ДИАЛОГ

Найдено 8 определений термина ДИАЛОГ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ДИАЛОГ

греч. dialogos) - попеременный обмен репликами двух и более людей.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ДИАЛОГ

попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Диалог

важнейшее качество отношений терапевт—клиент и идеал межчеловеческих взаимоотношений. Тесно связано с понятием Я - Ты отношение, введенным философом М. Бубером. Р. Резник так описывает характеристики диалогических отношений между терапевтом и клиентом: «Терапевт демонстрирует присутствие, - т. е. применимы собственный опыт и феноменология терапевта. Затем есть включенность - терапевт включает себя в опыт и феноменологию клиента. В третьих, есть приглашение к диалогу - позволить проявиться магии, которая может распространиться в «пространстве» встречи людей» [Резник (23), с. 10]. Литература: [2, с. 15-125; 23, с. 10; 31, с. 9-33]

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии, 2002 г

Диалог

греч. di?logos — разговор, беседа] — попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. Д. был распространенной формой философских и научных произведений в античности и в Новое время (Ксенофонт, Платон, Г. Галилей, Н. Мальбранш, Д. Дидро и др.). В психологии исследования Д., связанные с анализом социальных механизмов психики, начались в ХХ в. (культурно-историческая теория Л.С. Выготского, интеракционизм, психоанализ, теория Ж. Пиаже, работы М.М Батхина и др.). Особую область, активно разрабатываемую с 70-х гг., составляют психологические проблемы Д. человека с ЭВМ. Значение Д. для психологии заключается в том, что у ребенка Д. (речь, вызванная взрослым, обращенная ко взрослому и непосредственно связанная с действием) представляет собой структурно-генетически исходную, а затем — в течение жизни человека — универсальную составляющую речевого общения. Каждая реплика Д. (высказывание) — единица речи индивида — имеет предметную отнесенность (реплика о чем-то) и социальный характер (обращена к партнеру регулируется микросоциальными отношениями между партнерами). Д., онтогенетически предшествуя внутренней речи, накладывает отпечаток на ее структуру и функционирование, а тем самым и на сознание в целом. Л.А. Радзиховский

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

ДИАЛОГ

от греч. dialogos) – попеременный обмен репликами, разговор между двумя или несколькими лицами. В ходе конфликта Д. характеризуется словесным противодействием, высокой эмоциональной насыщенностью, жесткой ориентацией на предмет конфликта, зависимостью от состояния межличностных отношений.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Диалог

греч. dia – раз..., пере...; logos – речь) – 1. разговор между двумя или несколькими лицами. Предполагает овладение рядом речевых навыков (например, соблюдение очередности в разговоре, умение слушать, использование уточняющих, наводящих и других вопросов и мн. др. Ортега-И-Гассет (1883 – 19550 утверждает, что речь человека в сущности своей диалогична. При некоторых психических расстройствах способность вести диалог может быть значительно нарушена или полностью утрачена; 2. переговоры, свободный обмен мнениями между двумя сторонами, В виде диалога может быть построена и внутренняя речь; 2. в психопатологии – речь, построенная по модели диалога, но адресованная мнимому собеседнику, персонифицированныму в вербальной галлюцинации, воображаемому в сновидении собеседнику во время сноговорения и др. См. также Диалоголалия.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Диалог

обмен репликами, взаимосвязанными по содержанию мыслями-суждениями между 2 и более людьми (последний случай иногда называют полилогом). Исследования Д. ведутся в разл. отраслях знания (философии, культурологии, педагогике), в русле разл. направлений - в культурно-исторической школе Л. С. Выготского, символическом интеракционизме Дж. Г. Мида, психоанализе З. Фрейда, в работах Ж. Пиаже, М. М. Бахтина, Л. П. Якубинского и др. В Д. как сложном речевом комплексе, в состав к-рого входят цепи переплетающихся и параллельных реплик, можно выделить внеш. Д., когда репликами обмениваются реальные собеседники, и внутр. Д., когда репликами обмениваются с некими отсутствующими или воображаемыми партнерами. Д. имеют разл. характер: фатический, информационный, дикуссионный, исповедный (А. В. Мудрик). Фатический Д. - обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания контакта - был описан английским этнографом Б. Малиновским, к-рый отмечал, что в нек-рых архаичных культурах фатическое О. имеет характер ритуала, ибо создает индивиду ощущение сопричастности своим соплеменникам. Фатический Д. весьма распространен и в модернизированных обществах, выполняя функцию поддержания благополучного самоощущения человека в отношениях с окружающими, позволяя людям обмениваться эмоциональными ценностями разл. уровня, используя при этом минимум лексических единиц и не сообщая друг другу никакой информации, кроме сообщения «я с вами» и «мы с тобой». Особо важен фатический Д. для подростков и старших подростков. Фатический Д. также может быть внеш. и внутр. В последнем случае в кач. партнера выступает, как правило, реальное лицо, О. с к-рым невозможно из-за его пространственной отдаленности или из-за сложившихся с ним отношений. Информационный Д. - обмен информацией самого разл. свойства, почерпнутой из самых разных источников, к-рый происходит между людьми. Информационный Д. также присущ как внеш., так и внутр. О. В последнем случае человек «информирует» сам себя, другие Я, воображаемого или реального партнера, отсутствующего в данный момент, о своих действиях, намерениях, переживаниях или о чем-то ином. Дискуссионный Д. возникает при столкновении разл. т. зр., в случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий и т. д. Дискуссионный Д. сопутствует О. во всех сферах жизнедеятельности, ибо взаимодействие в каждой из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что, как правило, происходит в процессе дискуссии. Довольно часто дискуссионный Д. возникает во внутр. О. Внутр. дискуссии человек ведет как с другими Я, так и с воображаемыми или реальными лицами. Внутр. дискуссионный Д. дает человеку возможность встать в позицию исследователя по отношению к др. персонажу, к его действиям и мыслям. Исповедный Д. происходит в доверительном О. с друзьями, с любимыми, с супругом или супругой, когда человек старается быть предельно откровенным, стремится разделить с собеседником свои чувства, переживания. Исповедный Д. во внутр. О. имеет место тогда, когда в уединении человек проигрывает многочисл. роли, недоступные ему в реальной жизни, общается с вымышленными или реальными, но недоступными для него партнерами или даже с примышленными фантастическими партнерами. Внутр. исповедный Д. реализуется в фантазиях, играх-грезах и мечтах. Каждый человек на разных этапах социализации участвует в диалогах всех типов; каждый последующий тип Д. может быть признан более глубоким по содержанию и эмоциональности О. Лит.: Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М. 1989; Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1983; Соковнин В. М. Интракоммуникативные аспекты социализации личности / Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974; Якубинский Л. П. О диалогической речи // Русская речь. СПб., 1923. А. В. Мудрик

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

диалог

(от греч. dialogos – разговор, беседа) – вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субьектов. Д. характеризуется ситуативностью, контекстуальностью, непроизвольностью, чаще малой степенью организованности. Обычно д. оказывает большее психическое воздействие на окружающих, чем монолог.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Диалог в контексте возрастной психологии

Янченко И.В.
Скачать PDF

Внутренний диалог «Я-другое я» как механизм развития личности

Евченко Н.А., Березин С.В.
В данной статье представлено исследование компонента внутреннего диалога личности отражения субъекта в себе как в некотором смысле Другом. В эксперименте рассматриваются такие образы Другого Я как Я в ситуации максимальной и минимальной эффективности. Показано влияние обратной связи от Другого Я на поведение субъекта и проявление им различных черт личности. Выявлено, что актуализация образа Другого Я осуществляется посредством рекурсии, а последующее изменение поведения зависит от сравнительной силы актуального Я и Другого Я.
Скачать PDF

Подходы к определению понятия «Внутренний диалог» в психологической литературе

Евченко Н.А.
В данной статье представлено исследование использования понятия «внутренний диалог» в отечественной и зарубежной психологии. Предложена схема взаимодействия данного понятия со сходными или синонимичными терминами: «внутренняя речь», «внутриличностная коммуникация», «ауто-коммуникация» и т. д.
Скачать PDF

Диалог в отношениях «Преподаватель - студенты» как объект психологического исследования

Корепанова Елена Васильевна
Отражена проблема диалога в педагогическом процессе. Рассмотрено диалогическое общение с позиции ценностно-смыслового подхода к личности и общению. Диалог в отношениях интерпретируется как самостоятельная ценность, придающая смысл межличностному общению. Выделен ряд диалогических качеств личности.
Скачать PDF

Внутренний диалог как фактор преодоления жизненного кризиса

Розанова Людмила Владимировна
В статье исследуется внутренний диалог как фактор преодоления жизненного кризиса. Проводится анализ уровней внутреннего диалога в контексте взаимодействия сознания и бессознательного. Делается вывод о важной роли внутреннего диалога как способа расширения и переструктуризации семантического пространства личности. Исследуется возможность работы с содержимым сновидений как способа получения доступа к бессознательным ресурсам психики.
Скачать PDF

Буддизм и психоанализ: диалог в топологической системе соотнесения

Сидорова Е.Г.
Начальная стадия диалога психоанализ буддизм развивалась в соответствии со стратегией поиска социокультурных универсалий, сближающих Запад и Восток, и в силу этого приобрела иллюзорное качество. в поиске структурной основы компаративного исследования буддизма и психоанализа необходимо сделать шаг в область буддийской философской антропологии, что позволило бы на материале классических философских трактатов реконструировать учение о человеческой психике в буддизме, а затем сопоставить его с психоаналитическими концепциями.
Скачать PDF

Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи

Тихонова Елена Сергеевна
Статья посвящена проблеме духовно-ориентированного диалога как основания психологической практики помощи детям с общим недоразвитием речи. Проверялась гипотеза о том, что нарушение диалогического взаимодействия со взрослым препятствует речевому и эмоциональному развитию ребенка. Представлен анализ таких характеристик эмоциональной сферы, как тревожность, психоэмоциональное напряжение, направленность на сферу межличностных отношений и др., у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей с нормативным речевым развитием. Показано значение эмоциональной сферы и эмоционально-личностных отношений в возникновении речевого нарушения в дошкольном возрасте и его преодолении. Выявлена положительная динамика характеристик эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи в процессе работы методом духовноориентированного диалога и значимое повышение психоэмоционального напряжения при отсутствии динамики других характеристик эмоциональной сферы (тревожность, эмоциональный фон, переживание эмоционального благополучия в семье) в процессе коррекционной практики. Полученные данные позволяют уточнить психологические условия развития речевой и эмоциональной сфер дошкольников с общим недоразвитием речи и свидетельствуют о том, что духовно-ориентированный диалог с ребенком, направленный на восстановление нарушенных эмоционально-личностных связей с другим человеком, является эффективным методом работы и условием преодоления речевого нарушения. Результаты исследования открывают новую перспективу в понимании природы речевого развития и решении одного из основополагающих вопросов о роли наследственности и социального воздействия в развитии языка и соотношении этих факторов
Скачать PDF

Предметно-пространственная среда личности как диалог с миром (субъектно-бытийный подход)

Тиводар А.Р.
Повышенный интерес к брачным и семейным отношениям в нашей стране актуален. Небывало высокий рост разводов, тревожная демографическая ситуация, распространённость альтернативных форм брака обусловливают необходимость исследования механизмов внутри брачных, семейных отношений. Потребность и возможность пролонгированного развития личности и в браке, и в семье очевидны, и ясное понимание психологических состояний, ценностных устремлений супругов -существенная помощь социальной и государственной программе поддержки семьи -незыблемой основы государства.
Скачать PDF

Кризис идентичности и поиски подлинного «я»: кросс-культурный диалог в глобальном информационном про

Кириллов Герман Михайлович, Орешкина Анастасия Александровна, Терина Наталия Алексеевна
Исследуется проблема кризиса идентичности, выражающаяся в растущей неустойчивости образа человека в современном, стремительно меняющемся мире. Отмечается важность присутствия фигуры Другого в онтогенезе личности, анализируются различные формы самоотчуждения в ситуации кросс-культурной коммуникации глобализирующегося общества. Сделан вывод о важности интерсубъективных отношений для процесса самоактуализации личности, а также фасилитирущей роли общества.
Скачать PDF

Реальный и воображаемый диалог Л. С. Выготского и Э. Гуссерля: подступы к феноменологической интерпр

Росийчук Татьяна Анатольевна
Теоретическая эволюция Л. С. Выготского свидетельствует о значении феноменологии для понимания психологами природы субъективного. Руководствуясь «феноменологическими» открытиями Выготского, мы обсуждаем перспективы разработки концепции речевого развития на основе главных событийных моментов в развитии субъектности.
Скачать PDF

Открытый диалог на тему эмоционального выгорания (в жанре научной переписки)

Фрумкин Анатолий Александрович, Базаров Тахир Юсупович
Мы оба давно хотели внести некоторую живую струю в изложение научных мыслей или результатов. Причем новизна эта касается стиля изложения, ибо новое в науке не возникает по желанию авторов, а является результатом кропотливого и часто длительного труда. А вот умничать при написании результирующих текстов — нехорошо и непродуктивно. Нам кажется, что если автор действительно «находится в теме», он может всё объяснить достаточно популярно. Это не относится к строгости математических выкладок, но текст любой научной статьи или книги должен в первую очередь заинтересовать читателя, не отпускать его и заставить, если можно так выразиться, дочитать ваш опус до конца. Так родился стиль, который Т. Ю. Базаров назвал «научные письма другу». Мы считаем, что такая форма изложения материала не снижает его научной ценности, если таковая присутствует в принципе, но зато помогает читателю в его освоении.
Скачать PDF

Духовно-ориентированный диалог в контексте отечественной культуры

Колпакова Марианна Юрьевна
В статье рассматриваются основные установки отечественной культуры, являющиеся основанием духовно-ориентированной отечественной психологии. Показано, что духовно-ориентированный диалог Т. А. Флоренской продолжает традиции отечественной психологии, прервавшиеся в начале XX в. Ценностносмысловые ориентиры диалогической психологии определяются святоотеческим психологическим знанием. Выделены принципы понимания, познания в отечественной духовно-ориентированной психологии, соответствующие святоотеческой психологии: разделение методов познания вещи и личности; понимание внутреннего мира человека не со стороны чувственно-предметных условий, а в его внутреннем содержании, изнутри; понимание личности как становящейся, самоопределяющейся, наделенной свободой воли. Одной из основных проблем духовно-ориентированной психологии является проблема поиска метода исследования, адекватного исследуемому содержанию и выделенным принципам познания. Показано, что методология диалогической психологии Флоренской Т. А. является методологией нового типа, реализующей принципы, соответствующие святоотеческой традиции познания. Метод исследования в диалогической психологии является одновременно способом актуализации предмета исследования и методом помощи собеседнику. Диалогическая методология требует особого диалогического отношения к собеседнику, установления диалогической связи с ним.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!