ИНТЕРВЬЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ

Найдено 1 определение
ИНТЕРВЬЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ
проективная методика исследования личности. Изучает отношения личности с окружающими и к самому себе. И. м. предложено Н. И. Сарджвеладзе в 1984 г.
Основной принцип И. м. заключается в том, что испытуемый выступает не в качестве респондента (как, напр., при ответах на вопросы опросника личностного или анкеты), а в качестве субъекта исследовательской активности, который сам формулирует вопросы
с целью познания или самопознания. Испытуемый как бы берет интервью у другого (воображаемого) человека. Методика И. м. базируется на предъявлении какого-либо материала (вопросника, рисунков, теста и т.д.). Испытуемому предъявляется инструкция,
побуждающая его формулировать вопросы лицам, которых определяет исследователь, а также ответить самому на эти вопросы, играя роль того, кому они адресованы.
Особенности подхода могут быть реализованы в различных конкретных методиках И. м. Н. И. Сарджвеладзе использовал И. м. для изучения форм репрезентации образов отца, матери, лиц противоположного пола, а также связи этих образов с отношением личности
к самому себе. Испытуемому предлагают задать три вопроса «женщине-матери», которые дали бы максимум информации о ее жизни, мыслях, личностных особенностях и т. д. Испытуемым свободен в выборе образа своей матери либо другой женщины. Для изучения
особенностей репрезентации других образов, включенных в программы исследования, процедура повторяется.
Предполагается многосторонний анализ текстов, полученных в результате И. м., в котором можно выделить три направления: !) микроструктурный анализ содержания текста, т. е. составление словника и выявление основных семантических единиц; 2) макроструктурный
анализ содержания текста, вычленение основных смысловых узлов с учетом их иерархических соотношений; 3) психолингвистический и структурно-лингвистический анализы текстов. В ходе анализа результатов И. м. могут быть использованы специальные
методы латентного анализа (см. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ, СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ).
Методика И. м. моделирует внутреннюю «аудиторию личности», и его при условии модификаций можно применять для изучения разных типов межличностных отношений (напр., руководитель — подчиненный, учитель — ученик, муж — жена и т. д.). И. м. допускает
как индивидуальное, так и групповое обследование. По мнению автора, методика может оказаться полезной при диагностике ценностных ориентации, когнитивной сложности и активности субъекта.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.