ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ Дискурсивный анализ сообщений СМИ

Дискурсивный

Найдено 4 определения термина Дискурсивный

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Дискурсивный

от позднелат. discursus - рассуждение, довод) рассудочный, понятийный, логический, в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного.

Оцените определение:

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ДИСКУРСИВНЫЙ

от лат. diskursus — рассуждение) — рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями. В инженерной психологии и эргономике Д. подход широко используется при построении математических моделей деятельности оператора; он заключается в выражении общей идеи формальным языком математической символики, не допускающим расчета (в отличие от нормативного подхода, предполагающего расчет по известным формулам). Иными словами, Д. подход состоит в замене естественного языка математической символикой. Это обусловлено тем, что обычный язык часто оказывается недостаточно адекватным, чтобы экономно и четко выразить всю сложность тех или иных развиваемых в науке идей. В этой ситуации символика может заменить длинные рассуждения. Она может служить и своего рода мнемоническим средством — удобным для памяти кодом. Примером Д. подхода может служить известная формула эмоций, предложенная П. В. Симоновым. В ней выражается зависимость эмоций от потребности и разницы между необходимой и реально имеющейся информацией (см. Информационная теория эмоций). Она хорошо выражает основную идею автора, но совершенно не пригодна для конкретных расчетов. Здесь не раскрывается строго, как того требует математика характер зависимостей, о которых идет речь, и не предлагается мер, позволяющих дать количественную оценку рассматриваемых явлений. Д. подход представляет самый простейший способ применения математической символики и принципов. Если рассматривать построенные на его основе модели как обобщения эмпирического материала, то следует признать, что область обобщений здесь недостаточно определена. Несмотря на это, Д. подход может быть полезным в построении теории, поскольку он позволяет экономным образом наметить направление поиска зависимостей между изучаемыми явлениями (Б. Ф. Ломов).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Дискурсивный

лат. discursus - рассуждение) - рассудочный, обоснованный предшествующими суждениями, относящийся к рассуждениям. Антоним: Интуитивный.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

дискурсивный

(от позднелат. discursus – рассуждение, довод) – понятийный, логический, опосредованный (в отличие от чувственного, созерцательного, непосредственного, интуитивного).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 8

Дискурсивный характер системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами

Суслова Елена Станиславовна, Николаев Евгений Львович
В работе рассматриваются клинико-психологические характеристики системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами при различных вариантах дискурса дифференцированном, диффузном и диссоциированном. Установлена специфика деформации системы отношений, основы чему закладываются в дисфункциональной родительской семье.
Скачать PDF

Дискурсивный подход в клинико-психологической оценке невротических расстройств

Суслова Е.С.
Показаны возможности клинико-психологической оценки дискурсивного статуса личности при невротических расстройствах. В зависимости от соотношения социокультурных и идентификационных характеристик личности выделены три варианта дискурса дифференцированный, диффузный и диссоциированный. Большая выраженность психологического неблагополучия определяется при диссоциированном варианте, меньшая при дифференцированном. Полученные результаты имеют важное значение для определения психотерапевтических мишеней в работе с невротическими пациентами.
Скачать PDF

Дискурсивный подход к исследованию идентичности

Мельникова Ольга Тимофеевна, Кутковая Екатерина Сергеевна
В статье проводится сопоставление основополагающих понятий, используемых в традиционном (социокогнитивном) и дискурсивном подходе к исследованию идентичности. Раскрывается своеобразие таких понятий, как социальная категория и процесс социальной категоризации, социальная роль и позиция, социальная норма, контекст и социальная практика. Описываются два направления дискурсивных исследований - изучение так называемых Д-дискурсов и д-дискурсов. Рассматриваются варианты дискурс-анализа, применяемые для исследования идентичности: критический дискурс-анализ, теория позиционирования и дискурсивная психология, конверсационный анализ. Итог анализа: с позиции дискурсивного подхода идентичность проявляется и формируется в интеракции; ее основной чертой является пластичность, т.е. ситуативный, изменяющийся характер; она вплетена в широкий культурный контекст и воспроизводится на базе существующих социальных практик. Особую роль в формировании идентичности играют язык и текст.
Скачать PDF

К построению модели тактики дискурсивного воздействия в межличностном общении в семье

Гребенщикова Таисия Александровна
Актуальность исследования определяется возрастающим интересом общества к вопросам эффективного общения. Тактика воздействия рассматриваются в рамках изучения интенциональных оснований речевой коммуникации. Предлагается модель дискурсивной тактики воздействия, на примере конкретного диалога рассматривается ее формирование.
Скачать PDF

Влияние дискурсивных практик в отношении девиантного поведения подростков на применение к ним мер ог

Гурвич Иосиф Наумович
Целью работы стала проверка «полезности» приобретающего все бóльшую популярность в отечественной социальной психологии конструкционистского подхода к проблеме подросткового девиантного поведения. Исследование проведено в 2012 г. в Колпинском районе Санкт-Петербурга в общеобразовательных школах на подростках группы «риска» с использованием метода «Оценки рисков и возможностей» (ОРВ). Рестриктивно-коррекционные меры фиксировались на основе анализа документов — постановлений районной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Применен метод статистического моделирования — бинарный логистический регрессионный анализ. Результаты работы демонстрируют ограниченные эвристические возможности конструктивистского подхода.
Скачать PDF

Формирование дискурсивных умений студентов посредством современных интернет-технологий

Евстигнеева Илона Алексеевна
Рассматривается проблема развития дискурсивных умений студентов языкового вуза с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. Рассматривается вопрос компонентного состава дискурсивной компетенции, разрабатывается номенклатура дискурсивных умений студентов языкового вуза, формируемых современными интернет-технологиями.
Скачать PDF

Психотерапия невротических расстройств в контексте дискурсивных особенностей личности

Николаев Е.Л., Суслова Е.С.
Представлен подход к разработке индивидуальной психотерапевтической программы для пациентов с невротическими расстройствами, ведущую роль в которой играет определение клинико-психологических характеристик дискурсивного типа личности, что позволяет в рамках интегративной модели психотерапии определять мишени для психотерапевтического воздействия на уровне одного или нескольких модусов вмешательства симптоматического, личностного, семейного и нарративного.
Скачать PDF

Проблема взаимопонимания в аспекте дискурсивной психологии

Гнездечко Оксана Николаевна
Рассматривается проблема взаимопонимания в социо-психолингвистическом аспекте отношения. В речевом общении аспект отношения соотносится с диалогической модальностью, представленной её логической, экзистенциональной, эгоцентричной и интерперсональной разновидностями. Последняя раскрывается путём доверительного и конфликтного стилей речевой реализации. С позиций трансактного анализа поиск подтверждения своей Я-концепции определяет стиль высказываний относительно эго-состояний, коррелирующих с четырьмя психотипами: традиционалистами, реалистами, идеалистами, концептуалистами. Их взаимопонимание при этом определяется скоростью взаимного прочтения.
Скачать PDF