный характер системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами

Суслова Елена Станиславовна, Николаев Евгений Львович
В работе рассматриваются клинико-психологические характеристики системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами при различных вариантах дискурса дифференцированном, диффузном и диссоциированном. Установлена специфика деформации системы отношений, основы чему закладываются в дисфункциональной родительской семье.
Скачать PDF

К построению модели тактики дискурсивного воздействия в межличностном общении в семье

Гребенщикова Таисия Александровна
Актуальность исследования определяется возрастающим интересом общества к вопросам эффективного общения. Тактика воздействия рассматриваются в рамках изучения интенциональных оснований речевой коммуникации. Предлагается модель дискурсивной тактики воздействия, на примере конкретного диалога рассматривается ее формирование.
Скачать PDF

Взаимосвязь интенциональных характеристик масс-медийного дискурса и используемых в нем приемов речев

Григорьева Арина Андреевна
В статье исследуются три вида масс-медийного дискурса: предвыборные дебаты, телебеседы и ток-шоу. Выявляются сходства и различия в интенциональных структурах этих дискурсов, сравниваются используемые в них приемы речевого воздействия. С использованием алгоритмов ограниченного перебора (метод WizWhy) обнаруживаются связи между интенциями и приемами речевого воздействия.
Скачать PDF