СОКРАТОВСКИЙ ДИАЛОГ

Предыдущий термин:
СОКРАТ

Следующий термин:
СОКРАЩЕНИЕ

Содержание:

Найдено 2 определения термина СОКРАТОВСКИЙ ДИАЛОГ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СОКРАТОВСКИЙ ДИАЛОГ

В предисловии к своей книге "Психоневрозы и их психическое лечение" Дюбуа (Dubios P., 1912) писал: "...рациональная психотерапия представляет собой "перевоспитание", с помощью которого "нужно" развить и укрепить ум больного, научить его правильно смотреть на вещи, умиротворить его чувства, меняя вызвавшие их представления. Для этого нет другого средства, кроме убеждения посредством диалектики, которое можно было бы назвать сократовским методом".

С. д. можно даже представить в виде своеобразной интеллектуальной борьбы, в ходе которой корригируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения больного. Психотерапевт постепенно, шаг за шагом подводит пациента к необходимому и запланированному выводу. В основе этого процесса лежит логическая аргументация, составляющая суть методики С. д. Во время беседы психотерапевт задает вопросы пациенту таким образом, чтобы тот давал лишь положительные ответы, на основе чего пациент подводится к принятию суждения, которое в начале беседы не принималось, было непонятным или неизвестным.

Обосновывая эффективность психологических воздействий, в основе которых лежит убеждение, Кречмер (Kretschmer E., 1928) вслед за Дюбуа характеризовал методы переубеждения посредством диалектики, настойчивого уговаривания и доказательства с выдвижением убедительных логических доводов как "метод древнего Сократа". При ноогенных неврозах Франкла (Frankl V. E.), связанных с утратой смысла жизни, в процессе логотерапии также используется методика С. д., позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Большую роль при этом играет личность самого психотерапевта, однако навязывание им своего понимания смысла жизни недопустимо.

Среди методик эмоционально-стрессовой психотерапии В. Е. Рожнов (1989) называет рациональную психотерапию в виде С. д. Во время эмоционально насыщенной беседы врач умело поставленными вопросами подводит больного к осознанию необоснованности своих опасений. Стойкий психотерапевтический эффект в немалой степени связан с тем, что пациент полагает, будто он сам пришел к новым для себя суждениям и выводам и они соответствуют его системе личностных установок.

Г. Б. Геренштейн в своей книге "Введение в практическую психотерапию" (1927) приводит пример психоаналитического лечения, где в беседах с пациенткой описывал фрагмент разговора, который вполне может отразить прием С. д. В нем врач пытается убедить больную, что невротический симптом исчезнет после того, как она осознает его смысл. "Скажите, - говорю я ей, - к какому разряду жизненных явлений вы относите наши, например, сновидения - сознательных или бессознательных?" - "Ну конечно, бессознательных". - "Так. А вам снятся кошмарные сновидения?" - "Как же, я иногда так мучаюсь во сне". - "То есть как это вы мучаетесь?" - "А очень просто: мне бывает иногда так тяжело и я так кричу от боли, что просто задыхаюсь и просыпаюсь вся в поту". - "И все это от сновидения, обусловленного игрой бессознательного?" - "Ну да". - "Ну, вообразите теперь, что я, врач, наблюдаю, как вы страдаете от такого кошмарного сновидения, когда вы мечетесь, кричите от боли, задыхаетесь и т. п., что я, по-вашему, должен был бы сделать: впрыснуть вам морфий или положить компресс на сердце?" - "Да просто меня разбудить". - "А для чего же вас будить?" - "А для того, чтобы мне стадо понятно, что это был сон". - "Так вот что! Значит, для того чтобы освободить вас от страданий, обусловленных бессознательным, вы предлагаете вас разбудить, то есть подвергнуть их контролю сознания, и тогда, поняв, что это только кошмарный сон, вы от этих страданий избавитесь. Точно так же и здесь, поскольку вы не понимаете, откуда у вас это... вы и страдаете, как от кошмарного сна; лишь только вы поймете, какими мотивами оно обусловлено, - вы от него избавитесь. Допускаете это?" - "Да, теперь для меня ясно".

Описанный выше пример показывает, что С. д. может быть элементом различных личностно-ориентированных психотерапевтических методов, задачей которых является вовлечение пациента в сотрудничество и расширение сферы его сознания.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Сократовский диалог

своеобразный метод интеллектуальной борьбы, в ходе которого коррегируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения пациента. При ноогенных неврозах, связанных с утратой смысла жизни, в процессе логотерапии используется методика С.д., позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни.

Источник: Л.Пергаменщик. Кризисная психология. Глоссарий к книге, 2002 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Читать PDF

Проблемы диалогового общения в человекооператорской среде

Янченко И.В.
Читать PDF

Диалог в контексте возрастной психологии

Янченко И.В.
Читать PDF

Диалогическое направление в качественном психологическом исследовании

Чернов Александр Юрьевич
Читать PDF

Диалогизация семейных отношений как фактор формирования устойчивости личности к аддикции

Телепова Н.Н.
Цель статьи представить авторскую концепцию диалогизации семейных взаимоотношений как определяющий фактор формирования устойчивости личности к аддикции.
Читать PDF

Психологические факторы в обучении диалогической речи учащихся старших классов

Читао Ирина Айтечевна
В статье рассматриваются психологические особенности учащихся старших классов, учет которых позволяет им справляться с достаточно сложными задачами быстротечного диалогического контекста, формировать
Читать PDF

Специфика коммуникативного взаимодействия в конфронтационном диалоге

Виноградова Наталья Владимировна
Актуальность статьи определяется исследованием конфронтационного взаимодействия на основании дискурса, что является достаточно новым направлением в социальной психологии.
Читать PDF

Когнитивные и социальные потенциалы диалога россиян и европейцев

Крюкова Татьяна Леонидовна
Представлены результаты кросскультурных исследований, посвященных психологическому анализу содержания и динамики образа человека другой культуры и образа человека своей культуры.
Читать PDF

Модель диалоговой стратегии развития внутриличностных противоречий

Кузьменкова О.В.
В статье предлагается анализ сложившейся на сегодняшний день теоретико-методологической концептуальной рамки теории противоречий и предпринимается попытка моделирования развития внутриличностных проти
Читать PDF

Внутренний диалог «Я-другое я» как механизм развития личности

Евченко Н.А., Березин С.В.
В данной статье представлено исследование компонента внутреннего диалога личности отражения субъекта в себе как в некотором смысле Другом.
Читать PDF

Принцип диалогичности в психолого-педагогическом исследовании

Чернов Александр Юрьевич
Обосновывается принцип диалогичности в психолого-педагогическом исследовании.
Читать PDF

Интенции субъектов общения в повседневном диалоге

Афиногенова Виктория Алексеевна, Павлова Наталия Дмитриевна
Работа нацелена на изучение интенциональной структуры повседневного диалога.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!