ДИАЛОГ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДИАЛОГ
греч. dialogos) - попеременный обмен репликами двух и более людей.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ДИАЛОГ
попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ДИАЛОГ
от греч. dialogos) – попеременный обмен репликами, разговор между двумя или несколькими лицами. В ходе конфликта Д. характеризуется словесным противодействием, высокой эмоциональной насыщенностью, жесткой ориентацией на предмет конфликта, зависимостью от состояния межличностных отношений.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

диалог

(от греч. dialogos – разговор, беседа) – вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субьектов. Д. характеризуется ситуативностью, контекстуальностью, непроизвольностью, чаще малой степенью организованности. Обычно д. оказывает большее психическое воздействие на окружающих, чем монолог.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Диалог
важнейшее качество отношений терапевт—клиент и идеал межчеловеческих взаимоотношений. Тесно связано с понятием Я - Ты отношение, введенным философом М. Бубером. Р. Резник так описывает характеристики диалогических отношений между терапевтом и клиентом: «Терапевт демонстрирует присутствие, - т. е. применимы собственный опыт и феноменология терапевта. Затем есть включенность - терапевт включает себя в опыт и феноменологию клиента. В третьих, есть приглашение к диалогу - позволить проявиться магии, которая может распространиться в «пространстве» встречи людей» [Резник (23), с. 10]. Литература: [2, с. 15-125; 23, с. 10; 31, с. 9-33]

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я. 2002

Диалог
греч. dia – раз..., пере...; logos – речь) – 1. разговор между двумя или несколькими лицами. Предполагает овладение рядом речевых навыков (например, соблюдение очередности в разговоре, умение слушать, использование уточняющих, наводящих и других вопросов и мн. др. Ортега-И-Гассет (1883 – 19550 утверждает, что речь человека в сущности своей диалогична. При некоторых психических расстройствах способность вести диалог может быть значительно нарушена или полностью утрачена; 2. переговоры, свободный обмен мнениями между двумя сторонами, В виде диалога может быть построена и внутренняя речь; 2. в психопатологии – речь, построенная по модели диалога, но адресованная мнимому собеседнику, персонифицированныму в вербальной галлюцинации, воображаемому в сновидении собеседнику во время сноговорения и др. См. также Диалоголалия.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Диалог
греч. di?logos — разговор, беседа] — попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. Д. был распространенной формой философских и научных произведений в античности и в Новое время (Ксенофонт, Платон, Г. Галилей, Н. Мальбранш, Д. Дидро и др.). В психологии исследования Д., связанные с анализом социальных механизмов психики, начались в ХХ в. (культурно-историческая теория Л.С. Выготского, интеракционизм, психоанализ, теория Ж. Пиаже, работы М.М Батхина и др.). Особую область, активно разрабатываемую с 70-х гг., составляют психологические проблемы Д. человека с ЭВМ. Значение Д. для психологии заключается в том, что у ребенка Д. (речь, вызванная взрослым, обращенная ко взрослому и непосредственно связанная с действием) представляет собой структурно-генетически исходную, а затем — в течение жизни человека — универсальную составляющую речевого общения. Каждая реплика Д. (высказывание) — единица речи индивида — имеет предметную отнесенность (реплика о чем-то) и социальный характер (обращена к партнеру регулируется микросоциальными отношениями между партнерами). Д., онтогенетически предшествуя внутренней речи, накладывает отпечаток на ее структуру и функционирование, а тем самым и на сознание в целом. Л.А. Радзиховский

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Диалог
обмен репликами, взаимосвязанными по содержанию мыслями-суждениями между 2 и более людьми (последний случай иногда называют полилогом). Исследования Д. ведутся в разл. отраслях знания (философии, культурологии, педагогике), в русле разл. направлений - в культурно-исторической школе Л. С. Выготского, символическом интеракционизме Дж. Г. Мида, психоанализе З. Фрейда, в работах Ж. Пиаже, М. М. Бахтина, Л. П. Якубинского и др. В Д. как сложном речевом комплексе, в состав к-рого входят цепи переплетающихся и параллельных реплик, можно выделить внеш. Д., когда репликами обмениваются реальные собеседники, и внутр. Д., когда репликами обмениваются с некими отсутствующими или воображаемыми партнерами. Д. имеют разл. характер: фатический, информационный, дикуссионный, исповедный (А. В. Мудрик). Фатический Д. - обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания контакта - был описан английским этнографом Б. Малиновским, к-рый отмечал, что в нек-рых архаичных культурах фатическое О. имеет характер ритуала, ибо создает индивиду ощущение сопричастности своим соплеменникам. Фатический Д. весьма распространен и в модернизированных обществах, выполняя функцию поддержания благополучного самоощущения человека в отношениях с окружающими, позволяя людям обмениваться эмоциональными ценностями разл. уровня, используя при этом минимум лексических единиц и не сообщая друг другу никакой информации, кроме сообщения «я с вами» и «мы с тобой». Особо важен фатический Д. для подростков и старших подростков. Фатический Д. также может быть внеш. и внутр. В последнем случае в кач. партнера выступает, как правило, реальное лицо, О. с к-рым невозможно из-за его пространственной отдаленности или из-за сложившихся с ним отношений. Информационный Д. - обмен информацией самого разл. свойства, почерпнутой из самых разных источников, к-рый происходит между людьми. Информационный Д. также присущ как внеш., так и внутр. О. В последнем случае человек «информирует» сам себя, другие Я, воображаемого или реального партнера, отсутствующего в данный момент, о своих действиях, намерениях, переживаниях или о чем-то ином. Дискуссионный Д. возникает при столкновении разл. т. зр., в случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий и т. д. Дискуссионный Д. сопутствует О. во всех сферах жизнедеятельности, ибо взаимодействие в каждой из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что, как правило, происходит в процессе дискуссии. Довольно часто дискуссионный Д. возникает во внутр. О. Внутр. дискуссии человек ведет как с другими Я, так и с воображаемыми или реальными лицами. Внутр. дискуссионный Д. дает человеку возможность встать в позицию исследователя по отношению к др. персонажу, к его действиям и мыслям. Исповедный Д. происходит в доверительном О. с друзьями, с любимыми, с супругом или супругой, когда человек старается быть предельно откровенным, стремится разделить с собеседником свои чувства, переживания. Исповедный Д. во внутр. О. имеет место тогда, когда в уединении человек проигрывает многочисл. роли, недоступные ему в реальной жизни, общается с вымышленными или реальными, но недоступными для него партнерами или даже с примышленными фантастическими партнерами. Внутр. исповедный Д. реализуется в фантазиях, играх-грезах и мечтах. Каждый человек на разных этапах социализации участвует в диалогах всех типов; каждый последующий тип Д. может быть признан более глубоким по содержанию и эмоциональности О. Лит.: Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М. 1989; Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1983; Соковнин В. М. Интракоммуникативные аспекты социализации личности / Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974; Якубинский Л. П. О диалогической речи // Русская речь. СПб., 1923. А. В. Мудрик

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Диалог культур и диалог в культуре при изучении литературы

Доманский Валерий Анатольевич
Исходя из теории диалога М. М. Бахтина, на методологическом и технологическом уровнях рассматривается организация диалога в культуре и диалога культур при изучении литературы.
Читать PDF
0.00 байт

ФИЛОСОФСКАЯ БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ "ДИАЛОГ КУЛЬТУР - НЕ-ДИАЛОГ КУЛЬТУР" В ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОМ РАССМОТРЕН

Сафонова Виктория Викторовна
В статье рассматривается в лингводидактических целях философская оппозиция Кагана «диалог культур не-диалог культур».
Читать PDF
0.00 байт

2015.04.028. ШРЕДЕР Р.П. ПРОКЛАМАЦИЯ И МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ КАК ПРОРОЧЕСКИЙ ДИАЛОГ. SCHROEDER R.P.

Мельник С.В.
Читать PDF
0.00 байт

Диалог поколений как диалог культур

Введенская Ольга Вячеславовна
В статье рассматривается диалог поколений в контексте диалога культур. Произведен анализ имеющихся в научной литературе определений понятия «поколение», представлена его авторская трактовка.
Читать PDF
0.00 байт

Диалог в контексте возрастной психологии

Янченко И. В.
Читать PDF
0.00 байт

Внутренний диалог «Я-другое я» как механизм развития личности

Евченко Н. А., Березин С. В.
В данной статье представлено исследование компонента внутреннего диалога личности отражения субъекта в себе как в некотором смысле Другом.
Читать PDF
0.00 байт

Подходы к определению понятия «Внутренний диалог» в психологической литературе

Евченко Н. А.
В данной статье представлено исследование использования понятия «внутренний диалог» в отечественной и зарубежной психологии.
Читать PDF
0.00 байт

Рефлексивный диалог преподавателя и студента в процессе обучения

Давыдова Г. И.
Читать PDF
0.00 байт

Рефлексивный диалог в учебном процессе будущего управленца

Давыдова Г. И.
Читать PDF
0.00 байт

Диалог в отношениях «Преподаватель - студенты» как объект психологического исследования

Корепанова Елена Васильевна
Отражена проблема диалога в педагогическом процессе. Рассмотрено диалогическое общение с позиции ценностно-смыслового подхода к личности и общению.
Читать PDF
0.00 байт

Внутренний диалог как фактор преодоления жизненного кризиса

Розанова Людмила Владимировна
В статье исследуется внутренний диалог как фактор преодоления жизненного кризиса. Проводится анализ уровней внутреннего диалога в контексте взаимодействия сознания и бессознательного.
Читать PDF
0.00 байт

Буддизм и психоанализ: диалог в топологической системе соотнесения

Сидорова Е. Г.
Начальная стадия диалога психоанализ буддизм развивалась в соответствии со стратегией поиска социокультурных универсалий, сближающих Запад и Восток, и в силу этого приобрела иллюзорное качество.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Диалог в контексте идей М. М. Бахтина и А. А. Ухтомского

    Сравнительное рассмотрение науч. и филос. идей М. М. Бахтина и А. А. Ухтомского позволило обосновать науч. статус личностно ориентированной практической психологии как гуманитарной науки, основанн
  • Диалог как духовное общение: концепция Т. А. Флоренской

    В основе концепции Т. А. Флоренской традиции: религиозная, философская, психологическая. В русской философии и психологии (М. М. Бахтин, П. Флоренский, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, С. С. Аверинцев, Е. Н. Труб
  • ИНТЕГРАТИВНО-ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТРАДИЦИЙ

    предполагает максимальное использование возмож-ностей диалога с представителями альтернативных традиций, позво-ляющего расширить представления о подходах и исследовательских мето-дологиях, пр
  • Общение и искусство: диалог автора с аудиторией

    В художественном восприятии и творчестве, в педагогике искусства О. играет едва ли не ключевую, хотя и неявную роль. Но само понятие О. наполняется здесь особым содержанием, к-рое не тождественно об
  • ДИАЛОГ ЧЕЛОВЕКА С ЭВМ

    наивысшая форма взаимодействия человека с ЭВМ, при которой осуществляется их интерактивное (двухстороннее) взаимодействие в режиме разделения времени. Отличительной особенностью диалоговых сис
  • Педагогическое общение : диалог и его виды

    В Пед. О. диалог как обмен репликами, взаимосвязанными по содержанию мыслями - суждениями между 2 и более людьми - и как высшая форма О. особо важен. В диалоге как сложном речевом комплексе, в состав к-
  • Диалог в пространстве и времени общения

    Проблема «пространство-время-диалог» вводит Д. как предмет изучения в пространство движущихся, меняющихся предметов и этим делает возможным изучение Д. как в процессе движения, так и по поводу дви
  • Интерактивный диалог

    практическая методика рефлексивной работы в измененных состояниях сознания, разработанная в интерактивной психотерапии. И. д. включает в себя две психотехники, различающиеся для случаев взаимод
  • Диалог в медиакоммуникации

    СМИ в кач. обществ. института, стремящегося оказывать влияние на массовую аудиторию, предоставляет свои ресурсы для реализации так называемого наличного дискурса в обществе. В числе механизмов вл
  • Диалог повседневный

    диалог в условиях непосредственного непринужденного О. в разл. коммуникативных ситуациях. Изучение диалога как формы целенаправленного, соотнесенного с партнером и ситуацией вербального поведе
  • СОКРАТОВСКИЙ ДИАЛОГ

    своеобразный метод интеллектуальной борьбы, в ходе которого коррегируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения пациента. При ноогенных неврозах, связанных с утратой с
  • Диалог внутренний

    разговор с самим собой.
  • ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

    ЭЎРЫСТЫЧНЫ ДЫЯЛОГ / HEURISTIC DIALOG– постановка учащимся вопросов внешней образовательной среде на каждом из этапов его образовательной деятельности: на этапе целеполагания, выбора форм и методов, соо
  • Диалог в межкультурной коммуникации: гармонизация диалога в структуре автор-адресат

    В межкультурной коммуникации (М. к.) диалог «автор-адресат» в силу разных причин может иметь разные степени эффективности. Если эту эффективность изображать на шкале, то один ее полюс - это максимал
  • Диалогическое общение: концептуальный анализ

    Диалогическое общение (Д. о.) - сложный психол. феномен, науч. подход к к-рому возможен с разных методологических позиций. Концептуальный анализ Д. о. важно проводить с учетом его уровней: лингвистиче
  • Профессиональное общение: воздействие авторитарное и диалогическое

    В зависимости от средств выделяют 2 типа психол. воздействия в профессиональном О.: авторитарное (А. в.) и диалогическое (Д. в.). Каждый тип воздействия соответствует разл. задачам, решаемым в процессе
  • Галлюцинации в виде диалога

    обманы слуха, при которых голоса «разговаривают» друг с другом по весьма упрощенным правилам диалога; нередко они говорят по очереди и большей частью обсуждают при этом самого пациента, его качес
  • Симптом мнимого диалога

    Наблюдается у больных алкоголизмом. В состоянии опьянения они ведут продолжительные беседы, споры с воображаемым собеседником, животными, иногда со своим отражением в зеркале. Ср. Диалоголалия.
  • Обрыв диалога

    Внезапное и, как правило, неожиданное для партнера прекращение диалога, состоящего из более или менее регулярного обмена репликами и настроенного на общую для собеседников тематику. Проявляется
  • ДИАЛОГА, ПОСТУЛАТЫ

    Общее название для тех социальных правил ведения диалога, которые, как предполагается, знают, и которым следуют все говорящие/слушающие, и которые, они полагают, также знает и соблюдает человек, с к