Дискурс : исследования в Институте психологии РАН

Найдено 1 определение:

Дискурс : исследования в Институте психологии РАН

Выделяется 2 осн. направления исследований: а) организация Д. и дискурсивные процессы, б) Д. и социум. В рамках этих направлений проводится: 1) Изучение интенциональных оснований Д.: с какими интенциями вступают в О. его участники, какими средствами они пользуются, реализуя свои устремления. Это важно для выяснения целей коммуникации и ее результата. Разработанный метод интент-анализа позволяет выявлять интенциональные характеристики Д. в разл. ситуациях и социокультурных контекстах. 2) Формирование представления об интенциональном пространстве Д. - совокупности иерархически организованных интенций и интенциональных структур, свойственных опр. сфере коммуникации и во многом определяющих выбор средств выражения, приемы воздействия, круг обсуждаемых тем. Интенциональное пространство составляет психол. основу Д. и обусловливает его специфику в разных социальных контекстах. В цикле проведенных эмпирических исследований реконструируется интенциональное пространство семейно-бытового, политического, педагогического, консультационного Д. (Н. Д. Павлова, А. А. Григорьева, И. А. Зачесова, Т. А. Кубрак, Л. А. Шустова и др.). 3) Исследование процесса речевого взаимодействия в диалоге (И. А. Зачесова, Н. Д. Павлова) показывает, что реплики партнеров интенционально взаимообусловлены. Случаи интенционального рассогласования реплик указывают на неверное или искаженное понимание интенций партнера, что может быть вызвано объективными факторами ситуации и «некооперативными» установками партнеров. Интент-анализ интеракции обнаруживает движущие силы разговора - актуальные смыслы, к-рые переживаются собеседниками и направляют их действия в ходе О. 4) Анализ факторов, влияющих на понимание интенционального подтекста высказываний: способ речевого выражения интенций, их частотность в Д. и др. (Н. Д. Павлова, Е. А. Пескова); влияние на интенциональную структуру диалога взаимоотношений собеседников (И. А. Зачесова, Т. А. Гребенщикова). 5) Роль и особенности проявления самопрезентации в разл. контекстах - науч., повседневно-бытовом, полит., консультационном (Т. А. Куб рак). 6) Изучение проявления в Д. актуальных психич. состояний и личностных особенностей субъекта. Предложена психол. теория значения, раскрывающая принципы и механизмы, обеспечивающие соответствие между осознаваемыми человеком реалиями и значениями языковых и невербальных средств, используемых для их выражения (Н. А. Алмаев). 7) Расширено представление о структуре способностей, включенных в дискурсивную практику (А. Н. Воронин). Ее успешность во многом определяется особым видом языковых способностей - дискурсивными, к-рые позволяют человеку инициировать, поддерживать, развертывать и завершать процесс О., используя языковые средства, соответствующие ситуации. Для диагностики дискурсивных и лингвистических способностей разработаны тесты. 8) В исследованиях темы «Д. и социум». Д. выступает конституирующим элементом культуры, социальных отношений и представлений. Функционируя в опр. социальном пространстве, он отражает особенности разных сфер жизни, социальные процессы, происходящие в обществе. 9) Реконструируется картина мира, задаваемая в Д. средствами метафоры (К. И. Алексеев). Раскрывается динамика метафорических моделей действительности в полит. Д., особенности картины мира в Д. религиозных объединений. 10) Исследуется Д. массовой коммуникации, воздействие транслируемых СМИ представлений и оценок на аудиторию (В. В. Латынов). С использованием авторской методики экспликации ментальных карт выявлены закономерности, касающиеся масс-медийного портрета разл. социальных групп. Начато изучение влияния освещения фактов и событий в СМИ на процесс принятия субъектом ответственных решений. Описаны децептивные (связанные с преднамеренным сокрытием или искажением информации) приемы воздействия, закономерности и детерминанты их использования (макиавеллизм, атмосфера конкуренции и др.). 11) Ведется изучение аргументации в системе договорных отношениях (В. А. Цепцов). Разработана психол. модель аргументации, выявлена роль разл. аргументативных и контраргументативных стратегий при ведении переговоров в институциональном контексте и обыденной жизни. Компаративное изучение аргументации и повествования в письменной речи обнаруживает влияние жанровых особенностей Д. на процессы планирования и написания документов. 12) Начато изучение Д. и психосоциальных параметров коллективных субъектов сообществ глобализации. Изучаются специфические способности участников этих сообществ, структура и процесс индоктринации (В. Н. Воронин, С. Д. Бирюков, Н. Б. Горюнова). Лит.: Павлова Н. Д. Новые направления исследований в психологии речи и психолингвистике // Психол. журн. 2007. Т. 28. № 2; Проблемы психологии дискурса / Под ред. Н. Д. Павловой, И. А. Зачесовой. М., 2005; Психологические исследования дискурса / Под ред. Н. Д. Павловой. М., 2002; Ситуационная и личностная детерминация дискурса / Под ред. Н. Д. Павловой, И. А. Зачесовой. М., 2007; Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. СПб., 2000. Н. Д. Павлова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Клинико-психологический дискурс исследований здоровья

Николаев Евгений Львович, Суслова Елена Станиславна, Александров Дмитрий Вячеславович
Исследованы подходы к пониманию дискурса в гуманитарных науках. Рассмотрен дискурс в психологических исследованиях здоровья как культурно обусловленная взаимосвязь когнитивных, эмоциональных и поведенческих проявлений личности через совокупность ее психологических характеристик в системе вербальной и невербальной деятельности с выделением трех взаимосвязанных уровней дискурса.
Скачать PDF

Система понятий статистического дискурса психологии: психосемантическое исследование

Морозова Светлана Васильевна
В статье описана теоретическая модель системы понятий статистического дискурса психологии. Автор осуществляет эмпирическую проверку разработанной модели в психосемантическом исследовании. Особое внимание в статье уделено проблеме взаимосвязи сформированности системы понятий статистического дискурса психологии с уровнем владения математическими методами.
Скачать PDF

Текстовая реализация авторской стратегии психологического убеждения в научном дискурсе

Пелевина Надежда Николаевна
В статье предлагаются результаты исследования прагматических особенностей научного текста в актуальной для современной лингвистики дискурсивной проекции. Психологическое убеждение рассматривается как одна из авторских стратегий познавательно-коммуникативной деятельности в научном дискурсе. Устанавливаются языковые способы ее реализации в немецком филологическом тексте: общепринятые риторические приемы научного изложения и индивидуально-авторские средства языковой выразительности. The article presents the results of the pragmatic research of scientific texts in the discourse projection, which is important for modern linguistics. The persuasive strategy is regarded as one of an author's strategies of cognitive-communicative activity in the scientific discourse. Language means realising this strategy in German philological texts are considered. Rhetoric means typical of the scientific discourse and an author's individual means of language expressiveness are described.
Скачать PDF

Методологический статус «Другого»: психологический дискурс

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлена теоретическая рефлексия понятия «Другой» с целью определения его методологических возможностей. Показано, что в контексте психологического дискурса пространство интеракций Я и Другого репрезентируется тремя векторами, образующими социально-психологическую, социокультурную и экзистенциально-культурную плоскости
Скачать PDF

Возможности применения элементов социальной психологии к категориальному определению института

Иванова Н.В.
Скачать PDF

Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специ

Самохвалова, Хазова Светлана Алексеевна
Научные руководители квалификационных работ представляют исследования, посвященные социально-перцептивным проблемам в общении и методам изучения совладающего поведения.
Скачать PDF

Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специ

Белорукова Наталья Олеговна, Сапоровская Мария Вячеславовна, Подобина Оксана Борисовна, Хазова Светлана Алексеевна
Скачать PDF

Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специ

Кашницкий Виктор Ильич, Крылова Наталья Геннадьевна, Крюкова Татьяна Леонидовна, Самохвалова Анна Геннадьевна
Скачать PDF

Вклад Института психологии Российской академии наук в развитие космической психологии

Дикая Лариса Григорьевна
Прослеживается история становления и развития исследований в рамках космической психологии в Российской академии наук. Рассказывается о сотрудничестве ее ученых с различными организациями, занимающимися космической психологией, с первых дней ее существования до настоящего времени.
Скачать PDF

Дискурсивный подход в клинико-психологической оценке невротических расстройств

Суслова Е.С.
Показаны возможности клинико-психологической оценки дискурсивного статуса личности при невротических расстройствах. В зависимости от соотношения социокультурных и идентификационных характеристик личности выделены три варианта дискурса дифференцированный, диффузный и диссоциированный. Большая выраженность психологического неблагополучия определяется при диссоциированном варианте, меньшая при дифференцированном. Полученные результаты имеют важное значение для определения психотерапевтических мишеней в работе с невротическими пациентами.
Скачать PDF

Здоровьесберегающее поведение человека: социально-психологический дискурс

Яковлева Н.В.
В статье приведен анализ основных концеп-туальных социально-психологи-ческих моделей здоровьесберегающей деятельности как акта принятия решения, стадиального процесса и деятельности. Рассматриваются преимущества и недостатки концептуализаций. Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Рязанской области (проект НФ №13-16-62001).
Скачать PDF

Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специ

Кашннцкий Виктор Ильич, Крюкова Татьяна Леонидовна, Самойлова Ирина Геннадьевна, Самохвалова Анна Геннадьевна, Соловьёва Валентина Авенировна, Хазова Светлана Алексеевна
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: