МОНОЛОГ В ОБРАЗОВАНИИ
МОНОЛОГ В ОБРАЗОВАНИИ
МАНАЛОГ У АДУКАЦЫІ / MONOLOGUE IN EDUCATION. В статье «Неспособность к разговору» представитель герменевтики Г.-Г. Гадамер задается вопросом: почему искусство разговора исчезает? «Разве не наблюдаем мы в жизни общества в нашу эпоху постепенную монологизацию человеческого поведения?» До сих пор современное образование имеет монологичный характер: содержание образования рассматривается в качестве педагогически адаптированного социального опыта, передаваемого учащемуся. Подобная передача не учитывает студенческий компонент: цели, смыслы, личностные, культурно-исторические, религиозные особенности студента. Информация отчуждена от студента, подается ему в «готовом виде» (законы, теоремы, постулаты и др.), а студент не участвует в приготовлении этого «блюда». По сути, речь идет о передаче культурно-исторического знания без учета личностных особенностей студента, а потому образование имеет характер монолога по отношению к студенту. Монологичность отрицает, прежде всего, самостоятельный, творческий характер познания учащимися окружающего мира. Приобретение знаний, их глубина и широта неотделимы от усвоения способов их добывания. Как говорил И. Кант, «мы можем познать лишь те вещи, которые сделали сами». Трансляция «правильной» и «готовой» информации работает на подготовку «кладовщика», но не «строителя» своего пути и успеха. Например, очень трудно научить учащегося мыслить нестандартно, если образовательный процесс свести к сообщению «ничейной», а потому «чужой» для учащегося информации (в виде правил, схем, теорем, закономерностей и пр.). А вопрос развития нравственности, толерантности ученика трудноразрешим без развития его компетентности вести диалог (с собой, с другими людьми). Монологичный характер образования проявляется в образовательных стандартах, программах, учебной литературе, а также в учебном процессе. Так, учащийся, как правило, на уроке следует за логикой учителя, который, формулируя собственные цели урока, в диалоге «подводит» учеников к «правильному» результату, известному в науке и описанному в учебниках. Поэтому диалог «учитель– ученик» в силу ведущей позиции учителя имеет характер монолога и не способствует в полной мере раскрытию эвристических личностных качеств ученика. Монологизм системы образования не способствует мотивации учащегося к познанию, развитию эвристических качеств его личности-творца (креативных, когнитивных, оргдеятельностных, определяющих компетентность учащегося к самоизменению), не позволяет учащемуся принимать ответственность за свои решения, неэффективен в решении ряда социальных проблем, прежде всего воспитания и сохранения ценностных основ человека и общества. Монологизм системы образования производит ученика монологичного, выступает фабрикой стереотипов мышления, общения, поведения. Создает предпосылки для утраты самоидентичности человека как внутреннего пространства его смыслов. Проектирование и реализация учащимся собственного образования, творческая самореализация школьника возможны лишь в его диалоге с внешней образовательной средой. В этой связи эвристическое обучение как процесс создания учащимся собственного образования (смыслов и целей, содержания, форм и методов) имеет диалогические основания. А. Д. Король