МОНОЛОГ
Монолог
Состояние, при котором человек разговаривает сам и не допускает в разговор других лиц. Чаще всего, когда оно сильно выражено и наблюдается у взрослых (не у детей), это состояние расценивается как психопатологический симптом.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
монолог
(от греч. monos – один и logos – речь, слово) – вид речи, имеющий одного субьекта и представляющий собой сложное (обособленное) синтаксическое целое в структурном отношении совсем или почти не связанный с речью собеседника (таковой может и вообще отсутствовать).
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Монолог
греч. monos +logos – речь) – 1. речь, не предполагающая непосредственного отклика на сказанное (в отличие от диалога – см.); 2. в психологии развития – речь маленьких детей наедине с собой. Иногда встречается у взрослых людей, особенно склонных к рассеянности; 3. в психопатологии – речь пациентов, утративших или ранее не развивших у себя навыки ведения диалога. Нередко это нарушение речи выявляется у аутичных пациентов, в частности, при шизофрении.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Монолог
Протагонист высказывает свои мысли и чувства, которые обычно скрывает или сдерживает, что напоминает театральные “реплики в сторону”. Например, директор психодрамы предлагает протагонисту разыграть встречу с его умирающей матерью и говорит: “Прежде чем войти в ее комнату, давайте совершим небольшую прогулку, и вы будете говорить о том, что в вас происходит, когда вы собираетесь зайти к матери”. Протагонист начинает выражать вслух свои мысли и чувства. Это помогает протагонисту или директору достичь инсайта и понять что-то новое. В будущем протагонист может использовать эту технику в качестве “разогрева” перед реальным визитом к матери и т.д.
Источник: Мариино Р. История доктора. Краткий словарь к книге
МОНОЛОГ
особое построение речи, обращенной к самому себе и не рассчитанной на реакции слушателей, собеседников (в отличие от диалога, обмена высказываниями и реакциями на них).
В художественной литературе выделяют т. н. внутренний М. персонажей - воспроизведение их мыслей (пережитая речь), ощущений и впечатлений.
Для PR и рекламы важен внушающий и агитационный М., являющийся основной формой вербального воздействия. Выделяют еще драматический М., в котором речь только сопутствует др. средствам выражения содержания - мимике, жестам, пластическим фигурам и т. д. Повествовательным М. называют последовательно и строго логически организованное сообщение. Выделяют еще лирический М., передающий чувства и эмоции.
В художественной литературе выделяют т. н. внутренний М. персонажей - воспроизведение их мыслей (пережитая речь), ощущений и впечатлений.
Для PR и рекламы важен внушающий и агитационный М., являющийся основной формой вербального воздействия. Выделяют еще драматический М., в котором речь только сопутствует др. средствам выражения содержания - мимике, жестам, пластическим фигурам и т. д. Повествовательным М. называют последовательно и строго логически организованное сообщение. Выделяют еще лирический М., передающий чувства и эмоции.
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006